Научная статья на тему 'Резервы снижения бюджетных расходов'

Резервы снижения бюджетных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова М.С.

Реформирование системы местного самоуправления позволит повысить прозрачность и рациональность организации бюджетного процесса на территориях, в части финансирования исполнения бюджетных обязательств на уровне муниципальных образований. Наделение муниципальных органов самоуправления дополнительными полномочиями не сопровождалось закреплением за ними необходимого количества доходов, что негативно отразилось на качестве и эффективности реализации их обязательств по оказанию бюджетных услуг. С этой целью пересмотр механизма финансирования государственных и муниципальных программ и поиск резервов снижения стоимости оказываемых муниципалитетами бюджетных услуг позволит существенно повысить эффективность бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервы снижения бюджетных расходов»

5. высокие процентные ставки за кредит. Даже сегодня, когда коммерческие банки в своей кредитной политике ориентируются на упавшую до 8 % ставку рефинансирования Банка России, цена кредита все еще намного превышает среднюю прибыль в реальной экономике, что «отсекает» большинство предприятий, как от банковского кредита, так и от лизинга.

Для более широкого использования лизинга необходимо устранить вышеназванные неблагоприятные условия лизинговой деятельности и усилить ее государственную поддержку.

Список литературы:

1. Аверьянов А.В. Особенности лизинга предприятий // Юрист. -2003. - № 5.

2. Газман В. Лизинг. Теория. Практика. Комментарий. - М.: Фонд «Правовая культура», 2002.

3. Горемыкин В. А. Лизинг. Практическое учебно-справочное пособие. - М.: Юрист, 2002.

4. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы: учебное пособие для вузов / Под ред. А.М. Тавасиева, Н.М. Коршунова. -3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Рудакова О.В., Суворова С.П., Шатунов А.Н. Предприниматель. Предприятие. Предпринимательская деятельность: монография. - Орел: ОГИЭТ, 2009.

РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ © Ефремова М.С.*

Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, г. Волгоград

Реформирование системы местного самоуправления позволит повысить прозрачность и рациональность организации бюджетного процесса на территориях, в части финансирования исполнения бюджетных обязательств на уровне муниципальных образований. Наделение муниципальных органов самоуправления дополнительными полномочиями не сопровождалось закреплением за ними необходимого количества доходов, что негативно отразилось на качестве и эффективности реализации их обязательств по оказанию бюджетных услуг. С этой целью пересмотр механизма финансирования государственных и муниципальных программ и поиск резервов снижения стоимости оказываемых муниципалитетами бюджетных услуг позволит существенно повысить эффективность бюджетных расходов.

* Ведущий специалист.

Государство посредством различных регуляторов способно и должно, по нашему мнению, оказывать воздействие на экономическое развитие страны и систему социальных взаимоотношений, так как оно не может функционировать вне экономики или параллельно ей. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетные расходы направляются на оказание услуг и мер социальной поддержки физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенным органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Одним из основных параметров государственного присутствия в экономике является полная стоимость бюджетной услуги. Наличие информации о структуре стоимости оказываемых государством услуг обществу существенно повышает доверие общества к органам управления на всех уровнях власти, позволяет найти резервы снижения стоимости услуги, оценить эффективность ее оказания. Следует отметить, что экономия бюджета услуги не должна сказываться на ее качестве, поскольку при существенном снижении качества услуги за счет сокращения ее стоимости может возникнуть вопрос о ее целесообразности. Таким образом, необходимо снижать стоимость, но не за счет ухудшения качества.

Наиболее общепринятый подход к расчету полной стоимости бюджетной услуги исходит из того, что стоимость любой услуги складывается из двух видов расходов: прямых непосредственных (прямые трансферты населению или прямая оплата стоимости услуг) и административных (управленческих) расходов по организации условий оказания услуги.

Прямые непосредственные расходы на оказание услуги, выражаются в форме денежных выплат, стоимости компенсации пособий в натуральной форме, заработной плате сотрудников бюджетного учреждения, труд которых является составной частью услуги;

Административные (управленческие) расходы должны учитываться и выделяться из общей суммы расходов во взаимосвязи с конкретной программой или услугой.

При оказании услуг на муниципальном уровне необходимо учесть, что бюджетные организации, оказывающие услуги, и коммерческие предприятия, работающие по заказу, поставлены в неравные условия, так как бюджетные учреждения пользуются субсидированием в виде следующих льгот:

- льготы по оплате услуг ЖКХ;

- аренда помещений по льготным ставкам арендной платы;

- реализация услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми не облагается НДС (ставка 18 %), только если они оказаны государственными и муниципальными учреждениями согласно ст. 149 НК РФ.

В связи с этим при расчете структура стоимости услуги для различных исполнителей будет неодинакова. Тем не менее, коммерческие организации так же могут изыскать резервы экономии, например, за счет более качественного менеджмента и оптимизации расходов. В то же время услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, могут завышаться за счет «социального» пакета или социальных компенсаций работникам-исполнителям помимо заработной платы. Для того чтобы рассмотреть влияние каждого из указанных факторов, необходимо провести более тщательные и детализированные расчеты стоимости, причем по различным субъектам МСО они будут давать разные цифры, в виду различий в уровне жизни и цен.

Таким образом, структура стоимости бюджетной услуги будет варьироваться в зависимости от исполнителя, уровня государственного субсидирования, доли расходов будущих и прошлых периодов. Детализированная структура стоимости услуги представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура стоимости услуг для различных исполнителей

Структура стоимости бюджетной услуги

Бюджетная организация Коммерческая организация

Затраты Резервы экономии Затраты Резервы экономии

Непосредственные Льготы по ЖКХ Непосредственные Социальный пакет

Управленческие Льготы по налогам Управленческие Оптимизация издержек

Расходы будущих и прошлых периодов Льготы по аренде Расходы будущих и прошлых периодов Качественный менеджмент

Наличие полной информации о стоимости услуги позволит более детализировано и рационально сформировать тарифы на нее, повысит доверие частных инвесторов и привлечет дополнительные инвестиции в государственный сектор экономики, позволит спрогнозировать расходы будущих периодов, повысит мотивацию непосредственных исполнителей и административных работников, обслуживающих программу или оказывающих услугу. В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, наблюдается тенденция к привязке бюджетных расходов к результатам их использования. При такой постановке задачи непосредственные сотрудники, работающие по конкретной программе, будут мотивированны на достижение положительных результатов, так как прослеживается четкая связь их действий с полученными результатами.

Детализация структуры стоимости бюджетной услуги необходима так же для определения уровня регулируемости, анализа поведения компонент в зависимости от объема оказанных услуг. С этой позиции все затраты классифицируют на:

- зависящие от объема оказанных услуг (фиксированные);

- не зависящие от объема оказанных услуг (плавающие).

В зависимости от срока исполнения степень регулируемости стоимости услуг может различаться. Так, в краткосрочном периоде регулируемыми являются только плавающие издержки, чем больше их доля в структуре стоимости, тем больше возможностей в изменении объемов предоставленных услуг. Для разнесения затрат по указанным категориям необходимо проанализировать смету расходов.

Обладая информацией о полной стоимости услуги, органы местного самоуправления смогут обосновать свои требования по увеличению финансирования из вышестоящих бюджетов. Наделение органов МСО дополнительными государственными полномочиями должно сопровождаться увеличением финансирования на их выполнение.

В связи с этим управленческие расходы по реализации государственных программ должны быть включены в субвенции из вышестоящего бюджета и не накладываться на местные бюджеты. К сожалению, в настоящее время эти расходы включены в полномочия местного бюджета.

Реформирование местного самоуправления должно предусмотреть, прежде всего, соблюдение баланса между ожиданиями потребителей услуг и располагаемыми финансовыми ресурсами. Такой баланс возможно соблюсти, если есть показатель, позволяющий сформулировать реалистичные требования к содержанию бюджетных услуг и условиям их предоставления, в данном случае этой роли соответствует показатель стоимости бюджетной услуги, расчет которого сопровождается детальной структуризацией стоимости, учетом всех расходов на оказание услуги и поиском резервов экономии бюджетных средств.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 146-ФЗ.

3. Климова А.А. Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Климова. - М.: Издательство «Дело» АХН, 2009. - 520 с.

4. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах», «Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах»).

5. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика: учебник для ВУЗов / Л.И. Якобсон. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000. - 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.