Научная статья на тему 'Резервы повышения профессиональной готовности выпускников факультета физической культуры'

Резервы повышения профессиональной готовности выпускников факультета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION / ИНТЕНСИВНЫЙ ПОДХОД / INTENSIVE APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматриваются основные параметры и пути процесса подготовки педагогов физической культуры, способствующих его профессионально-личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESERVES OF PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF GRADUATES OF FACULTY OF PHYSICAL CULTURE

The article deals with the basic parameters and the process of the preparation of teachers of physical education for the vocational and personal growth.

Текст научной работы на тему «Резервы повышения профессиональной готовности выпускников факультета физической культуры»

УДК 378.183.063 ББК 74.58

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Григорьев Олег Александрович, доцент, мастер спорта СССР Бугаков Александр Иванович, кандидат педагогических наук Воронежский государственный педагогический университет (Воронеж)

Аннотация. В статье рассматриваются основные параметры и пути процесса подготовки педагогов физической культуры, способствующих его профессионально-личностному росту.

Ключевые слова: профессиональное физкультурное образование, интенсивный подход, педагогические условия.

RESERVES OF PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF GRADUATES OF FACULTY

OF PHYSICAL CULTURE

Grigoriev O.A., docent, master of sports of the USSR

Bugakov A.I., cand. pedagog. sci.

Voronezh State Pedagogical University (Voronezh)

Abstract. The article deals with the basic parameters and the process of the preparation of teachers ofphysical education for the vocational and personal growth.

Key words: professional physical education, intensive approach, pedagogical conditions.

В период обучения в вузе закладываются основные профессионально значимые качества личности, в ряду которых основополагающими являются способность к профессиональному росту и самосовершенствованию. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска резервов в подготовке будущих педагогов физической культуры и выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного профессионального развития [5].

Можно отметить, что современная система профессионального физкультурного образования не

обеспечивает в полной мере выпуск специалистов, отвечающих современным требованиям. В числе причин сложившейся обстановки специалисты выделяют ряд факторов: абсолютизацию получаемых студентами знаний, авторитарность образовательного процесса, преимущественная направленность образования на двигательную подготовку, недостаточный учет воспитательного и развивающего воздействия образования на формирование личности специалиста, низкий уровень готовности к самостоятельной работе [3; 4].

Подготовка студентов факультета физической культуры в настоящее время предполагает самоцен-

260

Физическая культура и спорт

ную образовательную деятельность обучаемых и рефлексию учения как субъектной деятельности, формирование личности педагога, способного к самосовершенствованию в современных социально-экономических условиях.

В связи с этим можно констатировать основные противоречия в подготовке будущих специалистов физической культуры:

- между изменившимися приоритетами в подготовке специалиста физической культуры, предполагающими формирование его личности, способного к профессиональной мобильности, самообучению и самосовершенствованию и сохраняющейся в практике подготовки доминантой на репродуктивный характер обучения;

- потребностью в организации личностно-ори-ентированного обучения студентов ФФК и отсутствием его программно-методического обеспечения.

Поэтому актуальность нашего исследования заключается в поисках разрешения указанных противоречий, как в теоретическом, так и практическом плане.

Главная цель профессионального физкультурного образования заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов для всех звеньев системы физической культуры и спорта на основе реального спроса на их услуги, в их способности обеспечить качественное педагогическое сопровождение всего многообразия физкультурно-оздоровительных программ в различных образовательных учреждениях и других организационных структурах физической культуры и спорта [4].

В качестве основных параметров процесса подготовки педагога, способствующих его профессионально-личностному росту, ведущими учеными рассматриваются следующие: исключение предъявления набора готовых профессионально-личностных ценностей; актуализация прошлого опыта студента и преодоление психологических барьеров, что создает предпосылки для более творческого овладения атрибутами профессиональной компетентности, методическим мастерством и психологическим разнообразием (профессиональный компонент авторитета учителя). Цель каждого занятия - снабдить студента актуальной для него профессионально значимой информацией и в теоретическом, и в методическом, и в технологическом плане [1].

Высокий уровень развития физической культуры и спорта обязывает специалиста овладеть определенным комплексом специальных и общих знаний, позволяющих ему лучшим образом освоить и обеспечить свою профессиональную деятельность.

Анализ подготовки студентов факультета физической культуры - будущих учителей показывает,

что в настоящее время много внимания уделяется учебно-тренировочным занятиям, отмечается превалирование двигательных умений над педагогическими. Часто приходится сталкиваться с такими негативными явлениями, как отсутствие инициативы, завышенная самооценка, приоритет спортивной деятельности, неумение анализировать и обобщать свой профессиональный опыт [2].

Таким образом, видно, что перед вузом стоит сложная задача, решение которой возможно лишь при условии создания определенных условий и четкой педагогической системы подготовки будущих учителей физической культуры. Наиболее важным здесь видится учет мотивационной сферы будущих специалистов физической культуры. В первую очередь, необходимо учитывать склонности к педагогической деятельности. Склонность как деятельный интерес занимает ведущее место в формировании данной деятельности, если соответствует ей. Будущие же учителя физической культуры чаще всего руководствуются в своей деятельности спортивными интересами, сдерживающими порой становление педагога, студент часто не видит особой необходимости в общекультурной и профессиональной подготовке учителя.

В подготовке будущих учителей физической культуры должен преобладать интенсивный подход, в основе которого лежит проблемное обучение, опирающееся на положительную мотивацию студентов к учебе, к профессиональной деятельности. Деятельность по освоению знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности должна задаваться в соответствии с целями обучения (цель детерминируется субъектом - школьником) и модельными (квалификационными) характеристиками специалиста.

Интенсивный подход предполагает не только формирование и развитие профессиональных умений, но и воспитание потребности в творческом решении профессионально-педагогических задач. Для этого необходима разработка и использование разнообразных приемов, способов педагогических воздействий, направленных на стимулирование моти-вационной, интеллектуальной, организационной, коммуникативной сторон личности студента в творческой деятельности [4].

Основным критерием развития творческого потенциала студента является его творческая активность, проявляющаяся в его мотивах, знаниях, их практическом применении, его креативности и исследовательских умениях. Наиболее полно эти особенности проявляются в творчестве, творческой деятельности. Система высшего образования должна основываться на индивидуально-творческом подхо-

де в подготовке учителей. Педагогический процесс, исходя из этого, должен строиться на основе личной активности студента, чтобы обеспечить развитие творческой личности [2].

Таким образом, к факторам, благоприятствующим формированию учебно-творческой, в том числе и научно-исследовательской деятельности студентов, можно отнести: личностно-ориентированный подход к обучению; развитие познавательных интересов; проблемное обучение; развитие мотивации, развитие рефлексии, доминирование квазипрофессиональной и учебно-профессиональной форм учебной деятельности; совершенствование самостоятельной работы на основе модульно-рейтинговой системы; оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм организации процесса обучения.

Литература:

1. Григорьев, O.A. Педагогические условия формирования творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе физкультурного вуза / O.A. Григорьев // Культура физическая и здоровье. -2008. - № 2 (16). - С. 22-25.

2. Григорьев, O.A. Структура профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры / O.A. Григорьев, A.B. Лотоненко // Научный журнал «Евразийский форум». - М. : Еврошкола. - 2009. -№ 1. - С. 150-155.

3. Костюченко, В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Ф. Костюченко. - СПб., 1997. - 40 с.

4. Курдюков, Б. Ф. Теория и методология модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры в системе высшего образования: дис. ... д-ра пед. наук / Б. Ф. Курдюков. - Краснодар, 2004 - 303 с.

5. Лотоненко, А.В. Самостоятельная деятельность будущих педагогов физической культуры как психолого-педагогическая проблема / А.В. Лотоненко, О.А. Григорьев // Научный журнал «Берегиня». -Воронеж.: изд-во им. Е.А. Болховитинова. - 2011. -№1 (8). - С.225-234.

Bibliography:

1. Grigoriev, O.A. Pedagogical conditions in developing the creative potential of the students in the educational process in the University Sports /O. G. Grigoriev // Kultura fizicheskaya I zdorovie. - 2008. - № 2 (16). -P. 22-25.

2. Grigoriev, O.A. Structure professional-pedagogical activity of the teacher of physical culture /O. G. Grigoriev, A.V. Lotonenko // Eurasian Forum. - M.: Evroshkola. -2009. - №1. - P. 150-155.

3. Kostyuchenko, V.F. Concept special vocational education in institutes of physical culture in modern terms: abstract. dis. ... dr. ped. Sciences / V. F. Kostyuchenko. - SPb., 1997. - 40 p.

4. Kurdukov, B.F. Theory and methodology of the modernization process, the training of physical education in higher education: dis. ... dr. ped. Sci. / B. F. Kurdukov.

- Krasnodar, 2004. - 303 p.

5. Lotonenko, A. V. Independent activity of future teachers of physical education as a psychological and pedagogical problem / A.V Lotonenko, O.A. Grigoriev // Bereginja.

- Voronezh. : IZD-vo im. E.A. Bolkhovitinov. - 2011. -№ 1 (8). - P. 225-234.

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.