Научная статья на тему 'Резервы повышения конкурентоспособности продукции черной металлургии'

Резервы повышения конкурентоспособности продукции черной металлургии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ / НОВЫЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ГРУППА ЭКСПЕРТОВ / ДЕЛЬФИЙСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немцев Виктор Николаевич

Представлено исследование резервов повышения конкурентоспособности продукции черной металлургии. Сформулирована методика оценки конкурентных преимуществ на основе применения новых, нетрадиционных материалов для повышения конкурентоспособности металлургического предприятия. Сформулирована модель оценки конкурентных преимуществ металлургической продукции. Модель учитывает влияние внешних и внутренних факторов на изменение уровня конкурентных преимуществ продукции металлургии. Оценка конкурентных преимуществ проводилась группой экспертов с использованием дельфийского метода. Ил. 2. Библиогр. 4 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Немцев Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервы повышения конкурентоспособности продукции черной металлургии»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 658.1:669.1:338.4 Немцев В.Н.

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

Конкурентоспособность современныхпредприятий, прежде всего, определяется инновативным характером его развития. Под конкурентоспособностью понимается способность предприятия создавать и использовать стратегические факторы успеха, выделяющие его среди конкурентов и дающие определенные рыночные конкурентные преимущества его продукции и организации. В свою очередь, конкурентные преимущества - это какие-либо дающие превосходство над конкурентами эксклюзивные ценности, которыми владеет предприятие и

ДИНАМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ

НИОКР И ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ЦЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ж

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Товары

Организация

\7

ФАКТОРЫКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ

Цена

V.

Сервис

Затраты на потребление

V.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ на конкретных рынках

Наращивание

конкурентных

преимуществ

ПРИБЫЛЬ

организации

Жи знедея тельносгь орган изации

Жизнеспособность

организации

Интересы

общества

Рис. 1. Формирование и реализация конкурентных преимуществ инновационного предприятия [2]

стремится иметь в будущем. Их значимость определяется тем, насколько они способны превратиться в базисные или второстепенные, стратегические или тактические конкурентные преимущества. В конечном счете конкурентные преимущества воплощаются в товарах предприятия, которые реализуются на рынке и позволяют получить эффект [1, 2].

Схема получения эффекта от конкурентных преимуществ в результате инновационной деятельности предприятия представлена на рис. 1. В этой схеме автором статьи добавлены блоки жизнедеятельности и жизнеспособности предприятия в соответствии с разрабатываемой концепцией управления его инновационным развитием. При этом если оценка конкурентоспособности организации осуществляется по коммерческим результатам деятельности предприятия на рынке (реакция потребителей на конкретный товар), то оценка конкурентных преимуществ осуществляется еще на стадии предынвестиционных исследований в рамках научнотехнической разработки новшеств и обоснования инновационных программ. Соответственно основная цель управления конкурентными преимуществами заключается в их своевременном формировании в ходе инновационных разработок и эффективном превращении в конкурентоспособность предприятия в процессе внедрения (коммерческого освоения).

Выявление резервов повышения конкурентоспособности черной металлургии возможно на основе модели оценки конкурентных преимуществ продукции в условиях применения новых, нетрадиционных материалов и новых технологий. Так, повышение качества исходных азотистых материалов сталеплавильного производства возможно на основе применения технологии самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС), позволяющей обеспечить массовое производство новых, нетрадиционных материалов сталеплавильного производства и достичь нового уровня качества в производстве трансформаторных, высокопрочных низколегированных, высокопрочных коррозионностойких, аустенитных коррозионностойких сталей. Применение СВС существенно расширяет сырьевую базу черной металлургии за счет вовлечения в производство огромного количества различных ферросплавов, которые значительно дешевле чистых металлов и неметаллов. Но главным достоинством коммерческого использования ферросплавов в качестве сырья в СВС-процессе является

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

возможность получения нового класса легирующих материалов, имеющих композиционную структуру и уникальноесочетание эксплуатационных свойств [1].

Крупнейшее предприятие отрасли ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» перешло к использованию ряда новых материалов металлургического производства в виде ферросплавов и лигатур, получаемых на основе СВС: азотированного ферросилиция , азотированного феррованадия, азотированного марганца, азотированного хрома, нитрида хрома, нитрида ферротитана, нитрида силикокальция, нитрида феррохрома, хрома металлического, феррохрома низкоуглеродистого и др. Применение новых материалов обеспечивает существенные конкурентные преимущества производства трансформаторных, высокопрочных легированных, аустенитных коррозионностойких, высокопрочных коррозионностойких сталей, сталей для объемной штамповки, двухфазных сталей, сложнофазныхсталей и др.

Комплексная оценка конкурентных преимуществ предприятия проводится на основе 13 признаков классификации ценностей и представляет собой чрезвычайно сложный и трудоемкий процесс [2]. Согласно этим рекомендациям к внешним факторам Фтп конкурентных преимуществ товаров КПкп могут относиться уровень конкурентоспособности страны, отрасли, региона, предприятия, сила конкуренции на выходе предприятия, на входе системы (среди поставщиков), по товарам-заменителям, появление новых потребностей, уровень организации труда и производства у посредников, активность контактных аудиторий. При этом к внутренним факторам Фтп относятся новизна структуры товара, рациональность организационной и производственной структуры, конкурентоспособность персонала системы, прогрессивность информационных технологий, прогрессивность технологии и оборудования, научный уровень системы управления, обоснованность миссии организации.

Применение новых материалов обеспечивает конкурентные преимущества КПкп и повышение качества, экологичности и экономичности производства трансформаторных, высокопрочных легированных, аустенитных коррозионностойких, высокопрочных коррозионностойких сталей, высокопрочных сталей (сталей для объемной штамповки, двухфазных сталей, сложнофазных сталей) и др. В свою очередь, внедрение новых технологий производства металлопродукции требует применения адекватных организационных структур и систем управления в условиях металлургического предприятия, что предопределяет конкурентные преимущества организации КП0. Собственно процесс превращения конкурентных преимуществ в конкурентоспособность организации можно представить схематически (рис. 2). На приведенной схеме выделены четыре основныхэтапа.

На этапе 1 проводятся исследования и разрабатываются мероприятия по выявлению и превращению отдельных внешних и внутренних факторов Фтп в конкурентные преимущества товаров предприятия. На этапе 2 происходит превращение этих факторов в

конкретные конкурентные преимущества КПкп. На этапе 3 происходит воплощение конкурентных преимуществ в товарах и обеспечивается их конкурентоспособность Кп. На этапе 4 формируется уровень конкурентоспособности предприятия К, на который оказывает влияние конкурентоспособность его товаров Кп и конкурентные преимущества организации КП0. При этом конкурентные преимущества организации могут отражать качество системы управления, миссию организации, ее достижения и авторитет в мире бизнеса, экологическую политику и др.

Однако, как представляется, в системе управления конкурентными преимуществами предприятия проще использовать не абсолютные величины конкурентоспособности или конкурентных преимуществ, а их относительные величины (темпы их изменения), что позволяет снизить трудоемкость расчетов:

К[ =АК,/К, , (1)

где К/ - темп изменения конкурентоспособности предприятия; К, - уровень (размер) конкурентоспособности предприятия; А К, - изменение уровня конкурентоспособности предприятия.

Интегральную оценку роста конкурентных преимуществ какого-либо вида продукции предприятия предлагается проводить по такой модели:

Рис. 2. Процесс превращения конкурентных преимуществ в конкурентоспособность предприятия [2]

Акп:г = £ ^А^Днорм, (2)

г=1

где АКП^М - изменение конкурентных преимуществ некоторого вида продукции предприятия, в баллах; КП™т - изменение /-го конкурентного преимущества некоторого вида продукции предприятия, в баллах; Щ - значимость /-го конкурентного преимущества некоторого вида продукции предприятия, в долях единицы; к - перечень возможных конкурентных преимуществ продукции предприятия черной металлургии.

В свою очередь,

т

Д^-днорм =^ф_Дфнорм , (3)

3 =1

где Афн°рм - изменение3-го фактора /-го конкурентного преимущества продукции предприятия, в баллах; Щ - значимостьу-го фактора /-го конкурентного преимущества некоторого вида продукции предприятия, в долях единицы; т - перечень внешних и внутренних факторов возможных конкурентных преимуществ продукции предприятия.

Расчеты на основе дельфийского метода по формулам (1)-(3) при внедрении технологии производства трансформаторной стали с применением новых материалов, изготавливаемых по технологии СВС (в условиях ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»), показывают, что рост конкурентных преимуществ товарной продукции предприятия - трансформаторной стали составляет 9,85 баллов по 100-балльной шкале (при достаточной согласованности мнений экспертов: коэффициент конкордации составил 0,76).

Предложенная модель оценки конкурентных преимуществ предприятия может быть использована для формирования инновационной стратегии предприятия и разработки конкретных бизнес-планов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции. Применение модели позволяет существенно снизить риск реализации инновационных разработок на стадии их рыночного (коммерческого) освоения. Отечественная и зарубежная практика уже давно выявила сущест-

венные проблемы коммерческого освоения инновационных разработок промышленными предприятиями, которые связаны с так называемыми «технологическими разрывами» в их развитии, их недостаточной про-гнозируемостью и высоким риском [3, 4].

Традиционная методика позволяет достаточно хорошо экстраполировать показатели, определяющие прогноз жизнедеятельности предприятия (см. рис. 1), однако непригодны для выявления возможностей роста его жизнеспособности. Предложенная в данной работе методика представляет собой попытку определить дополнительные ориентиры для эффективного управления конкурентными преимуществами предприятий и выявления резервов повышения их конкурентоспособности. Предложенная методика позволяет давать более точные прогнозы ожидаемых значений экономических параметров инновационного предприятия по сравнению с обычно применяемой линейной экстраполяцией, т.к. ошибки экстраполяции, чаще всего, связаны с неудовлетворительным анализом конкуренции, а не с недостаточным исследованием развития технологии.

Список литературы

1. Мержанов А.Г. Твердопламенное горение. Черноголовка: Исман, 2000. 224 с.

2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2004. 544 с.

3. Фостер Р. Обновление производства: атакующее выигрывают : пер с англ. М.: Прогресс, 1987. 272 с.

4. Королева Е.В., Ермолаева Т.К. Комплексный подход к формированию системы аналитических показателей инновационной деятельности предприятия // Страховое дело. 2009. № 11. С. 24-31.

List of literature

1. Merjanov A.G. Hard-flaming combustion. Chernogolovka: Esman, 2000. 224 p.

2. Fatkhutdinov R.A. A management of competitive ability of organization: Training aid. Moscow: Eksmo Publishing House, 2004. 544 p.

3. Foster R. A renovation of productions: Attackers win a battle. Moscow: Progress, 1987. 272 p.

4. Koroleva E.V., Ermolaeva T.K. A complex method of approach for forming of a system with analytic indexes of enterprise's innovatory activity // Insurance busyness. 2009. № 11. P. 24-31.

УДК 342.9

Мещерякова T.P.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Истечение чего-либо, что движется, представляет собой последовательную смену событий - от прошлого через настоящее к будущему. Прошлое в движении и развитии общества не исчезает бесследно, оно всегда выступает в качестве того или иного результата человеческой деятельности в той или иной форме, вследствие определенных ограничений, остановок.

Истечение срока переносит наше внимание не на сам процесс движения, а на движение, ограниченное пределом , на его результат [1].

Несмотря на все многообразие сроков и их различное предназначение, порядок исчисления времени в материальных и процессуальных отраслях права должен быть понятным, удобным, непротиворечивым, ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.