Научная статья на тему 'Рейдерство как угроза экономической безопасности'

Рейдерство как угроза экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕЙДЕРСТВО / ПОГЛОЩЕНИЕ / ECONOMIC SECURITY / RAIDING / ABSORPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Татьяна Васильевна

Статья посвящена такому виду преступной деятельности, как рейдерство, которое представляет реальную угрозу не только имущественным интересам конкретных собственников, но и экономической безопасности Российской Федерации в целом. В статье определена этимология этого понятия, показано отношение общества и бизнеса к рейдерам в различных странах, раскрыты некоторые научные подходы к определению рейдерства, рассмотрено несколько основных схем рейдерских захватов, а также указаны превентивные меры защиты от рейдерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE RAID AS A THREAT OF ECONOMIC SAFETY

Article is devoted such kind of criminal activity as corporate raid which poses real threat not only to property interests of concrete proprietors, but also economic safety of the Russian Federation as a whole. In article the etymology of this concept is defned, the attitude of a society and business to raiders in different countries is shown, some scientifc approaches to corporate raid defnition are opened, the basic schemes of raiding are described, and also preventive measures of protection from corporate raid are specifed

Текст научной работы на тему «Рейдерство как угроза экономической безопасности»

УДК 346 Т.В. Волкова*

РЕЙДЕРСТВО КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена такому виду преступной деятельности, как рейдерство, которое представляет реальную угрозу не только имущественным интересам конкретных собственников, но и экономической безопасности Российской Федерации в целом. В статье определена этимология этого понятия, показано отношение общества и бизнеса к рейдерам в различных странах, раскрыты некоторые научные подходы к определению рейдерства, рассмотрено несколько основных схем рейдерских захватов, а также указаны превентивные меры защиты от рейдерства.

Ключевые слова: экономическая безопасность; рейдерство; поглощение.

T.V. Volkova

CORPORATE RAID AS A THREAT OF ECONOMIC SAFETY

Article is devoted such kind of criminal activity as corporate raid which poses real threat not only to property interests of concrete proprietors, but also economic safety of the Russian Federation as a whole. In article the etymology of this concept is defined, the attitude of a society and business to raiders in different countries is shown, some scientific approaches to corporate raid definition are opened, the basic schemes of raiding are described, and also preventive measures of protection from corporate raid are specified.

Keywords: economic security; raiding; absorption.

Прежде чем говорить о такой угрозе экономической безопасности, как рейдерство, рассмотрим этимологию этого понятия. По-анлийски «raid» -это «налет», «набег», «вторжение», а, следовательно, «raider» - участник налета, вторжения. Термин «рейдерство» первоначально имел отношение к морскому разбою - пиратству. Впервые он стал употребляться в Великобритании, стремившейся установить свое влияние на море.

США были первой страной, придавшей этому понятию иной смысл. Примером тому служат действия американского финансиста Дж. Гульда, который в ходе гражданской войны в США стал захватывать предприятия, которые должны были получить из казны крупный заказ на поставку товаров для армии [5, с. 19]. В конце XIX века рейдерством успешно занимался Джон Рокфеллер, который в качестве механизма принуждения использовал льготные цены на транспортировку нефти.

Со временем и в России понятие «рейдество» стало применяться в бизнесе как силовое недружественное поглощение предприятия. Появление акций создало возможность поглощения компании помимо воли руководства.

Очень часто понятие «поглощение» используется как синоним терминов «слияние» и «присоединение», под которыми подразумевается объединение двух или более организаций, в результате которого образуется новый единый хозяйствующий субъект. В то же время необходимо понимать, что формы проведения такого поглощения могут быть разными, а потому необходимо выделять дружественное и недружественное (враждебное) поглощение.

Если организации обладают приблизительно одинаковыми экономическими параметрами, а их руководящий состав и акционеры поддерживают данную сделку, то такое поглощение принято считать дружественным,

* Волкова Татьяна Васильевна, доцент кафедры финансов и налогообложения Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук, доцент. E-mail: volktv@bk.ru © Волкова Т. А., 2011

что вполне соответствует понятию «слияние».

Однако в современной реальности чаще всего имеет место обратный процесс: в слиянии, присоединении участвуют организации с разными экономическими параметрами (слабую в экономическом смысле организацию поглощает организация, обладающая более мощными экономическими ресурсами), а установление контроля над организацией происходит вопреки воле собственника и акционеров этого предприятия. И в данном случае имеет место недружественное (враждебное) поглощение или «рейдерство», «корпоративный захват», «перехват корпоративного контроля».

Необходимо отметить, что отношение общества и бизнеса к рейдерам в разных странах не однозначно. В Европе рейдерство менее распространено, чем в США и Великобритании, которые зачастую считают это явление позитивным, заставляющим организации повышать эффективность и конкурентоспособность. В европейских же странах, которые традиционно относятся к предприятию как к социальному институту, ответственному перед сотрудниками и обществом, а не только как к собственности акционеров, недружественные поглощения отвергаются и осуждаются. Такое же отношение характерно и для Японии, где действия рейдеров ограничены жесткими социальными и институциональными барьерами.

В российском законодательстве определение рейдерства отсутствует, да и научные подходы к его определению неоднозначны, что приводит к отсутствию достоверной статистики рейдерских проявлений.

Часть экономистов придерживаются традиционной точки зрения: рейдеры - это компании, осуществляющие захваты. Например, И.Н. Осташенков, финансовый директор инвестиционно-консалтинговой группы «Консалт-пром», считает, что «проблема существования "захватов" в настоящее время стоит достаточно остро для нашей экономики. Сущность этих процессов заключается в приобретении контроля над активами компании без приобретения преобладающей доли в структуре ее капитала. После приобретения контроля над активами, они, как правило, выводятся и продаются. Норма прибыли при этом в некоторых случаях может достигать 1000

% и более. Основные проблемы, которые ставят «захваты» для экономики, - это потери для акционеров, теряющих свою собственность; проблемы, связанные с последующим перепрофилированием или остановкой предприятия, что сопровождается потерей рабочих мест, деформацией отраслевой структуры и пр. Таким образом, очевидны существенные негативные моменты этих процессов» [7, с. 126].

Однако другие исследователи, например, М. Делягин - руководитель Института проблем глобализации, политик и экономист, отмечают, что «в российском понимании рейдерство - это недружественное поглощение не просто с помощью инициирования бизнес-конфликта, но с прямым нарушением либо извращением закона» [6].

Можно согласиться с Н.С. Касьяненко в том, что «рейдерство - процесс недружественного поглощения организации любой формы собственности с помощью специально инициированного корпоративного спора с использованием административных и коррупционных ресурсов, технологий хищения акций и различных мошеннических схем, а также трактовкой в свою пользу неоднозначных положений нормативных и законодательных актов» [4, с. 121].

Рассмотрим несколько основных схем рейдер-ских захватов.

Одним из таких методов является схема с бюджетной задолженностью - яркий пример использования возможностей государства в частных интересах. Вступая в сговор с сотрудниками того ведомства, в чьих полномочиях оказалась долги предприятия (налоговая служба, фонд государственного пенсионного страхования и т.п.), рейдер старается ослабить финансовое положение предприятия, тем или иным способом ограничивая его возможности для оперативного погашения любой крупной кредиторской задолженности. Например, в соответствии ст. 76 Налогового кодекса РФ по факту неоплаты требования об уплате налога руководитель налогового органа может принять решение о приостановке операций по расчетным счетам предприятия. Причем ни мнение должника, ни его обещания быстро оплатить образовавшуюся задолженность при этом не учитываются. Такие действия могут привести к приостановке

работы предприятия. Со временем в результате роста налоговой задолженности, в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса РФ у налоговой службы возникнут основания и для ареста имущества. При этом для усиления эффекта это имущество может быть передано на ответственной хранение другому лицу, что окончательно сделает невозможным осуществление финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Дальнейшие действия налоговой службы вполне предсказуемы - это обращение взыскания на арестованное имущество и денежные средства предприятия. А затем в зависимости от размера этого взыскания будет решаться вопрос о возбуждении в арбитражном суде дела о банкротстве.

Следующей схемой поглощения бизнеса является использование залога. Участники реализации этой схемы - банки-кредиторы, с которыми компания заключает договор о кредитовании под залог имущества. Действуя от своего лица или с помощью профессиональных рейдеров, предприятию в критический момент может быть предложен вариант кредитования под залог контрольного пакета акций предприятия. А после заключения договора о кредитовании предприятия рейдер всеми возможными способами создает условия, при которых предприятие будет неспособно выплатить свой долг. Для этого могут быть использованы легальные инструменты. Например, в договоре кредитования оговаривается право банка требовать досрочного погашения обязательства в случае снижения стоимости залогового имущества. При этом оценивать это имущество будет иметь право аккредитованный банком оценщик. Резкое прекращение кредитования предприятия с одновременным взысканием всей суммы долга ставит должника на грань банкротства. Если заложенным имуществом является контрольный пакет акций, то рейдеру в ходе собрания акционеров не составит большого труда сменить руководство и полностью захватить бизнес.

Коррупционные методы захвата предприятий в российских условиях всегда актуальны для рейдеров и привлекают их простотой исполнения. В реализации такой схемы коррумпирован-

ные сотрудники правоохранительных органов играют не последнюю роль. При этом доказать их соучастие достаточно трудно: их действия выглядят как самостоятельные и законные.

Рейдерский захват тщательно готовится. Ему всегда предшествует активный сбор информации, в основном компрометирующего характера. Иногда прибегают к фальсификации документов, если ее недостаточно для уголовного преследования. Затем с целью выявления признаков наличия состава преступления проводятся проверки предприятия. Перед реальной угрозой возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности собственник практически всегда соглашается с предложением о решении проблем под условие заключения сделки на выгодных для рейдера условиях. В случае возбуждения уголовного дела у рейдера открываются широкие возможности: заключение под стражу руководителей предприятия; арест имущества, денежных средств на счетах; передача имущества на ответственное хранение тому же рейдеру.

Существуют также схемы с использованием кредиторской задолженности. После сбора информации о финансовой устойчивости предприятия рейдер скупает кредиторскую задолженность предприятия, не нарушая при этом закон, так как в соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ для перехода к другому лицу прав кредитора согласие должника не требуется. Используя информацию о финансовой устойчивости предприятия, рейдер определяет ту величину долга, при одновременном предъявлении к взысканию которой предприятие окажется в кризисном состоянии: начнут отменяться сделки, рушиться действующие хозяйственные связи, станет невозможным обеспечение исполнения обязательств; штрафы и пенни увеличат массу долга.

Поставить абсолютную защиту от рейдер-ского захвата невозможно, но можно предпринять превентивные меры, которые должны основываться на понимании того, что основными факторами, сдерживающими рейдера, являются деньги и время.

Если расходы на обеспечение захвата будут

слишком высокими, а время будет работать против него, то ни один рейдер не станет этим заниматься. Следовательно, необходимо:

- хранить реестр акционеров у лицензированного реестродержателя (теоретически получить такой реестр возможно, но расходы при этом будут очень велики);

- в договоре с реестродержателем прописывать пункт о том, что сведения о совершении любых сделок с акциями должны доводиться до руководства компании;

- отслеживать кредиторскую задолженность и поддерживать с кредиторами такие отношения, которые вселяли бы уверенность, что они предупредят о сторонних попытках выкупить долг компании;

- налагать обременение на недвижимость (рейдеру придется потратить деньги и время, чтобы его снять);

- поддерживать нормальные отношения в коллективе, чтобы выплата заработной платы «в конвертах» не стала поводом воздействия на руководителя;

- использовать лицензионные программные продукты и ограничивать доступ к конфиденциальным базам данных и сведениям.

В качестве защитных мер можно передать акции и имущество в доверительное управление или номинальному держателю, например, профессиональному участнику рынка ценных бумаг. Это приведет, во-первых, к удорожанию захвата, а во-вторых, увеличится время для защиты.

Можно, конечно, специально создавать компании за границей или в оффшорных зонах и передавать им свои акции. Но далеко не каждой фирме это под силу, хотя такой вариант защиты наилучшим образом обеспечит конфиденциальность владения имуществом, и у фирмы появится возможность защищать это имущество с помощью международного права.

Компания, которая регулярно проводит налоговый и юридический аудит, тщательно проверяет своих контрагентов, в состоянии заранее выявить «болевые точки» своего бизнеса и устранить их. Способов защиты от рейдерского захвата много, но они всегда индивидуальны, так как зависят от множества факторов: орга-

низационно-правовой формы компании, количества акционеров, разветвленности бизнеса, наличия недвижимости и кредиторской задолженности и т.д. Только детально продуманный алгоритм поведения собственника и акционеров в процессе хозяйственной деятельности может обеспечить защиту предприятия от рейдерских захватов.

В современных условиях такой вид преступной деятельности, как рейдерство представляет реальную угрозу не только имущественным интересам конкретных собственников, но и экономической безопасности Российской Федерации в целом, так как препятствует нормальному экономическому развитию общества, повышению эффективности национальной экономики, снижает доверие общества к государственным органам и инвестиционную привлекательность страны. В настоящее время ущерб от рейдер-ства для экономики Российской Федерации, по различным экспертным оценкам, достигает от 20 до 50 млрд. долл. ежегодно. Поэтому государство пытается если не решить, то хотя бы нивелировать данную проблему.

Соответствующие поправки, направленные на повышение эффективности мер по борьбе с рейдерскими захватами имущества, имущественных и неимущественных прав, а также денежных средств предприятий, инициатором которых выступил Президент РФ Дмитрий Медведев, в 2010 году внесены в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации [2].

В соответствии со ст. 170.1 Уголовного кодекса РФ фальсификация единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг наказывается штрафом от 100 тысяч до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом до 100 тысяч рублей, а за внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к нему полагается лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 300 тысяч рублей [1].

Статья 185.5 УК РФ вводит наказание за фальсификацию решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или

решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, которое предполагает штраф в размере до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 300 тысяч рублей.

Также определены наказания за злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах, за воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг, а также за умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в реестр владельцев ценных бумаг.

В то же время, по словам П. Петровского - руководителя антирейдерской организации «Росразвитие»: «Эти поправки никак не предупреждают рейдерство. В действующем законодательстве уже есть все, что нужно, есть статья о подделке документов, например» [3, с. 45]. И с этим, пожалуй, нельзя не согласиться, как и с тем, что более действенной мерой было бы создание межведомственных комиссий по противодействию рейдерству, поскольку важнейшей его составляющей является не отсутствие или наличие карающих законов, а коррупция в органах власти. А потому с уверенностью можно полагать, что в обозримом будущем антирейдеры без работы не останутся.

Литература

1. Дранкина Е. В погоне за рейдером // Коммерсантъ Деньги. - 2010. - № 15. - С. 36-38.

2. Касьяненко Н.С. Недружественные поглощения (рейдерство) организаций в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 119-124.

3. Овчинский В. Рейдеромафия // Огонек. - 2007. - № 16. - С. 18-21.

4. Поздняков А. Может ли захват быть дружественным? // Аргументы и факты. - 2006. - № 40.

5. Тенденции и перспективы слияний и поглощений в России: интервью с финансовым директором инвестиционно-консалтинговой группы «Консалтпром» И.Н. Осташенковым // Финансовый менеджмент. - 2005. - №3. - С. 124-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.