Научная статья на тему 'Ревматические болезни сквозь призму изобразительного искусства'

Ревматические болезни сквозь призму изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
433
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ревматические болезни сквозь призму изобразительного искусства»

Ревматические болезни сквозь призму изобразительного искусства

С. А. Монахов Кафедра кожных и венерических болезней ГОУВПО ММА им. И. М. Сеченова Росздрава, Москва

Медицина по творческому потенциалу сопоставима с изобразительным искусством, с тем лишь отличием, что художник, создавая свое произведение, использует чистое полотно и наносит на него краски, а задачей врача является восстановление первоначальной чистоты кожи (и всего тела в целом) путем удаления патологических изменений, которые «нарисовала» болезнь.

Наиболее демонстративными для визуальной интерпретации являются разделы медицины дерматокосметология и ревматология, проявления заболеваний которых в большинстве случаев можно расценивать как патогномоничные.

Классические изменения пястно-фаланговых, проксимальных межфаланговых и запястных суставов, а также ульнарная девиация кистей представлены в нескольких иллюстрациях Д. Шемякиной к роману Г. Майринка «Голем» (2007. Коллекция Д. Шемякиной (рис. 1, 2) [3].

В средние века больные кожной порфирией и красной волчанкой (особенно с проявлениями на коже) из-за непереносимости солнечного света принимались за оборотней. Типичную васкулит-ную «бабочку» можно увидеть на лице одного из монстров из Часослова Круа (Кодекс 1858. XVI век. Вена, Австрийская национальная библиотека (рис. 3) [4, 5].

Тотальные кожные изменения при склеродермии — своеобразную мумификацию — представил художник У. Альдрованди (Женщина-чудовище, из книги История чудовищ, 1658. Болонья, Ferroni (рис. 4). Разновидность ограниченной склеродермии (полосовидная, линейная) изобразил на своем полотне «Портрет дерматолога и уролога Ганса Коха» (фрагмент, 1921. Кёльн, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг (рис. 5) немецкий живописец О. Дикс [2, 5].

Адрес: Москва, ГОУ ММА им. И.М. Сеченова кафедра кохных и венерических болезней Тел/факс: ?????????

С некоторой долей условности работу итальянского мастера Б. Пассеротти «Человек, кусающий себя за руку» (XVI век. Милан, частное собрание (рис. 6) можно трактовать как проявления дерматомиозита. Достаточно отчетливо видны отек и гиперемия в периорбитальной области, а также эритема Готтрона (над суставами кисти) [2]. Сам укус плеча можно трактовать как аллегория изображения ведущего признака заболевания — поражение скелетных мышц проксимальных отделов конечностей.

Весьма экспрессивно выразил процесс старения уальдовского Дориана Грея художник И. Олбрайт (Портрет Дориана Грея, 1943-4. Чикаго, Институт искусств (рис. 7). На основании поражения глаз (рис. 8) и петехиальных кровоизлияний на конечностях (рис. 9) можно предположить системный некротический гранулематозный артериит Вегенера [2, 7].

Гигантоклеточный височный артериит Хортона достаточно отчетливо проявляется у персонажей картин художников Г. Гросса «Писатель Мак Герман-Нейсе» (1925. Манхайм, Государственный музей искусств (рис. 10) и Ян ван Эйка «Коленопреклоненный каноник Георг ван дер Пале» (фрагмент. Деталь картины «Мадонна каноника Георга ван дер Пале», 1434-6. Брюгге, Городской музей изящных искусств (рис. 11) [1, 2, 7].

Проявления «сухого синдрома» Шегрена отмечаются у персонажа с фрагмента сатирического фламандского триптиха (ок. 1520. Льеж, Центральная библиотека (рис. 12) работы неизвестного мастера. Можно отметит все симптомы (сухой кератоконъ-юнктивит, ксеростомия и ревматоидный артрит) диагностической триады заболевания [2, 7].

Одну из разновидностей синдрома Шарпа (сочетание склеродермии и ревматоидного артрита) можно предположить у св. Иеронима с картины М. ван Ремерсвайла (Размышления Святого Иеронима, фрагмент. Франция, Шартр (рис. 13) и у пожилой нимфетки с полотна «^апкаБ» (1630. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина (рис. 14) кисти Б. Строцци [2, 4, 7].

В христианстве издревле сложилась традиция отождествления представителей обширного небесного сонма святых и блаженных с конкретными земными тяготами и горестями людей. Основой для подобных сопоставлений являются сюжеты из жития, мученичества или болезней конкретного святого. Покровителями врачей и фармакологов традиционно считаются святители Лука, Косма и Дамиан. Общепризнанным является отождествление св. Рока, св. Лазаря и братьев-бессребреников Космы и Дамиана как заступников больных кожными заболеваниями. В современном мире, характеризующимся непрерывным научно-техническим прогрессом, зачастую приходится сталкиваться с весьма условными сопоставлениями. К примеру, святой Исидор Севильский выбран в качестве покровителя интернета, Клара Ассизская — покровительница телевидения, у рекламистов и пресс-атташе также свой святой — Бернард Сиенский. Практически у каждой профессии есть свой небесный покровитель [6]. Попытаемся и мы для основных ревматических заболеваний найти своих святых, основываясь на описаниях их жизни, мученичества и сотворенных ими чудесах.

Святой Иероним (ок. 342 — 420) — один из четырех латинских (западных) отцов Церкви, благодаря изображению его на полотнах живописцев в образе старца с множеством морщин и с деформациями мелких суставов кистей (см. рис. 13), может считат-ться покровителем больных ревматоидным артритом [4].

История легендарной девы-мученицы Маргариты Антиохийской повествует о том, что святая, будучи невестой Христовой, отказала в женить-

бе перфекту антиохийскому, за что была заключена в темницу, в которой сатана «явился к ней в образе дракона и пожрал ее». Но крест в ее руках заставил тело монстра разверзнуться, и Маргарита вышла наружу невредимой (1440. Иллюстрация манускрипта (рис. 15). Сопоставляя эпизод с драконом и значение лат. слова lupus (досл. — волк, перенос. — пожирающий людей), можно условно считать Маргариту Антиохийскую покровительницей больных красной волчанкой [5].

Святой Петр Мученик считается покровителем испанской инквизиции и Ордена доминиканцев (Неизвестный художник. XVIII век. Санкт-Петербург, Музей истории религии (рис. 16). Инквизиторское рвение и жестокость к еретикам вызывали ненависть его противников и в 1252г. он был убит заговорщиками, которые раскроили святому череп кинжалом и пронзили грудь мечом. Принимая во внимание характер убийства святого (мечом в голову) и сопоставляя разновидность ограниченной склеродермии (полосовидная, линейная) с образной ассоциацией рубца от удара саблей, Петра Мученика условно можно считать покровителем больных склеродермией [5].

Христианский святой Христофор служил Христу тем, что переносил на своих плечах бедных и больных через реку. В переводе с греческого имя святого означает «Переносчик Христа». В искусстве он почти всегда изображается переносящим младенца Христа через реку (О. Дикс. Св. Христофор IV, 1939 (рис. 17). Постоянная нагрузка на ноги позволяет считать Христофора покровителем не только путешественников, но и больных ангиитами (васкули-тами) кожи [5].

ЛИТЕРАТУРА

Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Рольфа Томана. Кёльн: KЦNEMANN, 2000, 522 с.

История уродства / под ред. Умберто Эко; перевод с итал. А. А. Сабашниковой, И. В. Макарова, Е. Л. Кассировой, М. М. Сокольской. М., Слово/ Slovo, 2007, 456 с., ил.

Майринк Г. Голем: Роман / Пер. Д. Выгодского, под ред. А. Волынского. Ил. Д. Шемякиной. Коммент. Л. Винаровой. Статьи Ю. Стефанова, Д. Выгодского, Л. Винаровой. СПб.: Вита Нова, 2008, 384 с., 41 ил. (Рукописи).

Монахов С. А. Изобразительное искусство глазами дерматовенеролога. М., Издательство «Сервис-графика», 2005, 176 с., ил. 164.

Монахов С. А. Часослов дерматоИЗОвенеролога. М., «Искусство и Образование», 2008, 96 с., 129 ил.

Небесные заступники / Сост. А. Ю. Костин. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004, 464 с., 16л. ил. Сигидин Я. А., Гусева Н. Г., Иванова М. М. Диффузные болезни соединительной ткани. Руководство для врачей. М., Медицина, 1994, 544 с. ил.

Поступила 07.06.08

1

2

б

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.