Научная статья на тему 'Реверсивная логистика в управлении запасами'

Реверсивная логистика в управлении запасами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3782
935
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВЕРСИВНАЯ ЛОГИСТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / ВОЗВРАТНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ / REVERSIBLE LOGISTICS / STOREKEEPING / RETURNABLE PRODUCT FLOWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуева Ольга Николаевна

Дано понятие реверсивной логистики как одного из элементов управления запасами. Рассмотрены основные причины возврата материальных потоков в рамках реверсивной логистики. Доказана необходимость учета причин возникновения возвратных материальных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVERSIBLE LOGISTICS IN STOREKEEPING

The concept of reversible logistics as one of storekeeping aspects is described. Basic causes for product flows return are considered within the framework of reversible logistics. The necessity of considering the reasons for returnable product flows arising is grounded.

Текст научной работы на тему «Реверсивная логистика в управлении запасами»

peno, приобретение паев в закрытом паевом инвестиционном фонде недвижимости.

4. Сектор коммерческой недвижимости.

Цель инвестирования налагает ограничения на возможности выбора инвестором сектора недвижимости. Автор сформулировал данные ограничения для инвесторов, преследующих разные инвестиционные цели.

При реализации проекта с целью управления для инвесторов нет ограничений по секторам — профессиональная управляющая компания может эффективно управлять любым типом недвижимости.

При продаже площадей объекта стороннему инвестору существуют ограничения в выборе сектора коммерческой недвижимости. Это связано с тем, что не все виды недвижимости можно распродавать по частям, например такие, как торгово-развлека-тельные центры, комплексы недвижимости и т.д., требующие единой стратегии управления и функционирования. Чаще всего по частям продают объекты офисной, складской, развлекательной и торговой недвижимости. При этом надо отметить, что сделки по продаже по частям объектов развлекательного назначения единичны. Что же касается торговой недвижимости, то чаще всего по частям продаются торговые центры регионального уровня. Покупателями площадей в таких центрах в основном становятся местные торговые сети.

УДК 65 ББК 65

Планирование и координация движения товаров от производителя или оптовой организации к розничной сети и к конкретному

При продаже объекта путем сделки репо у соинвестора нет ограничений по секторам недвижимости.

При инвестиционной продаже объекта единственное ограничение по секторам недвижимости — масштабность проекта. Комплексы объектов недвижимости являются практически неликвидными при попытке их продажи институциональным инвесторам.

Ограничением по секторам недвижимости для сетевых операторов выступает область их деятельности.

Таким образом, проведенный автором анализ факторов, влияющих на процесс инвестиционной и девелоперской деятельности, выявил особенности попроцессного подхода к управлению проектами для каждого типа инвесторов, функционирующих на российском первичном рынке коммерческой недвижимости. Более детальное исследование факторов, формирующих поведение инвесторов, позволит разработать методику принятия контрольными инвесторами и соинвесторами инвестиционного решения о наиболее привлекательном этапе инвестиционного проекта с точки зрения вложения и изъятия инвестиционных средств, определения возможного пути получения максимальной прибыли в процессе реализации проекта и повышения инвестиционной привлекательности объектов коммерческой недвижимости.

потребителю в рамках логистики направлены на обеспечение своевременности, эффективности и рентабельности всех потоковых

>8.7 О.Н. ЗУЕВА

.291.592 зав. кафедрой товароведения и экспертизы

непродовольственных товаров Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент, г. Екатеринбург

e-mail: zuevaon@mail.ru

РЕВЕРСИВНАЯ ЛОГИСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ

Дано понятие реверсивной логистики как одного из элементов управления запасами. Рассмотрены основные причины возврата материальных потоков в рамках реверсивной логистики. Доказана необходимость учета причин возникновения возвратных материальных потоков.

Ключевые слова: реверсивная логистика, управление запасами, возвратные материальные потоки.

процессов. Процедуры обработки заказов и их выполнения, транспортировки, хранения товаров на складе, обслуживания и управления запасами рассматриваются как взаимозависимые звенья цепочки формирования ценности. Если логистическая система работает хорошо, то уровень дефицита товаров снижается, объемы запасов удерживаются на определенном уровне, качество обслуживания повышается — и все это происходит одновременно.

Традиционно лицами, действующими в пределах логистических каналов, являются производители, организации оптовой и розничной торговли. Они принимают на себя риски, связанные со статусом временных владельцев товара, и вступают в договорные отношения с другими участниками рынка — конкретными потребителями. Указанные лица, создающие цепи поставок, осознают влияние покупателей на их деятельность и рассматривают последних в качестве своих «активов».

Частью логистической системы является управление запасами, включающее приобретение и поддержание необходимого ассортимента товаров при одновременном контроле затрат на размещение заказов, на поставку, хранение, выкладку, продажу товаров, эффективную обработку возвращенных товаров, минимизацию количества поврежденных продуктов и др. Один из элементов управления запасами представляет собой реверсивная логистика.

Реверсивная логистика — это широкое понятие, охватывающее логистический менеджмент и деятельность по снижению и устранению опасных и неопасных потерь товаров и тары. Она означает обратное распределение, т.е. движение товаров и информации в направлении, противоположном тому, в котором ведется нормальная логистическая деятельность. Обратное распределение определяется как «процесс, посредством которого компания собирает свои использованные, поврежденные и просроченные продукты и/или упаковки у конечных пользователей»1.

Обратная логистика как явление, противоположное прямой логистике, представляет собой процесс планирования, реализации и контроля производительных и эффективных

по затратам потоков сырья, запасов незавершенного производства, готовой продукции и связанной с ними информации, перемещающихся от точки потребления до точки их происхождения в целях восстановления ценности или правильной их утилизации2.

Обработка возвращаемых материалов и товаров — это один из важных видов деятельности при обслуживании заказчиков после совершения сделки. Среди последствий возврата можно выделить создание новых логистических товаропотоков. Исследование, проведенное Исполнительным советом по реверсивной логистике, показывает, что предприятия США тратят около 35 млрд дол. в год на погрузочно-разгру-зочные работы, обработку и транспортировку возвращаемых товаров. По данным Центра логистики при университете Невады, в розничной торговле покупатели возвращают около 6% товаров, причем у некоторых розничных предприятий, торгующих по каталогам или через Интернет-магазины, эта цифра доходит до 30-35%3.

Товары и материалы возвращаются по многим причинам. Американские исследователи отмечают, что иногда грузоотправитель допускает ошибку при выполнении заказа или товары повреждаются в пути. По мнению экспертов, до 10% проданных компьютеров покупатели возвращают в магазины. Но самый сложный момент — это возврат дефектных товаров. Например, производство товаров для спорта в США характеризуется тем, что свыше 85% товаров, возвращаемых производителю, объявляются дефектными.

Выработка процедур решения проблем, связанных с предъявлением претензий и исков, требует быстрого реагирования. Производитель должен тщательно обследовать возвращенные товары, определить, можно их снова поместить в запас готовой продукции или требуется их обновление либо ремонт.

С учетом изложенного реверсивная логистика в авторской трактовке — это процесс планирования, реализации и контроля логистических товаропотоков, возвращающихся из сферы обращения и потребления в результате обратного распределения готовой продукции, опасных, поврежденных, просроченных и использованных товаров и тары и связанной с ними информации в целях

восстановления их ценности или правильной утилизации (рис.).

В настоящее время реверсивная логистика приобретает все большую актуальность в связи с увеличением объема реализуемых товаров, ростом информированности потребителей и благосостояния населения, ужесточением требований безопасности и экологичности.

Потребительский рынок Российской Федерации динамично развивается и принимает все более цивилизованный характер. Расширяются ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг, совершенствуется организация торговых процессов, используются прогрессивные технологии и современные формы продажи. В то же время результаты проведения контрольных мероприятий на потребительском рынке свидетельствуют о многочисленных фактах нарушения требований законодательства.

Анализ данных Ростехрегулирования об объемах возвратных товаропотоков отдельных видов продукции в рамках реверсивной логистики показал, что удельный вес предприятий, на которых имели место нарушения требований стандартов, увеличился за последние два года с 48,8 до 55,5%, при этом наибольшее число составили предприятия легкой промышленности. Пищевая промышленность занимает первое место по количеству выявленных нарушений требований стандартов. Наиболее характерные нарушения заключаются в несоответствии проверенной продукции обязательным требованиям по маркировке, показателям безопасности, невыполнении требований к проведению испытаний продукции или нарушении сроков проведения испытаний, реализации продукции с истекшим гарантийным сроком хранения, несоблюдении обязательных требований к упаковке.

Реверсивная логистика

Возвратные материальные потоки в рамках реверсивной логистики

Реальная картина осуществления контроля качества, полученная в ходе выборочного обследования 30 предприятий сетевой розничной торговли г. Екатеринбурга с помощью специально проведенного анкетирования (значение предельной ошибки — 10%, коэффициент доверия — 2, вероятность — 0,954), свидетельствует о возврате поставщику основной части товаров по причине несоответствия их требованиям стандартов по показателям качества и безопасности (около 50%), далее идет уценка (39,3%), в меньшем числе случаев — ремонт (5,4%), передача в сток-центры (3,6%), утилизация (1,8%). В качестве оснований для возврата товаров поставщику респонденты указали также неликвидность и ошибочность поставки.

Самыми распространенными причинами возврата товаров покупателями являются скрытые производственные дефекты (53,1%), несоответствие товара по размеру, цвету, фасону запросам покупателей (40,6%), некомплектность (6,3%).

На предупреждение и минимизацию поступлений несоответствующей продукции направлен внутренний аудит, т.е. контроль качества и безопасности товаров самим предприятием. Преобладающим видом контроля является сплошной контроль, который позволяет в максимальной степени ограничить возможность поступления в обращение несоответствующей продукции. Наиболее тщательному контролю качества подвергаются товары на этапе предпродажной подготовки, меньшему — при реализации и приемке.

Сохранению качества и обеспечению безопасности товаров во время хранения препятствует низкий уровень технической оснащенности предприятий, обусловленный недостатком складских площадей (38,7%), оборудования (3,2%) и т.д.; более трети ответов свидетельствуют об отсутствии каких-либо приборов для контроля режима хранения товаров.

Внешний аудит осуществляется преимущественно органами Роспотребнадзора, Ростехрегулирования, МЧС РФ. Наиболее часто проверяется выполнение правил продажи товаров, а не показатели их качества и безопасности. Итогом проводимых проверок являются лишь уплата штрафов и исполнение

предписаний, в некоторых случаях — совершенствование документации.

Согласно системному подходу в логистике, все логистические каналы графически можно представить в виде сетей. Информация в каналах свободно перемещается в обоих направлениях, а также между каналами. Одна из функций такой системы — предоставление каждому участнику достаточного, достоверного и доступного объема информации для принятия правильного, целесообразного решения.

Доступность информации — это очень важный фактор нормального функционирования канала: канал перестанет действовать, если его участники почувствуют нехватку необходимой информации. При этом, по мнению японских специалистов, следует начинать с установления фактов и их анализа, а не с защиты логики обязанностей и ответственности4. Главное они видят в обязательном выяснении причин, например ненадлежащего качества, независимо от того, в каком звене они будут обнаружены — у поставщика, в торговле, в ремонтных мастерских или у потребителя, и реализации совместных мероприятий по их ликвидации в максимально короткие сроки.

В целях восполнения недостатка информации о возврате товара и претензиях потребителей по поводу его качества автором в течение нескольких лет проводились исследования, позволяющие глубже понять суть реверсивной логистики. Предложенная методика расчета возвратных товарных потоков, идущих от домохозяйств к организациям розничной торговли, выявила рост объема потребительских товаров несоответствующего качества в среднем на 9% в год.

На рынке непродовольственных товаров нами выделены следующие группы проблем: основные проблемы, связанные с обеспечением качества обуви и телефонных аппаратов; важные проблемы, касающиеся ненадлежащего качества одежды, меховых изделий, мебели, телевизоров, холодильников, стиральных машин; сопутствующие проблемы, связанные с претензиями по поводу качества автомобилей, мото- и велотоваров, медицинского оборудования, пылесосов, газовых плит, часов, фото- и кинотоваров, стройматериалов, галантерейных и ювелирных изделий.

Разделение этих проблем на группы и виды товаров произведено с целью проран-жировать их по степени остроты и важности для производственных предприятий, организаций оптовой и розничной торговли, органов государственного регулирования и местного самоуправления, конкретных домохозяйств.

В целом проведенный анализ свидетельствует о том, что создание новых логистических товаропотоков, движущихся в направлении от конечного потребителя к производственному предприятию или предприятию розничной торговли, имеет тенденцию к увеличению. Это требует внимательного отношения к данной проблеме. Необходимо обеспечить формирование и реализацию потребительской политики с учетом ускорения жизненного цикла товаров, появления новых методов продаж, например Интернет-продажи, развития потребительского кредита, увеличения количества и диверсификации способов рекламы и продвижения товаров, быстрого развития средств осуществления платежей и обмена. Требуется повысить роль государства в этом процессе с целью предупреждения проникновения на рынок недоброкачественных и фальсифицированных товаров, уменьшения риска появления изделий, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей. Торго-

вым предприятиям следует усилить входной контроль качества товаров, экспертным организациям принять меры по оснащению проверяемых организаций приборами, лабораторным оборудованием, испытательными стендами для своевременного определения показателей качества.

Автор доказывает, что в условиях существования в логистике на современном этапе подхода «общей ответственности», специфика которого заключается в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных аспектов, направленных на защиту прав потребителей, следует более пристальное внимание уделять причинам возникновения возвратных материальных потоков.

Примечания

1 Джонсон Д., Вуд Д.Ф., Вордлоу Д.Л., Мер-фи П.Р. (мл.). Современная логистика: пер. с англ. 7-е изд. М., 2004. С. 92.

2 Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: пер. с 6-го англ. изд. М., 2005. С. 74-75.

3 Берман Б., Эванс Д.Р. Розничная торговля: стратегический подход: пер. с англ. 8-е изд. М., 2003. С. 804-823.

4 Окрепилов В.В. Управление качеством. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1998. С. 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.