Научная статья на тему 'Рецепции прошлого в образе музея'

Рецепции прошлого в образе музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
328
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / ТИП МУЗЕЙНОГО ЗДАНИЯ / МУЗЕЙНАЯ АРХИТЕКТУРА / СТРАТЕГИИ ПАМЯТИ / MUSEUM STUDIES / TYPE OF MUSEUM BUILDING / MUSEUM ARCHITECTURE / MEMORY STRATEGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сурикова К. В.

В статье рассматриваются процессы, повлиявшие на становление в XVIII-XIX вв. музейной архитектуры как отдельного типа гражданской архитектуры И анализируются ключевые явления, повлиявшие на формирование образа (архитектуры) музея: доминирование сциентистской стратегии отношения к прошлому; появление публики и общественного мнения; окончательное формирование музея как культурного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Receptions of the past in the museum image

This article discusses events that encouraged the development of museum architecture as an independent type of civil architecture in the 18th and 19th centuries. The key factors contributing to the generation of a museum image, or architecture are as follows: predominantly scientist strategy of dealing with the past, emergence of the general public and its opinion, and ultimate development of museums as cultural institutions.

Текст научной работы на тему «Рецепции прошлого в образе музея»

К. В. Сурикова

РЕЦЕПЦИИ ПРОШЛОГО В ОБРАЗЕ МУЗЕЯ

Дефиниция феномена музея может быть проведена различными способами: от установления его корней и исторического значения до прояснения смысла его функций в культуре. Разнообразные подходы к исследованию музея как культурного института позволяют проследить его генезис и эволюцию основных форм. Так, на протяжении веков изменялась не только внутренняя сущность музея как культурного института, но и его пространственная, архитектурная составляющая. Музейное пространство постепенно эволюционировало от тесных и замкнутых и статичных пространств ренессансных кабинетов и кунсткамер к современным обширным, легко трансформирующимся и открытым зданиям музейных комплексов. Связать этот процесс с каким-либо конкретным культурным феноменом сложно, однако возможно проследить некоторые общие закономерности, позволяющие объяснить возникновение той или иной архитектурной формы. Наиболее ясно они прослеживаются в музейном строительстве ХУШ-Х1Х вв.

Именно в этот период музей окончательно оформляется как культурный институт, а музейное здание — как тип гражданской архитектуры. Два эти процесса связаны настолько, что специально построенные музейные здания появляются, как только музей получает статус культурного института. Это происходит в силу следующих причин. Во-первых, именно в XIX в. музеи становятся публичными, т. е. доступными для посетителей любого сословия и звания. Этот процесс начался в XVIII в. с формирования публики, поскольку произведения искусства в церкви, во дворце или в частной коллекции имеют зрителя, но не имеют определившейся публики. XVIII в. сформировал общество, общественное мнение и идеологию, что в аспекте художественной культуры принципиально изменило отношения «искусство—зритель», и вслед за этим — утверждение, что каждый может иметь право высказать свое мнение о произведении искусства. «Решающим фактором художественного процесса становится общественное мнение, а не суждение знатока-коллекционера или хранителя академической доктрины. Это общественное мнение, на фоне широкой демократизации культурного потребления, выдвинуло требование сделать частные коллекции всеобщим достоянием» [4, с. 82]. Собрания, служившие прежде удовольствию и наставлению немногих, становятся доступными для всех. А это означает, что для размещения коллекций больше не подходят инкрустированные кабинеты, тесные студиоло или кунсткамеры, неудобны также и личные покои владельцев собраний, появляется необходимость в постройке отдельных зданий.

Другим немаловажным фактором институализаци музея становится принципиально иное, по сравнению с эпохой Возрождения, отношение к прошлому. Если ренессансная культура эстетизировала прошлое, представляя его как «античное наследие», то рационально ориентированная культура Нового времени выбирает другую стратегию, «сциентистскую». Акцент с эстетического наслаждения объектами прошлого смещается на их изучение, осмысление исторической реальности.

Сциентистское отношение к прошлому подразумевает несколько моментов: прежде всего это ориентация на фактичность, когда прошлое (история) предстает не в качестве мифа или нарратива, а как последовательность сопряженных событий и персонажей.

© К. В. Сурикова, 2009

Другая характеристика сциентистского подхода — критическое отношение к прошлому, отсутствие идеализации, свойственной Возрождению. Прошлое начинает осмысляться в современных категориях, а значит, подвергается проверке и оценке. Наконец, систематичность, которая выражается в выстраивании объяснительных схем к прошлому, задает необходимую связность и логичность исторического и культурного контекстов.

Таким образом зарождается научный подход к искусству и аналитическое отношение к прошлому. В рамках этого процесса развивается весь комплекс исторических наук, включая искусствознание, которое более не базируется на биографиях художников или скульпторов, а опирается на историю развития искусства. Музей становится «резервуаром, хранящим опредмеченные ценности прошлых культур» [4, с. 90], местом, где предметы собраны для изучения, а не для наслаждения ими. И если для Ренессанса типична коллекция редкостей или полюбившихся вещей, то в Новое время формируются собрания, рисующие полную картину исторического развития страны, искусства и народа. Музей перенимает функцию объяснения и толкования действительности (в том числе и исторической), замещая религиозные институты, ранее выполнявшие эту роль. Музей становится своеобразным «храмом науки», беря на себя сакральную функцию придавать и производить смыслы. Это проявляется при его проектировании: прототипом музейного здания становится греческий храм со всеми присущими ему эмоциональными и семантическими коннотациями и соответствующей организацией внутреннего пространства и архитектурного облика.

С этими процессами связано расширение понятия музея и увеличение числа его функций. К хранению и демонстрации прибавляется исследовательская и образовательная функции, что учитывается при строительстве музейных зданий. Теперь, когда коллекции выставляются не столько для наслаждения публики, сколько для ее просвещения, важным становится вопрос размещения предметов в залах. Единая, последовательная линия истории развития искусства должна была воплощаться в такой же единой и последовательной линии размещения экспонатов. Это, в свою очередь, делало необходимым строго заданный, жесткий маршрут, реализуемый чаще всего в анфиладном принципе внутренней архитектуры музеев. Массовому строительству музейных зданий в XIX в. предшествовала активная проектировочная деятельность, так называемая «бумажная архитектура». Различными академиями проводились многочисленные конкурсы на проекты музейных зданий, которые иногда даже не предполагалось строить. В результате возник некий собирательный образ музея, обобщенный и стандартизированный в начале 1800-х годов Ж. Н. Л. Дюраном, который в книге «Уточнение уроков архитектуры» [1, р. 44] предложил проект идеального музея. Впоследствии именно этот проект лег в основу целого ряда музейных зданий. Предложенный Дюраном идеальный музей имеет в плане квадрат с четырьмя крыльями и вписанным греческим крестом и с центральной ротондой. Каждое крыло имеет отдельный вход и акцентировано длинным портиком с сорока шестью колоннами. Проект Дюрана предполагает по одному помещению для трех видов искусства (живопись, скульптура, архитектура) и одно дополнительное помещение для временных выставок. Все проходы снабжены высокими полуциркульными окнами, которые дают естественное освещение. К тому же план предусматривает наличие помещений, где могли бы заниматься художники и скульпторы, которые считались одними из главных посетителей. Предложенный Дюраном план интересен тем, что в нем впервые проявляется идея не только типологического, но и видового разделения предметов.

Проект Дюрана сопровождал текст, обозначающий главные функции музея: «Музеи строятся, чтобы сохранять и передавать драгоценные сокровища [знания], и они долж-

ны поэтому быть пропитаны тем же духом, что и библиотеки» [1, р. 45]. Желая создать одновременно хранилище и знаний, и коллекций, содержащее разные типы предметов и служащее разной аудитории, Дюран заложил противоречие, не разрешенное до сих пор: что в музее должно превалировать — здание или музейный предмет? Архитектор предлагает богато декорированный интерьер, создающий контекст для экспонирования того или иного предмета, куратор обычно требует серых стен и естественного освещения.

Таким образом, были заложены теоретические основания «музейного бума», произошедшего в Европе и России в XIX в. Первыми зданиями, построенными специально для размещения и показа коллекций, были музеи в Касселе (Фридерицианум) и Риме (Пио-Клементийский музей). Здание в Касселе, построенное в 1769-1777 гг., объединяло в себе музей и библиотеку. Включение библиотеки и, соответственно, помещений для научной работы позволяет впервые говорить о соединении двух основных музейных функций: показа и хранения коллекций и просвещения публики, и закладывает предпосылки для возникновения третьей — исследовательской. Широкое, отдельно стоящее сооружение с девятнадцатью пролетами, центральным фасадом с ионическими пилястрами, вытянутыми по всей поверхности стены, и шестиколонным портиком демонстрирует элементы, которые впоследствии будут воспроизводиться в каждом музейном здании на протяжении ста пятидесяти лет: ротонды, сводчатые галереи, внутренние дворики.

В результате того, что в музеях начинает осуществляться научная деятельность, они воспринимаются как «пантеоны науки», «ведущие общественные учреждения, служащие науке, исследованиям и просвещению публики» [5, с. 33]. Здание Старого музея в Берлине (1824-1828), построенное по проекту архитектора Фридриха Шинкеля, выражало эту идею в наиболее явной форме. Идея Ж. Н. Л. Дюрана получила здесь оригинальное воплощение. Шинкель сохранил центральную ротонду, но разделил здание на две части, чтобы сформировать прямоугольный первый этаж и выставочное пространство на втором. Здание поставлено на постамент, к которому ведут широкие ступени. Призматический объем внешнего вида здания прикрывают два светлых дворика, помещенные по обеим сторонам ротонды, в которой были выставлены скульптурные произведения. Шинкель по-новому соединил классические мотивы: ионический ордер главного фасада был основан на греческой стое, в то время как ротонда имела высоко возведенный купол с проемом по образцу Пантеона в Риме [3, с. 46]. Подтверждает главенство научной составляющей музея надпись на антаблементе «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения всевозможных античных предметов и свободных искусств в 1828 году». Этот «храм науки» институционализировал новое (по сравнению с эпохой Возрождения) понимание произведения искусства как исторического источника, связанное с окончательным формированием всего комплекса наук об искусстве и ведущей ролью в нем истории искусств.

В связи с увеличением коллекций и с притоком посетителей увеличивается размер здания, появляются новые помещения (лекционный зал, библиотека, анатомический театр, служебные помещения). Поэтому появляется необходимость на уровне архитектуры здания разделить подсобные, экспозиционные и прочие помещения. Изучение хранящихся в музее коллекций привело к мысли о невозможности экспонирования в одинаковых условиях (как минимум световых) разных типов предметов — живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, что также повлияло на архитектурные проекты музейных зданий. Идея Дюрана о необходимости разделения предметов по видам искусства получает неожиданный поворот: теперь для них строятся отдельные

здания. К тому же при проектировании теперь помимо новых функций музея (образовательная и исследовательская) учитывается и то, что музейное здание становится одной из главных городских доминант и обязательным компонентом городской среды.

В Мюнхене архитектор Лео фон Кленце строит Глиптотеку (1815-1830) — хранилище скульптуры и Пинакотеку (1836) —хранилище живописи. Глиптотека представляет собой классический греческий храм — одноэтажный, с центральным портиком, поддерживаемым восемью ионическими колоннами. Стены справа и слева от портика лишены окон, но украшены раками, в которые помещены статуи, символизирующие историю развития скульптуры и определяющие назначение здания как пантеона ваяния [2, с. 50]. Изначально проект воспроизводил идеальный музей Дюрана, но в процессе работы Кленце отказался от вписанного греческого креста и центральной ротонды. Так же был совершен отказ от типологического размещения: все экспонаты в залах были размещены хронологически, начиная с египетской скульптуры и заканчивая залом с работами Кановы, что еще раз говорит о своеобразном антропологическом повороте, произошедшем с музеем в XIX в. Речь идет о том, что предметы теперь не просто расставлены в соответствии со вкусом владельца и в только ему понятном порядке, а выстроены в единую цепочку, иллюстрирующую даже неподготовленному зрителю историю развития скульптуры. С этой же целью на балюстраде фасада здания Пинакотеки Кленце поместил статуи великих художников, представляя историю развития живописи и определяя назначение музея.

Тем не менее проблема размещения разнородных собраний продолжала существовать, поскольку строительство отдельных зданий не всегда было возможно. Решение было предложено Кленце при проектировании здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге (1839-1852)—для него была создана развитая система залов и кабинетов. Проект здания предполагал использование уже устоявшегося образа музея как храма науки: фасад в неогреческом стиле, портик с атлантами, вестибюль и парадная лестница. Скульптура и живопись, а также большие и малые картины размещались отдельно. При этом для больших картин предназначались залы и галереи с верхним светом, а для работ меньшего размера — кабинеты с боковым освещением. Залы скульптуры на первом этаже были освещены верхним светом, направленным сбоку. В этом же здании был реализован еще один принцип, возникший под воздействием сциентистской парадигмы, — стилистическое единообразие внешнего облика здания, интерьеров и коллекций. Расположение скульптурных фигур на фасаде Нового Эрмитажа соответствовало размещению коллекций в интерьере: статуи Поликлета, Скопаса и Фидия отвечали залам античности, а Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка — экспозиции живописи. Аналогично в стиле времени, к которому относились экспонаты, оформлялись залы музея, превращаясь в иллюстрацию к экспозиции и дополняющую собрание среду. Таким способом в единое целое связывались все элементы музея.

Предположительно, все описанные выше процессы — демократизация культуры, возникновение идеи публичности и, как следствие, институализация музея, что, в свою очередь, существенно расширило количество его функций, — должны были приблизить зрителя к художественному произведению, сделать последнее более доступным. Однако музейное здание и как «хранилище видимой истории искусства», и как сакральное пространство общения с ним программирует совершенно иной, чем прежде, алгоритм этого общения. Вся его внешняя (архитектура) и внутренняя (фонды, хранители, смотрители) структура служат ритуальному разделению человека и предмета искусства. В музей приходят, чтобы созерцать и изучать — оба эти действия предполагают пассивность и отчуждение. В отличие от кунсткамеры и частной галереи, в здании пуб-

личного музея отношение между человеком и произведением ограничено созерцанием: «Современный музей парадоксальным образом соединяет широкий доступ к искусству и отчуждение от него. Произведение искусства, хранимое как сокровище, существует в музее не для того, чтобы им владели, но только для того, чтобы его видели» [3, с. 100]. Сакрализация искусства и обеспечение свободного доступа к нему сопровождается нейтрализацией индивидуального поведения, которое разрешается и предполагается только в форме подчинения авторитету. Таким образом, музейное здание становится одним из факторов превращения музея из места получения эстетического удовольствия в дисциплинарное пространство. Образовательная функция теперь оказывается едва ли не важнейшей функцией музея. Тот факт, что общение зрителя с предметом осуществляется не в воздушном пространстве и не в интимной обстановке в рамках кабинета или студиоло, а в конкретной ситуации музея, имеющей как реальные пространственные (здание музея), так и столь же жестко заданные социокультурные измерения, не может не влиять на само это общение, задает ему нужные данной культуре параметры и функции.

На протяжении XVIII-XIX вв. под воздействием процесса формирования сциен-тисткой парадигмы восприятия прошлого и, как следствие, демократизации культуры, появления идеи публичности и формирования музея как культурного института складываются основные элементы музея как особого типа здания. Именно тогда формируются структурные системы, которые впоследствии будут постоянно воспроизводиться в музейных зданиях: широкая парадная лестница, ротонда с куполом, открытый дворик и длинные залы, своды, колоннады.

Литература

1. Giebelhausen M. The architecture is the museum // New mureum theory and practice: an introduction. Blackwell Publishing, 2006.

2. Гервиц М. В. Новый Эрмитаж в контексте европейских музеев XIX века // Гервиц М. В. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте европейского музейного строительства. СПб., 2003.

3. Грицкевич В. П. История музейного дела конца XVIII — начала XX в. СПб., 2007.

4. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2008.

5. Ревякин В. Закономерности формирования архитектуры музейных зданий. М., 1994.

Статья поступила в редакцию 18 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.