Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие В. В. Байлука «Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов»'

Рецензия на учебное пособие В. В. Байлука «Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / МЕТОД / EDUCATION / SELF-EDUCATION / SELF-TRAINING / HIGHER EDUCATION / SELF-KNOWLEDGE / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняк Светлана Николаевна

Предлагается краткая характеристика книги доктора философских наук, профессора, преподавателя Института социального образования Уральского государственного педагогического университета В. В. Байлука «Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов» (Уральский государственный пеадгогически универитет, Екатеринбург). Высокую практическую ценность представляет предложенная в книге модель качеств личности студента, оцениваемая автором как идеал воспитания в вузе. Такая модель вполне может стать основой для разработки воспитательных программ вуза, как и само учебное пособие, может выступить методологической основой воспитательной деятельности высших учебных заведений. Кроме того, книга содержит ценные указания к формированию креативности студентов, развитию процессов их самопознания, самопроектирования, самореализации, что выступает необходимым условием становления профессиональной компетентности молодого специалиста, определения жизненного пути. Учебное пособие будет полезно широкому кругу читателей: руководителям вузов, преподавателям, магистрантам, аспирантам, самим студентам в плане осмысления и проектирования содержания и техники осуществления самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздняк Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REVIEW OF THE TRAINING MANUAL BY V. V. BAYLUK “PRINCIPLES AND METHODS OF EDUCATION AND SELF-EDUCATION OF STUDENTS”

The article offers a brief review of the book by a Doctor of Philosophy, Professor of the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University V.V. Bayluk -Principles and Methods of Education and Self-education of Students‖ (Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg). High practical value of the book is demonstrated by the presented model of personal properties of the student, which is believed by the author to be an ideal of education in higher school. Such model has every right to become a basis for designing educational higher school programs and, as the training manual itself, may become a methodological foundation for educational activity of higher education institutions. Furthermore, the book contains valuable recommendations about the formation of creativity of students, development of the processes of selfknowledge, self-projecting and self-realization, which becomes a necessary condition for the development of professional competence of the young specialist and for the right choice of the future career. The training manual might be useful for a broad variety of readers: higher school managers, teachers, master‘s degree students, post-graduate students and undergraduate students in terms of comprehension and projecting of the content and techniques of implementation of self-education.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие В. В. Байлука «Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов»»

УДК 37.018-057.875(049.32) ББК Ч448.00

ГСНТИ 16.21.27

Код ВАК 13.00.01

Поздняк Светлана Николаевна,

доктор педагогических наук, доцент, кафедра экономической географии и методики обучения географии, Уральский государственный педагогический университет; 620017,г- Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: pozdnyak_sn@mail.ru

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В. В. БАЙЛУКА

«ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание; самовоспитание; самообразование; высшее образование; самопознание; метод.

АННОТАЦИЯ. Предлагается краткая характеристика книги доктора философских наук, профессора, преподавателя Института социального образования Уральского государственного педагогического университета В. В. Байлука «Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов» (Уральский государственный пеадгогически универитет, Екатеринбург). Высокую практическую ценность представляет предложенная в книге модель качеств личности студента, оцениваемая автором как идеал воспитания в вузе. Такая модель вполне может стать основой для разработки воспитательных программ вуза, как и само учебное пособие, может выступить методологической основой воспитательной деятельности высших учебных заведений. Кроме того, книга содержит ценные указания к формированию креативности студентов, развитию процессов их самопознания, самопроектирования, самореализации, что выступает необходимым условием становления профессиональной компетентности молодого специалиста, определения жизненного пути. Учебное пособие будет полезно широкому кругу читателей: руководителям вузов, преподавателям, магистрантам, аспирантам, самим студентам в плане осмысления и проектирования содержания и техники осуществления самовоспитания.

Pozdnyak Svetlana Nikolaevna,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor of Department of Economic Geography and Methods of Teaching Geography, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

A REVIEW OF THE TRAINING MANUAL BY V. V. BAYLUK

"PRINCIPLES AND METHODS OF EDUCATION AND SELF-EDUCATION OF STUDENTS"

KEYWORDS: education; self-education; self-training; higher education; self-knowledge; method.

ABSTRACT. The article offers a brief review of the book by a Doctor of Philosophy, Professor of the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University V.V. Bayluk "Principles and Methods of Education and Self-education of Students" (Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg). High practical value of the book is demonstrated by the presented model of personal properties of the student, which is believed by the author to be an ideal of education in higher school. Such model has every right to become a basis for designing educational higher school programs and, as the training manual itself, may become a methodological foundation for educational activity of higher education institutions. Furthermore, the book contains valuable recommendations about the formation of creativity of students, development of the processes of self-knowledge, self-projecting and self-realization, which becomes a necessary condition for the development of professional competence of the young specialist and for the right choice of the future career. The training manual might be useful for a broad variety of readers: higher school managers, teachers, master's degree students, post-graduate students and undergraduate students in terms of comprehension and projecting of the content and techniques of implementation of self-education.

В с

д

> современных условиях российской ^ действительности научное педагогическое знание стремительно развивается. При этом обнаруживается, что некоторые хорошо известные, ставшие классическими идеи педагогики о сущности образования и воспитания подрастающих поколений, еще вчера казавшиеся вполне ясными и устоявшимися, сегодня «поворачиваются» к исследователю и практику совершенно новыми, порой неожиданными сторонами, побуждая к исследованию и обсуждению.

Ярким примером в этом отношении служит педагогика высшей школы, в рамках которой одной из фундаментальных

проблем выступает проблема воспитания студентов. Долгое время печальной особенностью российской школы было то, что воспитание фактически подменялось образованием или ограничивалось «формированием» у молодых людей идеологических норм и ценностей. Сегодня теоретические исследования в этом направлении далеки от завершения, что затрудняет проведение научных поисков, связанных с раскрытием закономерностей, специфических для этой стороны педагогического процесса, делает реальную практику воспитания процессом слабоуправляемым, порой стихийным.

© Поздняк С. Н., 2015

282

РЕЦЕНЗИИ

В этой связи не может не вызвать интерес учебное пособие В. В. Байлука «Принципы и методы воспитания и самовоспитания». Ключевая проблема, к которой обращается автор, - проблема сущности, диалектического единства воспитания и самовоспитания и технологии их осуществления - рассматривается в широком философском контексте, в педагогическом и психологическом плане, в содержательном и методологическом аспектах. Обращение к различным областям гуманитарного знания - философии, социальной психологии, психологии личности, обществознанию, педагогике - позволяет автору рассматривать указанную проблему целостно, комплексно, что отражает междисциплинарный характер проводимого исследования. Необходимо подчеркнуть, что в таком плане проблема воспитания и самовоспитания студентов в педагогической литературе рассматривается впервые.

Исходная теоретическая позиция автора состоит в признании единства принципов и методов воспитания и самовоспитания. При этом содержание принципов раскрывается через определенные методы воспитания и самовоспитания студентов, что позволяет преодолеть существующее в литературе их обособленное рассмотрение. Они же рассматриваются как принципы и методы самообразования и самовоспитания студентов. В этом, на наш взгляд, заложен успех становления у каждого студента творческого мышления и в целом рефлексивного, критического, конструктивного аспектов сознания личности. Учебная деятельность в таком ее понимании содержит в себе объективный источник личностного роста студента, выступает ресурсом его продуктивного развития в процессе освоения профессии. Выбранная позиция позволяет автору не только по-новому рассмотреть традиционные подходы, принципы и методы педагогики высшей школы, но и сформулировать новые. Интересно в этой связи выделение принципа управления, который служит основой интеграции процессов воспитания и самовоспитания в его организационной и оценочной составляющих.

Учебное пособие имеет фундаментальный, теоретико-технологический характер. Представляется чрезвычайно полезным теоретический анализ, который проводит автор в отношении содержания и соотношения ключевых педагогических понятий «образование» и «воспитание». Далее, рассматривая каждый из принципов воспитания и самовоспитания, автор не только раскрывает их сущность, но и подробно останавливается на технологической сторо-

не их реализации. Среди традиционно упоминаемых методов воспитания, В. В. Бай-лук впервые формулирует целый ряд новых методов. Среди них метод единства веры и сомнения, раскрывающий смысл творческой деятельности педагога и студента. Представляет интерес так же описание и технология осуществления методов стимулирования, прогнозирования, диагностики собственной деятельности студентов.

Каждый из разделов учебного пособия представляет собой в определенной степени законченный содержательно-смысловой блок. Сочетая глубину и доступность изложения каждого блока, автор обеспечивает возможность рассмотрения конкретных вопросов с различных сторон, точек зрения. Интересна позиция автора в плане стиля изложения текста: подробные описания и объяснения сущности того или иного воспитательного явления, процесса сочетаются с приемами опосредованной полемики, дискуссии. Этот прием позволяет четче понять ключевые, на взгляд автора, подходы, точки зрения, позиции. Часто именно позиционирование как форма презентации своего мнения позволяет найти аргументы «за» и «против», обосновать общее и особенное. Приводимые автором многочисленные и чрезвычайно выразительные цитаты классиков (Гельвеция, Демокрита, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого), конкретные примеры иллюстрируют теоретические положения, делают их доступными и понятными широкому кругу читателей, связанных с вузовским образовательным пространством. Прием цитирования не только подчеркивает широчайшую эрудицию автора, но и позволяет читателю познакомиться и осознать многогранность накопленного опыта человечества в отношении рассматриваемой проблемы, осмыслить ее как «сквозную и приоритетную» проблему цивилизации, приобретающую глобальный характер в современных условиях ее развития.

Высокую практическую ценность представляет предложенная в книге модель качеств личности студента, оцениваемая автором как идеал воспитания в вузе. Такая модель вполне может стать основой для разработки воспитательных программ вуза, как и само учебное пособие, может выступить методологической основой воспитательной деятельности высших учебных заведений. Кроме того, книга содержит ценные указания к формированию креативности студентов, развитию процессов их самопознания, самопроектирования, самореализации, что выступает необходимым условием становления профессиональной

компетентности молодого специалиста, определения жизненного пути.

Учебное пособие будет полезно широкому кругу читателей: руководителям вузов,

преподавателям, магистрантам, аспирантам, самим студентам в плане осмысления и проектирования содержания и техники осуществления самовоспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байлук В. В. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015.

REFERENCES

1. Bayluk V. V. Printsipy i metody vospitaniya i samovospitaniya studentov : ucheb. posobie / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.