Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 10 (392). Философские науки. Вып. 42. С. 102.
РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ А. Б. НЕВЕЛЕВА, Н. Л. ХУДЯКОВОЙ
«ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ» (Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015)
М. Н. Щербинин
Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
Философия познания, в отличие от гносеологии (учения о познании) и эпистемологии (учения о знании), позволяет, по мнению авторов рецензируемого учебного пособия, включить в сферу рассмотрения личностное становление человека в связи со становлением его знания о мире. Такая трактовка концепции курса «Философия познания» позволяет увязать два ранее почти параллельных в учебных курсах процесса — становление знания и личностное становление человека — в двуединый процесс, имеющий своим результатом самостояние («достоинство») знания и, на его основе, самостояние знающей личности. Не случайно в качестве образца для изложения своей версии философии познания авторы взяли «Критику чистого разума» и «Критику практического разума» И. Канта. Особый интерес представляет увязывание становления знания в процессе познания с предметным метаморфозом энергийности (деятельной способности) человека. При этом авторы усматривают в отношении между предметностью становящегося знания и энер-гийностью становящейся личности обратную зависимость: чем абстрактнее обобщающее знание, тем мощнее энергийная насыщенность в бытии личности. Они полагают, что кантовскому движению от порядка природы к порядку свободы,
связанному с предметной стороной процесса познания соответствует процесс «исчезновения предметности» (К. Ясперс) и нарастания мощи фокусированной энергийности. Доведение процесса «исчезновения предметности» в ходе познания до логического завершения—до демаркации предметности и энергийности человеческого бытия, когда предметность «сходит на нет», а энер-гийность достигает максимума, позволяет фиксировать событие духовного рождения личности, познания самого себя на фоне минимизированной предметности мира. Исчезает функция предметного указывания, характерного для житейски-бытового и научного знания. Предметно ориентированное знание мира становится личностно (энергийно) ориентированным знанием человека. Человек открывает для себя то обстоятельство, что он — место бытия вообще, что, мысля бытие, он существует как «я».
Аргументация авторов пособия не лишена убедительности, и учебное пособие «Философия познания» вполне может быть рассмотрено как методологически оригинальная попытка перестроить привычную гносеологическую «развёртку» материала курса в новом, требующем дальнейшего осмысления ключе.
Сведения об авторе
Щербинин Михаил Николаевич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Тюменский государственный университет. Тюмень, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 10 (392). Philosophy Sciences. Iss. 42. P. 102.
REVIEW OF THE TEXTBOOK BY NEVELEV A. B., HUDYAKOVA N. L.
"PHILOSOPHY OF KNOWLEDGE" (Chelyabinsk, Chelyabinsk State University's Publishing Office, 2015)
M. N. Shcherbinin
Tyumen State University, Tyumen, Russia. [email protected]