Научная статья на тему 'Рецензия на монографию С. Н. Горбунова и Б. А. Молчанова «Возмещение вреда за исторические несправедливости» (Архангельск, 2013. - 489 с. )'

Рецензия на монографию С. Н. Горбунова и Б. А. Молчанова «Возмещение вреда за исторические несправедливости» (Архангельск, 2013. - 489 с. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию С. Н. Горбунова и Б. А. Молчанова «Возмещение вреда за исторические несправедливости» (Архангельск, 2013. - 489 с. )»

БИБЛИОТЕКА

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С.Н. ГОРБУНОВА И Б.А. МОЛЧАНОВА «ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ЗА ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ» (АРХАНГЕЛЬСК, 2013. - 489 С.)

Рецензируемая монография написана авторами на тему, имеющую большой научный и практический интерес, поскольку современное общество построено на принципе равенства, согласно которому каждый, по крайней мере, теоретически может стремиться занять любое положение в обществе. Однако коллективный опыт несправедливого отношения со стороны большинства населения наиболее демонстративен на примере коренных народов и народа цыган. Один из наименее затронутых колонизацией коренных народов — это саами, а цыгане, не будучи колонизированным народом, в течение долгого времени находились в состоянии рабской зависимости. Эти группы следует рассматривать как транснациональные, поскольку проживают они на территории разных суверенных государств. Справедливости ради следует заметить, что, сходный по смыслу понятию «транснациональные», термин «разделенные» народы можно применить и к коренным малочисленным народам, проживающим в России.

Следует признать, что обе группы (оба народа) могут быть отнесены к категории «уязвимых»; ряд признаков одинаково применимы к обеим группам: не доминирующее положение в многонациональном сообществе; культурные отличия от остальной части населения; сознание принадлежности к своему этносу; сохранение традиционного уклада жизни.

Можно с уверенностью утверждать, что вековая история дискриминации и грубых массовых нарушений прав привели к формированию у этих групп специфического самоощущения изолированности от широкого социального окружения, чувства противостояния и подсознательного стремления к восстановлению справедливости.

В зависимости от определения коренных народов их число может быть различным. По оценке ООН, в мире более чем в 70 странах проживает около 300 млн лиц, принадлежащих к коренным народам. Они являются наследниками и хранителями уникальных культур, навыков общения с другими народами и с окружающей средой. Коренные народы всегда стремились к признанию своей идентичности, своего образа жизни и своих прав на традиционно занимаемые ими земли и ресурсы; однако на протяжении всей истории их права грубо нарушались.

Группы коренного населения идентифицируются как народы в соответствии определением: «Коренные общины могут быть лучше всего восприниматься как народы, традиционно признаваемые и определяющие сами себя в качестве наследников исконного населения территорий, с которыми они имеют тесную, часто духовную, связь». Эти народы являются и стремятся быть культурно, социально и/или экономически другими, отличными от доминирующих групп в обществе, от которого они когда-то пострадали или страдают сейчас; широко распространенный пример подчинения, маргинализации, лишения собственности, изоляции и дискриминации.

Ярким примером транснационального коренного народа являются саами. Этот народ живет на территории 4-х стран: Швеции, Норвегии, Финляндии и России (всего — от 70 до 100 тысяч). Любой коренной народ обладает общей памятью, для которой наиболее важным является сознание тесной культурной привязанности к земле и исторический континуитет как наследников первого населения на данных землях. Коренные народы идентифицируют себя как определенная этническая группа и хотят сохранить свою идентичность.

Как группа они обладают определенными объективными характеристиками, а именно: собственный язык, общее прошлое и общая материальная и духовная культура. Их традиционный уклад жизни отличается от уклада окружающего населения по социально-экономическим и социально-культурным характеристикам. Все они пережили и всегда были уязвимы для жестокой дискриминации и разрушения. В результате, коренные народы экономически и социально всегда занимали более низкое положение по сравнению даже с другими недоминантными меньшинствами в обществе, в котором они жили.

Цыгане не являются коренным народом. Они покинули регион своего происхождения в Северной Индии примерно тысячу лет назад. Сегодня они широко расселились во всей Европе и за ее пределами и всегда представляют собой меньшинство. Большинство цыганского населения Европы проживает в Центральной и Восточной Европе и на Балканах. В Западной Европе, за исключением Испании, цыгане никогда не составляли значительной части населения. В большинстве же стран Центральной и Восточной Европы они всегда были заметным меньшинством.

Всего в Европе проживает около 8,5 млн цыган. В Западной Европе цыгане называемые «рома» и «синти» организовали своего рода «кочевую службу» как образ жизни и выживания. В Центральной и Восточной Европе цыгане часто объединяются и образуют местный рынок труда, что привело к сокращению кочевого образа жизни и появлению больших цыганских гетто. Цыгане никогда не заявляли о наличии тесной культурной привязанности к исторической принадлежности к землям. У них нет территориальных притязаний.

Цыгане отличаются от других меньшинств или национальных меньшинств тем, что не имеют страны происхождения, или Родины. Факт отсутствия в мире цыганской страны зачастую приводил к лишению цыган статуса «народа», «нации» и даже меньшинства. Концепция «народа» и «нации» тесно связана с понятием родины. Даже понятие «меньшинство» требует связи с определенной

284

Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2014, № 1

территорией или страной происхождения, хотя обладает этническими, религиозными или языковыми отличиями от остального населения, и проявляет чувство солидарности при сохранении своей культуры, традиций, религии и языка. У цыган есть собственный язык, определенная социальная организация, правовая система, литература, музыка и обычаи.

Они были жертвами геноцида по расовому признаку со стороны нацистов, что долгое время не признавалось и привело к тому, что выжившие жертвы, а также потомки убитых не получили права на компенсации и реституцию. Недоминирующее положение цыган в обществе не вызывает сомнений. Тот факт, что цыгане сохранили свою групповую идентичность, должен доказывать их стремление сохранять свою самобытность и впредь. Транснациональный характер народа и история угнетения позволяют поставить вопрос о соответствующих реституциях и компенсациях.

Право транснациональных народов на самоопределение предполагает наличие условий, при которых данные народы могли бы участвовать в решении одного из возможных средств для достижения этих целей надлежащих местных или автономных органов управления, отвечающих историческим и территориальным условиям таких меньшинств. В международно-правовых документах наряду с общими требованиями об участии каждого в управлении делами государства последовательно проводится идея вовлечения в данный процесс национальных меньшинств, в том числе коренных народов и лиц, относящихся к ним. Именно такие гарантированные права, в идеале в форме автономии, и могут служить компенсацией за моральный ущерб, причиненный таким народам.

Саами и цыгане имеют законное право требовать предоставления им транснациональной автономии. Это требование основывается на том факте, что это коренной народ, чья культура тесно связана с традиционно занимаемой территорией, которая в результате процесса колонизации оказалась под контролем четырех суверенных государств. Колонизация саами и их территории не носила жестоких форм эксплуатации, не сопровождалась массовыми убийствами и геноцидом. Тем не менее, народ саами явился жертвой систематического и продолжающего вторжения на их традиционные территории и их использования, попыток насильственной ассимиляции, неуважения к их культуре и языку, а также к их статусу как коренного народа.

Для саами транснациональная автономия имеет значение, т.к. они проживают в разных государствах. Признавая индивидуальные и коллективные ценности принадлежности к группе в силу уникальных исторических характеристик, цель саами — установить политический и экономический порядок, при котором народ сможет в полной мере участвовать в коллективных действиях по сохранению и развитию групповой культуры — выглядит совершенно обоснованной.

Поскольку цыгане соответствуют требованиям, предъявляемым к культурным и этническим меньшинствам, они должны быть признаны таковыми в странах проживания. Лишь недавно большое число европейских государств признали цыган законным меньшинством. Общины цыган добиваются юриди-

ческого признания статуса транснационального меньшинства. Такой подход должен сопровождаться выработкой самой концепции транснациональной автономии, которая должна получить правовое оформление, как на международном, так и на национальном уровнях.

Сказанное позволяет констатировать, что теоретическое обоснование монографии вполне достаточно. Авторами привлечено болеет 600 источников как российских, так и зарубежных, в числе которых по конституционному, международному праву и иным правоведческим дисциплинам, включая документы ООН и других международных организаций. Структура работы позволяет полностью раскрыть тему и достичь тех исследовательских целей и задач, которые поставили перед собой авторы. Научная новизна монографии проявляется в целом ряде содержащихся в ней положений и выводов. Монография написана на актуальную и востребованную сегодня тему, является заметным событием в научной среде и, безусловно, заслуживает высокой оценки и признания.

В. О. Миронов,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры философии, истории и права

Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.