Научная статья на тему 'Рецензия на монографию макаровой К. И. «Наследие моих сородичей». Нерюнгри: полиграфический центр, 2015. 270 с'

Рецензия на монографию макаровой К. И. «Наследие моих сородичей». Нерюнгри: полиграфический центр, 2015. 270 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / ЭВЕНКИ / ЭТНОГРАФИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ / YAKUTIA / EVENKS / ETHNOGRAPHY / ETHNIC POLICY / HISTORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куликова А.Н.

В рецензии освещается содержание книги заслуженного учителя Республики Саха (Якутия) Клавдии Иннокентьевны Макаровой, посвященной повседневной жизни эвенков южной Якутии ХХ века. Опираясь на обширный эмпирический, биографический и архивный материал, книга повествует о сложных социальных процессах, трансформировавших традиционный быт и культуру эвенкийского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Куликова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the book by K.I. Makarova «The heritage of my tribesmen». Nerungri: Poligraficheskii tsentr, 2015. 270 P

The review highlights the content of the book of the honored teacher of the Republic of Sakha (Yakutia) Klavdiya I. Makarova dedicated to the everyday life of the Evenks in Southern Yakutia in the XX century. Based on extensive empirical, biographical and archival material, the book tells the story of complex social processes that transformed the traditional life and culture of the Evenk people.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию макаровой К. И. «Наследие моих сородичей». Нерюнгри: полиграфический центр, 2015. 270 с»

УДК 397.4

А.Н. Куликова*

рецензия на монографию макаровой к.и.

«наследие моих сородичей».

нерЮнгрИ: полиграфический ЦЕнтр 2015. 270 с.

В рецензии освещается содержание книги заслуженного учителя Республики Саха (Якутия) Клавдии Иннокентьевны Макаровой, посвященной повседневной жизни эвенков южной Якутии ХХ века. Опираясь на обширный эмпирический, биографический и архивный материал, книга повествует о сложных социальных процессах, трансформировавших традиционный быт и культуру эвенкийского народа.

Ключевые слова: Якутия, эвенки, этнография, национальная политика, история

Review of the book by K.I. Makarova «The heritage of my tribesmen». Neryun-gri: Poligraficheskii tsentr, 2015. 270 P. ANNA N. KULIKOVA (Independent researcher, Moscow, Russia)

The review highlights the content of the book of the honored teacher of the Republic of Sakha (Yakutia) Klavdiya I. Makarova dedicated to the everyday life of the Evenks in Southern Yakutia in the XX century. Based on extensive empirical, biographical and archival material, the book tells the story of complex social processes that transformed the traditional life and culture of the Evenk people.

Keywords: Yakutia, Evenks, ethnography, ethnic policy, history

Монография «Наследие моих сородичей» - это исторический экскурс в сравнительно недавнее прошлое эвенков Якутии. В центре внимания автора книги лежит история жителей национального эвенкийского села Иенгра Нерюнгринского района южной Якутии в XX в. Своевременная и современная летопись продолжительностью в столетие повествует о событиях, которые безжалостно стирает время. Исследование представляет собой результат сбора и анализа материалов этнографических и лингвистических экспедиций разных лет в с. Иен-гра и г. Нерюнгри, обобщение автором многолетних наблюдений жизни эвенкийской общины.

С начала повествования автор обращается к историческим данным об эвенках, проживающих на территории южной Якутии, зафиксированных путешественниками в XVII в. Традиционный уклад жизни, материальная и духовная культура, быт показаны в том виде, в каком они существова-

ли до социального и промышленного воздействия на эвенкийский этнос. Последующая геологическая разведка в XVIII и XIX вв. сильно повлияла на дальнейшую жизнедеятельность коренного народа. Свое внимание автор акцентирует на XX в., последовательно выстраивая хронологию событий: приводит данные о промышленном освоении района, сведения о взаимодействии и сотрудничестве эвенков каюров и проводников с геолого-разведывательными экспедициями. «Какой геолог без оленевода!» - эта фраза становится крылатым выражением. К.И. Макаровой по достоинству оценивается вклад эвенков в открытие полезных ископаемых, месторождений угля - «горячих камней», золотых приисков и других ресурсов.

В книге представлены собранные и систематизированные автором интервью разных лет, повествующие о жизни предков, обладающие несомненной ценностью. Просто и откровенно звучат

* КУЛИКОВА Анна Николаевна, кандидат философских наук, независимый исследователь, г. Москва. E-mail: belann81@mail.ru © Куликова А.Н., 2016

12 гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востокЕ • № 2 • 2016

А.Н. КУЛИКОВА

прямые голоса живых свидетелей прошлого. В правдивых рассказах старожилов, фактически -биографических историях жизни, раскрывается повседневность эвенков XX в. В них можно выделить следующие тематические блоки: бытность эвенков в начальный период промышленного освоения, советизация с переводом на оседлый образ жизни, коллективизация и укрупнение, образование и самое важное - отношение эвенков к этим преобразованиям. Повествование отражает драматические, трансформирующие традиционный образ жизни и общину эвенков события, которые лаконично уложены в текущий жизненный уклад советского периода. «Прямыми голосами» отражены сведения о военном времени мужчин (переживания, потери, радость встреч и горечь утрат), о тяжелом труде эвенкийских женщин и детей в тылу. Повествуется о летнем и зимнем кочевании, семейной жизни, где была многодетность, но вместе с тем и высокая детская смертность, коллективизации и переходе на оседлость -строительстве поселков, формировании колхозов, в которых создаются большие тысячные (нехарактерные для таежного оленеводства) стада не личных, а колхозных оленей. Автор приводит точные даты образования и названия колхозов, численность хозяйств и семей, данные о поголовье оленей, по многочисленным сведениям старожилов, а также архивным данным. В книге обобщаются собранные воедино исторические вехи села, интервью старожилов-жителей Иенгры, являющихся очевидцами поворотных событий, в спокойном повествовательном тоне передавая читателям таежную и поселковую жизнь отдаленного поселения. Автор является соучастником жизни своих сородичей, сопереживая их трудностям и радуясь удачам, подмечая свойственную эвенкам характерную национальную черту - умение адаптироваться к социальным трансформациям. Несмотря на сильное видоизменение традиционного образа жизни, ставшего «коллективным», «общим», эвенки сохранили опыт оленеводства, охоты и жизни в тайге, что впоследствии стало использоваться в родовых общинах частного типа.

Возможно, ввиду того, что автор по роду своей профессиональной деятельности является учителем, значительное место в книге отводится истории школьного образования эвенков южной Якутии. К.И. Макарова обращается к малоизвестным фактам становления школы как необходимого социального института в эвенкийском обществе, с его достижениями и погрешностями. Ранний этап становления школы знаменуется вертикальным исполнением распоряжений Наробраза, без учета

национальной специфики традиционного кочевого образа жизни родителей и детей, языкового барьера и полного отсутствия необходимой инфраструктуры - пригодных для этих целей зданий. Дети редко закачивали школу в одном месте - в одном поселке располагалась начальная школа, в другом - семилетка, в третьем, в районном центре, обучались старшеклассники. Автором анализируется практика создания школ-интернатов, противниками которых было большинство родителей, так как дети жили в отрыве от семьи и тайги. Именно эта практика оказала разрушительное влияние на преемственность семейного кочевого уклада жизни.

Автором приводятся редкие, неопубликованные данные диалогов этнографа Г.М. Василевич с эвенкийскими детьми, в беседе с которыми она «говорила о важности обучения, ... особенно на родном языке». Так как дети рассказывали ей, «что многие ученики на уроках сидели просто так, потому что не понимали ни одного слова». Именно в это время, параллельно с развитием школьного образования, формировалась проблема эвенкийского языка у эвенков, ставшая впоследствии ключевой. Детей обучали на якутском и русском языках, полностью вытесняя родной язык из употребления, что привело к его последующей утрате. Автор отмечает прогресс в школьной системе образования с 1972 г., именно тогда вводится преподавание эвенкийского языка в начальных классах. В последующем, настойчивым и последовательным действиям (к коим имел отношение и автор книги), вводится в образовательные программы национальный и языковой компонент, а также создаются учебники по родному языку. Все эти меры были направлены на восстановление эвенкийского языка. Проблема возрождения эвенкийского языка и возврат его в школу станет значимой по свой актуальности только спустя длительное время. Рассматривая эту проблему, автор делится собственным эмпирическим наблюдениями. На вопрос «Можно ли возродить эвенкийский язык?» от своих сородичей она всегда получала утвердительный ответ: «Да, мы считаем, что возрождение языков малочисленных народов реально». В осмыслении проблемы эвенкийского языка автор призывает к дальнейшим поискам альтернативных решений, что свидетельствует о объективности ее взглядов.

Несмотря на сложности и издержки формирования системы школьного образования, существуют свидетельства бессменных жителей села, хранящих теплые воспоминания о «светочах земли эвенкийской». Информанты с благодарностью вспоминают учителей из средней полосы России,

2016 • № 2 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке

13

АРХЕОЛОГИЯ, Антропология И ЭТНОЛОГИЯ В СМСиМ-РАС^Ю

жен геологов, в 1950-е - 1960-е гг. работавших в с. Иенгра. Они оказали значительное влияние на дальнейшее развитие своих учеников, побуждая их получать высшее образование в ведущих высших учебных заведениях страны. Это послужило формированию национальной интеллигенции, впоследствии сыгравшей важную роль в сохранении фольклора эвенков наслега в письменной форме. Именно национальной интеллигенции (А.Н. Мыреева, Г.И. Варламова Кэптукэ, Н.Я. Булатова и др.) принадлежит инициатива привлечения внимания к решению серьезных социальных вопросов малочисленных народов Севера сегодня. С тревогой и болью они говорят и пишут о бытности потомственных оленеводов и охотников, о том, как сегодня живут их дети. Размышляя о жизни современников, о настоящем и будущем детей и внуков, автор обращается к внутренним, глубинным основаниям человеческой жизни - к национальным корням. Осмысление национальной культуры как источника целостной и гармоничной жизни является одним из решений для эвенкийского этноса.

По биографическим рассказам, приведенным в книге, можно реконструировать сведения о народных сказителях, исполнителях народных песен,

важных встречах и местах кочевания. Отдельные заметки, зафиксированные автором, содержат данные об известной эвенкийской шаманке Матрене Кульбертиновой, устные предания о которой уже сложно услышать в настоящее время. Автор подробно описывает портрет, деятельность, религиозные представления и обрядовую практику почитаемой целительницы. Также с этнографической точностью описаны некоторые ритуалы, которые на сегодняшний день, к сожалению, уже утрачены (обряд приветствия эвенков амурской тайги, укрепляющий родственные связи). Все это позволяют восстановить отдельные стороны быта и культуры эвенков XX в.

Рассматривая в свете опыта прошлого социальные преобразования, которые, к сожалению, стали злободневными проблемами настоящего, автор справедливо ставит вопросы о будущем: сможет ли эвенкийский народ, чья жизнь полна жизнеутверждающей философии и тяжелого оленеводческого труда, «найти ту верную тропу, которая приведет к процветанию и достойной человеческой жизни?» Как полагает автор - да. Определяющей позитивной мотивацией является огромное желание этого народа жить так, как жили их предки - быть хозяевами своей судьбы.

14

гуманитарные исследования в восточной сИБИрИ И на дальнем востокЕ • № 2 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.