Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: Голованова И. А. «Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (ХХ-ХХI вв. )»'

Рецензия на монографию: Голованова И. А. «Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (ХХ-ХХI вв. )» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
385
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: Голованова И. А. «Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (ХХ-ХХI вв. )»»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 1 (383). Филологические науки. Вып. 99. С. 161-163.

ОТЗЫВЫ. РЕЦЕНЗИИ

Л. А. Шкатова

РЕЦЕНЗИЯ на монографию

Голованов И. А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (XX-XXI вв.) : монография. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта; Наука, 2014. - 296 с.

Актуальность рецензируемой монографии определяется потребностью современного российского общества в осмыслении своего духовного наследия, воплощенного в фольклорных текстах, в сбережении традиционных ценностей, отраженных в народном творчестве. Объектом исследования выступает фольклорное сознание, под которым автор предлагает понимать «идеальный объект как совокупность (систему) представлений, образов, идей, получающих свою репрезентацию в произведениях фольклора» [С. 10].

Новизна работы заключается в том, что в ней впервые теоретически обосновано содержание понятия «фольклорное сознание», определена его структура, способы и формы его объективации; охарактеризованы жанры прозаического фольклора и их эволюция; выявлена региональная и локальная специфика устной народной прозы Урала; установлено содержание онтологических и аксиологических констант фольклорного сознания; исследованы механизмы фольклоризации и мифологизации героев и событий местной истории на материале уральской несказочной прозы.

Цель исследования - показать непрерывность развития русского прозаического фольклора через выявление основополагающих категорий воплощенной в нем духовной культуры как констант фольклорного сознания.

Достижение этой цели обеспечивается, во-первых, значительным объемом проанализированных фольклорных текстов, в том числе собранных во время организованных автором на протяжении 25 лет ежегодных экспедиций по территории Южного Урала и впервые введенных в научный оборот. Во-вторых, достоверность результатов исследования подтверждается разнообразием привлеченных для целостного анализа фольклорного сознания методов, в том числе специальных: метода моделирования, историко-типологического, сравнительно-типологического, а также элементов

контекстуального, семантического и историко-этнографического анализа. В-третьих, соответствие современным изысканиям фольклористов обеспечил подход к анализу фольклорных текстов с позиций историзма и системности, опирающийся на солидную теоретическую и методологическую основу.

Структура монографии включает пять глав. В первой главе описывается фольклорное сознание как особый тип художественного освоения действительности, оно рассматривается как духовная система, которую невозможно анализировать изолированно от других явлений бытия носителей фольклора.

Основное содержание фольклорного сознания отражается в образах, вокруг которых группируются мотивы, стереотипы, представления. Центральную проблему фольклорного сознания составляет отношение «человек-мир», анализ которого осуществляется с точки зрения коллектива, социума. Стереоскопичность видения мира в фольклорном сознании обусловлена совмещением исторического и мифологического осмысления действительности, благодаря чему возникает феномен народной истории.

Системообразующие основания в русском фольклоре представлены И. А. Головановым в виде пяти констант: пространство и время (онтологические константы), соборность, со-фийность и справедливость (аксиологические константы). В произведениях фольклорной прозы сюжет образуется мотивами, которые могут быть «местными» по применению и универсальными (наднациональными) по возникновению; мотивы не «привязаны» лишь к одному фольклорному жанру. Единство мотивов и образов зависит от коммуникативной ситуации, намерений рассказчика, его творческого потенциала, а также от общезначимой традиции. Автор отмечет актуализацию фольклорных мотивов в настоящее время на фоне рационально выстроенного, осмысленного и личностно переживаемого рассказа.

162

Л. А. Шкатова

Вторая глава монографии посвящена жанровой системе прозаического фольклора. Под жанром (в контексте фольклорного сознания) И. А. Голованов понимает «тип внутренней организации произведений, неразрывно связанный с воплощением и передачей в них содержания, за которым стоят коллективные представления носителей фольклора о реальности, ее интерпретации и оценки под определенным углом зрения» [С. 69].

Как особая разновидность фольклорной прозы в монографии рассматривается сказка; в плане решения вопроса о типологии жанров несказочной прозы предлагаются критерии разграничения преданий, легенд и быличек. Утверждается, что система жанров находится в постоянном развитии, они вступают в разнообразное взаимодействие, рассмотрение которого связано с изучением проблем исторической поэтики фольклора.

Третья глава носит название «Фольклорная проза Урала: соотношение общерусского, регионального и локального». В ней И. А. Голованов убедительно доказывает, что «региональный подход в фольклористике делает возможной реконструкцию особенностей национальной культуры в ее уникальном историческом развитии, позволяет воссоздать особый мир социокультурных ценностей, возникший наопределеннойтерритории» [С. 100-101].

Четвертая глава посвящена анализу констант фольклорного сознания в прозаическом фольклоре Урала. В ней рассмотрены онтологические константы пространства и времени, сложность и многомерность организации которых в фольклорном сознании связана с присущим ему многообразием форм обобщения. Наиболее древней из аксиологических констант признается соборность, которая обозначает не только состояние души, но и духовный труд во имя блага общины.

Народное понимание мудрости воплощено в категории софийности, включающей как взаимосвязанные сущности Любовь, Красоту и Добро.

Процесс непрерывного духовного поиска и стабильность традиционного мировоззрения русского народа воплощаются при реализации константы справедливости. Образы «народных заступников» в уральской несказочной прозе и провозглашение торжества истины в сказках отражают стабильность мировосприятия, сохранение традиционных ценностей, передаваемых из поколения в поколение.

В пятой главе («Динамика фольклорного сознания в новейших записях сказочной и несказочной прозы») важной особенностью жизни современного носителя фольклора признается фольклоризация текущих событий, в том числе локального характера. «Старые» сюжеты сохраняются новыми поколениями рассказчиков, но в них вводятся новые имена, современные реалии и обстоятельства жизни, и, хотя прежние образы заменяются новыми, сохраняется связанная с ними система мифо-фольклорных мотивов.

Тяга сознания современного человека к непознанному объясняет фольклоризацию событий, в том числе местного значения. Носители фольклорного сознания не дублируют действительность, а постигают ее смысл, пытаясь удовлетворить интерес к необычному и снять страхи, преследующие жителей малых и больших городов, в том числе страх перед будущим.

Значительную роль в сохранении фольклорного сознания в настоящее время играют средства массовой информации, которые удовлетворяют интерес к необычному и странному в условиях недостаточной информации о событиях. Медийные тексты привлекают внимание к «пограничным» темам: жизнь - смерть, счастье - несчастье, здоровье - болезнь, приводя в движение архетипы сознания современных читателей. Региональные СМИ обращаются к местным достопримечательностям, которые дают основу для возникновения «слухов и толков», фольклоризация событий локального характера приобретает характер былички, и этот жанр в сегодняшних условиях является самым продуктивным жанром традиционного фольклора.

Проанализированные самозаписи информантов свидетельствуют о том, что они носят фольклорный характер и опираются на традиционные приемы и образы народного сознания, а установка на достоверность излагаемого является непреложным законом бытования фольклорных текстов несказочной прозы.

Наиболее важными для носителей современного фольклора являются константы соборности и софийности, которые особенно значимы в современных условиях, порождающих страх перед будущим и духовный кризис. Новейшие записи фольклорных текстов свидетельствуют о том, что для наших современников в век глобального прагматизма актуальны легендарные мотивы жертвенности, посвящения своей деятельности служению людям.

Рецензия на монографию И. А. Голованова

163

Взгляд на фольклор сквозь призму фольклорного сознания позволил автору монографии увидеть его системообразующие основания, реконструировать особенности русской национальной устно-поэтической традиции на примере уральского фольклорного материала и осознать, что основная функция фольклора -обеспечение устойчивости существования социума и человека как его части.

Труд Игоря Анатольевича Голованова -продолжение традиций уральских фольклористов, которые заложил известный ученый, филолог, фольклорист Александр Иванович Лазарев (1928-2001). В круг научных интересов профессора А. И. Лазарева входили народная традиционная культура, теория и методология фольклористики, типология литературного

фольклоризма, своеобразие языка фольклора, фольклор в контексте современного образования и культуры, этические и эстетические ценности фольклора, образовательные возможности фольклора в школе и дошкольных учреждениях. В этом году состоялись традиционные Лазаревские чтения, которые проводятся в Челябинске уже седьмой раз. Одним из основоположников и непременных организаторов этих научных собраний фольклористов является доктор филологических наук, профессор Челябинского государственного педагогического университета И. А. Голованов - ученик и последователь А. И. Лазарева, достойно развивающий и обогащающий новыми идеями уральскую фольклористику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.