Научная статья на тему 'Рецензия на монографию Г. С. Яроцкой «Аксиогенез экономического сознания в русской лингвокультуре» (Одесса, 2013)'

Рецензия на монографию Г. С. Яроцкой «Аксиогенез экономического сознания в русской лингвокультуре» (Одесса, 2013) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИЯ / ЛИНГВОАКСЕОЛОГИЯ / АКСИОСФЕРА / CONCEPT / LINGUOCONCEPTOLOGY / LINGUOAXIOLOGY / AXIOSPHERE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карасик Владимир Ильич

Рецензируемая монография посвящена актуальной проблеме современной антропологической лингвистики лингвоаксиологическому моделированию эконо­мического сознания. Экономика как социальный феномен детально изучена в различных областях гуманитарного знания, но с позиций лингвоконцептологии эконо­мические ценности еще не были предметом специального анализа. Книга состоит из введения, трех глав, посвященных соответственно языковой репрезентации ценностной динамики экономического сознания, аксиогенезу обыденного и теологиче­ского модусов этого сознания, аксиосфере этого сознания в допетровский период, и заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on G.S. Yarotskaya’s monograph “Axiogenesis of economic consciousness in russian linguistic culture” (Odesa, 2013)

The monograph is devoted to the actual problem of modern anthropological linguistics linguoaxiological modeling of economic consciousness. Economics as a social phenomenon is studied in detail in the various fields of the humanities, but economic values have not yet been the subject of a special analysis from the standpoint of linguoconceptology. The book consists of an introduction, conclusions, and three chapters devoted to language representation of the value dynamics of economic consciousness, axiogenesis of theological and ordinary modi of this consciousness, axiosphere of this consciousness in pre-Petrine period.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию Г. С. Яроцкой «Аксиогенез экономического сознания в русской лингвокультуре» (Одесса, 2013)»

Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 139-142. УДК 811.161.1-11273

В.И. Карасик Волгоград, Россия

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Г.С. ЯРОЦКОЙ «АКСИОГЕНЕЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ» (Одесса, 2013)

Рецензируемая монография посвящена актуальной проблеме современной антропологической лингвистики - лингвоаксиологическому моделированию экономического сознания. Экономика как социальный феномен детально изучена в различных областях гуманитарного знания, но с позиций лингвоконцептологии экономические ценности еще не были предметом специального анализа. Книга состоит из введения, трех глав, посвященных соответственно языковой репрезентации ценностной динамики экономического сознания, аксиогенезу обыденного и теологического модусов этого сознания, аксиосфере этого сознания в допетровский период, и заключения.

Ключевые слова: концепт, лингвоконцептология, лингвоаксеология, аксио-

сфера.

В первой главе монографии детально обсуждаются понятия современной лингвокультурной концептологии. В основу авторской концепции положена когнитивно-дискурсивная модель лингвокультурного концепта, включающая его системный потенциал (совокупность средств апелляции к этому ментальному образованию, зафиксированных в лексикографии и паремиологии], субъектный потенциал (языковое знание в сознании индивида] и коммуникативную реализацию (апелляцию к концепту в конкретной ситуации общения] (с. 31-32]. Г.С. Яроцкая предлагает широкую трактовку экономических концептов, включая в их состав как понятия экономики («торговля», «товар», «собственность» и др.], так и понятия политики, философии, психологии и этики («справедливость», «милосердие», «власть», «закон» и др.]. Автор справедливо отмечает, что экономическое сознание в России формировалось под влиянием православия и накопленного обществом многовекового опыта жизни в определенных социально-экономических и природно-климатических условиях. Эти факторы во многих ситуациях вели к драматическим коллизиям ценностных установок.

Представляется обоснованной предлагаемая в книге схема модусов и уровней экономического сознания, включающая обыденный, научно-

© В.И. Карасик, 2016

теоретический и теоретико-богословский модусы (с. 47] и логико-рациональный, психологический и аксиологический уровни (с. 52].

В монографии выделены и обоснованы уровни аксиосферы применительно к русскому экономическому сознанию - метауровень (называющий универсальные ценности - «истина», «добро», «справедливость», «свобода»], макроуровень (определяющий ценности для того или иного типа экономической культуры - «успех», «бизнес», «конкуренция» и др.] и микроуровень (фиксирующий ценности определенного типа людей - «стахановец», «трудоголик», «олигарх», «магнат» и др.].

Автор суммирует основные наблюдения философов и культурологов по поводу особенностей осмысления реальности, свойственных традиционному русскому взгляду на мир (бинарность мышления, логоцен-тричность, иррациональность, несклонность к компромиссу, преобладание экзогенных ценностей над эндогенными], отмечая при этом неизбежную субъективность в исследованиях концептов.

В монографии показаны различные аспекты изучения экономического дискурса - анализ конкретных единиц в рамках экономического текста, исследование текстов экономических теорий в риторическом аспекте, описание идиостилей авторов экономических теорий, характеристика жанров и стилей экономического языка, освещение экономической терминологии, объяснение динамики экономического сознания (с. 97-100].

Заслуживают внимания наблюдения и рассуждения автора относительно динамики рассматриваемых концептов в интервале между исходным и развивающимся их содержанием в направлениях их смыслового расширения и сжатия. Эта динамика анализируется в рамках четырех периодов аксиогенеза - дохристианского, христианского, советского и постсоветского.

Во второй главе детально анализируются ценностные сферы древнерусского экономического сознания дохристианского периода, объективация этого сознания в религиозных текстах и в текстах русской народной сказки. В качестве доминантных исходных концептов (протоконцеп-тов] русской лингвокультуры древнейшего периода автор рассматривает ментальные образования «род / мир», «правда», «воля».

Специалисты в области лингвокультурологии обратят внимание на приведенные в монографии аргументы в пользу признания в качестве императивов родовой общинности ментальных образований «правда-совесть», «правда-закон», «правда-справедливость» (с. 144-146]. В книге приводится множество иллюстративных примеров, объясняющих развитие лексем, относящихся к экономической сфере жизни. Так, заслуживает внимания интерпретация этимологии диад «труд» - «страдание», «труд» -«работа». Автор делает обоснованный вывод относительно того, что значимой являлась оппозиция по линии волеизъявления - добровольный труд на себя и для себя и принудительная работа на кого-то (с. 193]. В бо-

В.И. Карасик

141

лее полном виде ценностная шкала приоритетов по отношению к видам трудовой деятельности приобретает, как пишет Г.С. Яроцкая, следующий вид: самой престижной является служба князю, далее следует труд как условие выживания, третье - это домашние хлопоты как женское занятие, и наконец, на последнем месте находится принудительная работа, не предусматривающая вознаграждения (с. 200].

В христианский период переосмысливается ценность труда: труд приобретает воспитательный характер. Весьма информативен раздел, посвященный экономическим концептам в текстах русских сказок. Обратим внимание на следующее наблюдение автора: «отношение к выгоде, богатству, труду является жестко социально обусловленным: эти сферы жизнедеятельности по-разному оцениваются по отношению к представителям высокого и низкого социального статусов» (с. 276].

В третьей главе книги идет речь о ключевых концептах русской ак-сиосферы, относящихся к универсальным ценностям («власть», «правда», «закон»] и ценностям типа экономической культуры («хозяйство», «трудовая деятельность», «торговля», «деньги», «богатство / бедность» и др.]. Автор анализирует пословицы о труде и следующим образом представляет их фреймовую структуру: 1] отношение к труду, 2] разновидности трудовой деятельности, 3] распределение трудовых обязанностей и приложенных усилий, 4] виды трудовой занятости, 5] вознаграждение за труд, 6] ритм трудовой деятельности, 7] способы уклонения от труда, 8] коллективный / индивидуальный характер трудовой деятельности. В книге выделены полярные позиции субъектов, оценивающих труд: это моралист-праведник и прагматик (ср.: Трудами не хвались, а гордись. - Работа дураков любит].

В заключение автор формулирует основные выводы исследования, к числу которых относятся тезисы о противоречивости ценностей, лежащих в основе русского экономического сознания, о специфике эволюции и инволюции экономических концептов, о лингвистически релевантных способах номинации и реноминации этих ментальных образований.

Монография Г.С. Яроцкой представляет собой глубокое исследование актуальной проблемы аксиологической лингвистики, содержит множество нетривиальных наблюдений и выводов, образующих непротиворечивую концепцию аксиогенеза, и несомненно привлечет к себе внимание широкого круга специалистов, изучающих соотношение языка и культуры.

V.I. Karasik Volgograd, Russia

REVIEW ON G.S. YAROTSKAYA'S MONOGRAPH "AXIOGENESIS OF ECONOMIC CONSCIOUSNESS IN RUSSIAN LINGUISTIC CULTURE" (Odesa, 2013)

The monograph is devoted to the actual problem of modern anthropological linguistics - linguoaxiological modeling of economic consciousness. Economics as a social phenomenon is studied in detail in the various fields of the humanities, but economic values have not yet been the subject of a special analysis from the standpoint of linguoconceptology. The book consists of an introduction, conclusions, and three chapters devoted to language representation of the value dynamics of economic consciousness, axiogenesis of theological and ordinary modi of this consciousness, axiosphere of this consciousness in pre-Petrine period.

Key words: concept, linguoconceptology, linguoaxiology, axiosphere.

Сведения об авторе: Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии

Волгоградский государственный социально-педагогический университет 400131, Россия, Волгоград, пр. Ленина, 27

E-mail: vkarasik@yandex.ru

About the author:

Karasik Vladimir Iliich, Prof.,

Professor of English Philology chair

Volgograd State Socio-Pedagogical University

27Leninapr., Volgograd, 400131, Russia

E-mail: vkarasik@yandex.ru

Дата поступления статьи 22.03.2016

Для цитирования: Карасик В.И. Рецензия на монографию Г.С. Яроцкой «Аксио-генез экономического сознания в русской лингвокультуре» (Одесса, 2013) // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 139-142.

For citation: Karasik, V.I. (2016), Review on G.S. Yarotskaya's monograph "Axiogenesis of economic consciousness in Russian linguistic culture" (Odesa, 2013). Communication Studies, No. 2 (8), pp. 139-142. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.