Научная статья на тему 'Рецензия на монографию «Антропология вещи в городской культуре: концептуальные основы и поиск метода». (Волгоград: Волгоградский институт управления, 2016)'

Рецензия на монографию «Антропология вещи в городской культуре: концептуальные основы и поиск метода». (Волгоград: Волгоградский институт управления, 2016) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию «Антропология вещи в городской культуре: концептуальные основы и поиск метода». (Волгоград: Волгоградский институт управления, 2016)»

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «АНТРОПОЛОГИЯ ВЕЩИ В ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПОИСК МЕТОДА». (ВОЛГОГРАД: ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, 2016)

Сенкевич Алла Владиславовна, кандидат философских наук, доцент Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж, Российская Федерация

Коллективное исследование волгоградских авторов посвящено интересной и перспективной

теме в области философской антропологии — вещи в их человеческом, смысловом измерении и многообразии культурных модусов. Примером городской среды, в которой вещи взаимодействуют с людьми, выступает сам Волгоград, его памятники, дворы, рынки, а также жители в качестве творцов и потребителей.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в России получает все большее развитие «общество потребления», ставшее в западной философии уже привычным предметом изучения. Французский мыслитель Ж. Бодрийяр, посвятивший ряд работ данной проблеме, выделяет два

разных вида потребления. Один вид — это удовлетворение потребностей людей, устранение нужды в чем-либо. Это привычное значение термина «потребление», которое соответствует прежним историческим эпохам. Совсем иначе Бодрийяр характеризует потребление в современном обществе: «Потребление — это не пассивное состояние поглощения и присвоения, которое противопоставляют активно—му состоянию производства... Потребление есть активный модус отношения — не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру..» .

Представленная Л.В. Щегловой и ее соавторами работа есть опыт осмысления мировоззренческих особенностей современных российских горожан сквозь призму их взаимодействия с вещами в сфере повседневности.

В самом начале монографии указывается, что культура существует не только в виде идеалов, принципов, идей, но и в материальности быта, в обыденной жизни людей. Повседневность наполнена вещами, впитавшими общественную практику, мировосприятие и получившими в силу этого символический характер. «Структуры повседневности создают возможность творческой самореализации личности в социуме, соединяя духовно-ценностные основания культуры и реалии повседневной жизни, вписывая человека в пространство культуры, оформляя мировоззренческие ориентации» (с. 6).

Для разработки заявленной темы привлекается большое количество источников, среди них работы как отечественных, так и зарубежных авторов, в том числе использована литература на английском, французском и немецком языках, проанализированы многочисленные интернет-источники.

Первая глава монографии посвящена существующим в современном социально-гуманитарном знании методам и подходам к исследованию мира вещей. Первый параграф раскрывает сущность и отличия семиотической и реалогической

РЕЦЕНЗИИ

парадигм. Первая, представленная знаменитыми именами зарубежных и отечественных мыслителей, интерпретирует смыслы коллективного, надличностного бытия, зашифрованные в вещах. Вторая, разработанная М. Эпштейном, рассматривает вещь как феномен единичного существования в ее принадлежности судьбе отдельного человека. Именно такой подход позволяет уловить нюансы повседневной жизни личности в их философском смысле.

Второй параграф выявляет реалогическую парадигму в российской философии культуры. Среди ее основоположников — историки культуры, филологи, социологи, этнографы, кинематографисты и собственно философы.

В третьем параграфе анализируются культурные модусы вещи: онтологический, метафизический, эстетический, семиотический, прагматический, этический, антропологический, персонологический, культурно-исторический. «Таким образом, вещь и вещественное, выступая в качестве стержневого свойства культуры в ее стремлении к наделению смыслом, упорядочению всего в мире, утверждают и иллюстрируют ее реалогическую сущность» (с. 41).

Вторая глава монографии раскрывает некоторые аспекты взаимодействия людей и вещей в структуре городской повседневности. В первом параграфе показано, что городская культура — это сочетание природного ландшафта, архитектуры, фольклора, ритма жизни, поведения горожан и пр. Она исследуется представителями всего спектра социально-гуманитарных наук, а ведущей тенденцией стала микроурбанистика — изучение деталей обыденной жизни в их многообразии и личностном значении.

Второй параграф второй главы на примере Волгограда раскрывает различные модусы вещей в жизни города. Подробно изучив памятники и скульптуры своего города, автор пришел к выводу, что Волгоград сконцентрировал усилия «на эксплуатации образа города-героя, столицы патриотического воспитания молодежи, доставшегося в наследство от советского прошлого» (с. 65). Для того, чтобы называться культурной столицей российской провинции, необходимы и другие бренды. Таким культурным ресурсом могут стать, по мысли автора, различные частные коллекции горожан, переведенные в статус музейных экспонатов.

Отдельное место в монографии занимает исследование handmade творчества в современном Волгограде. Автор выявляет практики,

сообщества, основанные на данном виде деятельности, функции handmade творчества, причины востребованности изделий и имеющиеся проблемы.

Изделия handmade есть результат стремления человека к творчеству, совмещенного с привычными российскому менталитету «безот-ходностью деревенского быта» и жизнью в дефиците. Вещь, пусть даже созданная по шаблону, но украшенная своими руками, привносит в «конвейерность» повседневной жизни радость от созидания уникального предмета, вобравшего и эмоции мастера, и в буквальном смысле тепло его рук. По мысли автора, Волгограду необходима некая объединяющая площадка для творцов и потребителей handmade изделий, которые способны стать реалогическим брендом города.

Раздел, посвященный блошиным рынкам (барахолкам) Волгограда, раскрывает их культурную и социально-психологическую специфику. Ведь такие рынки, похожие по своей сути, имеют собственное «лицо» в каждом российском городе. На этом облике сказывается и этнический состав населения, и история города, и особенности географического положения, и многое другое. Анализируя коммуникативные процессы на волгоградской «Птичке», автор приходит к выводу, что в этом пространстве труд замещается игрой, и каждый посетитель вольно или невольно способен стать участником некого реалити-шоу. Но «город еще не готов принять существование блошиных рынков в качестве новой для него формы социального досуга» (с. 121).

Приметой современности в российских городах стало движение буккроссинга — свободного обмена книгами с целью сделать их общедоступными. Это явление исследуется в одном из разделов монографии. Автор отмечает, что россияне недостаточно информированы о целях и принципах этого движения. Основной формой буккроссинга в Волгограде и Саратове стали книжные шкафы и полки в образовательных учреждениях, музеях, парках и кафе. Но они пополняются старыми книгами, не отвечающими запросам современных молодых людей, на которых в первую очередь и ориентированы проекты. Кроме того, читатель информационного общества стремится получать нужные сведения за секунды с помощью гаджетов, он попросту отвык от усидчивости и внимательного чтения. Но автор не сомневается в сохранении основных социокультурных функций книги и перспективах развития буккроссинга.

86

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 11. 2017 / № 3

Модусы вещей в культуре города (рецензия «Антропология вещи в городской культуре: концептуальные основы и поиск метода») С. 85-87

Весьма интересным с философской и культурологической точек зрения является раздел, посвященный самодеятельному дизайну городских дворов. Это явление, пожалуй, имеет место по всей России: от крошечных поселков до городов-миллионников. Что же стоит за стремлением жителей украсить свой двор с помощью отслуживших свое утилитарных вещей, мусора или детских игрушек? Автор обращается к творцам в качестве информантов: люди сами раскрывают мотивы и ценности, лежащие в основе дворовой культуры. «Дворовая культура — это и специфическая социальность, формы общения и группового поведения, это и особое, сокрытое от глаз, одомашненное жизненное пространство» (с. 133). В нем и разворачивается сущностная специфика человеческой деятельности — ми-роустроительная, созидающая новый порядок. Творцами движет ностальгия по детству, желание привнести индивидуальность в типовые

пространства площадок и палисадников, забота о живых существах. В эту культуру вписаны птицы и кошки — «украшение дворового пространства» (с. 143).

Таким образом, данная монография представляет интерес для самого широкого круга читателей, поскольку содержит наряду с глубиной философского анализа яркие жизненные наблюдения, дает представление о культуре Волгограда жителям других регионов, в качестве особого плюса содержит множество фото. Для профессиональных философов и культурологов эта книга выступает источником дальнейшего творческого поиска в области антропологии вещи, стимулирует размышления об иных аспектах бытования вещей в человеческом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.