Научная статья на тему 'Рецензия на книгу: вибе П. П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 368 с'

Рецензия на книгу: вибе П. П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 368 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на книгу: вибе П. П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 368 с»

данных процессов, дальнейшая разработка учеными механизмов дивергенции, конвергенции. Все это очень хорошо высвечивает принцип системности языка и на синхронном, и на диахроническом уровне, помогает вскрыть взаимосвязь многих звуковых изменений, ранее казавшихся изолированными. А это значит, что в учебной практике такой материал просто необходим.

Сущность фонетического и фонематического законов и различие между ними описываются в параграфе 6. Первое понятие появилось в науке о языке давно, еще на заре компаративистики, но формула фонетического закона была открыта совсем недавно - в 80-х гг. прошлого века В.К. Журавлевым. Сущность и формула фонематического закона была разработана профессором Бурмистровичем в 90-х гг. ХХ в. Такое уточнение понятийного аппарата помогает по-новому взглянуть на некоторые привычные положения исторической фонетики и вслед за автором констатировать действие в истории звуковой системы праславянского языка не только закона открытого слога, но и трех законов сингармонизма (внутригруппофо-немного, внутрислогового и межслогового). Примером фонематического закона в истории звуковой системы русского языка может служить закон парадигматических передвижек гласных фонем в своей подсистеме в Х1У-ХУ1 вв.

В параграфе 7 рассматривается понятие оппозиции и ее нейтрализации, введенное для синхронии Н. Трубецким в 1920-е гг. Новизна состоит в применении понятия оппозиции и нейтрализации к диахронии и в выведении формул силы оппозиции и силы нейтрализации, которые помогают математически строго выразить суть процессов и их взаимосвязь.

В параграфе 8 рассказывается о новых, весьма убедительных способах объяснения незакономерных фонетических изменений, которые достаточно часто встречаются в истории языка, например, в морфологии. Формы именительного падежа единственного числа имен существительных мужского и среднего рода с древней основой на *о имеют разные флексии - ъ и о, причем флексия ъ в форме плодъ с фонематической точки зрения незакономерна - здесь должна была бы появиться, как и в форме село, флексия о.

По-настоящему удачное решение этого и многих других вопросов, связанных с историей флексий в цепи языков от праин-доевропейского через праславянский и древнерусский к русскому, предложил в середине прошлого века болгарский ученый В.И. Георгиев, который утверждал, что если на пространстве основы слова всегда доминировали фонематические законы, то на пространстве флексии слова всегда доминировали морфологические законы. В частности, один из них состоит в том, что «если при развитии языка в силу фонематических законов какие-либо морфемы именительно-винительного падежа мужского и среднего рода данной системы склонения должны совпасть, то одна из совпадающих морфем устраняется и заменяется другой подходящей морфемой» (С. 49). Своим открытием В.И. Георгиев оказал немалую услугу в объяснении фонемного облика целого ряда флексий праславянского языка и языков, которые явились его потомками, по справедливому замечанию Ю.Я. Бурмистровича, в тех случаях, когда этот фонемный облик флексий никак не выводился фонематически,.

Учебное пособие «Найти пропавший век!» завершает итоговый список из пятнадцати крупнейших историко-лингвистических открытий ХХ в., описанных в нем. Остается только присоединиться к пожеланию автора о быстрейшем внедрении упомянутых научных открытий в практику вузовского образования.

И.Г. Дьячкова, канд. филол. наук, доцент кафедры исторического языкознания ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Рецензия на книгу: Вибе П.П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 368 с.

Изучение процессов колонизации Сибири и социально-экономического развития региона является одной из актуальных задач современной исторической науки. Особое значение здесь имеют проблемы переселения в Сибирь различных

народов, которые наряду с русскими участвовали в колонизации края, поскольку результатом этих процессов стала та своеобразная этническая, культурная, экономическая, психологическая (а не просто географическая) общность, которая называется «сибиряки». Российские немцы играли очень большую роль в формировании этой общности, они внесли значительный вклад в управление, экономику, культуру региона, а по численности опережали другие этнические группы, уступая лишь русским и украинцам.

Тем не менее, до начала 1990-х гг. немцы Сибири находились практически вне поля зрения исследователей. До революции 1917 г. и в советское время до депортации 1941 г. в отечественной историографии основное внимание уделялось немцам Поволжья, Украины, Москвы, Санкт-Петербурга и некоторым другим группам в европейской части страны, а немцы Сибири, которые значительно уступали по численности населения материнским колониям, практически не получили освещения в литературе. После депортации история немцев в Советском Союзе находилась под запретом, их как будто не было в стране вообще. Когда в 1990-х гг. в нашем обществе произошли исторические, безусловно, позитивные перемены, началась реабилитация репрессированных народов, и завеса секретности с истории немцев была снята, оказалось, что в ней, в этой истории существует большое количество белых пятен, да фактически вся их история представляла собой огромное белое пятно.

Большая заслуга в ликвидации существовавшего информационного вакуума принадлежит П.П. Вибе, работы которого получили широкую известность и признание как в нашей стране, так и за рубежом (в частности, в Германии, Казахстане, Украине, Канаде, США). В течение многих лет П.П. Вибе проводилась планомерная и целенаправленная работа по изучению архивных материалов, составлению сборников документов, каталогов музейных коллекций, аналитических обзоров, его перу принадлежит множество научных статей, поэтому выход данной монографии является закономерным и давно ожидаемым результатом этой работы.

Монография представляет собой первый в отечественной историографии

опыт комплексного анализа истории социально-экономического развития немецких колоний в Сибири в конце XIX в. -1930 г. С конца XIX в. начинается история немецких колоний в Сибири, а на рубеже 1920-30-х гг., с началом массовой коллективизации, они претерпевают глубокую трансформацию, утрачивая во многом свою самобытность. Поэтому данный отрезок времени, включающий в себя период становления, адаптации и стремительного развития немецких колоний, в котором были заложены основы всего последующего существования, оформились районы компактного расселения, сформировались хозяйственные традиции, да и в целом немцы стали сибиряками, выбран автором книги вполне закономерно.

Необходимо отметить значительную работу автора книги с источниками, особенно архивными, большинство из которых впервые вводятся в научный оборот. Это материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации, Российском государственном историческом архиве, Центральном государственном архиве Республики Казахстан, архивах Омска, Томска, Тобольска, Новосибирска, Барнаула. Кроме многочисленных архивных материалов, в работе проанализированы законодательные и нормативные правовые акты, поскольку одной из центральных задач являлось исследование того правового поля, в котором осуществлялась крестьянская колонизация Сибири, развивались земельные отношения в Сибири в годы первой мировой и гражданской войн, в первое десятилетие советской власти.

В книге приводится большое количество статистических данных, отражающих реальную картину социальноэкономического развития немецких колоний. Это данные по статистике народонаселения (материалы по статистике народонаселения, списки населенных мест, демографические обзоры), сельскохозяйственной статистике (материалы сельскохозяйственных переписей, обследований переселенческих хозяйств), статистические данные об экономическом положении переселенцев в Сибири, а также статистические сведения о немецком населении, специально собранные сибирскими губернскими властями в период борьбы с «немецким засильем».

Следует отметить проведенную работу по определению достоверности источников, их авторства, характеристике исторических условий и обстоятельств возникновения, по сопоставлению информации, содержащейся в разных источниках. Все это, а также грамотный анализ их содержания и его интерпретация позволяют говорить о высокой надежности сформулированных в книге положений и выводов. Это бесспорно. Но отрадно отметить тот факт, что для П.П. Вибе демонстрация собственной высокой квалификации в работе с источниками отнюдь не являлась целью, это само собой разумелось для ученого, глубоко и всесторонне знающего тему и материал. Важно то, что мы получили возможность прочитать действительно интересную книгу, а в последнее время найти по-настоящему интересную научную историческую работу удается не слишком часто. Чаще либо научно, либо интересно. Тем более, если в центре исследования находится социально-экономический аспект и автору приходится оперировать огромным количеством цифр и специальных терминов.

Но эту книгу читать интересно. Документальные свидетельства, статистические сведения, формулировки законов органично сочетаются с образами конкретных людей, их судьбами и действиями. Все это вплетено в общую канву повествования, и в результате перед нами встает картина целой эпохи, эпохи сложной и переломной. Повествование начинается с момента возникновения немецких колоний в Сибири в конце XIX - начале XX вв. В первой главе рассматривается политика центральных и местных властей по вопросу о немецкой колонизации и процесс формирования основных районов расселения немцев в Сибири. Вторая глава посвящена анализу хозяйственного развития немецких колоний на рубеже веков и оценке колонизационных возможностей переселенцев, а также вкладу немецких предпринимателей в становление крупных культурных хозяйств.

В становлении крупных фермерских хозяйств особую роль сыграли меннони-ты. В рецензируемой работе меннонит-ским колониям уделено особое внимание. Здесь, пожалуй, следует сделать отступление и сказать о тех проблемах, которые связаны с изучением истории меннонитов в России. В зарубежной историографии

меннониты рассматриваются как самостоятельная общность, не только религиозная, но и историко-культурная. Это связано с тем, что в США и Канаде, где в настоящее время проживает основная масса меннонитов, существовали условия для сохранения самосознания, традиций, культуры, вероисповедальной практики этой этноконфессиональной общности. Поэтому за рубежом существует два, мало пересекающихся между собой, направления исследований - отдельно по немцам из России, и отдельно - по меннонитам. В России, несмотря на присущий меннони-там сознательный изоляционизм, дистанция между ними и немецким населением постепенно уменьшалась, чему в немалой степени способствовали и политика государства, для которого немецкий язык стал основным критерием, на основании которого меннонитов стали считать немцами (и применили к меннонитам все карательные меры во время первой и второй мировых войн, несмотря на принципиальный пацифизм меннонитов), и характер расселения меннонитов среди других групп немецкого населения, и другие причины. В переписях населения большая часть меннонитов фиксировалась как немцы, и лишь небольшое их количество записывалось голландцами. Меннониты в России и Советском Союзе полностью разделили судьбу немцев, поэтому в отечественной историографической традиции и не существует жесткого разделения между литературой о немцах и литературой о меннонитах.

В то же время при детальном изучении вопроса отличия меннонитов от других групп немцев становятся очевидными, особенно по отношению к тому периоду, который исследует автор монографии. Его безусловной заслугой является выделение этих отличий, характеристика меннонитов как особой этнокон-фессиональной общности в составе немецкого населения и особенностей социально-экономического развития менно-нитских колоний.

Третья глава книги посвящена немецким колониям Сибири в годы революционных потрясений и гражданской войны. В этой главе наиболее интересным нам кажется раздел, посвященный попыткам самоопределения сибирских немцев, попыткам реализовать идею национально-

культурной автономии, поскольку эти стремления рассматриваются с особой точки зрения - как средство защиты своих социально-экономических интересов.

В заключительной главе монографии дается характеристика немецких колоний Сибири в период после окончания гражданской войны и до начала массовой коллективизации. Мероприятия советской власти, подорвавшие экономические позиции зажиточных и средних слоев крестьянства, фактически уничтожили самобытные немецкие колонии в Сибири.

Книга снабжена приложениями, из которых следует отметить документы, например, списки немцев-колонистов - владельцев и арендаторов земельных участков, списки населенных мест, результаты обследований немецких хозяйств и др. Работа содержит очень хороший иллюстративный материал - это карты и схемы, итоговые таблицы, рисунки и редкие, можно сказать, уникальные фотографии.

В заключение следует сказать, что рецензируемая монография является, безусловно, завершенным и масштабным исследованием, закономерным результатом многолетней работы одного из самых известных специалистов по истории немецкого населения Сибири. Она, безусловно, будет интересна специалистам, но не только. Огромный интерес к истории собственного народа существовал и существует у самих немцев. Удовлетворение этого интереса, а также информирование окружающего населения о судьбе российских немцев, об их этнической истории, об уникальной культуре будет, без сомнения, способствовать развитию позитивных процессов в общении народов между собой, особенно в таком полиэтничном регионе, как Сибирь.

Т.Б.Смирнова, канд. ист. наук, доцент кафедры этнографии и музееведения ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Процедура сравнения в исторических исследованиях: методологический аспект

В процессе познания, в том числе научного, важнейшую роль играет процедура сравнения. Известный афоризм «Всё познаётся в сравнении» подтверждает

наш повседневный практический опыт. Сравнивая, как минимум, два объекта, феномена, мы пытаемся обнаружить между ними нечто общее и особенное.

В научном же познании без процедуры сравнения невозможны установление причинно-следственных связей, закономерностей, разработка типологий и классификаций, моделей и теорий.

В историческом исследовании к сравнению прибегают уже на стадии концептуализации, когда определяется тема, цель и задачи, гипотеза исследования, как правило, предусматривающие определение общего и особенного в изучаемых исторических феноменах - событиях, явлениях, процессах. Проводя историографический анализ, исследователь сравнивает степень изученности проблемы в произведениях своих предшественников. Степень значимости источников предполагает их сравнительный анализ. Обосновывая актуальность исследования, мы часто прибегаем к аналогии изучаемого феномена с явлениями современности.

В процессе самого исследования сбор фактического материала идёт на базе сравнения фактов с предварительно сконструированными концептуальными положениями. При сравнении исторических фактов исследователь пытается вывести эмпирические закономерности, касающиеся условий, причин появления изучаемого феномена, последовательности событий или их подобия. Определяя периодизацию изучаемого процесса, историк прибегает к качественному сравнительному анализу последовательности событий.

Достоверность установленных эмпирических закономерностей определяется индуктивно (сравнением с фактами) и дедуктивно (сравнением с общими закономерностями). Наконец, нельзя не упомянуть и активно разрабатываемый сегодня вид научных изысканий, в которых сравнительный анализ является ведущим методом исследования, - сравнительноисторические исследования.

Как видим, процедура сравнения в историческом исследовании носит практически универсальный характер. И от того, насколько грамотно она осуществляется, зависит качество исследования. Конечно, на каждом этапе исследования процедура сравнения имеет свою специфику. Но есть и общие проблемы, на ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.