Научная статья на тему 'Рецензия на: Браун Е. Д. Войны Роз: История. Мифология. Историография. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 208 c.'

Рецензия на: Браун Е. Д. Войны Роз: История. Мифология. Историография. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 208 c. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
439
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Vox medii aevi
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Браун Е. Д. Войны Роз: История. Мифология. Историография. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 208 c.»

Александр Лобанов

Рецензия на: Браун Е. Д. войны Роз: история. Мифология. историография. М.; СПб.: центр гуманитарных инициатив, 2016. 208 о.

Пожалуй, вплоть до середины прошлого десятилетия Войны Роз оставались периодом английской истории, слабо освещенным в русскоязычной научной и научно-популярной литературе. Лишь в последние годы, отчасти на волне интереса к персоне и времени Ричарда III после обнаружения, изучения и перезахоронения его останков в 2012-2015 гг., на русском языке вышел ряд работ, познакомивших отечественного читателя с основными политическими событиями этого конфликта1. Монография Елены Да-выдовны Браун представляет новый подход к изучению этого периода, ставя своей целью исследование эволюции восприятия Войн Роз с XV в. вплоть до наших дней. Автор выделяет три основных пласта: восприятие событий современниками из среды английских джентри (гл. I—II), процесс формирования «тюдоровского мифа» о войне Алой и Белой Розы (гл. III) и, наконец, осмысление этого периода в отечественной и зарубежной исторической науке c XIX в. по настоящее время (гл. IV).

Основную часть монографии, как по содержанию, так и по объему (115 из 208 страниц книги), составляют две первые главы, в которых на материале комплексов писем семейств Пастонов, Пламптонов и Сто-норов, а также нарратива Роберта Пилкинтона автор реконструирует

© А. М. Лобанов, 2017

1. Устинов В. Г. Войны Роз. йорки против Ланкастеров. М., 2012; Ландер Дж. Войны Роз / пер. с англ. А. А. Кралиной. СПб., 2013; Хаммонд П. Ричард III и битва при Босворте / пер. с англ. М. В. Степанова. СПб., 2014; Устинов В. Г. Ричард III. М., 2015; Браун Е. Д. Ричард III и его время. М., 2016. Ранее отечественному читателю были доступны лишь следующие работы общего плана: Гриффитс Р. А, Томас Р. Становление династии Тюдоров. Ростов-на-Дону, 1997; Таланов А. А. Война Роз: йорки или Ланкастеры. М., 2001.

этос английских джентри середины XV в. и их отношение к борьбе за корону. Следует отметить, что автор смещает акцент с перипетий политической борьбы на область социальной истории и истории повседневности. Раскрывается структура взаимоотношений в среде джентри, основанная, по мнению автора, на отношениях покровительства, и рассматривается терминология, используемая для ее описания. В центре этой структуры оказываются члены семьи и те, кто находится под покровительством — свитские (servants). Далее следуют друзья (friends) — другие джентри, объединенные совпадением земельных интересов и готовностью к взаимной поддержке; затем более широкий круг доброжелателей (well-willers), образующий партию во главе с одним из местных магнатов. Интересы джентри оказываются в основном сосредоточены на уровне сообщества себе подобных в своем графстве, которое описывается как «our country». При этом оказываемые друг другу поддержка и покровительство могут принимать форму угроз, применения силы, влияния на суд, что, в известных пределах, рассматривается как нормальная составная часть этой системы отношений (с. 69, 80-81). В случаях участия джентри в борьбе за трон выбор стороны в первую очередь определялся тем, кого поддерживал их покровитель среди лидеров локальных партий (с. 132).

Автор вполне убедительно показывает, что, хотя джентри, как правило, мыслили категориями своих графств, охвативший страну конфликт не ограничивался краткими столкновениями между армиями короны и мятежных магнатов. В форме борьбы между локальными партиями он в значительной мере затрагивал и джентри в графствах, а следовательно, и их свитских и слуг, хотя, по мнению автора, не достигал масштаба гражданской войны (с. 134). Представляется, однако, что эта общая картина показана несколько статично, и различного рода изменения в ней — складывание локальных

партий, влияние масштабных политических перемен в стране на ситуацию в графствах, изменения в структуре друзей и доброжелателей в случае перехода той или иной семьи под покровительство другого магната (что, например, неоднократно случалось с Пастонами) — разобраны недостаточно подробно. Кроме того, не ставится вопрос, насколько случаи рассматриваемых семейств и графств типичны и репрезентативны в масштабах всей Англии, в чем сомневаются некоторые исследователи2. Учитывая отмеченный автором интерес в западной историографии к локальным исследованиям на основе широкого круга источников (с. 166), представляется, что работа выиграла бы от более широкого сравнения с реконструированным положением дел в других графствах.

В третьей главе показана эволюция образа Войн Роз в различных формах официальной пропаганды во второй половине XV — XVI в. Автором убедительно продемонстрирован ряд существенных изменений в трактовке конфликта как при йорках, так и при Тюдорах, что позволяет подвергнуть сомнению существование четко выраженного «тюдоровского мифа». Продолжением этой главы выступает четвертая глава, посвященная историографии рассматриваемого периода, где следует особенно отметить подробный обзор отечественной историографии Войн Роз, в значительной степени сконцентрированной на отдельных аспектах этого периода, рассредоточенной по профессиональным периодическим изданиям и практически неизвестной широкой публике.

К сожалению, при знакомстве с книгой невозможно удержаться от ряда замечаний, которые на поверку оказываются весьма существенными. В первую очередь это касается подбора изданий источников, поскольку комплексы писем Пастонов, Пламптонов и Стоно-ров публиковались неоднократно. Так, корреспонденция Пламптонов анализируется по изданию 1839 г. под редакцией Томаса Стэплтона,

2. «Восточная Англия, несмотря на часто цитируемые свидетельства из писем Пастонов, предстает пристанищем закона и порядка по сравнению с Девоном и Корнуоллом, а также землями за Северном и Трентом» (перевод мой. - А. Л. ), Storey R. L. The End of the House of Lancaster. London, 1966. P. 84. См. также, например: Carpenter C. The Wars of the Roses: Politics and the Constitution in England, c. 1437-1509. Cambridge, 1997. P. 63.

несмотря на наличие дополненного и уточненного издания под редакцией Джоан Кирби3, вышедшего в 1996 г. Похожая ситуация наблюдается и с письмами Пастонов, которые, будучи введены в научный оборот еще в конце XVIII в., выдержали значительное количество изданий (в том числе выборочных и адаптированных). Из их числа автор упоминает трехтомное издание Гэрднера, 1872-1875 гг. (но не его же дополненное шеститомное издание 1904 г.4), однако в качестве основного источника используется не оно, а двухтомное издание избранных писем под редакцией Джона Уоррингтона5. Вызывает удивление отсутствие упоминания о трехтомном издании Paston Letters and Papers of the Fifteenth Century. Его первые два тома вышли под редакцией Нормана Дэвиса в 1971-1976 гг., затем в 2004-2005 гг. вышло исправленное издание, дополненное третьим томом под редакцией Ричарда Бидла и Колина Ричмонда, которое на данный момент считается эталонным6. Структура монографии позволяет предположить, что основой для нее послужила диссертация автора, во время работы над которой данное издание еще не было доступно7. Тем не менее представляется, что ныне автору следовало бы ссылаться на него или же (признавая большую доступность для отечественных историков издания Гэрднера, выложенного в свободном доступе в сети Интернет) на два издания — Гэрднера и Дэвиса-Бидла-Ричмонда8. С другой стороны, нельзя не задаться вопросом, в какой мере обращение к более полному изданию смогло бы подтвердить или скорректировать выводы, сделанные автором на основании выборки, представленной в издании Уоррингтона.

Далее следует отметить ряд неточностей и недосказанностей при описании системы взаимоотношений в графствах. Прежде всего, за рамками повествования остается разница между двумя терминами, каждый из которых может быть переведен на русский язык словом «графство»: во-первых, речь может идти о графском достоинстве

3. The Plumpton Letters and Papers / ed. by J. Kirby. London, 1996. (Camden 5th series; 8). Согласно электронному каталогу, это издание имеется в наличии в РГБ.

4. The Paston Letters A. D. 1422-1509. New Complete Library Edition / ed. by J. Gairdner. London, 1904. Vol. 1-6.

5. В книге E. Д. Браун ссылки именно на это издание приводятся просто как The Paston Letters (С. 19, сн. 11).

6. Paston Letters and Papers of the Fifteenth Century / ed. by N. Davis. Reprint with corrections. Oxford, 2004. Part I-II; Paston Letters and Papers of the Fifteenth Century / ed. by R. Beadle, C. Richmond. Oxford, 2005. Part III. Первые два тома имеются в РНБ, третий том в РГБ, так что

с некоторыми ограничениями данное издание доступно отечественным исследователям.

7. Браун Е. Д. Джентри

в эпоху «Войн Роз»: опыт социокультурного анализа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. и. н. М., 2003.

8. Можно также отметить, что электронные копии манускриптов значительной части собрания писем Пастонов ныне доступны онлайн на сайте Британской библиотеки (British Library, Additional MS. 43488,43489, 43490,43491, 33597).

(earldom), включавшем в себя титул и совокупность связанных с ним земельных владений; во-вторых, об административно-территориальной единице (county или shire), имевшей местную администрацию (шерифов, бейлифов, мировых судей) и посылавшей представителей в парламент. При этом в Англии, в отличие, например, от Франции, графское достоинство не подразумевало права феодального владения всей территорией соответствующего графства, поэтому представляется не вполне корректным говорить о вхождении того или иного графства во владения какого-либо магната или, например, о том, что на практике шерифы «не назначались королем, а выбирались из нескольких, предложенных главой графства или герцогства кандидатур» (с. 107, см. также с. 36, 64, 94). К тому же не вполне понятно, что здесь понимается под герцогством, так как герцогское достоинство не имело территориально-административного аналога, хотя герцог Норфолка мог обладать (и в 1450-е гг. обладал9) достаточным влиянием в графстве Норфолк, чтобы влиять на назначение шерифа или выборы представителей в парламент.

Говоря о королевских чиновниках в графстве и давая характеристику должности шерифа (с. 90), автор упускает немаловажную деталь — то, что шериф традиционно назначался сроком на один год. Возможно, что в реалиях середины XV в. эта практика подвергалась определенной корректировке, однако отсутствие упоминания о ней способно исказить понимание того, какое влияние оказывала слабость королевской власти на внутреннюю политику в графствах. Продолжая описание структуры местной администрации, автор отмечает, что «помощниками шерифа в сотнях10 были бейлифы» (с. 90), однако уже в следующем абзаце говорится о протекции шерифов при назначении «своих помощников и бейлифов» (с. 91), а спустя еще несколько страниц говорится о тяжбе, в которой бейлиф и помощник шерифа поддерживали противные стороны (с. 97), что может запутать

9. Что, например, прекрасно иллюстрирует письмо герцога к Джону I Пастону от 16 октября 1450 г. (Paston Letters and Papers. Part II. P. 54).

10. Административная единица, часть графства.

читателя. Учитывая задачи исследования и подход, ориентированный на изучение последствий политического кризиса в стране на местном уровне, представляется, что точность в описании системы отношений между короной и графствами является весьма существенной.

Исследование не концентрируется на событийной стороне Войн Роз, предполагая, что читатель знаком с общим ходом конфликтов, однако при описании менее известных эпизодов, к сожалению, встречаются ошибки. Так, убийство Николаса Рэдфорда, юриста лорда Бон-вилля, людьми графа Девона в октябре 1455 г. представлено как убийство самого лорда (с. 62, сн. 181, 104)11. В действительности же лорд Бонвилль погиб лишь в феврале 1461 г., казненный ланкастерцами после второй битвы при Сент-Олбансе12. В книге это жестокое убийство представлено как предел, до которого могли дойти беззакония в графствах, достижение которого было отчасти санкционировано гибелью ряда пэров в первой битве при Сент-Олбансе в мае 1455 г., однако по-видимому, здесь планка выставлена автором слишком высоко. Что же касается убийств джентри (к каковым относился Рэд-форд), то если в Норфолке они (в отличие от убийства слуг) оставались чем-то экстраординарным вплоть до 1455 г. (с. 104), то в других графствах подобные эпизоды имели место и ранее13. Это может поставить под сомнение вывод автора о роли первой битвы при Сент-Олбансе как катализатора выхода насилия в графствах на новый уровень, а отчасти — и предлагаемую датировку начала войн Роз.

Наконец, нельзя не отметить некоторую небрежность автора в обращении с титулатурой и именами собственными. Так многие графы именуются герцогами (Нортумберленд, с. 25-27, 44 и далее везде; Девон, с. 62 сн. 181, 102; Дерби, с. 34, 131; Уорик, с. 102), а некоторые (иногда те же самые) — лордами (Эссекс, с. 41, 67; Уорик, с. 9, 68, и т. д.; Оксфорд, с. 117), наконец, сэр Джон Фастольф последовательно называется лордом Фастольфом (с. 49, 70 и т. д.). Возможно, употребление

11. Об этом убийстве см.: Radford, Nicholas (d. 1455) // Wagner J. Encyclopedia of the Wars of the Roses. SantaBarbara, 2001. P. 219-220. Оно подробно описано в письме Джеймса Грешема к Джону I Пастону от 28 ноября 1455 г., Paston Letters and Papers. Part.

11. P. 125-127.

12. Bonville, William, Lord Bon-ville (1393-1461) // Encyclopedia of the Wars of the Roses. P. 31-32.

13. Так, 22 мая 1448 г. близ Ковентри сэр Роберт Харкорт со своими людьми напал на сэра Хамфри Стаффорда из Графтона и его сына Ричарда, убив сына и тяжело ранив отца; вражда Блоунтов и Лонгфордов в Дербишире привела к попытке убийства Томаса Блоунта 30 июля 1453 г. и убийству Роберта Блоунта в апреле 1455 г. см.: Storey R. L. The End of the House of Lancaster. P. 57-58, 152, 158.

автором титула «лорд» связано с практиком его применения в источниках (например, «...our good Lords — Warwick, Salisbury and others...», с. 107 сн. 99), однако во всех вышеуказанных случаях речь идет не о цитируемом, а об авторском тексте. Некоторые названия переведены с досадными искажениями, например, город «Кнарсбороу» вместо «Нерсборо» (Knaresborough) (с. 24, далее везде) или «битва при Босвор-де» вместо «Босворте» (Bosworth) (с. 9, 149)14. Говоря о семействе Пастонов, автор, к сожалению, не пользуется общепринятой «нумерацией» (Джон II и Джон III, дети Джона I), что также осложняет восприятие.

При всех перечисленных замечаниях нельзя не отметить, что вопросы, рассмотренные в данной работе Е. Д. Браун, до сих пор представляли существенный пробел в отечественной историографии Войн Роз и современного им английского общества. Можно полагать, что монография будет полезна студентам и начинающим исследователям при ознакомлении с основными подходами к изучению Войн Роз, а также со спецификой частной переписки как исторического источника и с особенностями применения ряда терминов (таких как friends, servants, our country) в эпистолярной практике рассматриваемого периода. Кроме того, благодаря новизне подхода книга, вероятно, будет представлять интерес и для широкого круга читателей, интересующихся историей средневековой Англии.

14. Следует заметить, что в вышедшей ранее в 2016 г. биографии Ричарда III авторства Е. Д. Браун число ошибок такого рода значительно меньше. Предположительно это может объясняться либо существенно более поздним происхождением ее текста по сравнению с диссертацией, легшей в основу рассматриваемой монографии, либо же более тщательной работой с текстом.

Лобанов Александр Михайлович

PhD (History), приглашённый научный сотрудник, Университет Саутгемптона

(Великобритания)

alobanov83@gmail.com

Academia.edu: soton.academia.edu/aleksandrlobanov Aleksandr Lobanov

PhD (History), Visiting Fellow in History, University of Southampton (Great Britain)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.