Научная статья на тему 'Рец. На кн. : Agnieszka Halemba. Negotiating Marian apparitions: the politics of Religion in Transcarpathian Ukraine. Budapest; N. Y. : CEU Press, 2015. 312 p'

Рец. На кн. : Agnieszka Halemba. Negotiating Marian apparitions: the politics of Religion in Transcarpathian Ukraine. Budapest; N. Y. : CEU Press, 2015. 312 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКАРПАТЬЕ / ГРЕКОКАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВИДЕНИЯ / GREEK CATHOLIC CHURCH / MARIAN APPARITIONS / TRANSCARPATHIAN UKRAINE / ETHNOGRAPHY OF ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кормина Жанна Владимировна

В рецензии рассматривается монография Агнешки Халембы о формировании сакрального центра в месте недавнего явления Девы Марии в Закарпатье. В книге разделяются понятия религиозного института и религиозной организации и предлагается анализ работы священников по созданию новой святыни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Review of Agnieszka Halemba, Negotiating Marian Apparitions: The Politics of Religion in Transcarpathian Ukraine. Budapest; New York: CEU Press, 2015, 312 pp

This review article discusses A. Halemba’s book on post-Soviet developments in the religious life of two Greek Catholic communities in Transcarpathian Ukraine. The book focuses on the history and ethnography of the site of a Marian apparition (Dzhublyk). It presents an ethnographic analysis of the religious organizations involved in the management of the site.

Текст научной работы на тему «Рец. На кн. : Agnieszka Halemba. Negotiating Marian apparitions: the politics of Religion in Transcarpathian Ukraine. Budapest; N. Y. : CEU Press, 2015. 312 p»

АНТРополоГИЧЕСКИЙ ФоРУМ, 2019, №40

Рец. на кн.: AGNIESZKA HALEMBA. NEGOTIATING MARIAN apparitions: THE politics Of RELIGION

in transcarpathian Ukraine.

Budapest; N.Y.: CEU Press, 2G15. 312 p. Жанна Владимировна Кормина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 16 ул. Союза Печатников, Санкт-Петербург, Россия jkormina@hse.ru; kormina@eu.spb.ru Аннотация: В рецензии рассматривается монография Агнешки Халембы о формировании сакрального центра в месте недавнего явления Девы Марии в Закарпатье. В книге разделяются понятия религиозного института и религиозной организации и предлагается анализ работы священников по созданию новой святыни. Ключевые слова: Закарпатье, Грекокатолическая церковь, видения.

Для ссылок: Кормина Ж. Рец. на кн.: Agnieszka Halemba. Negotiating Marian Apparitions: The Politics of Religion in Transca^t^'an Ukraine. Budapest; N.Y.: CEU Press, 2015. 312 p. // Антропологический форум. 2019. № 40. С. 179-187. URL: http://anthгopologie.kunstkameгa.гu/fíles/pdf/040/koгmina.pdf do i: 10.31250/1815-8870-2019-15-40-179-187

ANTROPOLOGICHESKIJ FORUM, 2 019, NO. 40

A Review of AGNIESZKA HALEMBA, NEGoTIATING MARIAN

apparitions: the politics of religion in transcarpathian UKRAINE.

Budapest; New York: CEU Press, 2015, 312 pp.

Jeanne Kormina

National Research University Higher School of Economics 16 Soyuza Pechatnikov Str., St Petersburg, Russia kormina@eu.spb.ru; jkormina@hse.ru Abstract: This review article discusses A. Halemba's book on post-Soviet developments in the religious life of two Greek Catholic communities in Transcarpathian Ukraine. The book focuses on the history and ethnography of the site of a Marian apparition (Dzhublyk). It presents an ethnographic analysis of the religious organizations involved in the management of the site.

Keywords: Greek Catholic Church, Marian apparitions, Transcarpathian Ukraine, ethnography of organizations. To cite: Kormina J., 'A Rev'ew of Agnieszka Halemba, Negotiating Marian Apparitions: The Politics of Religion in Transcarpathian Ukraine. Budapest; New York: CEU Press, 2015, 312 pp.', Antropologicheskij forum, 2019, no. 40, pp. 179-187. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/040/kormina.pdf doi: 10.31250/1815-8870-2019-15-40-179-187

форум

Pe^ Ha kh.: Agnieszka Halemba. Negotiating Marian Apparitions: The Politics of Religion in Transcarpathian Ukraine. Budapest; N.Y.: CEU Press, 2015. 312 p.

В рецензии рассматривается монография Агнешки Халембы о формировании сакрального центра в месте недавнего явления Девы Марии в Закарпатье. В книге разделяются понятия религиозного института и религиозной организации и предлагается анализ работы священников по созданию новой святыни.

Ключевые слова: Закарпатье, Грекокатолическая церковь, видения.

Жанна Владимировна Кормина

Национальный

исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия jkormina@hse.ru; kormina@eu.spb.ru

Даже те, кто никогда не занимался изучением католичества, наверняка слышали об apparitions — явлениях верующим Девы Марии и других персонажей, населяющих католические небеса . Книга польского антрополога Агнешки Халембы рассказывает о таком событии (apparitional event) — недавнем явлении Мадонны в Закарпатской области Украины — и о том, как оно повлияло на повседневную жизнь местного сообщества . Если до середины XIX в . явления были фактом индивидуальной биографии святого или кандидата на канонизацию, сообщающим о его / ее избранности, то позже они стали публичными событиями c собственными историями, где визионеры играли важную, но уже не центральную роль Религиозная харизма из мира религиозных виртуозов и мистиков перемещается в доступные всем пространственные локусы, где соучастниками чудесных видений становятся представители местного сообщества (P . 73—74) . С тех пор Дева Мария является простолюдинам или детям, как это было во французском Лурде (1858), ирландском Ноке (1879), португальском городке Фатима (1917), баскском Эксиоге (1931), селении Междугорье (1981) в Боснии и Герцеговине, итальянском Оливера Ситра (1985) и многих других местах . В одном из таких мест, закарпатском урочище Джублик, в августе

2002 г . Дева Мария предстала перед двумя местными девочками девяти и десяти лет, Марьянкой и Оленкой . В Джублике и соседних с ним селах, Нижнее Болотное (Нижне Болотне) и Ольховка (Вiльхiвка), и проводила свое полевое исследование автор книги

Открывая монографию про такой экзотический феномен, каким внешнему наблюдателю должны казаться чудесные явления Девы Марии, ожидаешь увидеть рассуждения о народной религиозности, негоциациях между институциональной религией и живой верой и тому подобные вещи, описанные с ориентацией на точку зрения обычного человека, представителя «молчаливого большинства» . Именно так чаще всего устроено антропологическое исследование: мы хотим услышать голоса информантов, не имеющих доступа в сферу широкой публичной дискуссии, и дать им возможность через наши тексты высказаться; нас интересуют власть и несправедливость, скрытые формы эксплуатации и практики сопротивления социально слабых. Агнешка Халемба предлагает иной подход к своему материалу: она берет интервью и работает как этнограф с официальными представителями религиозной организации, такими как священники в Джублике и соседних селах или учащиеся и преподаватели семинарии в Ужгороде . Этого требует от нее сам полевой материал, поскольку признание факта видений католической церковью (а прием группы местных жителей вместе со священниками и девочками-визионерками самим Папой Римским красноречиво говорит об этом) в значительной степени зависит от бюрократической, публикационной, организационной деятельности местных клириков

К этнографии церковных институтов (автор называет их организациями) взывало само поле, однако чувствительность автора к этому аспекту религиозной жизни местных общин была подготовлена также ее предыдущим опытом полевого исследования на Алтае, где повседневная жизнь и ее религиозная составляющая устроены совсем иначе [На1етЬа 2006]. В отличие от Алтая, в Закарпатье она увидела хорошо организованную иерархическую структуру, функционирующую на определенной территории, чья история существенна для понимания протекающих там ныне процессов (Р . 30—31) . История этого региона и присутствующих здесь церквей рассматривается в специальной главе книги (глава 3 «Нация и церковь в Закарпатье») . Религиозные общины в обоих селах относятся к Грекокатоли-ческой церкви, или Католической церкви восточного обряда, причем к ее особому подразделению — Мукачевской епархии, существующей на правах самоуправляющейся церкви и напрямую подчиняющейся Папе Римскому. Следует добавить, что после присоединения в итоге Второй мировой войны

Закарпатья и Галиции к Советскому Союзу деятельность греко-католиков была запрещена, и их общины вынуждены были присоединиться к Русской православной церкви . При этом священники, сумевшие найти себе светскую работу, продолжали тайно совершать службы, а перешедшие в православие греко-католические священнослужители сохраняли целый ряд католических практик в религиозном обиходе, например причастие в первую пятницу месяца или использование четок (Р . 162) .

В результате интенсивной этнографической и архивной работы Халемба обнаруживает различия в способах построения отношений между прихожанами и священниками в том приходе, где священник в советское время формально перешел в православие вместе со своей общиной, и там, где были активны подпольные грекокатолические священники, а настоятель храма, также присоединившийся к православной церкви, приезжал только для совершения праздничных служб В первом случае к приходскому священнику будут относиться скорее как к наемному работнику, что объясняется и общим современным «благочестивым антиклерикализмом» (Р . 202), и ослаблением церковных институтов в советское время Во втором случае степень уважения к священнослужителю выше, ему легче стать частью элиты местной общины . Однако при любой из этих конфигураций «харизмы должности», которая должна обеспечивать особый статус священнослужителя, оказывается недостаточно, требуется и личная харизма . Когда община помнит о подпольных священниках, погибших за веру в годы советской власти или тайно служивших и выживших, их харизмы мучеников вполне хватает для того, чтобы к их преемникам сохранялось особое уважение . Еще одна причина общего отношения к священнику как к наемному работнику, чье пропитание обеспечивается деревней, связана с высокой степенью самостоятельности и активности деревенской и религиозной общины, совершенно удивительных для тех, кто когда-либо работал с православными приходами в России . Это священникам, а не их прихожанам приходится прибегать к стратегиям сопротивления слабых перед лицом общин, имеющих советский опыт самостоятельной организации религиозной жизни Все эти вопросы обсуждаются в четвертой главе «Авторитет священника» .

Интересно, что тезис о приватизации религии вследствие советской антирелигиозной кампании, когда религиозные институты были вытеснены из публичного пространства, с которым согласна Халемба, в ее случае оказывается не таким убедительным, если вообще работает . Для автора этой идеи Тамары Драгадзе [Dragadze 1993] одним из признаков доместикации религии был переход религиозных практик из публичного пространства в сферу семьи и женской ответственности В слу-

чае с закарпатскими грекокатолическими общинами ничего подобного не происходит: лидирующие роли принадлежат мужчинам, а сельская община остается равной приходской общине . Как пишет Агнешка Халемба, за все время полевой работы она встретила только одного местного жителя, открыто считающего себя атеистом . Для абсолютного большинства жителей региона церковная жизнь составляет естественную часть их повседневной рутины

Грекокатолики отличаются от римокатоликов (например, отсутствием правила целибата священников), но все же остаются частью католического мира . Среди многих способствующих этому обстоятельств существенную роль играет близкий «чужой» — Православная церковь . Согласно логике религиозного национализма, предписывающей принадлежность к определенной религиозной организации для обозначения своей этнической или национальной идентификации (см . , например: [Штырков 2013]), она понимается как русская церковь . В той же логике Мукачевская епархия отказывается сливаться с остальными украинскими католиками византийского обряда: формально она входит в Русинскую грекокатолическую церковь и поддерживает русинскую этническую идентичность, что рассматривается другими грекокатоликами Украины, ставшими в постсоветское время важнейшей силой в формировании украинской национальной идентичности, как определенная угроза национальному единству (P . 101) .

Однако гораздо важнее для автора, как и для ее информантов, локальная идентичность которых несравнимо сильнее их национальных сантиментов, превращение урочища Джублик в площадку глобального католичества . Сюда приезжают паломники с организованными турами из городов Западной Украины и из-за границы . В конце августа в день первого явления Девы Марии здесь устраивается шумный праздник с фейерверком, спортивными состязаниями и концертом . Богослужение в Джублике эстетически отличается от привычного местным жителям: вместо канторов-мужчин поет хор девушек, в музыкальном сопровождении иногда используется синтезатор и электрогитара . Все это привлекает молодежь, предпочитающую ходить на службы в построенный здесь монастырь вместо своих приходских храмов Монастырь сам по себе является частью транснационального католического мира, включая через Джублик в этот большой мир Мукачевскую епархию и украинских грекокатоликов вообще . Эти наблюдения над локальным и глобальным католичеством подводят автора, развивающую линию рассуждений Р . Брубейкера и Ф . Купера [Brubaker, Cooper 2000], к рассмотрению группового и сетевого принципов организации религиозных сообществ и тенденции

к постепенному переходу от групповости (groupness) к связанности (connectivity) и общности (commonality), подтверждение которым я вижу и в собственном полевом материале, среди православных и иных религиозных сообществ (см . , например: [Кормина 2012]) .

Рассказывая о спорах вокруг святыни и описывая ее инфраструктуру, Халемба обращает внимание на то, что в своих размышлениях о легитимности этого места паломничества священники уделяют ничтожно мало внимания вопросу о достоверности самого события видений . Куда более важными для них оказываются его последствия . Иными словами, с точки зрения представителей церковной институции сообщения о явлении Девы Марии заслуживают веры, если их последствия полезны для организации . Свидетельства о подобных явлениях в разных местах католического мира появляются регулярно, включая и Украину, но в тех случаях, когда в своих сообщениях Мадонна устами визионеров выступает с критикой католической церкви, религиозная организация не позволяет сформироваться инфраструктуре святыни и визионерский опыт постепенно забывается сообществом Халемба спорит с известным специалистом по католицизму Робертом Орси, который ставит знак равенства между явлениями Девы Марии и непосредственным опытом визионеров [Orsi 2008]. Работа в Джублике убедила Агнешку Халембу в том, что между визионерским опытом и тем, что происходит на святом месте после его получения, нет ясных каузальных связей И явления как события (apparitional events), и места явлений (apparitional sites) могут благополучно развиваться без участия визионеров . В случае с Джубликом одна из девочек, став постарше, уехала продолжать образование в город, другая, хотя и осталась жить в своем селе, не получала больше сообщений от Девы Марии и не приобрела какого-то особого статуса в деревне (P . 84—85) . Автор признается, что хотя она познакомилась с обеими девочками и даже несколько недель жила в доме одной из них, дочери священника, она не решилась или не нашла нужным взять у них интервью . В этом она верна золотому правилу полевой работы: следуй за своим информантом А информанты Агнеш-ки Халембы не то чтобы не верят в правдивость видений (хотя некоторые священники прямо говорят, что не верят), но заботит их совсем не это

Для анализа своего богатого материала Халемба привлекает когнитивистский подход к исследованию религии (см изложение этого подхода в: [Буайе 2017]) . Вообще-то он скорее упоминается, чем последовательно используется, и опознаваемые его следы обнаруживаются больше в риторике, чем в попытке его применить . На это указывают такие выражения, как «опыт,

который считается религиозным» ("experience deemed religious"), «особые вещи» (те, которые в силу своей необычности могут наделяться религиозными значениями), или обозначение видений как мультисенсорного опыта ("multisensory experiences") . Не совсем понятно, чем когнитивистский подход показался автору привлекательным: предпринятый эксперимент лишний раз убеждает в антиэтнографичности, вытекающей из его универсализма

Возможно, ценность в том, что именно экспериментирование с когнитивистским подходом подсказало Агнешке Халембе идею аналитического различения между тремя составляющими религии: религиозным опытом, религией как институтом (таким же социальным институтом, как семья или дружба) и религиозными организациями Однако если следовать когни-тивистской повестке, то в книге должна была бы идти речь о пространстве религиозного опыта, и именно об этом автор рассуждать отказывается. Изучать предлагается не опыт, привычно оставляемый за пределами научного познания, а его последствия, и в книге замечательно показано, как это можно делать через анализ религиозных институтов и организаций, которые принимают в себя (embrace) эти институты Выходит, что методологический реверанс в сторону когнитивистских исследований религии становится лишним аргументом для того, чтобы этот опыт не изучать, оставляя его сакральным «отделенным и запретным», куда антропологу ходить не нужно Когнитивисты утверждают, что они обладают инструментарием для изучения «опыта, который считается религиозным», но брак когнитивистики с антропологией, во всяком случае в области исследований религии, оказывается пока несчастливым: когнитивистике отвратительно основное приданое антропологии — этнография, и в эвристическом отношении этот союз остается бесплодным . Конечно, достойным результатом эксперимента можно считать и оттачивание, через оглядку на модное течение, собственной аргументации

Последовательный отказ от изучения религиозного опыта и работы с теми, кто, по убеждению сообщества, этот опыт пережил, вытекает, как и многое в этой книге, из замечательного этнографического чутья автора . Обычно в католической традиции однажды начавшиеся видения повторяются Во время своих появлений Мадонна передает послания к верующим через изначальных или новых визионеров, так что первая визитация открывает святое место для дальнейших явлений Девы Марии и получения ее посланий В Джублике же явление было единичным, каким в православии бывает явление иконы, обозначающей, как удачно сказал о местах паломничества Питер Браун, место встречи небес и земли [Браун 2004]. Так что

Агнешке Халембе не довелось наблюдать обстоятельства, окружающие такие события, а само событие по сравнению с функционированием религиозной организации, с ним работающей, оказывается этнографически ничтожным .

Главным объектом своего этнографического исследования Халемба делает религиозные организации, до сих пор, как она справедливо пишет, мало интересовавшие антропологов . «Чтобы понять, каким образом религия представлена в современном мире, почему она важна и как присутствует в публичной сфере, мы должны анализировать деятельность церкви как организации, используя антропологическую перспективу, с ее фокусом на действиях, понимании и практиках создания значений у людей, которые рассматривают себя как привилегированных членов этой организации . Важно проследить множественность и разнообразие позиций и перспектив и увидеть, как эти разные голоса формируются сами и формируют процедуры, идеологии и практики организации» (P . 32—33). Именно религиозная организация создает видение, а не наоборот, потому что она задает рамки для такого «мультисенсорного опыта», который будет признан легитимным, соответствующим глобальной культуре католических видений . Поэтому главные люди в Джублике (как и в других святых местах; кто сомневается, посмотрите фильм Дж. Хаусснер «Лурд», 2010 г. ) — не визионеры, а менеджеры святыни (P . 54) . Этнография религиозных организаций необходима и для их демистификации: как справедливо пишет Халемба, организация часто воспринимается в качестве единой сущности, которая обладает волей и может действовать, как если бы это была личность (P 10) Полезным для тех, кто отважится пойти по предложенному в книге пути этнографического исследования организации через длительное наблюдение за ее жизнью и в локальном измерении будет предложенное в монографии понятие organizational embracement, которое может быть переведено на русский как «включение в организацию» (т. е . соответствующее ее правилам упорядочивание определенного института) или как «охват организации»

Книгу трудновато читать; она написана в манере, не очень привычной для избалованного увлекательно написанными антропологическими монографиями читателя . Однако усилия тех, кто решит это сделать, будут вознаграждены

Библиография

Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М . : РОССПЭН, 2004. 207 с . Буайе П. Объясняя религию . Природа религиозного мышления. М . : Альпина нон-фикшн, 2017 . 496 с .

Кормина Ж.В. Номадическое православие: о новых формах религиозной жизни в современной России // Ab Imperio . 2012 . № 2. С . 195— 227 .

Штырков С.А. Традиционалистские движения в современном североосетинском обществе и логика религиозного национализма // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде: Сб . ст. СПб . : МАЭ РАН, 2013 . C . 331-362.

Brubaker R., Cooper F. Beyond Identity // Theory and Society. 2000. Vol . 29 . P. 1-47 .

Dragadze T. The Domestication of Religion under Soviet Communism // Hann С . (ed. ) . Socialism . Ideals, Ideologies and Local Practice . L. ; N .Y. : Routledge, 1993. P . 148-156 .

Halemba A. The Telengits of Southern Siberia. Landscape, Religion and Knowledge in Motion. L . ; N . Y. : Routledge, 2006. 226 p .

Orsi R. Abundant History: Marian Apparitions as Alternative Modernity // Historically Speaking. 2008 . Vol. 9 . No . 7 . P . 12-16 .

Жанна Кормина

A Review of Agnieszka Halemba, Negotiating Marian Apparitions: The Politics of Religion in Transcarpathian Ukraine. Budapest; New York: CEU Press, 2015, 312 pp.

Jeanne Kormina

National Research University Higher School of Economics 16 Soyuza Pechatnikov Str . , St Petersburg, Russia kormina@eu . spb . ru; jkormina@hse . ru

This review article discusses A. Halemba's book on post-Soviet developments in the religious life of two Greek Catholic communities in Transcarpathian Ukraine . The book focuses on the history and ethnography of the site of a Marian apparition (Dzhublyk) . It presents an ethnographic analysis of the religious organizations involved in the management of the site

Keywords: Greek Catholic Church, Marian apparitions, Trans-carpathian Ukraine, ethnography of organizations

References

Boyer P . , Religion Explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought.

New York: Basic Books, 2001, 375 pp . Brown P . , The Cult of the Saints. Its Rise and Function in Latin Christianity.

Chicago: University of Chicago Press, 1981, 187 pp . Brubaker R. , Cooper F . , 'Beyond Identity', Theory and Society, 2000, vol . 29, pp . 1-47 .

Dragadze T . , 'The Domestication of Religion under Soviet Communism', Socialism, Ideals, Ideologies and Local Practice. London; New York: Routledge, 1993, pp . 148-156. Halemba A. , The Telengits of Southern Siberia. Landscape, Religion and Knowledge in Motion. London; New York: Routledge, 2006, 226 pp . Kormina J . V. , 'Nomadicheskoe pravoslavie: o novykh formakh religioznoy zhizni v sovremennoy Rossii' [Nomadic Orthodoxy: On New Forms of Religious Life in Contemporary Russia], Ab Imperio, 2012, no . 2, pp . 195-227. (In Russian) . Orsi R. , 'Abundant History: Marian Apparitions as Alternative Modernity',

Historically Speaking, 2008, vol. 9, no . 7, pp . 12-16 . Shtyrkov S .A. , 'Traditsionalistskie dvizheniya v sovremennom severo-osetinskom obshchestve i logika religioznogo natsionalizma' [Traditionalist Movements in Contemporary Ossetian Society and the Logic of Religious Nationalism], Kavkazskiy gorod: potentsial etnokulturnykh svyazey v urbanisticheskoy srede [The Caucasian City: The Capacity for Ethno-Cultural Connections in Urban Society]. St Petersburg: Museum of Ethnography and Anthropology, 2013, pp . 331-362. (In Russian) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.