Научная статья на тему 'Ретроспективный взгляд на эволюцию уголовно-процессуального института «Рассмотрение сообщения о преступлении»'

Ретроспективный взгляд на эволюцию уголовно-процессуального института «Рассмотрение сообщения о преступлении» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
991
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ЭВОЛЮЦИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ИНСТИТУТА / РАСCМОТРЕНИЕ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / DEGREE OF INITIATION OF PROCEEDINGS / EVOLUTION OF PROCEDURAL INSTITUTION / CONSIDERATION OF MESSAGE ABOUT CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиверская Людмила Анатольевна

В статье автор анализирует генезис уголовно-процессуального института рассмотрения сообщения о преступлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses genesis of procedural institution of message about crime in the article.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный взгляд на эволюцию уголовно-процессуального института «Рассмотрение сообщения о преступлении»»

демкнига», «Добросвет», 2003. - 596 с. 4. Шереги Ф.Э. Социология девиации: при-

3. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. - кладные исследования. - М.: Центр социального

М.: Институт социологии РАН, 2008. - 325 с. прогнозирования, 2004. - 334 с.

УДК 342.9

Сиверская Людмила Анатольевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

lsiverskaya@mail. ru

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭВОЛЮЦИЮ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «РАССМОТРЕНИЕ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ»

В статье автор анализирует генезис уголовно-процессуального института рассмотрения сообщения о преступлении.

Ключевые слова: стадия возбуждения уголовного дела, эволюция уголовно-процессуального института, расcмотрение сообщения о преступлении.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству РФ рассмотрение сообщения о преступлении должностными лицами правоохранительных органов является «важным, необходимым и обязательным элементом процессуальной деятельности первоначальной стации процесса по каждому поводу о преступлении» [3, с. 118]. Целью данной деятельности является защита прав и законных интересов граждан, обеспечение беспрепятственного доступа к правосудию, установление наличия или отсутствия условий, необходимых для возбуждения уголовного дела, отказе в таковом или передаче по подследственности. Выполняя предписания закона, «дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3-х суток со дня поступления указанного сообщения» (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Обращение к истокам зарождения исследуемого уголовно-процессуального института, последующей диалектике и эволюции законодательного регулирования, на наш взгляд, столь уместно, сколь и необходимо. Не стоит отрицать, что использование исторического подхода к анализу отечественного уголовнопроцессуального законодательства предыдущих веков позволит сфокусировать объективный взгляд на современное его состояние и определиться с поиском путей выхода из многих современных проблемных ситуаций. «Изучение прошлого может и должно служить средством для того, чтобы понять настоящее и предвидеть бу-

дущее и на основе этого осмыслять развитие науки как целенаправленный исторический процесс» [9, с. 2.] Ретроспектива истории необходима еще и потому, что большинство используемых в современном законодательстве юридических терминов и понятий, законодательных конструкций и процедур начальной стадии досудебного производства возникли, развивались и действовали в предыдущие столетия, подтвердили право на существование, пройдя через острые научные дискуссии, накопив богатый исторический опыт практической апробации. В этой связи представляется уместным в целях «сохранения и развития прежней парадигмы уголовно-процессуального законодательства» [14, с. 19], регулирующего порядок возбуждения уголовного дела, исторически проследить начало зарождения исследуемого института, выявить причины возникновения и закономерности процесса развития. Многие ученые-процессуалисты отправной точкой зарождения стадии возбуждения уголовного дела и ее нормативно-правового регулирования считают источники, относящиеся к XIX веку: Свод Законов Российской империи 1832 года и Устав уголовного судопроизводства 1864 года. Однако заслуживает внимания и позиция М.Г. Ковалевой, которая, рассматривая гл. 2 «О процессе или тяжбе» Краткого изображения процессов или судебных тяжб 1715 года, полагает, что еще в «период правления Петра 1 получили законодательную регламентацию некоторые аспекты деятельности по возбуждению уголовного дела» [10, с. 40] Основополагающие изменения порядка возбуждения уголовного преследования связывают

с вступлением в силу Свода законов Российской Империи 1832 года. Его инновационный характер определялся тем, что он, «положил начало выделения уголовно-процессуального права как самостоятельной отрасли права» [26, с. 29] «заложил предпосылки к образованию процессуального института возбуждения уголовного дела, который в трактовке ученых-процессуалистов

XIX века именовался как «предуготовительные меры к исследованию преступления» [14, с. 21]. Безусловно, в этом нормативном документе детальная и четкая регламентация основания и порядка возбуждения уголовного дела и, соответственно, действий по проверке имеющихся у полиции поводов («извещение, жалоба, донос, донесение прокуроров и стряпчих, явка с повинной» или «собственному усмотрению полиции, приступающей к следствию по всякому сведению, к ней дошедшему» в современной его трактовке отсутствовала, однако ряд отдельных законодательно закрепленных положений, заложили предпосылки образования процессуального института рассмотрения сообщения о преступлении. Так, первой частью всего производства по уголовным делам являлось предварительное следствие «inquisitio generalis», которое заключалось в «изыскании всех обстоятельств дела или происшествия, составляющего преступление». Иными словами, назначение предварительного следствия заключалось в том, что оно «объемлет в себе все действия, чтобы убедиться в действительности какого-либо преступления и привести все обстоятельства его в возможно полную известность» [2, с. 71]. Кроме того, в данном нормативном документе устанавливалась обязанность полиции «приступить к следствию по всякому сведению, дошедшему до нас, как о явном преступлении, так и о таких преступлениях, о которых без предварительного следствия нельзя заключится случайно ли они учинились или по какому-либо умыслу» [13, с. 30] Свое дальнейшее развитие и формирование стадия возбуждения уголовного дела (далее ВУД) в современном ее понимании и институт рассмотрения сообщения о преступлении, получили в результате судебной реформы 1864 года, когда в важнейшем законодательном документе того времени - Уставе Уголовного судопроизводства, (далее УУС) утв. 20 ноября 1864 года было осуществлено нормативно-правовое регулирование института возбуждения уголовного дела, а деятельность по рас-

смотрению сообщений о преступлении приобрела более четкие контуры. Согласно УУС, уголовное дело могло быть возбуждено при наличии повода, «если в полиции становилось известно о преступлении», и с соблюдением установленного порядка производства по делу. Однако, законодатель предусмотрел и обстоятельства, когда определяющую роль в решении вопроса о ВУД играли материалы «полицейского дознания». В соответствии со ст. 253 Главы 1 «О предварительном следствии» раздела 2 УУС в обязанности должностных лиц полиции входило «производить дознание в случае, когда признаки преступления сомнительны, прежде чем сообщить о нем по принадлежности». «Прокурор и его товарищи не должны были требовать начала следствия без достаточных оснований и обязаны собрать сведения посредством негласного полицейского разведывания» (ст. 312 р. 2 УУС). Комментируя данное законодательное положение, известный ученый-процессуалист того времени И.Я. Фой-ницкий, так определял природу и назначение полицейского дознания: «Дознание связано с уголовным преследованием, добывая ему сведения необходимые для правильного и успешного предъявления обвинения перед судом. Оно находится в тесной связи с предварительным следствием, потому что удостоверяет действительность расследуемого преступления, дает материал к начатию следствия, устанавливает взгляд следователя на способы к дальнейшему раскрытию истины, на образ его действий по отношению к обстоятельствам дела и к лицам, в нем участвующим» [28, с. 374]. Главной фигурой, на которую была возложена обязанность проведения дознания, было должностное лицо полиции, ему предписывалось «обнаружить законные основания к возбуждению уголовного дела при обстоятельствах, предусмотренных ст. 253 УУС и выполнить основную задачу дознания: «дать материал, необходимый для обвинителя и следователя, чтобы удостовериться, что требование первым и начатие вторым судебного производства имеет достаточное основание, что их действия не будут бесполезными, не обратятся к напрасному стеснению лиц, привлекаемых к следствию» [28, с. 363]. Анализируя приведенные исторические источники с позиции сегодняшнего дня, можно констатировать тот факт, что именно в УУС лежат истоки уголовно-процессуального института рассмотрения сообщения о преступлении,

проводимого в форме «полицейского дознания», целью которого было отыскание основания к возбуждению уголовного дела, констатирование в событии признаков преступления, а также собирание первичных доказательств против правонарушителя. Так, Ю.В. Деришев утверждал, что «в современном уголовном судопроизводстве институт дознания по дореформенному уголовно-процессуальному законодательству Российской империи представлен уголовно-процессуальной деятельностью по проверке информации о совершенном преступлении» [6, с. 126]. УУС действовал вплоть до его отмены декретами октября 1917 года, регламентирующими процедуру уголовного судопроизводства. Многочисленные основополагающие нормативные документы того времени имели существенный законодательный пробел в регулировании правовыми предписаниями многих вопросов стадии ВУД, в т.ч. и порядок принятия заявления, сообщения о преступлении и процедуру его проверки. Однако, в ряде документов, принятых советским государством в первые месяцы правотворческой деятельности, имеется упоминание о правилах рассмотрения сообщения в современной трактовке. Так, в соответствии с п. «е» ст. 3 Инструкции НКЮ РСФСР от 19 декабря 1917 г. «О революционном Трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний», «следственные комиссии при поступлении сообщения или жалобы рассматривали их в течение 48 часов и постановляли о прекращении дела, если не находили состава преступления, либо направляли дело по подсудности, либо назначали его к слушанию в заседании революционного трибунала». Как полагает М.Г. Ковалёва, в данном нормативном документе «была предпринята попытка по совершенствованию деятельности по рассмотрению сообщений о преступлениях.» [10, с. 44] Одним из важных составляющих института рассмотрения сообщения о преступлении является процедура его приема, которая нашла свое законодательное выражение в Инструкции «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», утвержденной НКЮ и НКВД РСФСР 13 октября 1918 года. В обязанность милиции входило «принятие сообщений о совершенных преступлениях, обнаруженных как самой милицией, так и по заявлениям учреждений и лиц» [20, с. 813]. Многообразие нормативных актов того времени и су-

щественные пробелы правовой регламентации создавали реальные трудности с их применением в практической деятельности. «Требование строжайшего соблюдения революционной законности могло быть осуществлено лишь при условии создания кодексов по всем отраслям права» [19, с. 22]. В мае 1922 года был принят первый советский УПК РСФСР. Его нормы, регламентирующие стадию ВУД, с точностью до буквы вошли в УПК РСФСР 1923 года, где вопросы рассмотрения сообщений о преступлении подробным образом не регулировались, однако ряд существенных новаций имелось. Так, законодательно закреплялась обязанность органов принять все заявления по поводу совершенных или готовящихся преступлений, причем судья и следователь обязаны принимать таковые также и по делам им не подсудным. Комментируя данный закон, ученые-процессуалисты отмечали, что «УПК РСФСР 1923 г. требовал безоговорочного принятия заявления о любом преступлении» [25, с. 85]. В качестве оснований для принятия решения о ВУД признавалось наличие в заявлении указаний на состав преступления, т. о. вопрос о возбуждении дела решался без проведения каких-либо действий по проверке поступившей информации. Такая непродуманная регламентация начального этапа досудебного производства вызывала справедливую критику со стороны представителей науки уголовного процесса. Так М.А. Чельцов отмечал: «очень часто бывает так, что заявление кричит о преступлении и даже ссылается на соответствующие статьи УК, но необходимый юридический анализ показывает следователю, что в действиях, на которые жалуются, нет состава преступления. Этой-то мысли о необходимости предварительной юридической оценки фактов, указанных в заявлении, не хватает ст. 96 УПК» [29, с. 352.]. Данное утверждение не лишено оснований и является закономерным результатом существующих в тот период времени противоречий, возникающих между действующей нормой права и практикой ее реализации. Правоприменители, сталкиваясь ежедневно с большим количеством поступавших сообщений о преступлении, возбуждали уголовные дела, без проверки содержащейся в них информации, что порождало многочисленные нарушения законности. Возникла проблемная ситуация, остро поставившая вопрос о поиске алгоритма действий практических работников для устранения коллизии между нор-

мой закона и ее реализацией. В качестве компромиссного решения между юридическими предписаниями и сложившейся практикой, должностные лица осуществляли проверку поступившей информации с целью установления признаков преступления. Саму же деятельность стали именовать «доследственной проверкой». «В создании института доследственной проверки присутствовала и своего рода правовая логика и здравый смысл, отсеивалось все, что вело к громоздкому, но бесполезному в данном случае предварительному следствию» [17, с. 69]. «Доследствен-ная проверка» сообщений о преступлении осуществлялась в не процессуальной форме и использовала ресурсы административной деятельности. Однако, отсутствие правовой регламентации проверочной деятельности, обобщения практики для единообразного ее применения должностными лицами, привело к серьезным нарушениям закона при ВУД, в связи с чем циркулярами НКЮ РСФСР и Прокуратуры СССР проведение «доследственной проверки» было запрещено. За более чем 48-летнее действие уголовнопроцессуального кодекса, в истории советского государства произошли коренные преобразования, которые потребовали изменения действующего законодательства, в т.ч. и уголовно-процессуального. В Основах уголовного судопроизводства СССР и СР 1958 г. и УПК РСФСР 1960 г. был регламентирован подробный процедурный порядок ВУД, который «начинался с момента официальной фиксации органом дознания, следователем, прокурором или судьей поступившего носителя первичной информации о преступлении, которому закон (УПК) придает значение формального повода к возбуждению уголовного дела [11, с. 1]. Говоря о важности и значимости законодательного закрепления проверочной деятельности, В.М. Савицкий отмечал, что «она приобрела значение самостоятельного процессуального института, относящегося к стадии возбуждения уголовного дела» [22, с. 96], а А.П. Рыжаков полагал, что «задачи, стоящие перед стадией ВУД, можно признать решенными лишь по окончании предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении» [21, с. 189]. Действующая норма не была лишена пробелов, и первые результаты ее реализации на практике выявили недостатки, обнажили проблематику вопроса, ставшую предметом комментарий ученых-процессуалистов. Однако, не смотря на несовершенство норм УПК

РСФСР, они сыграли важную роль в становлении института рассмотрения сообщения о преступлении: заложили его правовые основы, создали прецедент в части их практической реализации, поставили перед научным сообществом ряд дискуссионных и проблемных вопросов, требующих дальнейшего регулирования, явились предпосылкой для последующей законотворческой деятельности. Концепция Судебной реформы в РСФСР утвержденная Верховным Советом РСФСР 21 октября 1991 г., сформировала основы дальнейшего совершенствования уголовного судопроизводства, его кардинальной перестройки. Применительно к институту рассмотрения сообщения о преступлении было подчеркнуто, что «при производстве доследственной проверки вся собираемая информация производится «непроцессуальными, то есть наименее надёжными в контексте уголовного судопроизводства средствами. Собственно, в виде «проверки» мы имеем суррогат расследования». Предлагалось упразднить «дос-ледственную проверку» как правовой институт, так как «демократической направленности предлагаемых преобразований не соответствует сохранение административной по своей природе доследственной проверки заявлений и сообщений о совершении преступлений до возбуждения уголовного дела» [12]. Однако, большинство исследователей, последовательно отстаивали позицию необходимости и обязательности проведения проверки сообщения о преступлении. Это привело к тому, что в ныне действующем УПК РФ эта законодательная новелла была сохранена. Сегодня ученые-процессуалисты уже не обсуждают вопрос: «Быть или не быть институту рассмотрения сообщения о преступлении?», а говорят о необходимости реформирования и оптимизации уголовно-процессуального механизма.

Вывод: Логико-историческая реконструкция генезиса, первоначального этапа уголовного судопроизводства свидетельствует о том, что институт рассмотрения сообщения о преступлении, первоначально появился в российском уголовно-процессуальном праве как результат заимствования опыта законодательного регулирования западноевропейской цивилизации и интеграции организационных и правовых основ. В дальнейшем, процесс его совершенствования тесно связан с историей становления Российского государства, влиянием объективных и субъективных факторов, уровнем правовой культуры и традиций,

учетом отечественного опыта правового строительства.

Библиографический список

1. Анциферов К.Д. Уголовно-судебное право. - М., 1882. - С. 202.

2. Барышев Я.И. Основания уголовного судопроизводства, с применением к российскому уголовному судопроизводству - СПб., 1841. - С. 71.

3. Березина Л.В. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела по УПК Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов,

2003. - С. 118.

4. Власова Н.А. Проблемы совершенствования форм досудебного производства в уголовном процессе: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001. - С. 81.

5. Гирько С.И., Скударёва Н.Н. Дознание в ОВД: история и современность. Учебно-методическое пособие. - М.: ВНИИ МВД России,

2006. - С. 28.

6. Деришев Ю.В. Уголовное досудебное производство: концепция процедурного и функционально-правового построения: Дис. . д-ра юрид. наук. - Омск, 2005. - С. 126.

7. Инструкция НКЮ «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» (СУ 1917 г. №9 12).

8. Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 года. Теоретическое и практическое руководство. -СПб., 1866. - С. 47.

9. Кедров Б.М. История науки и права. - М., 1971. - С. 2.

10. Ковалёва М.Г. Возбуждение уголовного дела и обеспечение его законности и обоснованности: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005. -С. 40, 44.

11. Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РСФСР / Под ред. Л.Н. Башкатова, Б.Т. Безлепкина, С.В. Бородина и др.; отв. ред. И.Л. Петрухин. - Изд-во «Проспект», 2000. - С. 1.

12. Концепция Судебной реформы в РСФСР, утвержденная Верховным Советом РСФСР 21 октября 1991 г.

13. Коротких М.Г. Судебная реформа 1864 года в России. Сущность и социально-правовой механизм формирования. - Воронеж, 1994. - С. 30 (автор ссылается на Свод законов Российской

империи. Законы уголовные т. 15. - СПб, 1857. -С. 9).

14. Максимов П.В. Концепция возбуждения уголовного преследования по российскому уголовно-процессуальному законодательству XI-

XX вв. Историко-правовое исследование: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 19, 21.

15. Масленникова Л.Н. Процессуальное значение результатов проверочных действий в доказывании по уголовному делу: Учеб. пособие. -М., 1993. - С. 5-6 .

16. Маслов И.В. Процессуальная форма дознания и предварительного следствия по уставу уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года // Уголовное судопроизводство. -

2007. - №4. - С. 1.

17. Меликян М.Н. Процессуальные и криминалистические аспекты предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях: Дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 1998. - С. 69.

18. Николюк В.В., Кальницкий В.В., Шала-мов В.Г. Истребование предметов и документов в стадии возбуждения уголовного дела: Учебное пособие. - Омск, 1990. - С. 7.

19. Полянский Н.Н. Очерк советской науки уголовного процесса. - М., 1960. - С. 22.

20. Постановление НКВД РСФСР, Наркомюс-та РСФСР от 13.10.1918. «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)» // СУ РСФСР. - 1918. - №75. - Ст. 813.

21. РыжаковА.П. Краткий курс уголовного процесса: Учебное пособие. - М., 1998. - С. 188-189.

22. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. -М.: Наука. - С. 96.

23. Свод законов Российской Империи. Все 16 томов со всеми относящимися к ним продолжениями в одной книге. - 3-е изд., пересмотр. и доп. / Под ред. А.Ф. Волкова, Ю.Д. Филипова. -СПб.: Изд-во т-ва «Общественная Польза», 1900.

24. Статкус В.Ф. Необходимость законодательного совершенствования стадии досудебного производства // Вестник криминалистики. -

2004. - Вып. 2(10). - С. 29-31.

25. Строгович М.С., Карницкий Д.А. УПК РСФСР: текст и постатейный комментарий / Под ред. Н.Я. Нехамкина. - 3-е изд. - М., 1928. - С. 85.

26. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» / Под. ред В.П. Божьева. - 3-е изд. - М., 2002. -С. 29.

27. ШирковВ., ШрамченкоМ. Устав уголовного судопроизводства. С позднейшими узаконениями, законодательными мотивами, разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами Министра Юстиции. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - СПб.: Изд. юрид. кн. магазина Н.К. Мар-

тынова, 1902.

28. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. - СПб.: изд-во АЛЬФА, 1995. -С. 363, 374.

29. Чельцов М.А. Уголовный процесс. - М., 1948. - С. 352.

Тохтуев Илья Андреевич

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

tochta@mail.ru

ПРАВО И ПОЛИТИКА КАК ЦЕННОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются правовые и политические ценности, и их роль как регуляторов общественных отношений. Дается общий анализ проблем взаимодействия ценностей права и политики, их особенностей и значения для общества, необходимости доминирования правовых ценностей над политическими.

Ключевые слова: право, правовые ценности, политика, политические ценности, регулирование социальных отношений.

Право, наряду с политикой, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и очень сложных общественных явлений. Право и политика это явления сугубо общественные, они не могут существовать без какой-либо социальной общности, неважно как именно будет в нем выражено право (писаные законы, обычаи, традиции, религиозные кодексы и т.д.) или каким образом это общество организовано и кем оно будет управляться. Право всегда возникает как необходимость в регулировании усложнившегося, внутренне противоречивого общества, и своим правовым воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и порядок в обществе, основанный на принципах и идеях существующего права. Политика же, пронизывая все формы общественной жизни и включая в себя все формы социальной активности людей, все виды их деятельности и организации, возникает как результат непрерывного разрастания и расслоения общества, вследствие чего появляется объективная необходимость в координированном управлении этого общества.

Право и политика, как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы общества, являются главными проводниками универсальных ценностей современного цивилизованного мира. К этим ценностям мы относим свободу и равенство, гуманизм, безопасность и благосостояние человека в обществе, свободу совести и слова и др. В идеале эти ценности общие для всех, и существуют для каждого, но все же, учитывая неотъем-

лемую специфику политики и права как самостоятельных социальных явлений, со своей системой и механизмом действия, они реализуются разными методами: правовыми или политическими. Мы можем сказать, что право и политика не только нормативно-ценностные регуляторы общества и личности, но они одновременно выступают в качестве идеалов и сами имеют собственную ценность. При всем взаимодействии политики и права, необходимо видеть, что то и другое - значительно отличающиеся друг от друга нормативные системы.

Рассмотрим право в системе ценностей современного общества, его роль и самостоятельную ценность. В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать эту значительную силу права как регулятора в современных и высокозначимых категориях [5, с. 353].

Право становится важной социальной ценностью общества, оно определяет не только должное поведение людей в описанных законом рамках и последствия их несоблюдения, но также понятия, принципы и идеи, зная и следуя которым человек определяет своё поведение в обществе как правильное и верное, а общество, в свою очередь, основываясь на том же, взаимодействует с человеком. Когда в основе права лежат гуманистические идеалы и ценности, то оно дает обществу информацию о добром и справедливом, право становится искусством добра и справед-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.