Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ проблемы материнства как условия психолого-педагогической и социальной поддержки детства'

Ретроспективный анализ проблемы материнства как условия психолого-педагогической и социальной поддержки детства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1167
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ДЕТСТВО / АСПЕКТЫ МАТЕРИНСТВА / НОРМЫ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗ МАТЕРИ / MOTHERHOOD / CHILDHOOD / ASPECTS OF MOTHERHOOD / STANDARDS OF MATERNAL RELATIONS / IMAGE OF THE MOTHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пьянкова Людмила Алексеевна

Материнство рассматривается как социальный и личностный феномен общества на современном этапе его развития в условиях отчуждения детско-родительских отношений, росте гедонизма, потребительства, явлений индивидуализма. Концептуальные представления о материнстве в контексте психосоциального феномена сформированы двумя позициями: как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины, в том числе определенный уровень развития ее самосознания и результат активного выбора ее личности как субъекта. Обсуждаются концепции материнства; биологические и социальные факторы, влияющие на развитие материнской сферы; родительские и личностные составляющие материнской зрелости; смысловое переживание материнства; психологическая готовность к материнству. Рассмотренные аспекты феномена материнства играют важную роль в понимании того, как современные условия не только меняют образ матери, но и ее возможности для создания психолого-педагогической поддержки детства как ресурса физического и духовного воспроизводства общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF MOTHERHOOD AS CONDITIONS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL AND SOCIAL SUPPORT OF CHILDHOOD

Motherhood is seen as a social and personal phenomenon of society at the present stage of its development in the face of alienation of child-parent relationships, growth of phenomena of consumerism, hedonism, individualism. Conceptual image of motherhood in the context of a psychosocial phenomenon is formed by two positions: as providing conditions for the child’s development and as a part of the personality of women, including a certain level of development of its identity and the result of the active person as the subject of her choice. Discusses the concepts of motherhood; biological and social factors that influence maternal sphere; parental and personal elements of maternal maturity; meaningful experience of motherhood; psychological readiness to motherhood. Considered aspects of the phenomenon of mothers play an important role in understanding how current conditions not only to change the image of the mother, but also her ability to create psychological and educational support to the children as a resource for physical and spiritual reproduction of society.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ проблемы материнства как условия психолого-педагогической и социальной поддержки детства»

УДК 159.922

Л. А. Пьянкова

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСТВА КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА

Материнство рассматривается как социальный и личностный феномен общества на современном этапе его развития в условиях отчуждения детско-родительских отношений, росте гедонизма, потребительства, явлений индивидуализма. Концептуальные представления о материнстве в контексте психосоциального феномена сформированы двумя позициями: как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины, в том числе определенный уровень развития ее самосознания и результат активного выбора ее личности как субъекта. Обсуждаются концепции материнства; биологические и социальные факторы, влияющие на развитие материнской сферы; родительские и личностные составляющие материнской зрелости; смысловое переживание материнства; психологическая готовность к материнству. Рассмотренные аспекты феномена материнства играют важную роль в понимании того, как современные условия не только меняют образ матери, но и ее возможности для создания психолого-педагогической поддержки детства как ресурса физического и духовного воспроизводства общества.

Ключевые слова: материнство, детство, аспекты материнства, нормы материнского отношения, образ матери.

Глубинные изменения современного детства со всей очевидностью актуализируют и заставляют переосмыслить социальные феномены, существующие в обществе, в числе которых первостепенную роль играет материнство. Д. И. Фельдштейн отмечает, что «человек сегодня живет в качественно новом пространстве открытых границ, находится под воздействием огромного прессинга информации, что определяет глубинные изменения его восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, жизненных ритмов, пространства деятельности, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов бытия, появление новых потребностей и новых возможностей их реализации» [1]. Не случайно поэтому в обществе набирает силы процесс ослабления социальных связей и, как частный момент таких изменений, отчуждение в сфере детско-родительских отношений.

Самоутверждение и автономность как наиболее основополагающие концепты жизни современной семьи только продолжают укрепляться, приводя при этом к ее ослаблению как социального института, утрате удовлетворенности ценностями роди-тельства. Гедонизм и индивидуализм вытесняются заботой, самопожертвованием, уважением к старшим, принятием личности другого человека. Данные процессы происходят на фоне низкого уровня рождаемости, не обеспечивающей простого воспроизводства населения, разрыва между возросшими отношениями в браке и семье и степенью их удовлетворения, противоречий между семейными и профессиональными ролями супругов, рассогласованием требований, предъявляемых обществу к личности, и социализирующих возможностей семьи [2]. Эти и другие негативные явления вызывают обеспокоенность не только у общественных ор-

ганизаций, но и у педагогического сообщества и рядовых граждан [3].

Современными исследованиями материнство признается как феномен развития общества, подразумевающий не только идентичность в контексте ведущего социокультурного эффекта образования, фундамента, на котором строится каркас личности человека: его самосознание, ценностные ориентации, ведущие личностные мотивы и др. [4-6]. В то же время сугубо личностная специфика материнства в этих работах никак не отражена. Идея примата биологического над социальным в материнстве подвергается критике. Социальные условия, признаваемые приоритетными как на уровне индивида, так и в общественном сознании и на практике, не всегда служат надежным нравственным фундаментом как для защиты самой матери, так и в ее поддержке для обеспечения ведущих потребностей растущего ребенка. Отсюда естественно полагать, что поддержка детства как вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие на всех ступенях жизни, не может быть продуктивной без реализации тех возможностей в новых социальных, культурных, экономических условиях, которые ему обеспечивает мать. Это не может не актуализировать проблему психолого-педагогической поддержки материнства в современных условиях как ресурса, обеспечивающего физическое и духовное воспроизводство общества.

Научная новизна статьи заключается в том, что проведенный теоретический анализ аспектов феномена материнства и их содержательное наполнение позволяют переосмыслить то, как современные условия не только меняют образ матери, но и ее возможности для создания психолого-педагогической поддержки детства как ресурса физического и духовного воспроизводства общества в условиях

отчуждения детско-родительских взаимодействий, отношения к материнству на уровне социума и на уровне матери к собственному ребенку как к обременению женщины, фактору, сдерживающему ее профессиональные и карьерные устремления и приводящему нередко к дезориентации образа я матери.

Концептуальные представления о материнстве в контексте психосоциального феномена сформированы двумя позициями: как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины, в том числе определенный уровень развития ее самосознания и результат активного выбора ее личности как субъекта.

Первый подход интегрирует методологические основания культурно-социального и психологического аспектов материнства, где неразрывно взаимодействуют такие составляющие, как материнские качества, характеристики материнского поведения.

I. Культурно-исторические аспекты материнства. Ядром данного аспекта выступает диалектическая взаимосвязь биологического и социального, обусловливающих проявление материнского отношения. Речь идет о потребности женщины быть матерью, заложенной в ее природе, и влиянии общественных норм и ценностей. Институт же материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе, а материнство - это одна из женских ролей [7, 8]. По данным Э. Бадинтер, материнская любовь как первооснова материнства в разные исторические этапы наполняется различным содержанием [9]. Большой интерес представляют проведенные М. Мид исследования, сравнивающие материнское поведение, отношение к ребенку и распределение материнских функций в разных культурах [10]. Отмечается, что понятие «нормы материнского отношения» как основополагающее в рамках культурно-исторического аспекта не является неизменным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе.

II. Биологические аспекты материнства объединяют исследования, в которых мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются как организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Данные исследования сформированы следующим образом.

1. Этологические исследования. Материнство изучается с позиций оценки количества ресурсных затрат родительской особи (родительский вклад) [11], выявления эволюционных основ формирования паттернов родительского поведения [12], взаимного обеспечения родителями и детенышами ключевой стимуляции для реализации адаптивного поведения [13-19].

2. Физиологические и психофизиологические аспекты материнства исследуют нейрогумораль-

ные механизмы полового созревания и обеспечения беременности и лактации. Отмечается влияние гормонального фона и эмоционального состояния, их роль в материнстве и обеспечении ухода за родившимся ребенком, исследуются состояния беременных [20].

3. Сравнительные биопсихологические исследования посвящены сравнению материнства у животных и человека и основанным на них представлениям о сущности и механизмах «материнского инстинкта». Но у человека феномен материнства гораздо сложнее, чем совокупность поведенческих актов. Он включает в себя комплекс установок и ценностей, эмоционально-чувственную сторону, личностные особенности матери и многое другое. В сравнительно-психологическом плане материнский инстинкт рассматривал В. А. Вагнер, позднее Н. А. Тих [21, 22].

III. Психологические аспекты материнства концентрируют вокруг себя ряд направлений, которые можно объединить следующим образом.

1. Феноменологическое. Выделяются и детально исследуются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий, выделяются типы и стили материнского поведения, отношения, позиции и т. п. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье [23, 24]. В исследованиях последних лет анализируются качества матери, необходимые для создания оптимальных условий для развития ребенка [25-27].

2. Психолого-педагогическое направление включает семейно ориентированную психотерапию, в том числе отца и других членов семьи в период ожидания ребенка, психологическая подготовка семейных пар к рождению и воспитанию ребенка [16, 28-32], в нем разрабатываются методы психологической коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных пар с точки зрения оптимизации условий для развития ребенка (ориентация на сознательное родительство), психологические тренинги, практика «мягких родов», домашних, родов с мужем, родов в воде и т. п.

3. Психотерапевтическое направление исследует особенности матери (и шире - родителей), которые рассматриваются как источник нарушения психического развития ребенка. Это прежде всего практические исследования задержек и нарушений психического развития, детская психиатрия, нарушение социальной адаптации и психологические

проблемы детей и подростков; влияние на развитие ребенка (в том числе младенческого возраста) разных форм отклоняющегося материнского отношения, типология матерей [23, с. 35-42]. Отмечается, что матери разделяются не только по типу отношения к ребенку, но и по выраженности «материнского инстинкта» [33], или «инстинкта продолжения рода» [34].

Второе направление исследований в области материнства акцентирует внимание на материнстве как части личностной сферы женщины. В рамках этого направления можно выделить следующие аспекты.

Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других периодов жизни) и т. п. Такие исследования проводятся в рамках различных психологических подходов [22].

Ученые в области психологии материнства подчеркивают необходимость рассмотрения материнства как психосоциального феномена, т. е. материнство как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины [5]. Г. Г. Филипповой в содержании материнской сферы выделяются три блока: потребностно-эмоциональ-ный, операциональный и ценностно-смысловой [4]. В. С. Мухина рассматривает материнство как психологическое состояние и социальную ответственность женщины, как составную часть ее ментально-сти [35]. Одним из важнейших факторов развития материнской сферы необходимо считать также и личностную зрелость матери. В работе Р. В. Овча-ровой личностная зрелость матери рассматривается как системное образование, представляющее единство личностных и родительских составляющих. К личностным составляющим относятся: ответственность; активная жизненная позиция; адекватное понимание самого себя; аутентичность; стремление к самопознанию, самореализации, саморазвитию; сформированные ценностные ориентации; способность совершать выбор и умение строить зрелые межличностные отношения [36].

Обусловленность содержания самосознания социокультурным контекстом и самой жизненной ситуацией, в которой находится женщина, по мнению М. Ю. Чибисовой, создается на пересечении индивидуальных особенностей личности матери и тех жизненных ситуаций, которые носят социализирующий для нее характер, формируя при этом картину мира и образ себя [6]. Л. Б. Шнейдер описывает материнство как результат свободного и духовного выбора женщины, которая является активным самостоятельным субъектом [37].

Образ себя как матери начинает формироваться уже на догенитальных стадиях развития девочки, существенным фактором этого развития является ее идентификация со своей матерью [38]. По мнению Т. В. Леус, идеальные объектные представления формируются из ранних детских впечатлений от родителей, вбирают в себя фантазии об исполнении желаний, а также опыт отношений [29]. Образ ребенка соотносится с определенной социальной установкой.

Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытие или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам [39]. Начиная со второй половины ХХ в. и по настоящее время стали наблюдаться регрессивные тенденции материнства, проявляющиеся в жестоком обращении с детьми, отказе от них [40]. Здесь имеет место и феномен сепарации матери от ребенка, ее отчуждения, игнорирования потребностей малыша, его неприятия, что не может не приводить к снижению жизненного тонуса младенца, нарушению становления процессов саморегуляции, доминированию у ребенка пониженного отрицательного настроения, развитию чувства тревоги и неуверенности в себе, настороженного отношения к внешнему миру, снижению интенсивности и качеству эмоционально-когнитивных взаимодействий. Такие характеристики матери и ребенка позволяют говорить о симптомах девиантного материнства, которое в последнее время имеет тенденцию к усилению.

В контексте проблемы материнства как воспитательного ресурса подрастающего поколения есть необходимость актуализировать вопрос раннего материнства [41]. Причина девиантного поведения чаще всего лежит в сфере детско-родительских отношений. Так, в исследованиях Е. В. Змановской получены данные о нарушении значимых отношений с родителями во всех изучаемых группах с девиациями: в группе с насильственными преступлениями доминирует дефицит позитивного отцовского влияния; в группе с наркозависимостью преобладают нарушения в отношениях с матерью в форме дефицита заботы, авторитета и требовательности; в группе с бытовым пьянством выявлена общая неудовлетворенность отношениями с обоими родителями [42].

По статистическим данным за 2012 г. общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 122 351 ребенок [43]. За последние годы эти цифры незначительно изменились. Неудивительно поэтому, что незапланированная беременность для девушек редко приводит к рождению ребенка. Если же такое происходит, то

воспитанием ребенка нередко занимаются родители подростка. Таким образом, фактически происходит подмена родительства либо подросток с новорожденным оказывается в социальном учреждении, где малолетняя мать и ребенок находятся вместе и получают реабилитационную помощь.

Исследования физиологов, психологов, наблюдения и оценки врачей-практиков показывают, что психосоматическое равновесие ребенка тесно связано с взаимодействием ребенка и матери. Хронический дефицит привязанности приводит у малыша к нервной анорексии, рвоте, частому срыгива-нию, ослаблению иммунной системы. В дальнейшем такие дети трудно адаптируются к дошкольному учреждению. Воспитатели отмечают у них частые простудные заболевания, сниженный эмоциональный тонус, низкую способность к концентрации на занятиях, в продуктивных видах деятельности. Педагоги отмечают низкий уровень социализации ребенка в детское сообщество, который характеризует качество межличностных отношений в группе сверстников. Напротив, тесный телесный контакт формирует чувство безопасности и снижает страх и тревожность.

Обсуждая социальный и культурный контекст материнства, следует отметить, что оно интегрирует в себе те качества, которые общество формирует в женщине как отдельно взятом его индивидууме. Присущие культуре образцы поведения, ценности, традиции транслируются ребенку матерью в том виде, в каком они опосредованы, приняты и интерпретированы ею как личностью. В связи с этим можно говорить о психологической, аксиологической, социальной зрелости материнства как ресурса воспитания и развития личности подрастающего поколения. Потенциал этого ресурса может быть осмыслен в той мере, в какой само общество является для зрелой личности нравственным, социальным, культурным и иным нормативом.

В свете некоторой деструктивности происходящих в последнее время в нашей стране общественно-экономических и социальных процессов можно констатировать высокий уровень тревожности личности в целом, рост явлений одиночества, которые углубляются чувством брошенности, опустошенности, неверия в себя, обеспокоенности ростом маргинализации, неопределенности завтрашнего

дня, снижением спроса специалистов на рынке труда и др. Данные результаты были получены в ходе опроса студентов филиала КузГТУ в г. Новокузнецке (популяция испытуемых - 237 юношей и девушек в возрасте от 18 до 23 лет). Ими отмечается, что в современных условиях семья не обладает морально-психологическим буфером, амортизирующим влияние негативных социальных процессов. Особенно к этому уязвимы семьи, где ребенок воспитывается с одним из родителей.

Разводы как социальное явление в России существуют стабильно, их негативные последствия для мужчин, а особенно для женщин (чаще всего на них полностью ложится ответственность за воспитание ребенка), а также развития и формирования идентичности подрастающего человека очевидны. По российской статистике, в 2013 г. разрушилась 667 971 семья [43].

Еще одним тревожным сигналом современности, непосредственно затрагивающим проблемы семейных взаимоотношений и материнство, является женский алкоголизм. Статистика свидетельствует об увеличении в России числа женщин, больных алкогольной зависимостью. Так, если в середине 80-х гг. прошлого века соотношение мужчин и женщин, больных алкоголизмом, было 12 : 1, в 1991 г. оно изменилось до 9 : 1, то к 1998 г. составило 6 : 1, а к 2013 г. находилось уже на уровне 5 : 1. Согласно статистике, средний возраст больной, страдающей женским алкоголизмом, 35 лет [43].

Важность материнского поведения для развития и воспитания ребенка в эпоху цивилизацион-ного слома, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов позволяют говорить о материнстве как о важном ресурсе репродуктивного и духовного воспроизводства общества и самостоятельной реальности, требующей дальнейшей теоретической и практической разработки. В теоретическом плане необходим поиск нового «пути к модели» материнской сферы, основанной на осознании как потребностей самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. В практическом -требуется разработка диагностик индивидуальных особенностей материнской сферы, изучение причин имеющихся нарушений, проектирование способов их коррекции и профилактики.

Список литературы

1. Фельдштейн Д. И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестн. практической психологии образования. 2009. № 2. С. 28-32.

2. Богачёва Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: дис. ... канд. соц. наук. Казань, 2005. С. 3.

3. Грибоедова Т. П. Образовательный потенциал современной семьи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРи БиНейп). 2006. Вып. 10 (61). С. 77-79.

4. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психологии. 2001. № 2. С. 22-36.

5. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Особенности динамики психологического состояния женщины во время беременности и родов // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 18-21.

6. Чибисова М. Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 272 с.

7. Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. № 6. С. 26-37.

8. Радионова М. С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 157 с.

9. Бадинтер Э. Мужская сущность: пер. с фр. М.: Амальтея, 1995. 304 с.

10. Мид М. Культура и мир детства М.: Наука, 1988. 429 с.

11. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М.: Жизнь и смысл, 1999. 168 с.

12. Скобло Г. В., Дубовик О. Ю. Система «мать - дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Соц. и клинич. психиатрия. 1992. № 2. С. 75-78.

13. Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981. 480 с.

14. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. М.: Прогресс; Универс, 1994. 272 с.

15. Панов Е. Н. Знаки. Символы. Языки. 2-е изд., доп. М.: Знание, 1983. 248 с.

16. Панов Е. Н. Поведение животных и структура популяций. М.: Книжный дом «Либроком» 2012. 424 с.

17. Поведение животных / под ред. Н. Тинбергена; пер. с англ. О. Орлова, Е. Панова; предисл. К. Э. Фабри. 2-е изд., стереотип. М.: Мир, 1985. 190 с.

18. Хайнд Р. Поведение животных: синтез этологии и сравнительной психологии / пер. с англ. Л. С. Бондарчук, М. Е. Гольцман; ред. З. А. Зорина, И. И. Полетаева; предисл. Л. В. Крушинского. М.: Мир, 1975. 855 с.

19. Репринцева Г. И. Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного сетевого образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 114-119.

20. Гормональная регуляция размножения у млекопитающих / под ред. К. Остина, Р. Шорта; пер. с англ. В. Л. Быкова. М.: Мир, 1987. 305 с.

21. Вагнер В. А. Биологические основания сравнительной психологии: биопсихология: в 2 т. Т. 2. Инстинкт и разум / В. А. Вагнер; Ин-т психологии РАН. М.: Наука, 2005. 348 с.

22. Тих И. А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л.: ЛГУ, 1970.

23. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.

24. Симонов П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественные основы общей психологии. М.: Наука, 1987. 272 с.

25. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М.: Прогресс, 1999. 80 с.

26. Барановская Т. И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование): дис. . канд. психол. наук. Иваново, 2003. 324 с.

27. Попцова Е. В. Качество матери, необходимое для психического развития ребенка раннего возраста: дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 1995. 169 с.

28. Коваленко Н. П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента, 2000. 197 с.

29. Леус Т. В. Представление женщины о себе как о матери до и после родов : дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 203 с.

30. Романов В. А., Пазухина С. В. Возрождение ценности материнства в России: от теории к практике // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.rU/pdf/2013/1/312.pdf

31. Пазухина С. В. Подходы к анализу категории «ценностное отношение» в современной психологии // Сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием «Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений» / науч. ред. С. А. Минюрова, С. В. Духновский. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2011. С. 231-237.

32. Трушкина С. В. Модели материнства у женщин с нормальным и нарушенным родительским поведением // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 95-104.

33. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: Сфера, 1994. 160 с.

34. Захаров А. И. Ребенок до рождения. СПб.: Союз, 1998. 144 с.

35. Мухина В. С. Проблема материнства и ментальности в местах лишения свободы // Развитие личности. 2003. № 1. С. 141-154.

36. Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 368 с.

37. Шнейдер А. Б. Основы семейной психологии. М.; Воронеж: МПСУ, 2010. 928 с.

38. Филиппова Г. Г. Современное состояние и задачи психологической помощи родителям в период ожидания и раннего развития ребенка // Журн. практич. психол. 2003. № 4-5. С. 222-249.

39. Пьянкова Л. А. Материнство как феномен развития общества и личности. Новокузнецк: Изд-во КузГТУ, 2014. С. 46.

40. Брутман В. М., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 74-82.

41. Журавлева И. В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 133-141.

42. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). 189 с.

43. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 6 (159)

Пьянкова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент. Филиал КузГТУ в r. Новокузнецке. Ул. Орджоникидзе, 8а, Новокузнецк, Россия, 654080. E-mail: duby.ludmila@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 16.02.2015.

L. A. Pyankova

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF MOTHERHOOD AS CONDITIONS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL

AND SOCIAL SUPPORT OF CHILDHOOD

Motherhood is seen as a social and personal phenomenon of society at the present stage of its development in the face of alienation of child-parent relationships, growth of phenomena of consumerism, hedonism, individualism. Conceptual image of motherhood in the context of a psychosocial phenomenon is formed by two positions: as providing conditions for the child's development and as a part of the personality of women, including a certain level of development of its identity and the result of the active person as the subject of her choice. Discusses the concepts of motherhood; biological and social factors that influence maternal sphere; parental and personal elements of maternal maturity; meaningful experience of motherhood; psychological readiness to motherhood. Considered aspects of the phenomenon of mothers play an important role in understanding how current conditions not only to change the image of the mother, but also her ability to create psychological and educational support to the children as a resource for physical and spiritual reproduction of society.

Key words: motherhood, childhood, aspects of motherhood, standards of maternal relations, image of the mother.

References

1. Feldstein D. I. Sovremennoye Detstvo [Contemporary Childhood: challenges and solutions]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya -Herald of the practical psychology of education, 2009, no. 2, рр. 28-32 (in Russian).

2. Bogacheva N. V. Roditelstvo kak factor ustoychivosty semi vsovremennom rossiyskom obshchestve. Diss. kand. sots. nauk [Parenthood as a factor in the stability of the family in modern Russian society. Diss. cand. soc. sci.]. Kazan, 2005. P. 3. (in Russian).

3. Griboyedova T. P. Obrazovatel'niy potentsial sovremennoy sem'i [Educational potential of the modern family]. VestnikTomskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, vol. 10 (61), pp. 77-79 (in Russian).

4. Filippova G. G. Materinstvo i osnovnye aspecty ego issledovaniya v psikhologii [Motherhood and the main aspects of its research in psychology]. Voprosy psikhologii - Questions of Psychology, 2001, no. 2, рp. 22-36 (in Russian).

5. Brutman V. I., Filippova G. G., Khamitova I. U. Osobennosti dinamiki psikhologicheskogo sostoyaniya zghenshchiny vo vremya beremennosti i rodov [Features of dynamics of psychological status of women during pregnancy and childbirth]. Voprosy psikhologii - Questions of Psychology, 2002, no. 1, рp. 18-21 (in Russian).

6. Chibisova M. J. Fenomenmaterinstvaiego otrazgheniye vsamosoznaniisovremennoymolodyjzghenshchiny. Diss. kand. ped. nauk [Phenomenon of motherhood and its reflection in consciousness of the modern young woman. Diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 2003. 272 p. (in Russian).

7. Kon I. S. Materinstvo I ottsovstvo v istoriko-etnograficheskoy perspektive [Motherhood and fatherhood in the historical-ethnographic perspective]. Sovetskaya etnografiya - Soviet Ethnography, 1987, no. 6, рp. 26-37 (in Russian).

8. Radionova М. S. Dinamikaperezhivaniya zhenshchinoykrizisa otkaza otrebenka. Diss. kand. psikhol. nauk [Dynamics of a woman experiencing a crisis of abandonment of a child. Diss. cand. psychol. sci.]. Moscow, 1997. 157 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Badinter E. Muzhskaya sushchnost' [Men's essence]. Moscow, Amal'teya Publ. 1995. 304 p. (in Russian).

10. Мid М. Kul'tura I mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 429 p. (in Russian).

11. Obukhovа L. F., Sagraeva О. А. Semyairebenok:psikhologicheskiyaspectdetskogo razvitiya [Family and child: the psychological aspect of child development]. Moscow, Zhizn' I smysl Publ. 1999. 168 p. (in Russian).

12. Skoblo G. V., Dubovik О. U. Sistema "mat'-ditya" v rannem vozraste kak ob'ect psikhoprofilaktiki [The system of "mother-child" at an early age as a psycho-prophylaxis]. Sots. i klin. psikhiatriya - Social and clinical psychiatry, 1992, no. 2, рp. 75-78 (in Russian).

13. Dewsbury D. Povedeniye zhivotnykh: Sravnitel'nye aspekty [Animal behavior: comparative aspects]. Moscow, Mir Publ., 1981. 480 p. (in Russian).

14. Lorenz K. Agressiya(taknazyvaemoe «zlo») [Aggression (the so-called "evil")]. Moscow, Progress, Univers Publ., 1994. 272 p. (b-ka international psychology) (in Russian).

15. Panov E.N. Znaki. Simvoly. Yazyki [Signs. Symbols. Languages]. 2nd ed., revized and updated. Moscow, Znaniye Publ., 1983. 248 p. (in Russian).

16. Panov Е. N. Povedeniye zhivotnikh i struktura populyatsii [Animal behavior and population structure]. Moscow, Librokom Publ., 2012. 424 p. (in Russian).

17. Animal behavior, ed Tinbergen N. Publ. 2. Moscow, Mir Publ., 1985. 190 p. (in Russian).

18. Hynde R. Povedeniye zhivotnykh; sintez etologii i sravnitel'noy psikhologii [Animal behavior: synthesis of ethology and comparative psychology]. Ed. L. S. Bondarchuk, М. Е. Goltsman. Moscow, Mir Publ., 1975. 855 с. (in Russian).

19. Reprintseva G. I. Sotsial'no-pedagogicheskaya paradigma povisheniya roditel'skoy kompetentnosti sredstvami dopolnitel'nogo setevogo obrazovaniya [Socioal pedagogical paradigm of enhancing parental competence by means of additional educational network]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 8 (123), pp. 114-119 (in Russian).

20. Gormonal'naya regulyatsiya razmnozheniya u mlekopitayushchikh [Hormonal regulation of reproduction in mammals]. Ed. K. Austen, R. Short. Moscow, Mir Publ., 1987. 305 p. (in Russian).

21. Wagner V. А. Biologicheskiye osnovaniya sravnitel'noy psikhologii: Biopsikhologiya: Instinkt I razum [Biological bases of comparative Psychology: Biopsychology. Instinct and reason]. Vol. 2, no. 2. In-t psychologii Rus. Akad. Nauk. Moscow, Nauka Publ., 2005. 348 p. (in Russian).

22. ffkh I. А. Predistoriya obshchestva. (Sravnitel'no-psikhologicheskoe issledovaniye) [Background to the society. (Comparative psychological research)]. St. Petersburg, St. Petersburg gosudarstvenniy universitet Publ., 1970 (in Russian).

23. Bazhenova О. V., Baz L. L., Kopyl О. А. Gotovnost' k materinstvu: videleniye fakctorov, usloviy riska dlya budushchego razvitiya rebenka [Readyness for motherhood: allocation of the factors of risk for the future development of the child]. Sinaps - Sinapse, 1993, no. 4, pp. 35-42 (in Russian).

24. Simonov P. V. Motivirovanniy mozg. Visshaya nervnaya deyatel'nost'i estestvennye osnovy obshchey psikhologii [Motivated by the brain. Higher nervous activity and the natural basis of General Psychology]: monograph. Moscow, Nauka Publ., 1987. 272 p. (in Russian).

25. Isenina Е. I. Roditelyam o psikhicheskom razvitiiipovedeniiglukhich detey pervikh let zhizni [Parents of mentally retarded and deaf children's first years of life]. Moscow, Progress Publ., 1999. 80 p. (in Russian).

26. Baranovskaya L I. Razvitiye bazovykh kachestv materi i psikhicheskoe razvitiye mladentsa v vozraste 3-4 i 7-8 mesytsev (Longitudnoe issledovaniye): dis. kand. psikhol. nauk [Development of the basic qualities of mother and infant mental development at the age of 3-4 and 7-8 months (longitudinal study). Diss. cand. psychol. sci.]. Ivanovo, 2003, 324 p. (in Russian).

27. Popkova Е. V. Kachestvo materi neobkhodimoe dlya psikhicheskogo razvitiya rebenka rannego vozrasta. Diss. kand. psikhol. nauk [The quality of the mother necessary to the child's psychological development in early childhood. Diss. cand. psychol. sci.]. Ivanovo, 1995. 169 p. (in Russian).

28. Kovalenko N. P. Perinatal'naya psikologiya [Perinatal Psychology]. St. Petersburg, Yuventa Publ., 2000. 197 p. (in Russian).

29. Leus T. V. Predstavleniye zhenshchiny o sebe kak o materi do I posle rodov. Diss. kand. psikhol. nauk [Representation of woman as a mother before and after childbirth. Diss. cand. psychol. sci.]. Moscow, 2001, 203 p. (in Russian).

30. Romanov V. A., Pazukhina S.V. Vozrozhdeniye tsennosti materinstva v Rossii: ot teorii k praktike [The revival of the values of motherhood in Russia: from theory to practice]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2013, no. 1. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/17312.pdf (in Russian).

31. Pazukhina S. V. Podkhody k analizu kategorii "tsennostnoye otnosheniye" v sovremennoy psikhologii [Approaches to the analysis of the category "value ratio" in modern psychology]. Proceedings of the all-Russia scientific - practical Conference with international participation "current questions of the theory and practice of the psychology of relationships". Scientific Editor S. А. Minurova, S. V. Dukhnovski. Ekaterinburg, Ural'skiy gosudarstvenniy pedagogicheskiy universitet Publ., 2011. Pp. 231-237 (in Russian).

32. Truskina S. V. Modeli materinstva u zhenshchin s normal'nym i narushennym roditel'skim povedeniem [The model of motherhood in women with normal and impaired parent behavior]. Voprosy psikhologii - Questions of Psychology, 2010, no. 5, pp. 95-104. (in Russian).

33. Garbuzov V. I. Practicheskaya psikhoterapiya, ili kak vernut'rebenku i podrostku uverennost' v sebe, istinnoye dostoinstvo i zdorov'e [Practical psychotherapy, or how to return the child and young person's self-confidence, true dignity and health]. St. Petersburg, Scope Publ., 1994. 160 p. (in Russian).

34. Zakharov А. I. Rebenok do rozhdeniya [The baby before birth]. St. Petersburg, UNION Publ., 1998. 144 р. (in Russian).

35. Mukhina V. S. Problema materinstva i mental'nosti v mestakh lisheniya svobody [The problem of maternity and the mentality in places of deprivation of liberty]. Razvitie lichnosty - Development of personality, 2003, no. 1, рр. 141-154 (in Russian).

36. Ovcharova R. V. Psikhologiya roditel'stva: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [The psychology of parenting: Textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 368 p. (in Russian).

37. Schneider A. B. Osnovy semeynoy psikhologii [Family Psychology]. Moscow, Voronezh, MPSU Publ., 2010, 928 p. (in Russian).

38. Filippova G. G. Sovremennoe sostoyaniye i zadachi psikhologicheskoy pomoshchi v period ozhidaniya i rannego razvitiya rebenka [Current status and tasks of psychological assistance to parents in the waiting period and early child development]. Zghurn. practich. psichol. - Journal of Applied Psychology, 2003, no. 4-5, рp. 222-249 (in Russian).

39. Pyankova L. A. Materinstvo kak fenomen razvitiya obshchestva ilichnosti [Motherhood as a phenomenon of the development of society and the individual]. Novokuznetsk, KuzGTU Publ., 2014. P. 46 (in Russian).

40. Brutman V. M., Varga A. Ya., Khamitova I. Yu. Predposylki deviantnogo materinskogo povedeniya [Determinants of deviant maternal behavior]. Psikhologicheskiy zhurnal- Psychological journal, 2000, vol. 21, no. 2, pp. 74-82 (in Russian).

41. Zhuravleva I.V. Reproductivnoe zdorov'e podrostkov i problemy polovogo prosveshcheniya [Adolescent reproductive health and sex education]. Sotsiologicheskiye issledovaniya - Sociological research, 2004, no. 7, pp. 133-141 (in Russian).

42. Zmanovskaya E.V. Strukturno-dinamicheskaya kontseptsiya deviantnogo povedeniya [Structural and dynamic concept of deviant behavior]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 5 (133), pp. 189-196 (in Russian).

43. Ofitsial'niy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennnoy statistiki [Official site of the Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru

Pyankova L. A.

KuzGTU branch in the city of Novokuznetsk.

St. Ordzhonikidze, 8a, Novokuznetsk, Russia, 654080.

E-mail: duby.ludmila@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.