Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ научнопедагогических исследований по социальнокультурной проблематике советского периода'

Ретроспективный анализ научнопедагогических исследований по социальнокультурной проблематике советского периода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ КОНЦЕПТЫ ДОСУГА: ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL CONCEPTS OF LEISURE: NON-FORMAL EDUCATION / КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАР- СТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / THE STATE SYSTEM OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крестьянов В.П.

В статье отражены различные точки зрения на подходы к педагогическому обоснованию различных историко-культурных концептов досуга, именовавшихся в различные периоды советской истории как «внеш- кольное образование» (до 1920 г.), «политико-просветительная работа» (с 1920 по 1945 гг.), «культурно- просветительная работа» (с 1945 по 1983 гг.), «культурно-досуговая деятельность» (1980-е - 90 гг.), «социально-культурная деятельность» (постсоветский период).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF SCIENTIFICPEDAGOGICAL RESEARCHES ON SOCIOCULTURAL ISSUES OF THE SOVIET PERIOD

This article presents different perspectives on approaches to pedagogical justifi cation of different historical and cultural concepts of leisure, were called in different periods of Soviet history as a «non-formal education» (until 1920), «political-educational work» (from 1920 to 1945. ), «cultural and educational work» (from 1945 to 1983.), «cultural and recreational activities» (1980 90.) «socio-cultural activities» (the post-Soviet period).

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ научнопедагогических исследований по социальнокультурной проблематике советского периода»

УДК 371.4 (075,8) В.П. КРЕСТЬЯНОВ

кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета E-mail:kvp-orel@yandex.ru

UDC 371.4 (075,8)

V.P. KRESTYANOV

candidate of Pedagogy, professor of the Departament of Methods and Technology of Social Pedagogy and Social

Work, Orel State University E-mail: kvp-orel@yandex.ru

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL RESEARCHES ON SOCIO-CULTURAL ISSUES OF THE SOVIET PERIOD

В статье отражены различные точки зрения на подходы к педагогическому обоснованию различных историко-культурных концептов досуга, именовавшихся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование» (до 1920 г.), «политико-просветительная работа» (с 1920 по 1945 гг.), «культурно-просветительная работа» (с 1945 по 1983 гг.), «культурно-досуговая деятельность» (1980-е - 90 гг.), «социально-культурная деятельность» (постсоветский период).

Ключевые слова: историко-культурные концепты досуга: внешкольное образование, культурно-просветительная работа, культурно-досуговая деятельност, социально-культурная деятельность; государственная система социально-культурной деятельности.

This article presents different perspectives on approaches to pedagogical justification of different historical and cultural concepts of leisure, were called in different periods of Soviet history as a «non-formal education» (until 1920), «political-educational work» (from 1920 to 1945.), «cultural and educational work» (from 1945 to 1983.), «cultural and recreational activities» (1980 - 90.) «socio-cultural activities» (the post-Soviet period).

Keywords: historical and cultural concepts of leisure: non-formal education, cultural and educational activities, cultural and leisure activities, social and cultural activities, the state system of social and cultural activities.

Исследуемый нами советский период социокультурной истории Киргизии в аспекте становления теории и методики социально-культурной деятельности своими истоками имеет декреты власти, ее национально-культурную политику, конкретные культурные процессы, которые происходили в стране. Главным механизмом реализации государственной культурной политики в республиках Средней Азии выступало межкультурное взаимодействие и сотрудничество, широкое использование общероссийского опыта социальных и культурных преобразований, а также настойчивый поиск новых форм просветительной, культурной работы, отвечающих местным специфическим условиям.

В данной статье отражены различные точки зрения на подходы к педагогическому обоснованию различных историко-культурных концептов досуга, именовавшихся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование» (до 1920 г.), «политико-просветительная работа» (с 1920 по 1945 гг.), «культурно-просветительная работа» (с 1945 по 1983 гг.), «культурно-досуговая деятельность» (1980-е - 90 гг.), «социально-культурная деятельность» (постсоветский период).

Теорию внешкольного образования, политико-просветительной работы исследовали такие известные российские ученые, как А.Е. Звягинцев, В.А. Зеленко,

Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич и др. Прослеживая эволюцию взглядов на природу и сущность всех форм политико-просветительного воздействия - библиотек, театров, клубов, школ, - диссертант отмечает, что советская теория внешкольного образования ставила перед ними общую цель - социальное воспитание, т.е. внешкольная работа относилась к числу педагогических.

Гуманистический характер советской педагогики первого послереволюционного десятилетия, изыскания ведущих ученых-педагогов были прерваны в 30-х годах. На смену гуманизму пришла жестокая регламентация и контроль над сознанием и поведением растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов и пассивное послушание воспитуемых.

Культурно-просветительная работа в СССР, как известно, была преемницей внешкольного образования и политико-просветительной работы. Находясь в системе просвещения, культурно-просветительная работа не получала должного внимания, что сдерживало её развитие. По существу она выполняла образовательные, воспитательные функции в контексте тех идеологических задач, которые ставились в тот период государством. Характерно, что по своему содержанию и наполнению культурно-просветительная работа, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педа-

© В.П. Крестьянов © V.P. Krestyanov

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 57. 2014

логического труда, в целом и в частности соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей 30-х годов, так и более позднего советского времени, сходились на том, что культурно-просветительная работа - «это педагогически организованная свободная деятельность населения с целью воспитания всесторонне и гармонически развитой личности» (В.Е. Триодин). Такое понимание позволило квалифицировать культурно-просветительную работу как педагогическое явление досуговой жизни.

Развитию педагогических основ культурно-просветительной работы способствовало становление клубоведения как системы научно-педагогических знаний. Однако в науке о культурно-просветительной работе и её истории доминировала коммунистическая парадигма с соответствующими ей взглядами на общество, личность, культуру, досуг и воспитание.

Развитие клубоведческих исследований в русле новых отраслей гуманитарных наук привело в 80-е годы к трансформации культурно-просветительной работы в культурно-досуговую деятельность. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как самостоятельную отрасль педагогической науки, следует подчеркнуть универсальность и динамичность ее характеристик. В основу нового подхода к построению социовоспитательного процесса легла концепция культурно-досуговой деятельности как педагогической системы, средства реализации сущностных сил человека, (М.А. Ариарский, Е.М. Клюско, А.А. Сасыхов, А.Г. Соломоник, Ю.А. Стрельцов, и др.). В этой концепции имманентно присутствовали элементы того, что позже стало оформляться в социальную педагогику, педагогику досуга, прикладную культурологию и социально-культурную деятельность.

Процедура получения педагогического знания о культурном досуге связана с совершенствованием понятийного строя самой науки. В связи с этим, важным вопросом является категориальное уточнение понятия культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность представляла собой социально-педагогическое явление в сфере досуга, направленное на реализацию определенных политико-экономических и культурно-воспитательных целей. В её систему входили различные учреждения с разнообразным содержанием, формами и методами деятельности, направленными на реализацию социальных целей и задач государства, его национальной политики, духовных потребностей населения. Это дает основание отнести культурно-досуговую деятельность к сложным педагогическим, социально-культурным явлениям.

Современную культурно-досуговую деятельность мы рассматриваем как исторически подвижный процесс, переходящий в более многоаспектное и многофункциональное явление - социально-культурную деятельность, которая представляет собой своеобразный интеграционный «зонт» историко-педагогических концептов досуга. Социально-культурная деятельность является закономерным продолжением педагогических изысканий, которые проводились в рамках теорий внеш-

кольного образования, политико-просветительной, культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности. Сегодня эта отрасль педагогической науки базируется на фундаментальных положениях из области философии, культурологии, педагогики, социологии и других общественных наук, переводит эти положения в социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

Социально-культурная деятельность включает межэтнический опыт и традиции, характерные для истории культуры, просвещения, образования и досуга. Вследствие этого, социально-культурную деятельность советских национальных республик можно рассматривать как инварианты педагогической деятельности в конкретных исторических условиях, обусловленные воспитательными целями и задачами многонационального государства, общества, потребностями личности, а также политическими, социально-экономическими и этнокультурными условиями республик, материально-технической базой и уровнем профессиональной компетентности субъектов педагогического процесса в учреждениях культурного досуга.

Важной категорией выступает понятие «система социально-культурной деятельности», которую мы определяем как структурное социально-культурное, социально-педагогическое образование, обеспечивающее условия для самореализации личности в предметной деятельности, смысловом и эмоциональном воздействии на посетителей учреждений культуры. Она функционально объединяла социокультурные институты, призванные обеспечить распространение культурных ценностей, осуществить социальное воспитание людей в сфере досуга.

При определении структуры государственной системы социально-культурной деятельности в качестве элементов системы следует выделить социально-управленческую концепцию досуга, структуру сети учреждений культуры, осуществляющих принципы национальной культурной политики, субъекты воспитательного процесса и межкультурного взаимодействия, технологии социально-культурной деятельности, образовательно-организационные модели подготовки кадров работников культуры. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время, как её собственные элементы могут выступать в качестве систем более низкого порядка. Исходя из этого, этнокультурные системы социально-культурной деятельности выступают специализированным элементом общей системы социально-культурной деятельности страны, которая, в свою очередь, является составным элементом государственной общественно-политической системы.

Системный подход предполагает вычленение структурных элементов на основе определенного критерия. Для вычленения структурных элементов (блоков) социально-культурной деятельности как педагогической системы мы опираемся на критерий «субъектно-

объектные отношения» между организаторами (исполнителями) и посетителями (участниками, зрителями) досуговых мероприятий. Исходя из данного критерия, структура советской социально-культурной деятельности состояла из следующих элементов.

1. Социальные субъекты социально-культурной деятельности: коммунистическая партия и советское государство, система управления куль-тпросветработой; штатные работники культурно-досуговых учреждений; пропагандисты и лекторы на общественных началах (руководители предприятий, передовики производства, ветераны войны и труда, интеллигенция и т. д.); самодеятельный актив; добровольные общества; художественные коллективы; аудитории групповых и массовых мероприятий.

2. Объекты социально-педагогического процесса в культурно-досуговых учреждениях: посетители учреждений культуры; участники кружков художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам.

3. Цели, задачи, содержание, средства, формы и методы социального воспитания в культурно-досуговых учреждениях.

4. Ресурсы социально-педагогического процесса: методические службы культпросветработы; финансирование культурно-досуговой деятельности; инфраструктура учреждений культуры; система подготовки кадров..

Основными элементами данной системы выступают социальные субъекты и объекты, а средства (содер-

жательные, технологические) и ресурсы выступают в качестве инструментов их взаимодействия.

Важнейшим признаком системы социально-культурной деятельности выступает диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее элементов. Каждый из элементов в процессе деятельности реализует свою частную задачу. Выпадение какого-либо элемента системы разрушает её функционирование в целом.

Социально-педагогическим системам свойственна многосторонняя связь с социальной средой, проявляющаяся через реализацию своих функций. В исследовании подчеркивается, что применительно к советской системе социально-культурной деятельности основными социальными функциями выступали: воспитательная, образовательная, творческая, общения, организации отдыха и развлечений. Диссертант отмечает социально-педагогический характер перечисленных функций, предопределявших главное назначение социально-культурной деятельности.

Историко-педагогический процесс развития системы социально-культурной деятельности следует рассматривать как любое положительное изменение, трансформацию структурных элементов, подсистем, частей, функций и других её свойств во времени. Позитивная направленность процесса проявляется в количественных и качественных изменениях её структурных элементов - субъекта, объекта, содержания, средств, форм, технологий и ресурсов - в течение определенного исторического периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.