Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ физической подготовки в процессе профессионального образования специалистов пожарно-спасательного профиля'

Ретроспективный анализ физической подготовки в процессе профессионального образования специалистов пожарно-спасательного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ физической подготовки в процессе профессионального образования специалистов пожарно-спасательного профиля»

Ретроспективный анализ физической подготовки

в процессе профессионального образования специалистов пожарно-спасательного профиля

Падин О. К., Машошина И. В.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В 1994 году был принят закон «О пожарной безопасности». Последние изменения определяют основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации (правовые, экономические, социальные). Основные задачи пожарной охраны — профилактика пожаров, спасение людей и имущества, тушение пожаров, и проведение аварийно-спасательных работ.

Для решения этих задач необходимо готовить специалистов с учётом современных требований к их квалификации в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях (В. С. Артамонов, 2006). [6].

С 2002 года началась адаптация ГПС в системе МЧС России. До этого времени она находилась в составе МВД России. Этот факт требует определённой перестройки в образовательном процессе.

Необходимо отметить, что подготовка кадров с высшим профессиональным образованием сама по себе предполагает постоянный поиск новых, более эффективных средств, форм и методов обучения и воспитания. Тем более это актуализируется в связи с переходом ГПС в структуру МЧС и появлением новых, ранее не ставившихся, задач.

В. А. Пучков (2006) приводит данные о снижении общего числа пожаров в 2005 году по сравнению с предыдущим годом на 2,4 % (5500), число погибших уменьшилось на 3,2 % (599 чел.), число травмированных при пожарах снижено на 4,4 % (601 чел.), спасено на пожарах 90458 человек. Следует отметить, пишет автор, что современный уровень пожарной безопасности не может в полной мере удовлетворять требованиям общества. Осталось много проблем в организации системы пожаротушения и деятельности органов пожарного надзора. Специалисты ГПС проявляют недостаточную принципиальность и ответственность. В связи с этим представлен комплекс мер по совершенствованию системы обеспечения пожарной безопасности и повышения эффективности пожаротушения. Одними из них являются совершенствование системы подготовки кадров и внедрение современных технологий и технических средств борьбы с пожарами. [16].

Для решения этих задач необходимо интенсифицировать учебный процесс в ВУЗах ГПС МЧС, что неизбежно приведёт к повышению умственных и физических нагрузок на обучаемых.

Известно, что физическая подготовка является одним из средств повышения умственной и физической работоспособности, обеспечивает физическую готовность к овладению избранной профессией. Следовательно, поиск путей, повышающих эффективность физической подготовки в процессе приобретения

теоретических знаний, формировании профессиональных навыков и умений, является актуальным.

Профессиональная деятельность пожарных в существенной мере обусловлена их физическими кондициями, т. е. она, во-первых, требует напряжения физических сил, во-вторых, успешность выполнения функциональных обязанностей во многом определяется высокой физической подготовленностью. Именно поэтому физическая подготовка является составной частью профессионального образования пожарных, а физические качества и прикладные двигательные навыки - важнейшим компонентом их профессиональной пригодности, входящим в общую структуру ПВК данного специалиста.

Дореволюционная история о роли физической подготовки в деятельности огнеборцев не имеет чётких, прямых упоминаний. Лишь с образованием в Санкт-Петербурге Курсов пожарных техников мы находим, что на «строевое учение и гимнастику» выделялось 6 часов в неделю. Отдельные источники свидетельствуют о том, что физические упражнения использовались в служебной подготовке в пожарных командах («Старый практик», 1894; «Экономист», 1894; С. Голубев, 1924 и др.), но это не было чётко организованной системой.

В начале 20-х годов, с образованием Ленинградского пожарного техникума, вопросам физической подготовки слушателей стали уделять более серьёзное внимание. Одним из первых этот вопрос был поднят С. П. Голубевым (1924), который писал: «Почему же в пожарных командах физкультура не прививается. ... В дореволюционное время в московской пожарной команде при депо был гимнастический зал с оборудованием. ... Если на физическое развитие пожарных было обращено внимание при старом строе, то при рабочем правительстве оно должно быть обязательным в пожарных командах». [8].

Анализируя роль спорта в пожарных командах А. Вагнер (1925) предлагает «для достижения силы, ловкости и полного отсутствия головокружения каждому строевому пожарному ежедневно проделывать физические упражнения, которые заключаются в занятиях с механической лестницей, штурмовкой.». Важное место отводится использованию действий, отличающихся быстротой. Кроме того, автор рекомендует для воспитания ловкости, решимости и быстроты движений заниматься теми видами спорта, которые сопряжены с состязаниями и ведутся коллективным путём, требующие подчинения отдельных лиц друг другу, а достигнутая победа является триумфом всего коллектива. [7].

А. Антропов (1931) считает, что «физическая подготовка должна развивать смелость, ловкость, уверенность в движениях и приучать к длительным напряжениям в работе, при достаточно нервной обстановке как на пожарах, так и в других случаях подачи организованной помощи». В некоторых пожарных командах физическая подготовка сочеталась с применением пожарного оборудования (штурмовка, спасательные приборы и т. д.) или вольными упражнениями. В этом направлении Ленинградская пожарная команда проявила инициативу и выработала программу для подготовки. В порядке постановочных вопросов автор предлагает: предусмотреть предоставление специальных помещений, гимнастического зала с оборудованием; кроме медицинского осмотра установить правила физической подготовки и проведения психотехнических испытаний

при приёме на пожарную службу; учитывая опыт Красной Армии установить ежедневные утренние упражнения, как средства подготовки организма к дневной работе (зарядка); программа по физической подготовке должна иметь специальную направленность (лазанье по крыше, переноска задохнувшихся людей, спуск вниз с остановкой в определённом месте и т. п.). [5].

Из данного библиографического источника можно сделать выводы:

1. Сформулированы общие и специальные задачи физической подготовки;

2. Кроме физических упражнений, как основного средства физической подготовки, использовались служебно-профессиональные приёмы и действия;

3. Физическая подготовка проводилась на крайне низком уровне, т. к. её организационно-методические основы только-только начали разрабатываться, материальное обеспечение оставляло желать лучшего (или вообще отсутствовало);

4. Некоторыми специалистами (руководителями) пожарного дела осознавался факт недооценки важности роли физической подготовки в обеспечении эффективной и надёжной профессиональной деятельности пожарных.

Ю. Меккер (1933) считает, что в большинстве пожарных команд СССР физическая культура осталась как вид общественной работы в форме различных спортивных кружков. Он считает, что физическая подготовка должна быть тесно связана с выполняемой работой, т. е. иметь профессионально-прикладную направленность. При разборе всех отдельных элементов работы на пожарах, — отмечает автор, — вырисовывается и план занятий по пожарно-прикладной физической подготовке: бег на 100м.; преодоление препятствий; бег на длинные дистанции; бег по лестницам; бег с тройником и рукавами; занятия по рубке топором и ударам ломом; лазание, в том числе и с грузом; упражнения в сохранении равновесия. [11].

Для пожарных команд, расположенных вблизи водных поверхностей необходимы занятия по плаванию, гребле и спасению утопающих. Все перечисленные упражнения должны проводиться под непосредственным наблюдением комсостава, прошедшего специальную подготовку под руководством опытных инструкторов.

Анализируя данную статью, можно отметить, что физическая подготовка ещё не стала обязательным разделом в профессиональной подготовке пожарных, однако постепенно «вырисовываются» контуры профессионально-прикладной направленности использования физических упражнений и организационно-содержательных аспектов их выполнения.

В послевоенные годы продолжает совершенствоваться профессионально-прикладная направленность физической подготовки пожарных кадров. Физическая подготовка, отмечает И. Пономарёв (1956), является неотделимой частью обучения курсантов Ленинградского пожарно-технического училища. Систематические строевые смотры, организация стрельбы и спортивных соревнований позволяют сформировать прочную основу для формирования квалифицированных специалистов. Неслучайно среди рекордсменов по прикладным видам спорта много выпускников училища. [13].

Служебно-прикладная направленность физической подготовки ставится ведущей характерной чертой этой составляющей профессионального образова-

ния специалистов пожарного дела. Так, К. Чернишенко (1955) пишет, что быстро ориентироваться в самой сложной обстановке, мгновенно принять решение и сейчас же его выполнить - вот требования, которые предъявляются к пожарному в его трудной работе. А для того, чтобы он мог этого добиться, ему необходима повседневная систематическая тренировка. Сейчас можно смело утверждать, что там, где по серьёзному занимаются прикладным спортом и боевая подготовка стоит на должном уровне. [20].

Можно предположить, что реально физическая подготовка ещё не заняла должного места в профессиональной учёбе пожарных, организационно-методические её аспекты и разработаны недостаточно чётко, и ещё хуже реализуются в практике.

В. И. Попов, В. А. Дорофеев, Ю. В. Силин (1987) [14] на основе анализа ряда библиографических источников сделали вывод, что уровень физической подготовленности во многом определяет:

— успеваемость по общественным, военным и специальным дисциплинам;

— формирование профессиональных двигательных навыков;

— скорость и качество профессионального становления;

— устойчивость профессиональных навыков, приёмов и действий в экстремальных условиях.

В. И. Андреев (1995) [4]., изучая структуру ППФПл пришёл к выводу, что она включает в себя пять физических качеств, обеспечивающих профессиональную деятельность по тушению пожаров. Существует прямая взаимосвязь успешности выполнения курсантами ПТУ обязанностей пожарного с высоким проявлением скоростно-силовых качеств (г=0,404 при Р<0,001), общей работоспособности (г=0,240 при Р<0,05), быстроты (г=0,309 при Р<0,01) и абсолютной силы (г=0,359 при Р<0,001). В качестве должной модели ППФПл работников ПО исследователь предлагает следующую структуру оценочных критериев:

— бросок ядра 7,257кг. снизу-вперёд двумя руками на 840см.;

— максимальное потребление кислорода (38мл\мин\кг);

— прогибание назад (54см.)

— теппинг-тест (38 ударов за 5с.)

— толчковая тяга динамометра (170кг.)

Для формирования этих модельных характеристик ППФПл автор разработал и экспериментально обосновал методику, признаки которой являются:

— семестровый макроцикл продолжительностью 4-6 месяцев, в течение которого решаются основные задачи ФП;

— концентрированное прохождение учебного материала путём формирования скоростно-силовых качеств в начале семестра в рамках специального мезо-цикла соответствующей направленности в течение семи недель формирования остальных физических качеств, составляющих структуру ППФПл курсантов в рамках мезоцикла общей выносливости продолжительностью семь недель.

Необходимо отметить, что перечисленные В. И. Андереевым пять физических качеств не исчерпывают все необходимые физические качества, обеспечивающие физическую готовность пожарного к эффективному выполнению

своих служебных обязанностей. Так, например, вне поля зрения автора осталась специальная физическая подготовленность огнеборца. Кроме того, предлагаемая должная модель ППФПл работников ПО также не в полной мере отражают структуру необходимых модельных характеристик, обеспечивающих достаточную общую и специальную физическую подготовленность пожарного. Более того, некоторые критерии предлагаемой модели требует много времени, оборудования и специальных знаний, умений и экспериментального опыта для их диагностики.

И. Ю. Стригельская (2005) считает, что эффективность процесса подготовки курсантов - будущих сотрудников ГПС МЧС России можно повысить за счёт интенсификации боевой и физической подготовки. Ею разработаны и экспериментально подтверждены педагогические условия, содержательные и процессуальные аспекты интенсификации. Технология интенсивной боевой и физической подготовки изучаемого контингента. Кроме того, автором сформулированы соответствующие практические рекомендации по результатам исследования, но конкретные проблемы адекватных ПВК будущего пожарного-спасателя остались вне поля зрения исследователя, в том числе и место ФП в процессе их формирования. [18].

В. И. Ткачев, В. Н. Шульженко (2006) разработали технологию организации ФП сотрудников ГПС МЧС России с использованием упражнений в составе пожарного расчёта. Проведя профессиографические исследования, авторы отмечают, что наиболее характерными элементами профессиональной деятельности, в которых проявляется физическая подготовленность и которые могут лечь в основу физических упражнений, являются:

— действия по преодолению препятствий;

— действия с пожарной техникой, рукавами и лестницами;

— различные способы передвижения при тушении пожара;

— инженерные работы по сооружению заграждений для огня. [19].

Физические упражнения, по мнению авторов, должны носить коллективный характер, так как до 95 % профессиональных действий при ликвидации пожаров выполняются в составе пожарных расчётов. Физическая нагрузка личного состава ГПС в ходе ликвидации пожара характеризуются длительной работой большой мощности. Периодически она увеличивается до субмаксимальных и кратковременно - до максимальных значений. Действия, производимые на фоне предшествующего им утомления, требуют при этом высокой координации движений. Поэтому достижение успеха в значительной мере будет зависеть от мобилизационных возможностей организма пожарных расчётов.

ВЫВОД: таким образом, к концу 30-х годов ХХ столетия в основном сложилась отечественная система профессионального образования специалистов пожарного дела. Последующие годы (вплоть до настоящего времени) осуществлялось совершенствование материально-технической базы и научно-методического фундамента образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Ретроспективный анализ использования физических упражнений в процессе профессионального образования пожарных показал, что в дореволюционный период о них нет чётких и прямых упоминаний.

В предвоенные годы (30-е годы ХХ века) физическая подготовка ещё не стала обязательным разделом профессионального образования пожарных, однако уже постепенно формируются основы профессионально-прикладной направленности использования физических упражнений и организационно-методических аспектов их проведения в образовательных учреждениях пожарной охраны.

В послевоенные годы продолжает совершенствоваться профессионально-прикладная направленность физической подготовки пожарных кадров. Эта учебная дисциплина становится неотделимой частью обучения в системе профессионального образования огнеборцев.

В середине 60-х годов прошлого столетия появляются исследовательские работы по научному обоснованию тренировочного процесса спортсменов по пожарно-прикладному спорту. В начале 90-х годов вопросы физической подготовки решаются на уровне диссертационных исследований. Однако, несмотря на появление подобных работ, ещё не в полной мере решены вопросы, связанные с изучением структуры профессионально-важных качеств огнеборцев ГПС, которые требуют преимущественного развития, в том числе и средствами физической подготовки.

Библиографический список

1. Аверин Ю. Спорт в нашей службе// Пожарное дело, 1985. — № 2 — С. 26-27.

2. Аганов С. С. Развитие физической культуры в ВУЗах ГПС МЧС России // Вестник СПб института ГПС, 2006. — № 1 (12)-2(13). — С. 205-210.

3. Аганов С. С., Лобжа М. Т., Стригельская И. Ю., Титаренко Ю. А., Ти-таренко С. А. Методы и методики исследования проблем физической подготовки. — СПб, 2007. — 44 с.

4. Андреев В. И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России. — М.: МЮИ МВД России, 1995.

5. Антропов А. Физподготовка личного состава пожарных команд// Пожарное дело, 1931. — № 1. — С.8-9.

6. Артамонов В. С. Подготовка кадров для системы МЧС России в СПб институте ГПС МЧС России// Вестник СПб института ГПС, 2005. — № 2 (9). — С. 5-8.

7. Вагнер А. Спорт в пожарных командах// Пожарное дело, 1925. — № 6. — С. 14-15.

8. Голубев С. Гимнастика в пожарных командах// Пожарный, 1924. — № 23. — С.9.

9. Дусс И. Общая физическая подготовка пожарных// Пожарное дело, 1927. — № 2. — С. 7-8.

10. Козырев М., Скворцов А. О прикладной физической подготовке пожарных// Пожарное дело, 1958 — № 5 — С.13.

11. Меккер Ю. За физподготовку в пожарных командах// ПТ, 1933. — № 3. — С. 7-8.

12. Переведенцев В. Психологическая подготовка// Пожарное дело, 1980. — № 6. С. 20-21.

13. Пономарёв И. Славный путь// Пожарное дело, 1956. — № 7. — С. 13-14.

14. Попов В. И., Дорофеев В. А., Силин Ю. В. О взаимодействии физической и профессиональной подготовленности в процессе становления военных специалистов/ Тезисы докл. итог. науч. конф. за 1987 год. — Л.: ВИФК, 1988. — С. 51-52.

15. Постников А. Физкультуру — пожарному работнику// Пожарное дело, 1932. — № 1. — С.6.

О некоторых проблемах современного российского образования

Пащинская Л. И., ВГУИТ ФСПО, г. Воронеж Жданова Е. Г., ГОБУ СПО ВО «ВГПГК», г. Воронеж

Современные экономические и социальные условия развития общества выдвигают на первый план проблему совершенствования качества образования. Качество образования характеризует взаимосвязь сферы образования и других сфер деятельности человека, рассматривается на разных уровнях педагогической системы, имеет одновременно универсальный и неоднозначный характер. Проблема совершенствования качества образования затрагивает социальный и педагогический аспекты.

Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время важнейшей сферой общества.

Образование можно рассматривать как процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.