Научная статья на тему 'Ретроспективно-исторические аспекты влияния валютного контроля на обеспечение внешнеэкономической безопасности России'

Ретроспективно-исторические аспекты влияния валютного контроля на обеспечение внешнеэкономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФУНКЦИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусова Т. Т.

Статья посвящена проблеме функционирования и развития валютного контроля как составной части валютной политики государства и инструмента обеспечения внешнеэкономической безопасности России в условиях расширения мирохозяйственных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективно-исторические аспекты влияния валютного контроля на обеспечение внешнеэкономической безопасности России»

РЕТРОСПЕКТИВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Т.Т. ЮНУСОВА,

старший преподаватель кафедры финансов, кредита и экономического анализа, НОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права» (г. Пермь),

е-шай: unusovat@mail.ru

Статья посвящена проблеме функционирования и развития валютного контроля как составной части валютной политики государства и инструмента обеспечения внешнеэкономической безопасности России в условиях расширения мирохозяйственных связей.

Ключевые слова: система валютного контроля; внешнеэкономическая безопасность; глобализация; функции валютного контроля; валютные ограничения.

Коды классификатора ^ЕЬ: Б33, Б52.

Валютный контроль представляет собой составную часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций. Он включает: контроль перемещения через таможенную границу валютных ценностей; контроль валютных операций; контроль выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.

Системе валютного контроля в Российской Федерации около двадцати лет. За это время мы наблюдали периоды различного отношения государства к роли и месту инструментов валютного контроля в структуре обеспечения внешнеэкономической безопасности.

Переход от валютного администрирования к валютному регулированию (конец 1986 — 1991 г.) потребовал переосмыслить старые системные взгляды и разработать новые рыночные механизмы, адекватные велению времени. Предприятиям были разрешены прямые связи с зарубежными партнерами, включая самостоятельную продажу экспортной продукции и сопровождающее этот процесс формирование собственных валютных фондов в размере 1% (иногда 2%) от валютной выручки; введены множественные валютные курсы; создана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и др., что заложило рыночные возможности по валютному регулированию и валютному контролю в последующие годы. Эти либеральные нововведения потребовали правового закрепления зарождающихся основ в финансово-банковской системе. Так, в конце 1990 г. вступают в силу два закона, кардинально меняющие банковскую систему страны: Закон РСФСР от 02.12.1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и Закон РСФСР от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Теперь наряду с Внешэкономбанком СССР стали проводить международные расчеты, открывать и вести счета в иностранной валюте коммерческие банки (Кредобанк, Промстройбанк, Диалогбанк и др.). Центральный банк России взял на себя некоторые функции валютного регулирования, которые до него исполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР. Быстрое расширение числа участников валютных операций и нарастающее их количество обусловили необходимость специального законодательного регулирования валютных отношений.

В 1991 г. государством предпринимается первая попытка отказа от существовавшей командной валютной политики. Это было обусловлено переходом к рыночным отношениям, которые, с одной стороны, изменили взгляд на место и роль валютного контроля, его влияние на финансовохозяйственную и банковскую деятельность, как на внутреннем рынке, так и в сфере внешней торговли, и с другой стороны, дали возможность выработать конкретные пути и механизмы нового подхода. Основа для реформирования сферы валютного контроля закреплялась законодательными актами.

Был создан новый орган валютного регулирования Госбанк СССР, который взял на себя функции валютного регулирования.

Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» была разрешена организациям возможность осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в т.ч. и посредническую, без специальной регистрации, что практически дало возможность выхода любой организации на внешний рынок.

С января 1992 года была установлена обязательная продажа экспортной валютной выручки для формирования республиканского валютного резерва РСФР в размере 40% выручки организаций от экспорта товаров.

С целью формирования внутреннего валютного рынка и создания стабилизационного валютного фонда, необходимого для поддержания рыночного курса рубля, была введена обязательная продажа Центральному банку РСФСР по рыночному курсу рубля (величина специального коммерческого курса рубля колебалась в пределах 50-61% рыночного курса рубля к доллару) 10% от всей валютной выручки всех предприятий, независимо от формы собственности.

© Т.Т. Юнусова, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

320

Т.Т. ЮНУСОВА

Либерализация внешнеэкономической деятельности шла в начале 1990-х годов стремительно, однако эффективных институтов и механизмов валютного контроля еще не было создано, следствием чего стала массовая «утечка» капитала из страны.. Контроль за использованием иностранной валюты при проведении расчетов по экспортно-импортным операциям становится необходимым условием для нормального функционирования экономики на макроуровне. Принципы осуществления, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства, были определены принятым 9 октября 1992 г. Федеральным законом РФ № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», который впервые ввел в юридическую практику понятия «валютные ценности», «иностранная валюта», «валютные операции», «нерезиденты», «резиденты» и др.[1]. Банкам было разрешено физическим и юридическим лицам открывать валютные счета.

Сущность валютного контроля в значительной мере находит свое отражение в его направлениях, к которым отнесены проверки: соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; обоснованности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также операциям нерезидентов в валюте РФ.

Реализация этих направлений осуществляется через механизм валютного контроля за внешнеэкономической деятельностью как элемент обеспечения внешнеэкономической безопасности, включающего совокупность органов, институтов, лиц, участвующих в этом контроле, его комплексе методов и разнообразных формах. Так, Центральный банк Российской Федерации как основной орган валютного регулирования с 1992 г. самостоятельно занимался созданием системы валютного контроля в России, направленной на полное и своевременное возвращение в страну экспортной валютной выручки и предотвращение «утечки» капитала за границу. Он определял сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издавал нормативные акты, обязательные к исполнению в нашей стране резидентами и нерезидентами; проводил все виды валютных операций; устанавливал правила проведения резидентами и нерезидентами в России операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ; устанавливал порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Россию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами России; устанавливал общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавал такие лицензии; устанавливал единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовил и публиковал статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам.

ЦБ РФ совместно с Государственным Таможенным Комитетом России создал систему таможеннобанковского контроля за экспортно-импортными операциями резидентов (Инструкция ЦБ РФ от 12.10.1993 г. № 19 и от 26.07.1995 г. № 30). Ее использование, охватившее в 1999 г. 70% российского экспорта и 65% импорта, позволило сократить невозвращение валютной выручки от экспорта товаров до 5% в 1998 г. и явилось наглядным примером эффективности управляющего воздействия государства в очень непростых условиях.

События 1998 г. продемонстрировали первоочередную задачу валютного регулирования и валютного контроля — это стабилизация на внутреннем валютном рынке (сдерживание падения курса рубля и удержание в стране средств в свободно используемых в международных расчетах валютах), для чего в рамках межбанковской валютной биржи была создана СТС, и существенно повышен норматив обязательной продажи экспортной валютной выручки (до 75%) [3]. Под политикой либерализации после этих событий была подведена черта. Опыт показал, что возможности государства по управлению процессами, которые происходили в банковской системе, в денежно-кредитной сфере, с помощью таких инструментов, как, например, валютные интервенции, изменение ставки рефинансирования, нормативов отчислений в фонды обязательного резервирования, недостаточны для коренного изменения ситуации. Необходимо было воздействовать на субъекты валютного рынка способами как экономического, так и административного характера, а к таким способам воздействия относятся в первую очередь меры валютного контроля.

Формирование системы валютного контроля проходило разрозненно во времени. В новых условиях требовалось изменение и механизма валютного контроля таможенно-банковской системы, в связи с чем 13 октября 1999 г. и 4 октября 2000 г. Банком России совместно с ГТК были выпущены Инструкции, регламентирующие механизм валютного контроля за экспортом [3] и импортом товаров [5].

Развитие и совершенствование системы валютного контроля продолжилось с вступлением в силу 18 июня 2004 г. Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [3]. Основные изменения коснулись, во-первых, регулирования операций движения капитала, суть которых: «разрешено все, что не запрещено». Во-вторых, определен запрет на выдачу индивидуальных разрешений. В-третьих, было четко прописано, что неясности законо-

РЕТРОСПЕКТИВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВАЛЮТНОГО.

321

дательства трактуются в пользу резидентов и нерезидентов. В-четвертых, были установлены сроки отмены большинства ограничений. К либеральным изменениям, которые расширили возможности самостоятельного решения проблем, можно отнести: увеличение сроков текущих валютных операций до 180 дней (по отдельным видам товаров — до 3 лет); льготы по обязательной продаже при погашении некоторых кредитов; возможность открывать счета за границей; увеличение лимита для покупки ценных бумаг физическими лицами до 150 тыс. долл. США.

Благоприятная экономическая ситуация и переизбыток валютной выручки, поступающей в страну благодаря росту цен на экспортируемое сырье, подвигли к снятию с 1 января 2007 г. [2] таких ограничений на осуществление валютные операции, как резервирование, требование об открытии специальных счетов, предварительная регистрация счетов, обязательная продажа экспортной выручки, ограничения по купле-продаже иностранной валюты. А с 18 июня 2005 года юридическим лицам было разрешено открывать счета за границей в странах — членах ОЭСР ФАТФ [1], что свидетельствует о расширении рыночных мирохозяйственных связей.

В условиях мирового финансового кризиса начала XXI века существующая система валютного контроля не смогла предотвратить «утечку» капитала из страны, в связи с чем требуются новые способы и инструменты для поддержания финансовой устойчивости страны.

Анализ вышеизложенного материала зарождения, формирования условий функционирования и развития валютного контроля как инструмента обеспечения внешнеэкономической безопасности России позволяет сделать вывод о необходимости трансформации подходов к исследованию сущности валютного контроля, а также установлению его роли в обеспечении экономической безопасности государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].

2. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ: ред. 05.07.2007 № 127-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].

3. О внесении изменений и дополнений в Инструкцию ЦБ РФ «О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации № 7 от 29.06.1992: Указание ЦБ РФ от 31.12.1998 № 476-У / СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].

4. О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров: Инструкция ЦБ РФ от 13.10.1999 № 86-И // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].

5. О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров: Инструкция ЦБ РФ от 04.10.2000 № 91-И // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.