Научная статья на тему 'Ресурсы развития потребности в чтении младшего школьника'

Ресурсы развития потребности в чтении младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1548
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОТРЕБНОСТЬ В ЧТЕНИИ / МОТИВЫ ЧТЕНИЯ / РЕСУРСЫ ЧТЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ И СРЕДОВЫХ УСЛОВИЙ / NEED FOR READING (BOOKS) / READING / JUNIOR SCHOOL AGE / MOTIVES FOR READING / RESOURCES FOR READING / PERSONAL RESOURCES / RESOURCES OF SOCIAL INFLUENCE AND AMBIENT CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смахтина Анна Владимировна

Статья посвящена проблеме развития потребности к чтению младших школьников. В работе уточнены понятия «потребность в чтении», «ресурсы чтения». В процессе исследования в качестве таких психолого-педагогических ресурсов были выявлены: навык чтения у детей; их эмоциональное восприятие произведения; идентификация себя с литературным героем; внешние стимулы книги. В качестве ресурсов социального влияния и средовых условий были рассмотрены семья (развитие семейного чтения) и читательская мода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT RESOURSES OF JUNIOR SCHOOLCHILD’S READING REQUIREMENT

The paper considered an issue of rooting need for reading books in junior schoolchildren. This study refined the concepts of “need for reading books” and “resources for reading”. The author in the course of study revealed that the following may stand for such mental and educational resources: the reading skill shaped in children, their emotional perception of a piece of fiction, their identifying selves with a fiction piece’ character, extrinsic motivation to read the book. Family upbringing (namely, fostering in-family reading) and a trendy reading have been considered for resources of social influence and ambient conditions.

Текст научной работы на тему «Ресурсы развития потребности в чтении младшего школьника»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 37

СМАХТИНА Анна Владимировна, аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья посвящена проблеме развития потребности к чтению младших школьников. В работе уточнены понятия «потребность в чтении», «ресурсы чтения». В процессе исследования в качестве таких психологопедагогических

ресурсов были выявлены: навык чтения у детей; их эмоциональное восприятие произведения; идентификация себя с литературным героем; внешние стимулы книги. В качестве ресурсов социального влияния и средовых условий были рассмотрены семья (развитие семейного чтения) и читательская мода.

Ключевые слова: чтение, младший школьный возраст, потребность в чтении, мотивы чтения, ресурсы чтения, личностные ресурсы, ресурсы социального влияния и средовых условий.

SMAKHTINA Anna Vladimirovna, Postgraduate Student, Chair of the Social Work, Psychology and Pedagogics in the Graduate School

DEVELOPMENT RESOURSES OF JUNIOR SCHOOLCHILD’S READING REQUIREMENT

The paper considered an issue of rooting need for reading books in junior schoolchildren. This study refined the concepts of “need for reading books” and “resources for reading”. The author in the course of study revealed that the following may stand for such mental and educational resources: the reading skill shaped in children, their emotional perception of a piece of fiction, their identifying selves with a fiction piece’ character, extrinsic motivation to read the book. Family upbringing (namely, fostering infamily reading) and a trendy reading have been considered for resources of social influence and ambient conditions.

Key words: reading, junior school age, need for reading (books), motives for reading, resources for reading, personal resources, resources of social influence and ambient conditions.

Чтение играет огромную роль в жизни каждого человека. Как вид познавательной и информационной деятельности оно занимает особое место в структуре формирования личности, ее интеллекта, культуры, мировоззрения, получения и углубления знаний и коммуникативной компетенции. Однако, как показывают исследования, телекоммуникационные, сетевые технологии все больше вытесняют книгу из жизни учащихся. Изменяется статус чтения, продолжительность, характер, качество, интерес к литературе и само отношение детей к чтению, в том числе и стойкое снижение потребности в чтении у младших школьников.

В качестве поддержки и развития потребности в чтении младших школьников специалистами различных отраслей науки создаются программы чтения, в силу их инновационной направленности, предпринимаются попытки наладить профессиональное взаимодействие структур, участвующих в поддержке чтения, ведется практическая и научно-методическая деятельность. Однако потребность в чтении как одно из условий жизнедеятельности ребенка все равно снижается, что ставит задачу поиска новых ресурсов развития потребности и интереса в чтении учащихся.

Употребляемый термин «потребность» расшифровывается как жизненно необходимая деятельность человека, направленная на осмысление, переработку и дальнейшее использование содержания печатной (электронной) продукции. По определению В.А. Ядова, «потребность - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности» [1, с. 15, 21]. Потребность в чтении носит объективный и субъективный характер: будучи обусловлена состоянием организма и факторами внешней среды, она объективна; субъективная сторона потребности выступает в конкретных формах ее проявления. У младших школьников потребность в чтении зависит от уровня образования, характера мироощущения, от вида деятельности, психологических особенностей ребенка.

Потребности в чтении - это историческая единица, которая на разных этапах развития общества, со времени изобретения письменности, определялась различными потребностями по иерархической классификации А. Маслоу. На этапе зарождения письменности ценность чтения в обществе как реорганизованного процесса связывалась главным образом с удовлетворением престижных потребностей, возможностью причислять себя к духовной элите общества, обладающей сакральным умением. В дальнейшем, в период ратификации письменной культуры, чтение стало осмысливаться как условие удовлетворения витальных и социальных потребностей (получение жизненно необходимой информации). На современном этапе развитие электронных каналов коммуникации приводит к снижению этих трех уровней потребностей, но реализуется в сфере духовных потребностей в самоутверждении, самореализации, саморазвитии личности.

Чтение способно удовлетворять различные потребности: познавательные, нравственные и другие. Происходит это не прямым путем, а через переработку словесной или знаковой информации, источником которой является книга, периодические издания. По нашим наблюде-

- 190 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

ниям, в современном обществе чаще присутствуют духовная и социальная (коммуникативная) потребность в чтении. Вторая необходима человеку для развития, для получения коммуникативной информации и жизни в социуме. Она является первичной, но не всегда осознанной потребностью, побуждающей к чтению. Эстетическая (духовная) потребность - более сложная потребность, которая «закодирована», иными способами перерабатывается в сознании воспринимающего и порождает у него представления, эмоции, направляет течение его мыслей к определенному результату, дает читающему наслаждение.

Потребность в чтении - категория высокого уровня обобщения, ее содержание раскрывается при изучении читательских мотивов [2, с. 151 А.Н. Леонтьев отмечает, что «потребление опосредствуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным его представлением. В этой отраженной своей форме предмет и выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива» [3, с. 146]. С.Л. Рубинштейн видит «мотив - как цель, предмет удовлетворения потребности» [4, с. 168]. Н.Л. Карпова определяет мотив как внутренние психические состояния человека, прямо связанные с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то мотив придает точную целевую направленность [5, с. 47].

Под мотивами чтения подразумеваются «внутренние побуждения читателя, основанные на вероятностном представлении о мере соответствия качеств книги его потребностям» [6, с. 109]. Поэтому для понимания мотивов чтения необходимо знать, какую потребность испытывает читатель и какие качества ищет в книгах. Чтение как деятельность может отвечать нескольким мотивам одновременно, которые образуют сложные структуры, диаметральные у разных читателей, но устойчивые для каждого из них.

Потребность в чтении индивида может быть удовлетворена за счет разнообразных инструментариев - ресурсов. Ресурсы - это вспомогательное средство, к которому обращаются в необходимом случае [7, с. 89]. К. Муздыбаев определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды [8, с. 101]. Близким к дефиниции «ресурс» является понятие «потенциал». А.М. Кондаков определяет «потенциал» как совокупность наличных средств, возможностей в некой области, данном отношении. Потенциал, в отличие от ресурсов, скрытое явление, которое при определенных обстоятельствах может проявляться как актуальное. Ресурс долговечен и неизменчив [9, с. 21-22]. Поэтому для нашего исследования ближе определение «ресурс».

Е.И. Голубева определяет понятие «ресурсы чтения» как условия, возможности обеспечения читательской деятельности. Основываясь на определении, автор классифицирует ресурсы как внутренние и внешние. К внутренним относит уровень информационной культуры и читательского развития конкретной личности; уровень ее образованности; образ жизни на данном жизненном этапе, социальный статус (школьник, студент, мать, имеющая маленьких детей, пенсионер) и структуру жизненных целей и ценностей личности.

К внешним ресурсам относятся: состояние рынка информационных источников, особенно состояние книгоиздания; степень доступности источников информации для рядовых граждан; кадровое и методическое обеспечение развития информационной культуры населения, достаточное для полноценного использования современных возможностей получения информации всеми гражданами; информированность разных слоев населения о существующих источниках информации, о новинках книгоиздания, о том, где можно с ними ознакомиться и работать; традиционные и вновь складывающиеся представления о культуре взаимодействия с информацией (в том числе и взгляды на статус чтения) в семье, в среде сверстников, в социуме вообще.

Мы под ресурсами чтения понимаем некие условия, при развитии которых у младшего школьника появляется постоянная потребность в чтении как жизненная необходимость. Основная мотивация к чтению - внутренняя, осознанная потребность учащихся. Именно поэтому основными ресурсами будут те, которые через личностную заинтересованность влияют на потребность в чтении младшего школьника. В процессе исследования в качестве таких ресурсов были выявлены: навык чтения у детей; их эмоциональное восприятие произведения; идентификация себя с литературным героем; внешние стимулы книги. В качестве ресурсов социального влияния и средовых условий были рассмотрены семья (развитие семейного чтения) и читательская мода. Остановимся кратко на каждом из них.

Навык чтения детей - это ресурс, без которого формирование потребности в чтении младшего школьника невозможно. Потребность к чтению возникает, если читатель свободно владеет осознанным чтением с уже сформированными учебно-познавательными мотивами

- 191 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

чтения. А.Н. Корнев понятие «навык чтения» рассматривает как комплексное явление, которое включает в себя умение понимать содержание читаемого текста, правильность, выразительность и темп чтения. При равноправном развитии процессов скорости чтения и понимания прочитанного ребенок будет легче воспринимать литературные произведения, так как он осознает, что читает и как он читает. В результате у читателя появляется интерес к книгам, а затем познавательная, социальная или духовная потребность к чтению.

Мощным ресурсом, побуждающих к чтению, является эмоциональное восприятие произведения младшим школьником. Эмоции занимают в жизни ребенка особую роль. В младшем школьном возрасте (7-9 лет) идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта, эмоции становятся осознанными и обобщенными, проявляются сложные чувства и переживания. Эмоциональность, присущая младшему школьнику, позволяет ему окунуться в художественный образ произведения. Она влияет на его творческий потенциал, фантазию [10, с. 33], поэтому ресурс эмоционального восприятия произведения является самым сильным стимулом, подвигающим ребенка к книге.

В качестве ресурса можно рассматривать наличие процесса идентификации читателя с литературным героем, то есть узнавание себя в литературном герое. Этот ресурс возникает на основе эмоционального восприятия произведения, но направлен он именно на осознанное нахождение личного опыта в читаемом произведении. В.Ф. Асмус заметил, что словесное художественное произведение всегда заключает в себе «императив», как уточнял Л.Н. Толстой, стремление «сдвинуть чувство» читателя [11, с. 3]. Читатель находит героев по душе или ищет в них то, чего не хватает ему в своих качествах. Сравнивая себя, он развивает свои духовные потребности, учится у книги, как можно поступать, а как нельзя. Самоузнавание и определяет зазывную силу литературного произведения и желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого - в себе (И.И. Тихомирова).

Немаловажным ресурсом является ресурс внешних стимулов книги. Он особенно важен для детей 7-9 лет, так как в этом возрасте дети «открыто» воспринимают окружающий мир. Суть этого ресурса заключается в развитии потребности в чтении с помощью наружного и внутреннего декорирования книги. И.И. Тихомирова считает, что личностную мотивацию чтения ребенка способна вызывать та книга, которая своим внешним видом, иллюстрациями, названием привлечет внимание учащегося, возбудит интерес и желание познакомиться с ее основным текстом [12, с. 128-129]. Красочная и аккуратная книга располагает читателя к чтению, привлекает его внимание еще до того, как она попадет к нему в руки. Оформительские средства книги «магически» воздействуют на ребенка, делают ее содержание более доступным и понятным, вызывают желание у детей посмотреть ее еще раз и почитать. Исключительным условием повышения интереса ребенка к книге является ее «начало» - обложка, форзац, титул. Первые страницы могут рассказать о многом, в том числе и о содержании. Ведь художник декорирует книгу в зависимости от фабулы.

Одним из ресурсов социального влияния является семья. Семья - социальный институт, внедряющий своего ребенка в мир культуры, в том числе читательской. Совместное чтение книги сближает членов семьи, объединяет их духовно, воспитывает внутреннюю потребность в чтении. Семейное чтение вслух помогает лучше узнать своего ребенка, осознать его интересы и увлечения, а дети при этом учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Но для того, чтобы чтение стало потребностью, ребенок должен чувствовать неподдельный интерес взрослого к чтению. Поэтому родителям необходимо больше читать, говорить о книгах, посещать совместно библиотеки, литературные музеи, книжные магазины, перечитывать уже известные книги и следить за новинками. Опираясь на опыт родителей, ребенок привыкает читать всегда и искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг [13, с. 36].

Читательская мода - ресурс внешнего, социального воздействия, при влиянии которого происходит развитии потребности в чтении. По определению В.Я. Аскаровой, «читательская мода - это динамичная форма стандартного поведения читателя, которая проявляется в демонстративно-выборочном отношении к произведениям печати в соотношении с культурными нормами референтных групп в определенный отрезок времени.

Мода на чтение, как обычное понятие моды, имеет тенденцию существовать непродолжительно. Но в обстоятельствах, когда названный феномен достигает апогея, люди, для которых чтение не являлось жизненной потребностью и культурной привычкой, начинают проявлять к книгам значительный интерес. Подверженность области чтения модой стимулирует потреб-

- 192 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

ность к различным проявлениям книжной культуры, создает питательную среду для развития читательского общения.

В.Я. Аскарова, И.Ю. Матвеева выделяют институты, которые влияют на развитие у учащихся моды на чтение: школа, библиотеки, электронные и печатные СМИ, книжный бизнес, телевидение и радио [14, с. 36-60].

Исследование ресурсов развития потребности в чтении у младших школьников послужило основанием для педагогической системы деятельности учителей, родителей, библиографов для совместной активизации потребности в чтении у детей младшего школьного возраста. Первые результаты свидетельствуют, что у детей появляется устойчивый интерес к книгам: они стали значительно больше читать издания в печатном и электронном варианте, обмениваться впечатлениями о прочитанном, чаще посещать библиотеки, книжные магазины.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности / под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука; Ленинградское отделение, 1983.

2. Проблемы социологии и психологии чтения / под ред. Э.Г. Храстецкого. - М.: Книга, 1975.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. 2-е изд., стер. - М.: Смысл; Академия, 2005.

4. Рогов Е.И. Психология для студентов вузов. - М.: МарТ, 2005.

5. Карпова Н.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. Учебное пособие. - М.: Флинта, 1997.

6. Сахаров В.Ф. Работа с читателями. - М.: Книга, 1981.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1973.

8. Муздыбаев К. Стратегия совладения с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2.

9. Кондаков А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2005.

10. Якимов И.А. Творческое чтение: пособие для учителей нач. кл. и воспитателей дошкол. учреждений. - М.: Рус. слово, 2009.

11. ИщукГ.Н. Проблема читателя в творческом сознании Л.Н. Толстого. - Калинин, 1975.

12. Тихомирова И.И. Мотивация чтения: стимулы, мотивы, потребности // Психология детского чтения от А до Я : метод. словарь-справочник для библиотекарей. - М., 2004.

13. Соболева А.Е. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога. - СПб.: Питер, 2009.

14. Аскарова В.Я. Мода в книжной культуре: границы дозволенного // сб. науч. ст. ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». - Челябинск, 2010.

REFERENCES

1. Magun V.S. Potrebnosti i psihologiya social'noj deyatel'nosti lichnosti [Requirements and Psychology of Social Activity of Personality]. ed. V.A. Yadova. Leningrad.: Nauka; Leningrad department, 1983.

2. Problemy sociologii i psihologii chteniya [Sociology and Psychology Reading Problems]. ed. E.G. Hrastetsky. Moscow: Kniga, 1975.

3. Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie [Activity. Mind.] 2nd ed., reprint. Moscow: Smysl; Akademia, 2005.

4. Rogov E.I. Psihologiya dlya studentov vuzov [Psychology for Students of Higher Educational Institutions]. Moscow: MarT, 2005.

5. Karpova N.L. Osnovy lichnostno-orientirovannoj logopsihoterapii. Uchebnoe posobie [Fundamentals of Personality Oriented Logopsychotherapy]. Tutorial. Moscow: Flinta, 1997.

6. Sakharov V.F. Rabota s chitatelyami [Work with Readers]. Moscow: Kniga, 1981.

7. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow: Soviet encyclopaedia, 1973.

8. Muzdybaev K. Strategiya sovladeniya s zhiznennymi trudnostyami. Teoreticheskij analiz [Strategy of life difficulties control. Theoretical Analysis] Magazine of social science and social antropology. 1998. Volume 1. No.2.

9. Kondakov A.M. Obrazovanie kak resurs razvitiya lichnosti, obschestva i gosudarstva dissertaciya ... doktora pedagog-icheskih nauk [Education as a resource of personality, society and state development: thesis... of Doctor of Pedagogics: 13.00.01]. Мoscow, 2005.

10. Yakimov I.A. Tvorcheskoe chtenie: posobie dlya uchitelej nach. kl. i vospitatelej doshkol. uchrezhdenij [Creative reading: manual for elementary classroom teachers and educators of preschool institutions]. Moscow: Rus. slovo, 2009.

11. Ischuk G.N. Problema chitatelya v tvorcheskom soznanii L.N. Tolstogo [The reader's problem in the creative mind of L.N. Tolstoy]. Kalinin, 1975.

12. Tikhomirova I.I. Motivaciya chteniya: stimuly, motivy, potrebnosti [Reading motivation: incentives, motives, requirements]. Psychology of children's reading from A to Z: method.dictionary. reference book for librarians. Moscow. 2004.

13. Soboleva A.E. Reshaem shkol'nye problemy. Sovety nejropsihologa [We solve school problems. Advice of neuropsychologist]. Sankt-Petersburg: Piter, 2009.

14. Askarova V.Ya. Moda v knizhnoj kul'ture: granicy dozvolennogo [Fashion in book culture: the bounds]. Collection of scientific articles FSEIHPE «Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts».Chelyabinsk, 2010.

- 193 -

Образование и педагогические науки Education and Pedagogical Sciences

Информация об авторе Information about the author

Смахтина Анна Владимировна, аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета, научный руководитель Бедерханова Вера Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета (КубГУ). Краснодар. Россия. Annlogoped@yandex.ru Smakhtina Anna Vladimirovna, Postgraduate Student, Chair of the Social Work, Psychology and Pedagogics in the Graduate School, Kuban Region State University, Academic Adviser Bederkhanova Vera Petrovna, PhD. in Pedagogics, Professor, Head of the Chair of Social Work, Psychology and Graduate School Pedagogics, Kuban (Region) State University. Krasnodar city, Russian Federation Annlogoped@yandex.ru

Получена: 25.11.2014 Received: 25.11.2014

- 194 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.