Научная статья на тему 'Ресурсы повышения эффективности и ускорения темпов модернизации внешнеэкономического комплекса регионов'

Ресурсы повышения эффективности и ускорения темпов модернизации внешнеэкономического комплекса регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / РЕГИОНЫ / THE EXTERNAL ECONOMIC COMPLEX / INNOVATIONS / MODERNIZATION / PRIORITIES / REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшенин Сергей Георгиевич

Автор дает представление о современном состоянии внешнеэкономического комплекса регионов (ВЭКР) России; определяются ресурсы, мобилизуемые для модернизации ВЭКР; обозначаются основные проблемы, возникающие на пути модернизации ВЭКР. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности и ускорения темпов модернизации, которые позволят преодолеть названные проблемы, в частности на основе проведения рациональной государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources of increase of efficiency and acceleration of rates of modernization of the external economic complex of regions

The author provides guidance on a current state of the external economic complex of regions Russia; the basic problems arising on a way of modernization of the external economic complex of regions are designated. A number of perspective directions of increase of efficiency and acceleration of rates of modernization which will allow to overcome the named problems, in particular on the basis of carrying out of a rational state policy is offered.

Текст научной работы на тему «Ресурсы повышения эффективности и ускорения темпов модернизации внешнеэкономического комплекса регионов»

14.4. РЕСУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И УСКОРЕНИЯ ТЕМПОВ МОДЕРНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНОВ

Горшенин Сергей Георгиевич, докторант РАГС при Президенте РФ

Контакты автора: zaharova@ur.rags.ru

Аннотация. Автор дает представление о современном состоянии внешнеэкономического комплекса регионов (ВЭКР) России; определяются ресурсы, мобилизуемые для модернизации ВЭКР; обозначаются основные проблемы, возникающие на пути модернизации ВЭКР. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности и ускорения темпов модернизации, которые позволят преодолеть названные проблемы, в частности на основе проведения рациональной государственной политики.

Ключевые слова: внешнеэкономический комплекс, инновации, модернизация, приоритеты, регионы

RESOURCES OF INCREASE OF EFFICIENCY AND ACCELERATION OF RATES OF MODERNIZATION OF THE EXTERNAL ECONOMIC COMPLEX OF REGIONS

Gorshenin S.G., Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation

Annotation: The author provides guidance on a current state of the external economic complex of regions Russia; the basic problems arising on a way of modernization of the external economic complex of regions are designated. A number of perspective directions of increase of efficiency and acceleration of rates of modernization which will allow to overcome the named problems, in particular on the basis of carrying out of a rational state policy is offered.

Keywords: the external economic complex,

innovations, modernization, priorities, regions

Повышение эффективности и ускорение темпов модернизации ВЭКР связаны с устранением непропорциональности развития отраслей производства, инноваций, научного знания, региональных и отраслевых различий, неадекватности фискальных стимулов. Для государственного и регионального уровня важна сбалансированность политики экспортных и связанных кредитов, гарантированных налоговых льгот, организационно-информационной поддержки.

В последнее время наблюдается нескоординирован-ность по направлениям, срокам и скоростям модерни-зационных процессов, когда одна отрасль разрабатывает стратегию на 8 лет, другая - на 15, третья - на 20 вне связи между собой. Обращается внимание на отсутствие сбалансированности уровней, масштабов и темпов модернизации в основополагающих экономических документах государства. Так, Энергетическая стратегия России до 2020 г. характеризуется ориенти-

ром не на достижение глобальной стратегической конкурентоспособности, а на решение текущих проблем. Закрепление за страной де - юре и де - факто роли поставщика топливно-сырьевых ресурсов развитым странам создает угрозу собственной энергетической безопасности.

Практика показывает, что успешная модернизация ВЭКР определяется активной инновационной деятельностью, Так, например, в странах ОЭСР для стимулирования создания малых инновационных компаний применяются специальные налоговые льготы или кредиты для компаний, находящихся на стадии запуска, действующие в течение первых нескольких лет, или полное освобождение от налогов (налоговые каникулы); ускоренное списание затрат на покупку оборудования; освобождение от налогов капитала, предоставляемого малым компаниям.

В целях привлечения инвестиций в сферу НИОКР отдельные налоговые льготы предусмотрены для малых предприятий, работающих на территории наукоградов. Так, наукоградам Московской области соответствующим законом региона предусмотрено освобождение от уплаты в областной бюджет до 50 % сумм налога на прибыль, полученной от реализации научной и (или) научно-технической продукции. Установлено, что данная льгота предоставляется при условии, что указанная продукция составляет не менее 20% общего объема реализации. Областным законодательством предусмотрено также уменьшение суммы налога на имущество предприятий в части средств, зачисляемых в областной бюджет. Кроме того, тем же законом предусмотрено снижение на 4 % ставки налога на прибыль, перечисляемого в областной бюджет организациями, производящими не менее 50 % наукоемкой продукции.

Вместе с тем, установленный порядок налогообложения не способствовал инновационной активности предприятий. По данным Росстата, затраты предприятий на НИОКР в процентах от ВВП на протяжении последних лет имели тенденцию к сокращению.

В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд льгот по налогообложению, в том числе: освобождение от НДС услуг по передаче и предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящиеся к созданию новой или совершенствованию производимой продукции, товаров и услуг, если в состав таких работ включаются поименованные виды инновационной деятельности; расширен перечень фондов, перечисление средств в которые (а также финансирование инновационной деятельности за счет средств этих фондов) не облагается налогом на прибыль.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены льготы в части амортизационных отчислений. При амортизации основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме разрешается применять специальный коэффициент, но не выше 2.

Вместе с тем вызывает сомнение, что увеличение норматива отчислений средств в научно-исследовательские фонды повлечет за собой увеличение их реального финансирования. Кроме того, поскольку понятие инновационной деятельности по-разному трактуется в Бюджетном и Трудовом кодексах Российской Федерации, то налоговыми преференциями могут воспользоваться предприятия, которые имеют к инновациям весьма косвенное отношение.

Инновационные льготы должны быть адресными, стимулирующими те сферы, которые занимаются действительно разработкой и созданием инновационной продукции. Важнейшее направление - повышение стимулирующей роли налоговой системы. Налоги должны быть не «нейтральными», одинаковыми для всех видов и типов экономической деятельности. Налоговая система должна быть стимулирующей - она должна поддерживать инновации, энергоэффективность, повышение производительности труда [1].

Масштабы модернизации связаны с организационным взаимодействием региональных и федеральных властей в стимулировании несырьевого экспорта, совершенствованием форм и механизмов содействия экспортерам и инвесторам. Пространственное структурирование ВЭКР должно основываться на взаимосвязях в кластерах и взаимозависимости в деловых сетях [4]. Как в исторической перспективе инновационные территории являются точками роста, адаптивные

- деградирующими, так в стратегической перспективе важнейший ресурс развития модернизация ВЭК всех регионов.

По ряду параметров Европа, США, Япония находятся на грани экологической катастрофы. Помимо загрязнения воздуха и воды над населением высокоразвитых стран висит меч генно-модифицированных продуктов. В России находится 10 % всех пахотных земель мира. Свыше 4/5 пашни в России приходится на Центральное Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную Сибирь, существуют огромные площади сельхозугодий, целены, на которых можно выращивать экологически чистую продукцию в соответствии с международными стандартами.

По данным на начало 2010 года, Россия находится на 3-м месте в мире по экспорту зерновых (после США и Евросоюза) и на 4-м месте в мире по экспорту пшеницы (после США, Евросоюза и Канады).

По данным Росстата, в 2009 году общий валовой продукт сельского хозяйства России составил 2551,7 млрд. руб., из которых на растениеводство (земледелие) приходилось 1250,7 млрд. руб. ( 49,01%), а на животноводство — 1301,0 млрд руб. (50,99 %). По категориям производителей больше всего продукции дали личные подсобные хозяйства (46,4 % или на сумму 1184,8 млрд. руб.); на втором месте - сельскохозяйственные организации, давшие 45,9% или 1171,1 млрд. руб.; меньше всего произвели фермерские хозяйства

— 7,7% или на сумму 195,8 млрд. руб. [3].

В марте 2010 года главы аграрных министерств Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) подписали декларацию о сотрудничестве, которая подразумевает реализацию четырёх направлений многостороннего сотрудничества: в частности, увеличение взаимного сельхозтоварооборота между странами, с созданием сельскохозяйственной информационной базы стран БРИК.

Масштабы модернизации связаны с продвижением на зарубежные рынки российских завершенных научно-технических разработок. Перспективы модернизации ВЭКР напрямую зависят от темпов разработки новшеств и скорости диффузии новых технологий, формирования новых отраслей и модернизации «низкотехнологичного» сектора промышленности и услуг, встраивания предприятий традиционных отраслей в структуру «новой экономики».

Создание динамичного и конкурентоспособного ВЭКР связано с новыми знаниями. Для этого средние расходы в странах ЕС на НИОКР составляют 3% ВВП,

2/3 из которых приходиться на предпринимательский сектор.

Успешная модернизация ВЭКР зависит от расширения сферы НИОКР, удовлетворения потребности в высококвалифицированных научно-инженерных кадрах, в финансировании научных исследований и разработок темпами, превышающими показатели экономического роста.

Основу научного сектора составляют самостоятельные научно-исследовательские организации, обособленные от производства и образования. В 2008 г. их количество составило 1926, а удельный вес в общей совокупности организаций научно-технического комплекса страны - около 50%.

При этом общее количество организаций, выполняющих исследования и разработки, за этот же период сократилось на 24,2 %, а организаций, занятых проектированием и внедрением производственных технологий - в разы. Так, количество проектных организаций сократилось в 11,8 раза, конструкторских бюро - в 2,1 раза, промышленных предприятий, выполняющих исследования и разработки - в 1,4 раза.

В 2008 г. доля промышленных предприятий, выполняющих исследования и разработки вместе с опытными заводами в общем числе научных организаций составила примерно 8%. Как показывает опыт развитых стран, именно научно-технические лаборатории крупных промышленных компаний обладают явным преимуществом на рынках инновационной продукции. Речь идет о возможности сконцентрировать ресурсы на разработке научно-технических продуктов, пользующихся спросом, выполнять более широкий спектр исследований и отбор на их основе перспективных разработок.

Хотя именно эти институциональные единицы являются важнейшим сегментом научно-технической составляющей современной инновационной экономики, в России за годы реформ доля промышленных предприятий, выполняющих исследования и разработки, снизилась с 7,4 % в 1992 г. до 6,5% в 2008 г. Доля опытных заводов в общем числе организаций возросла за тот же период с 0,6 до 1,6%.

Следует отметить, что в российской практике значительный разрыв между имеющимися ресурсами (главным образом, научно-технологическим потенциалом) и эффектом от их использования - производством и экспортом высокотехнологической продукции и технологий является серьезным препятствием ускорения модернизации ВЭКР.

Практика зарубежных стран показывает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке выигрывает не только тот, кто имеет перспективные научные заделы, но и тот, кто имеет эффективную национальную инновационную систему, и прежде всего развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций: технопарки, венчурные фонды, центры трансфера бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования, учреждения бизнес-образования, лицензионные центры и др.

По оценкам международных экспертов, национальный венчурный рынок можно считать состоявшимся, если масса денежных средств на этом рынке достигнет 0,4 % от ВВП. По экспертным оценкам, в России эта сумма равна порядка 120 млрд. руб., то есть возможности российского рынка венчурных инвестиций еще очень далеки от исчерпания.

Целью деятельности региональных фондов является финансовая поддержка, прежде всего субъектов мало-

го предпринимательства в научно-технической сфере. Для достижения поставленной цели фонды используют имущество только для приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов.

Так, в 2008 г на территории Российской Федерации официально зарегистрировано уже более 20 региональных венчурных фондов. Учитывая, что максимально возможные инвестиции в одно малое предприятие ограничены 15% объема региональных венчурных фондов, а по истечении 6 лет с момента формирования закрытого паевого инвестиционного фонда не менее 50% стоимости активов должны быть инвестированы в малые предприятия, управляющие компании смогут обеспечить капиталом не менее 80 малых инновационных компаний.

В 2006 г. в Санкт-Петербурге был создан «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере» с целью создания на территории города инфраструктуры венчурного финансирования субъектов. В рамках деятельности фонда в 2007 г. создан закрытый паевой фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга». При этом формирование активов фонда осуществлялось на условиях долевого финансирования с привлечением средств городского бюджета, средств федерального бюджета и средств частных инвесторов.

В Оренбургской области при федеральной поддержке создается крупный (20 объектов общей площадью 136 тысяч кв.м.) технопарк, где будут размещаться малые предприятия, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий, которые могут быть доведены до серийного выпуска, востребованы на рынке и способны обеспечить устойчивые темпы роста объемов продаж и собственной капитализации предприятия за период его нахождения в технопарке.

Практика показывает, что один из главных источников генерации инноваций - малый инновационный бизнес. В России количество вновь создаваемых малых инновационных компаний с каждым годом снижается, а уровень технологий, которые они продвигают, становится менее конкурентоспособным. Большинство успешных малых и средних инновационных предприятий было создано в начале 90-х годов XX века, т.е. на основе научного потенциала СССР. Несмотря на усилия государства: за период с 2005 - 2009 года в рамках программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета предоставлены субсидии 57 субъектам Российской Федерации в размере 2,158 млрд. рублей на создание 111 бизнес-инкубаторов, из которых 34 являются инновационными [1].

Вместе с тем, следует отметить, что Россия располагает целым существенным потенциалом повышения темпов модернизации ВЭКР. Сюда, на наш взгляд, следует отнести значительные возможности и наработки в области распространения и использования нетрадиционных источников энергии.

Технический потенциал ветровой энергии России оценивается свыше 50 000 млрд. кВтч/год. Экономический потенциал составляет примерно 260 млрд. кВтч/год, то есть около 30 % производства электроэнергии всеми электростанциями России. Установленная мощность ветровых электростанций в стране составляет около 15 МВт. Наиболее крупные ветроэлек-тростанций России расположены в Калининградской

области, Республике Башкортостан, Республике Корми, Республике Калмыкия, Ростовской области, Ленинградской области, Краснодарский край, Ресублике Карелия, Приморском крае, Магаданской области, Республике Алтай, Камчатской области.

Все российские геотермальные электростанции расположены на Камчатке и Курилах, суммарный электропотенциал пароводных терм одной Камчатки оценивается в 1 ГВт рабочей электрической мощности. Российский потенциал реализован только в размере не многим более 80 МВт установленной мощности (2009) и около 450 млн. кВтч годовой выработки.

Для нахождения эффективных решений в области оптимизации и сбалансированности уровней, масштабов и темпов модернизации ВЭКР важен опыт комплексов - мировых лидеров, которые более успешны в похожих условиях. Данные о них регулярно публикуются Институтом стратегического планирования Кембриджа.

Важное значение в области оптимизации и сбалансированности основных составляющих модернизации ВЭКР России имеет опыт использования топ-технологий зарубежными ВЭКР. В докладе РЭНД Кор-порэйшн «Technology Revolution 2015» представившем результаты анализа основных топ-технологий, имеющих наибольшее влияние и перспективы в современном мире, в качестве характерной черты современного социально экономического развития выделяется отказ от дисциплинарной привязки технологий, так как топ-технологии пронизывают многие другие технологии. Так, например, нанотехнологии, основанные на открытиях в области микромира, используются более чем в 40 направлениях. В их числе в информационных технологиях, при создании новых материалов, в биотехнологиях, медицине.

Таким образом, ресурсы, мобилизуемые для модернизации ВЭКР, определяются: целенаправленными усилиями государства и субъектов хозяйствования по использованию внешнеэкономических связей в интересах структурной перестройки и устойчивого экономического роста, основанного на современных формах международного сотрудничества и делового партнерства на макро-, мезо- и микроэкономических уровнях [2]; созданием условий для развития ТНК как уже действующих, так и формирование новых, в отраслях, относящихся к средне и высокотехнологичному уровню; организация на основе использования передовой техники и технологии высокоэффективных производств конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; генерация потенциально значимых и комплексообразующих отраслей.

Наряду с этим существенные ресурсы в повышении эффективности, ускорения темпов модернизации ВЭКР, заключены: в выпуске хорошо известной в мире продукции зарубежных компаний на основе приобретения лицензионных прав, развития франчайзинга, сборки готовой продукции из импортных узлов и деталей с намерением постепенно увеличивать в ней долю отечественных компонентов; оснащении собственной продукции импортными комплектующими, резко повышающими качество и технический уровень изделия.

Список литературы:

1. Из выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на заседании Совета по взаимодействию с законодательными (представительны-

ми) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, 9 ноября 2009.

2. Курьеров В.Г. Общие тенденции // ЭКО. - 2003. - № 10. -С. 3-11.

3. Россия в цифрах 2010. Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2011.

4. Усик Н. Глобальная экономика: обоснование управленческих модернизаций // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 10. - С. 13-23.

References:

1. From performance of the Minister of economic development of the Russian Federation by E.S. Nabiullina at session of Council about interaction with legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation, on November, 9th 2009.

2. Couriers of Century the General tendencies // ЭКО. - 2003. -№ 10. - P. 3-11.

3. Russia in figures 2010. The short statistical collection. - М., 2011.

4. Short mustache Н. Global economy: a substantiation of administrative modernizations // Problems of the theory and management practice. - 2009. - № 10. - P. 13-23.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Горшенина С.Г. «Ресурсы повышения эффективности и ускорения темпов модернизации внешнеэкономического комплекса регионов».

Рецензируемая статья представляет собой серьезную и интересную работу на актуальную тему, связанную с модернизацией внешнеэкономического комплекса регионов. Значимость заявленной темы определяется также постоянно возрастающей степенью отставания отечественного ВЭКР от ведущих мировых производителей экспортной продукции по всем компонентам научно-технического развития.

Автор на основании большого фактического материала обозначает проблемы и препятствия, мешающие модернизации внешнеэкономического комплекса России.

Особый интерес представляют предложенные перспективные направления в повышении эффективности, ускорения темпов модернизации ВЭКР, в том числе на основе проведения рациональной государственной политики.

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес, и может быть рекомендована к публикации.

Консультант Фонда развития науки и поддержки

молодых ученых, профессор,

д.э.н. А.Т. Спицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.