БИОЭНЕРГЕТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ
Проблема полного использования собственных энергоресурсов актуальна для всех отраслей лесопромышленного комплекса. Его масштабное развитие создает предпосылки для развития конкурентоспособной глубокой переработки древесины.
Однако биоэнергетика в ЛПК развивается медленно. Мы считаем, что для ускорения развития необходима помощь государства.
Меры государственной поддержки, необходимые для развития биоэнергетики в лПК
Для преодоления отставания в развитии биоэнергетики необходима Федеральная целевая программа, включающая комплекс
правовых, технических, экономических мер. Программа должна предусматривать:
- увеличение государственного финансирования работ в области энергетики на древесном топливе;
- принятие нормативно-правовых актов, устраняющих препятствия для поставки вырабатываемой энергии в распределительные сети с целью реализации ее излишков в качестве товарной продукции;
- субсидирование процентных ставок на кредиты, получаемые предприятиями ЛПК и ЖКХ на техническое перевооружение действующих и строительство новых энергообъектов на древесном топливе;
- организацию подготовки инженеров, техников и рабочих по специальности «Биоэнергетика».
ресурсы древесного топлива северо-запада россии
Ю. ГЕРАСИМОВ, НИИ леса Финляндии,
Т. КАРЪЯЛАЙНЕН, НИИ леса Финляндии
yuri.gerasimov@metla.fi; timo.karjalainen@metla.fi
Россия отличается от большинства стран самодостаточностью энергетических ресурсов и значительными экспортными возможностями природного газа и нефти. В дополнение к огромным ископаемым ресурсам Российская Федерация обладает 20 % мировых лесных ресурсов. Часть лесных ресурсов недоступна для эксплуатации в настоящее время (резервные леса). Однако использование потенциала доступных для эксплуатации лесов может быть существенно улучшено, в том числе для энергетических целей. В настоящее время доля возобновляемых источников (биомассы и отходов) в первичном потреблении энергии на северо-западе незначительна (менее 2 %), в то время как доля невозобновляемых ископаемых видов топлива несравненно больше (около 80 %).
Оценка ресурсов древесного топлива северо-запада России представлена в этой публикации. Детальное описание исходных данных, методик расчетов и результатов можно найти в публикации Герасимова и Каръ-ялайнена [1].
Северо-запад России обладает огромным ресурсом древесного топлива в виде низкотоварной и неликвидной древесины, не использованных для укрепления волоков порубочных остатков, механически поврежденной во время лесозаготовок древесины, еловых пней и отходов лесопиления и лущения шпона. Взяв за основу объемы лесозаготовок и производство пиломатериалов и фанеры в 2006 г., объем древесного топлива можно оценить в 31 млн м3 (62 TWh). Около 70 % от этого объема приходится на лесозаготовки и 30 % - на глубокую переработку древесины в виде отходов лесопиления и лущения шпона. Использование этого потенциала в энергетике способно увеличить долю древесного топлива в первичном потреблении энергии с 2 % до 6 %. Для сравнения в Финляндии 19,5 млн плотных кубометров древесины (черный щелок и другие отходы целлюлозного производства исключены) было использовано в котельных и мини-ТЭЦ в 2006 г., что эквивалентно 10 % от общего потребления энергии [2].
12
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2010
БИОЭНЕРГЕТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ
Расчетная лесосека на северо-западе России в настоящее время осваивается только на 40 %, значит, есть возможность интенсифицировать лесопользование, что также позволит увеличить долю использования древесины в производстве энергии. Полное использование расчетной лесосеки, пиловочников и фанкряжа в ЛПК региона может обеспечить 74 млн м3 древесного топлива (148 TWh). Этот объем способен покрыть 15 % от всей энергопотребности северо-запада России. Если к полному использованию расчетной лесосеки добавить потенциал рубок ухода (т.е. перейти к интенсивной модели лесопользования), общий объем древесного топлива составит 104 млн м3 (208 TWh), что соответствует 21 % всех энергетических потребностей северо-запада России в настоящее время.
Выявлена большая разница в ресурсах древесного топлива как между, так и внутри отдельных регионов северо-запада. Это связано с качественными и количественными различиями в лесных ресурсах и их использовании, а также состоянием инфраструктуры и ограничениями на лесозаготовки, такими как моратории на рубки в старовозрастных лесах. Расчетные потенциалы древесного топлива не являются полностью неиспользованными ресурсами, так как дрова на нижних складах и некоторые отходы лесопиления и лущения шпона в настоящее время используются, в том числе и для энергетических целей. Кроме того, любое конкурентное использование снизит потенциал и (или) повысит стоимость этого ресурса.
Интенсификация использования потенциала лесных ресурсов за счет рубок ухода будет стимулировать дальнейшее развитие заготовок по сортиментной технологии. Это приведет к увеличению объема сырья для энергетики, которое, однако, будет концентрироваться на лесосеках. Это потребует дополнительных затрат для сбора и транспортировки древесного топлива. Кроме того, такое сырье хуже подходит для традиционной технологии производства энергии из древесины.
Основываясь на опыте Финляндии, можно предположить, что любое повышение использования древесины как местного вида топлива на северо-западе России может быть полезным для местной и региональной экономики. Так же, как и в Финляндии, повышение самообеспеченности регионального энергоснабжения является важным фактором ввиду суровых зимних условий. В таких районах любые задержки в поставке или нехватка энергоресурсов для выработки тепла могут привести к серьезным и даже фатальным исходам.
Так как энергетический сектор северо-запада России еще пока недостаточно развит, он может двигаться сразу по направлению к инновационным технологиям по снабжению и использованию древесного топлива. Регионы северо-запада могут обеспечить новые рынки для этих технологий и ноу-хау. Для этого существуют хорошие предпосылки в виде систем центрального отопления в городах и большинстве населенных пунктов и ТЭЦ. Следовательно, базовая инфраструктура для использования древесного топлива в больших масштабах уже существует. Перевод котельных, использующих уголь и мазут, на древесное топливо может также уменьшить региональные выбросы парниковых газов. Сегодняшняя политика субсидий цен на мазут, уголь и природный газ может измениться, а это, в свою очередь, позволит сделать «зеленую» энергетику более конкурентоспособной. Даже если внутренний рынок для древесного топлива не будет развит в ближайшее время, то рядом находятся страны Европейского Союза, где существует и будет существовать спрос на биотопливо.
Библиографический список
1. Gerasimov, Y. & Karjalainen, T. 2009. Assessment
of Energy Wood Resources in Northwest Russia.
Working Papers of the Finnish Forest Research
Institute 108. 52 p.
2. Peltola, A. (editor-in-chief). 2007. Finnish Statistical
Yearbook of Forestry 2006. Helsinki: Finnish Forest
Research Institute (Metla). 434 p.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2010
13