Научная статья на тему 'Ресурсосбережение как государственная политика'

Ресурсосбережение как государственная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2015
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY CONSERVATION / PUBLIC POLICY / GREEN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чердакова Марина Петровна

Изложены результаты исследования зарубежного опыта реализации государственной политики создания зеленой экономики, приведен опыт ведущих стран мира в области энергосбережения и ресурсосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE-SAVING AS STATE POLICY

The results of research of foreign experience in realization of the state policy of creating a green economy, is the experience of the leading countries in the field of energy saving and resource saving.

Текст научной работы на тему «Ресурсосбережение как государственная политика»

включая хозяйственно не используемые природные ресурсы; регулярное информирование населения о состоянии окружающей среды; внедрение новых природоохранных технологий.

Литература и источники

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонстультантПлюс».

2. Морозова Е.В. Учёт природопользования в заготовках: дис. ... канд. экон. наук. СПб,

2009.

3. О бухгалтерском учёте: Фед. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. на 23.07.2013) [Электронный ресурс].иР1_: Ь|Пр://\м\«\«.д!ауЬикЬ|.ги/е<^ос?то<^И=99&<^осИ=902316088.

4. О внесении изменений в Республиканскую целевую программу «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010 - 2015 годы: постановление Кабинета министров ЧР от 02.10.2012 № 406 [Электронный ресурс]. и^: Ь|йр://\«\«\«.гедюп2.ги/т<^ех.рЬ|р?<^8= 1853564 (дата обращения: 22.09.2013).

5. Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2012 - 2020 годы: паспорт государственной программы Чувашской Республики [Электронный ресурс]. иР1_: доу.сар.ги/Ьюте/4/аппоипсе/погтайуп/ргоек12020/...(дата обращения: 15.09.2013).

ЦАПУЛИНА ФАРИДА ХАННАНОВНА. См. с. 394.

ПАНФЁРОВА ЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерский учет, анализа и аудита, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (2013-leto@list.ru).

PANFEROVA LIYA VITALYEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Accounting, Analysis and Audit Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 332.142:502.171 ББК У28-51

М.П. ЧЕРДАКОВА РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Ключевые слова: ресурсосбережение, энергосбережение, государственная политика, зеленая экономика.

Изложены результаты исследования зарубежного опыта реализации государственной политики создания зеленой экономики, приведен опыт ведущих стран мира в области энергосбережения и ресурсосбережения.

M.P. CHERDAKOVA RESOURCE-SAVING AS STATE POLICY

Key words: energy efficiency, energy conservation, public policy, green economy.

The results of research of foreign experience in realization of the state policy of creating a green economy, is the experience of the leading countries in the field of energy saving and resource saving.

В последние годы в мировой практике особое внимание уделяется обеспечению экономической безопасности государства. Энергетическая безопасность, как основное звено экономической безопасности, на данном этапе развития хозяйственных связей предполагает активизацию деятельности по направлению энергосбережения. Именно поэтому ресурсосбережение во многих странах мира приобретает статус государственной политики, которая носит комплексный характер и предполагает использование различных инструментов регулирования во всех существующих сферах хозяйственной деятельности общества. Стремление многих стран мира к созданию информационного общества, развивающегося преимущественно за счет энергосбережения и ресурсосбережения при минимальных затратах ресурсов, полностью соответствует государственной поли-

тике, реализуемой в данной области и предполагающей следующее: совмещение ресурсосбережения и природоохранительных целей на основе широкомасштабного применения мало- и безотходных технологий; концентрацию научнотехнических и инвестиционных усилий на создании и использовании ресурсоэкономичной и надежной техники; стабилизацию и по возможности сокращение зависимости от импорта в ресурсопотреблении; четкую этапизацию ресурсосберегающей политики - широкомасштабное распространение освоенных ранее прогрессивных ресурсосберегающих технологий; разработку, освоение и применение сверхновых технологий, материалов и техники [5].

В рамках исследуемого вопроса наиболее примечательным является передовой опыт Японии, которая помимо развития международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды успешно реализует государственные программы по повышению энергоэффективности, диверсификации источников энергии (использование солнечной энергии, электромобилей, энергосберегающей бытовой техники и др.), созданию надежных запасов энергетического сырья. Япония преследует конкретную «цель - увеличение доли возобновляемых источников среди потребляемой энергии в 2 раза и достижение самого высокого показателя в мире - 20%. Согласно долгосрочной энергетической стратегии, Япония к 2030 г. планирует повысить уровень само обеспечения энергией с 18% до 70%» [3].

Для достижения поставленной цели используется ряд инструментов. Так, предусмотрена финансовая поддержка (в форме субсидий на льготных условиях, кредитование по специальным льготным ставкам): населения, активно использующего солнечную энергию; производителей экологически чистого транспорта; предприятий, использующих в своей деятельности оборудование, работающее от альтернативных источников энергии и др. К примеру, «в Японии льготное кредитование, например, замены использования нефти углем осуществляется Японским банком развития по типам оборудования, одобренным правительственными органами, по процентной ставке на 8-10% ниже средней действующей нормы. Эта же мера применяется и к энергосберегающим мероприятиям, если повышение эффективности использования энергии превышает 20%» [3]. Предусмотрены также налоговые льготы. Так, «в случае покупки энергосберегающего/энергоэффективного оборудования и начала его использования в течение 1 года после приобретения, покупатель может воспользоваться одной из двух налоговых схем:

А. Для предприятий «малого бизнеса» - налоговый кредит в размере 7% от базовой стоимости приобретенного оборудования, который не может превышать 20% выплачиваемого подоходного или корпоративного налога.

Б. Для всех предприятий - налоговый вычет в размере, не превышающем 30% от базовой стоимости оборудования в год его приобретения» [5].

Наряду с Японией среди азиатских стран политику создания зеленой экономики успешно реализуют Индия и Китай. Больших успехов они достигли в сфере производства оборудования для ветровой и солнечной энергетики. Китай за счет выпуска чистых технологий планирует довести долю возобновляемых источников энергии до 15%, что впоследствии позволит снизить энергоемкость валового внутреннего продукта страны. Южная Корея, в свою очередь, сформулировала «зеленый рост» в качестве национальной стратегии, реализуемой при поддержке государства.

Энергетический план, предусматривающий комплекс мер по сокращению зависимости энергетики Дании от импортируемой нефти, был введен в действие в 1976 г. В целях энергосбережения в данной стране государственная

поддержка реализуется в форме: помощи во внедрении энергосберегающих технологий (в том числе в домах и зданиях), денежных поощрений (например, за энергосберегающую деятельность промышленных предприятий), налоговых поощрений.

По примеру Нидерландов, Бельгии, Германии, Франции «в Великобритании начинается строительство первого «экогорода», которые будут выделять в атмосферу минимальное количество вредных веществ. Каждый из них спроектируют с учетом экологичных и энергосберегающих технологий, оборудуют солнечными батареями, а все туалеты в домах будут использовать дождевую воду. Строительство «экогородов» начинается благодаря инициативе британского правительства. Премьер-министр Г. Браун в этом году объявил о планах возвести пять таких городов, однако из-за неожиданно активного отклика людей было решено увеличить их планируемое количество до десяти. Планируется строительство экопарков - многофункциональных рекреационных зон нового поколения, сочетающий в себе все возможности всесезон-ного загородного отдыха и активного проведения досуга» [6].

Во Франции государством финансируется не менее 25-30% стоимости энергосберегающих мероприятий хозяйствующих субъектов. Также осуществляется прямое государственное финансирование ресурсосбережения в непромышленном секторе, в том числе малого и среднего бизнеса. Льготное кредитование ресурсосберегающих мероприятий производится по сниженной (на 8-10%) норме процентной ставки.

В США и Великобритании законодательно «предусмотрена возможность получения владельцами домов (или арендаторами жилья) беспроцентных займов для перестройки зданий и покупки оборудования в целях экономии энергии по рекомендациям, подготовленным квалифицированными специалистами государственных агентств или компаний по распределению электроэнергии и газа» [5].

Использование эффективной государственной политики в области энергосбережения позволило многим странам Европы достичь значительных успехов. Так, Германия считается одним из мировых лидеров зеленой экономики. За счет переработки отходов и использования их в качестве вторичного сырья обеспечивается около 15% потребности промышленности. Использование электромобилей, отказ от АЭС позволит не только закрепить достигнутое за последние двадцать лет снижение уровня эмиссии парниковых газов на 25%, но и продолжить эту тенденцию в будущем. Государственное субсидирование зеленой индустрии способствовало тому, что на сегодняшний день более 20-30% общего количества потребляемого электричества Германии, Италии, Испании обеспечивается за счет использования возобновляемых источников энергии (преимущественно солнечных станций).

Следует отметить, что Россия в реализации проектов энергосбережения и энергоэффективности базируется на опыте развитых стран и зачастую предполагает реализацию с зарубежными партнерами совместных проектов по данным направлениям деятельности. Так, к примеру, по сообщению Российского энергетического агентства Российская гидрогенерирующая государственная корпорация «РусГидро» и итальянская «Enel» планируют реализовывать совместные проекты по возобновляемым источникам энергии в России, а итальянская компания «ERG Renew» и российская «Лукойл» в рамках сотрудничества в сфере ветровой энергетики будут строить ветроэнергетические станции в Восточной Европе. В качестве платформы международного партнерства в области обеспечения энергетической безопасности следует

рассматривать налаженный энергодиалог Россия-ЕС, создание Российско-Германского энергетического агентства, приобретение Россией статуса полноправного участника Международного партнерства по сотрудничеству в сфере энергоэффективности. Сотрудничество Россия-ЕС предполагает проведение совместных исследований и разработок в сфере улучшения рационального использования энергии во всех секторах экономики, широкое использование возобновляемых энергоресурсов, представляющих интерес и для России, и для ЕС, наличие доступных по цене энергоресурсов, включая удаленные районы, и содействие обеспечению экологической устойчивости в России и ЕС [4].

Литература

1. Возможна ли «зеленая революция» в России? [Электронный ресурс] // Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: сайт. иР1_: Ь|Нр://д18ее.ги/а|Ис!е8/(:оге1дп_ро!Шс8/27952/

2. Совместные проекты Италии и России в области энергетики [Электронный ресурс] // Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: сайт. и^: Ийр^Бее.ги.

3. Государственное регулирование энергоэффективности и ресурсосбережения в Японии [Электронный ресурс] // Энергосбережение в Новосибирской области: сайт. и^: Ь|Пр://пБкее. епегдоИе!р.сот.

4. Международное сотрудничество в области энергоэффективности [Электронный ресурс] // Министерство энергетики РФ: офиц. сайт. и^: Ь|Нр://т1п181гу-епегдо.ги.

5. Опыт зарубежных стран в области ресурсосберегающей деятельности [Электронный ресурс]. иР1_: Ь|Нр:/Лм\«\«.пе\«1етрег.сот/оЬ8сЬ|е8^о/ро!Шка/ору1_2агиЬе2Ь|пуЬ|_81гап_уоЬ!а8й_ге8иг-8о8Ьегедауи8сЬ|еу_<^еуа1е!по8й_1681.

6. Опыт разработок и внедрения ресурсосберегающих проектов [Электронный ресурс]. иР1_: Ь|Мр://\«\«\«.есо1есо.ги/есо1есо/есоЬи8те88/ору1-га2гаЬо1ок-1-упе<^геп1уа-ге8иг8о8Ьегедауи8сЫЬ|-ргоеМоу.

ЧЕРДАКОВА МАРИНА ПЕТРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и международных отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mp.cherdakova@yandex.ru).

CHERDAKOVA MARINA PETROVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Economic Theory and International Relations Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.