Научная статья на тему 'Ресурсосберегающие методы испытания двигателей, тракторов и сельскохозяйственных машин'

Ресурсосберегающие методы испытания двигателей, тракторов и сельскохозяйственных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
272
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДЫ / МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ / ПЕРЕХОДНЫЙ РЕЖИМ / РЕГУЛЯТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ / ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАКТОРА / ТЯГОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ МАШИНЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Забродин Виктор Петрович, Валуев Николай Васильевич, Арженовский Алексей Григорьевич

Одним из важнейших направлений повышения эффективности сельскохозяйственного производства является совершенствование методов и средств определения основных показателей машинно-тракторных агрегатов (МТА). Каждая из частей МТА (двигатель, трактор и сельскохозяйственная машина) обладает своими энергетическими характеристиками, сочетание которых и создает тот или иной режим его работы. В связи с этим вопросы качественной эксплуатации МТА можно решить только при рассмотрении взаимодействия всех трех основных его частей. Поэтому для улучшения технико-экономических показателей МТА большое значение имеет разработка методов определения параметров агрегатов. Установление взаимосвязи между отдельными параметрами агрегата и определение величины этих параметров при помощи приборов позволяют решать практические вопросы, связанные с улучшением работы МТА: выбор наиболее производительных составов агрегатов и режимов их работы; установление технически обоснованных норм выработки и расхода ГСМ; обеспечение контроля за техническим состоянием двигателей, тракторов и сельскохозяйственных машин, правильностью их регулировок и т.д. Наибольший интерес представляют параметры, характеризующие динамические и экономические качества МТА: динамические качества двигателя и его топливная экономичность; динамические качества трактора и его топливная экономичность; тяговое сопротивление машин в агрегате. В исследовании представлены ресурсосберегающие методы, основанные на анализе параметров переходных (динамических) режимов разгона элементов МТА (двигателя, трактора и сельскохозяйственной машины) при мгновенном увеличении подачи топлива. Предлагаемые методы позволяют получить регуляторную характеристику двигателя, тяговую характеристику трактора, а также определить тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины в эксплуатационных условиях без применения дорогостоящего оборудования, существенных затрат средств и времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Забродин Виктор Петрович, Валуев Николай Васильевич, Арженовский Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсосберегающие методы испытания двигателей, тракторов и сельскохозяйственных машин»

УДК 631.3

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

© 2017 г. В.П. Забродин, Н.В. Валуев, А.Г. Арженовский

Одним из важнейших направлений повышения эффективности сельскохозяйственного производства является совершенствование методов и средств определения основных показателей машинно-тракторных агрегатов (MTA). Каждая из частей MTA (двигатель, трактор и сельскохозяйственная машина) обладает своими энергетическими характеристиками, сочетание которых и создает тот или иной режим его работы. В связи с этим вопросы качественной эксплуатации МТА можно решить только при рассмотрении взаимодействия всех трех основных его частей. Поэтому для улучшения технико-экономических показателей МТА большое значение имеет разработка методов определения параметров агрегатов. Установление взаимосвязи между отдельными параметрами агрегата и определение величины этих параметров при помощи приборов позволяют решать практические вопросы, связанные с улучшением работы МТА: выбор наиболее производительных составов агрегатов и режимов их работы; установление технически обоснованных норм выработки и расхода ГСМ; обеспечение контроля за техническим состоянием двигателей, тракторов и сельскохозяйственных машин, правильностью их регулировок и т.д. Наибольший интерес представляют параметры, характеризующие динамические и экономические качества МТА: динамические качества двигателя и его топливная экономичность; динамические качества трактора и его топливная экономичность; тяговое сопротивление машин в агрегате. В исследовании представлены ресурсосберегающие методы, основанные на анализе параметров переходных (динамических) режимов разгона элементов МТА (двигателя, трактора и сельскохозяйственной машины) при мгновенном увеличении подачи топлива. Предлагаемые методы позволяют получить регуляторную характеристику двигателя, тяговую характеристику трактора, а также определить тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины в эксплуатационных условиях без применения дорогостоящего оборудования, существенных затрат средств и времени.

Ключевые слова: ресурсосберегающие методы, машинно-тракторный агрегат, переходный режим, регулятор-ная характеристика двигателя, тяговая характеристика трактора, тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины.

One of the most important tendencies of increase in efficiency of the agricultural industry is improvement of methods and means of determination of the main parameters of the machine and tractor units (MTU). Every part of the MTU (an engine, a tractor and an agricultural machine) has its own power characteristics which combination makes one or the other mod of its work. In this regard, the problems of the high-quality service can be solved only by considering all its parts. So, development of the methods of determination of the unit parameters makes a big difference for improvement of technical and economic parameters of the MTU. Determination of connection between the separate parameters of the unit and the value of the parameter with help of the devices let solve practical questions connected with improvement of the MTU work such as: selection of the more productive composition of the units and their working modes; determination of the technically reasonable norm of produce and consumption of the fuels and lubricants oils; control of the technical condition of the engines, tractors and agricultural machines, their correct adjustment, etcetera. The most interesting are the parameters characterizing the dynamic and economic qualities of the MTU: dynamic qualities of the engine and its fuel efficiency; dynamic qualities of the tractor and its fuel efficiency; draft of the machines in the unit. The resource-saving methods based on the analysis of the parameters of the transition (dynamic) modes of acceleration of the MTU (the motor, the tractor and the agricultural machine) at the instant increase of fuel supply are represented in the research. The proposed methods let get the regulatory characteristic of an engine, the tractive characteristic of a tractor and find the draft of the agricultural machine in service conditions without using expensive equipment, essential expenditure of means and time.

Keywords: resource-saving methods, machine and tractor unit, transition mode, regulatory characteristic of a motor, tractive characteristic of a tractor, draft of an agricultural machine.

Введение. Теории двигателя, трактора и сельскохозяйственных машин в значительной степени развиваются самостоятельно, и каждая из них рассматривает лишь некоторые вопросы теории агрегатов. Между тем сельскохозяйственные работы могут выполняться только ма-шинно-тракторным агрегатом (МТА). Каждая из частей МТА обладает своими энергетическими характеристиками, сочетание которых и создает тот или иной режим его работы. В связи с этим вопросы качественной эксплуатации МТА мож-

но решить только при рассмотрении взаимодействия всех трех основных его частей.

Установление взаимосвязи между отдельными параметрами агрегата и определение величины этих параметров при помощи приборов позволяют решать практические вопросы, связанные с улучшением работы МТА: выбор наиболее производительных составов агрегатов и режимов их работы; установление технически обоснованных норм выработки и расхода ГСМ; обеспечение контроля за техническим состоя-

нием двигателеи, тракторов и сельскохозяйственных машин, правильностью их регулировок и т.д.

Наибольший интерес представляют следующие параметры МТА:

1) динамические качества двигателя и его топливная экономичность;

2) динамические качества трактора и его топливная экономичность;

3) тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины в агрегате.

Определение динамических качеств и топливной экономичности двигателя согласно ГОСТ 18509-88 [1] сводится к снятию его регу-ляторной характеристики. Регуляторная характеристика представляет собой зависимости рабочих показателей двигателя (эффективной мощности, крутящего момента, часового и удельного расходов топлива) от частоты вращения коленчатого вала (Ne, Мк, Gm, де = f(n)).

Определение динамических качеств и топливной экономичности трактора согласно ГОСТ 7057-81 [2] сводится к снятию его тяговой характеристики. Тяговая характеристика представляет собой зависимости рабочих показателей трактора (тяговой мощности, скорости, часового и удельного расходов топлива, буксования) от нагрузки на различных передачах на данном почвенном фоне (NKp, V, Gm, g«P = f(Pxp))-

Определение тягового сопротивления сельскохозяйственной машины в агрегате согласно ГОСТ 52777-2007 [3] в зависимости от ее типа (навесная, полунавесная или прицепная) осуществляют прямым (посредством универсального тензометрического звена) или косвенным измерением.

Из вышеизложенного следует, что испытания двигателей, тракторов и сельскохозяйственных машин стандартными методами требует дорогостоящего оборудования (тормозной стенд, динамометрическая лаборатория, тензо-метрическое звено для динамометрирования и т.д.), а также существенных затрат средств и времени на их подготовку и проведение. Это

обуславливает выполнение данных работ лишь в условиях машиноиспытательных станций.

Цель исследования - разработка ресурсосберегающих методов испытания двигателей, тракторов и сельскохозяйственных машин в условиях эксплуатации.

Методика исследования. В данной работе предложены оперативные методы испытания двигателей, тракторов и сельскохозяйственных машин, основанные на анализе параметров переходных (динамических) режимов разгона элементов МТА при мгновенном увеличении подачи топлива.

Результаты и их обсуждение

1. Испытания двигателя согласно [4, 5] заключаются в следующем. При резком увеличении подачи топлива в двигателе возникает переходный процесс разгона, в процессе которого определяются значения углового ускорения коленчатого вала на всем диапазоне угловых скоростей с последующим вычислением значений крутящего момента и мощности (без наддува) двигателя по формулам:

MK=Id-(dco/dt), н-м, (1) N6H = Id-(dco/dt)-co, Вт, (2)

где k - действительный момент инерции движущихся масс двигателя, кгм2; (dcj/dt) - угловое ускорение коленчатого вала, рад/с2;

со - угловая скорость коленчатого вала, рад/с.

Для определения действительного момента инерции двигателя используется устройство «маховик с известным моментом инерции», соединяющийся с трактором через ВОМ.

Исследуемый двигатель последовательно разгоняется без «маховика» и с «маховиком», определяются соответствующие значения углового ускорения коленчатого вала на номинальном режиме. Затем определяется действительный приведенный момент инерции двигателя

h = I

пр

(dco/ dt) 2

(dco / б//), - {dco / dt)2

кгм^

(3)

где /М"Р - момент инерции дополнительного

«маховика», приведенный к двигателю, кгм2;

(ЬсоЩь (с1ш/сН)2 - соответственно угловые ускорения коленчатого вала на номи-

нальном режиме при разгоне двигателя без маховика и с маховиком, рад/с2.

Для дизелей с ГТН значение мощности корректируется с учетом давления наддува

Ne=a-N6H2+p где о - коэффициент при квадратичном члене уравнения;

Л/бн - мощность двигателя с неработающим

турбонаддувом, Вт; /?- коэффициент взаимосвязи; рн - давление турбонаддува, Па; с - свободный член уравнения.

Запись параметров движения коленчатого вала осуществляется при полной загрузке двигателя с одновременной фиксацией изменения давления наддува рн= f (п) на соответствующих интервалах. Полная загрузка двигателя обеспечивается разгоном трактора на высшей передаче. Совмещая полученную зависимость рн= f (п) с зависимостью Л/<ж = f(n), полученной в режиме свободного разгона, определяется зависимость Ne = f(n).

Для определения топливно-экономических показателей исследуемого двигателя определяется зависимость часового расхода Gm = f (п) топливного насоса высокого давления (ТНВД) двигателя на стенде для проверки и регулировки топливного оборудования. Зависимость часового расхода от частоты вращения коленчатого вала двигателя определяется по формуле 60 О пч р

кби

'Р„+с, Вт,

(4)

с; =

10° •/

, кг/Ч, (5)

где О - объем поданного топлива всеми

секциями ТНВД за 1000 циклов, см3; пн - частота вращения вала ТНВД, об/мин; р - плотность топлива, кг/м3; ¡и - количество циклов (¡и,=1000).

Совмещая зависимость вт = ((п) с полученной ранее закономерностью А/е = (п) в одном диапазоне частот вращения коленчатого вала на равных интервалах, находим значения удельного расхода топлива при соответствую-

М

щих частотах вращения коленчатого вала двигателя по формуле

О -1000

-. г ч/Вт. (6)

Определив удельный расход топлива на необходимом диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя, получаем зависимость де = f(n).

По результатам разгона двигателя без «маховика» и с «маховиком», а также разгона трактора на высшей передаче строится его ре-гуляторная характеристика (Ne, Мк, Gm, де = f

(п)).

2. Испытания трактора согласно [6] заключаются в следующем. При движении трактора за счет снижения подачи топлива достигают частоты вращения коленчатого вала, соответствующей минимально устойчивой скорости равномерного прямолинейного движения. Мгновенно увеличивают подачу топлива до максимальной. При разгоне трактора измеряются значения угловых скоростей и ускорений коленчатого вала двигателя и путеизмерительного колеса на заданной передаче и соответствующем почвенном фоне. Дополнительно в тех же условиях измеряются значения угловых ускорений путеизмерительного колеса при разгоне трактора с дополнительной (эталонной) массой. Из уравнения движения разгона трактора без нагрузки определяется тяговое (крюковое) усилие, которое может развить трактор:

(dV/dt)^, Н, (7)

где Мт- приведенная масса трактора, кг; (dV/dt)xx - ускорение трактора при разгоне без нагрузки, м/с2.

Из уравнений движения разгона трактора без нагрузки и с дополнительной (эталонной) массой определяется приведенная масса трактора

{{dV / di) + g- f

Ркр = м„

м =

(dV ! di)-{dV ! dt\

кг,

(8)

где (МЩш - ускорение трактора при разгоне Ускорение трактора при его разгоне без

с эталонной массой, м/с2; нагрузки, а также догруженного эталонной мас-

д - ускорение свободного падения, м/с2; сой связано с угловым ускорением путеизмери-

коэффициент перекатывания трактора. тельного колеса следующими зависимостями:

{dV / dt)xx=(d(0 / dí)xx^rnк, м/с2, (9)

{dV/dt\m=(d6)/dt\

эт

ПК '

м/с2,

(10)

где (du/dt)xx, (doj/dt)3m - соответственно угловое ускорение путеизмерительного колеса при разгоне трактора без нагрузки и с дополнительной (эталонной) массой, рад/с2; Гпк- радиус путеизмерительного колеса, м. Скорость трактора на заданной передаче определяется из выражения

V = ®nK-rnK."l С. (11)

где (От- угловая скорость путеизмерительного колеса, рад/с. Буксование трактора определяется по формуле

S=e°eK~e0"K 100%,%, (12)

где ш - угловая скорость ведущего колеса (звездочки), рад/с. Угловая скорость ведущего колеса связана с угловой скоростью коленчатого вала двигателя трактора зависимостью

4* = —, рад/с, (13)

тр

где ш - угловая скорость коленчатого вала двигателя трактора, рад/с; imp - общее передаточное число трансмиссии на заданной передаче.

Тяговая мощность на заданной передаче определяется из выражения

Нщ, — Рщ,' У, Вт. (14)

Определение топливно-экономических показателей осуществляется посредством фиксации цикловой подачи топлива топливного насоса в режиме максимальной подачи на стенде для проверки и регулировки топливного оборудования по зависимостям (5) и (6).

По результатам разгона трактора без нагрузки и с дополнительной (эталонной) массой строится его тяговая характеристика на различных передачах на данном почвенном фоне (Л/кр, V, вт, дкр = ¡(Ркр)).

3. Испытания сельскохозяйственной машины заключаются в определении его тягового сопротивления. Согласно [7, 8, 9, 10] при движении трактора без нагрузки за счет снижения подачи топлива достигают частоты вращения коленчатого вала, соответствующей максимальному крутящему моменту. Мгновенно увеличивают подачу топлива до максимальной. При достижении номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя во время разгона трактора измеряется значение углового ускорения путеизмерительного колеса. Аналогично измеряется значение углового ускорения путеизмерительного колеса при разгоне трактора с дополнительной (эталонной) массой и рабочей машиной. Из уравнений движения разгона трактора без нагрузки и с рабочей машиной определяется сопротивление рабочей машины

Рс = Мт • (dV / dt)„ - Мт . (dV / dt)pa6 - Мс

(dV/dt)^, н. (15)

где Моем - приведенная масса рабочих машин, кг;

(сМсЭДраб - ускорение трактора при разгоне с рабочей машиной, м/с2. Приведенная масса трактора определяется из уравнений движения разгона трактора

без нагрузки и с эталонной массой по формуле

(8).

Ускорение трактора при его разгоне с рабочей машиной определяется аналогично зависимостям (9) и (10):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(dV / dt)pa6 = (dco / dt)pa6 • гпк, м/с2,

(16)

где @и)Щраб-утовое ускорение путеизмерительного колеса при разгоне трактора с сельскохозяйственной машиной, рад/с2.

По результатам разгона трактора с рабочей машиной, а также без нагрузки и с эталонной массой определяется сопротивление рабочей машины.

Заключение. Описанные методы позволяют получить регуляторную характеристику двигателя, тяговую характеристику трактора, а также определить тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины в эксплуатационных условиях без применения дорогостоящего оборудования, существенных затрат средств и времени.

Литература

1. ГОСТ 18509-88. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. - Москва: Изд-во стандартов, 1988. -70 с.

2. ГОСТ 7057-81. Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. - Москва: Изд-во стандартов, 1981.-17 с.

3. ГОСТ 52777-2007. Техника сельскохозяйственная. Методы энергетической оценки. - Москва: Стандарт-информ, 2008. - 8 с.

4. Арженовский, А. Г. Определение энергетических и топливно-экономических показателей тракторного двигателя / АГ. Арженовский, C.B. Асатурян II Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2010. - № 7. -С. 25-26.

5. Асатурян, C.B. Совершенствование методики и средств диагностирования тракторных двигателей с тур-бонаддувом: диссертация кандидата технических наук /C.B. Асатурян. -Зерноград, 2010. - 153с.

6. Щетинин, Н.В. К определению энергетических показателей тракторов в эксплуатационных условиях на переходном режиме / Н.В. Щетинин, Д.В. Казаков, А.Г. Арженовский, Д.О. Мальцев II Физико-технические проблемы создания новых технологий в АПК: сборник научных трудов по материалам 4-й Российской научно-прак-тической конференции. - Ставрополь, 2007. - С. 194-197.

7. Пат. 2612950 Российская Федерация, МПК G01L 5/13 (2006/01). Способ определения сопротивления рабочих машин / Арженовский А.Г., Асатурян C.B., Чичила-нов И.И., Черемисин Ю.М., Даглдиян A.A., Должиков В.В.; заявитель и патентообладатель РФ. - № 2015152717; заявл. 08.12.2015; опубл. 14.03.2017, Бюл. № 8.

8. Пат. 2620983 Российская Федерация, МПК G01L 5/13 (2006.01), G01M 17/007 (2006.01). Способ определения сопротивления рабочих машин / Арженовский А.Г., Асатурян C.B., Чичиланов И.И., Черемисин Ю.М., Даглдиян A.A., Должиков В.В.; заявитель и патентообладатель РФ. - № 2015154356; заявл. 17.12.2015; опубл. 30.05.2017, Бюл. № 16.

9. Пат. 227172/24-6 Российская Федерация, А 1 243999. Способ определения эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания / Змановский А., Лившиц В.М., Змановский В.А.; заявитель и патентообладатель СССР; заявл. 25.03.68; опубл. 1969 II Открытия. Изобретения. - 1969. - Бюл. № 17.

10. Совершенствование методики определения сопротивления рабочих машин / А.Г. Арженовский, C.B. Асатурян, A.A. Даглдиян, Д.С. Козлов, Е.Р. Щусь II Вестник аграрной науки Дона. - 2017. - № 2 (38). - С. 47-51.

References

1. GOST 18509-88. Dizeli traktornye i kombajnovye. Metody stendovyh ispytanij [Tractor and combine diesel, Methods of bench test], Moscow, Izd-vo standartov, 1988, 70 p.

2. GOST 7057-81. Traktory sel'skohozyajstvennye. Metody ispytanij [Agricultural tractors. Methods of test], Moscow, Izd-vo standartov, 1981,17 p.

3. GOST 52777-2007. Tekhnika sel'skohozyajstven-naya. Metody energeticheskoj ocenki [Agricultural machinery. Methods of power assessment], Moscow, Standartinform, 2008,8 p.

4. Arzhenovskij A.G., Asaturyan S.V. Opredelenie energeticheskih i toplivno-ekonomicheskih pokazatelej trak-tomogo dvigatelya [Determination of the power and fuel-economic rates of a tractor engine], Mekhanizaciya i elektrifi-kaciya sel'skogo hozyajstva, 2010, No 7, pp. 25-26.

5. Asaturyan S.V. Sovershenstvovanie metodiki i sredstv diagnostirovaniya traktornyh dvigatelej s turbonaddu-vom [Improvement of the methodology and the diagnostic devices of the tractor engines with the turbocharger]: dis. ... kand. tekhn. nauk, Zemograd, 2010,153 p.

6. Chetinin N.V., Kazakov D.V., Arzhenovskij A.G., Mal'cev D.O. К opredeleniyu energeticheskih pokazatelej traktorov v ekspluatacionnyh usloviyah na perekhodnom rez-hime [To determination of the power characteristics of the tractors in service conditions at the transition mode], Fiziko-tekhnicheskie problemy sozdaniya novyh tekhnologij v APK: sbornik nauchnyh trudov po materialam 4-j Rossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii, Stavropol', 2007, pp. 194-197.

7. Arzhenovskij A.G., Asaturyan S.V., Chichilanov 1.1., Cheremisin Yu.M., Dagldiyan A.A., Dolzhikov V.V. Sposob opredeleniya soprotivleniya rabochih mashin [The method of determination of the working machines resistance], Pat. No 2612950 RF, 2017, Byul. No 8.

8. Arzhenovskij AG., Asaturyan S.V., Chichilanov 1.1., Cheremisin Yu.M., Dagldiyan A.A., Dolzhikov V.V. Sposob opredeleniya soprotivleniya rabochih mashin [The method of determination of the working machines resistance], Pat. No 2620983 RF, 2017, Byul. No 16.

9. Zmanovskij A., Livshic V.M., Zmanovskij V.A. A 1 243999 SSSR 46a, 45. Sposob opredelenija jeffektivnoj moshhnosti dvigatelja vnutrennego sgoranija [Method for determining the effective power of an internal combustion engine], No 1227172/24-6; zajavl. 25.03.68, Otkrytija. Izobre-tenija, 1969, No 17.

10. Arzhenovskij A.G., Asaturyan S.V., Dagldiyan A.A., Kozlov D.S., Shchus E.R. Sovershenstvovanie metodiki opredelenija soprotivlenija rabochih mashin [Improvement of the technique for determining the resistance of working machines], Vestnik agrarnoj nauki Dona, Zemograd, 2017, No 2 (38), pp. 47-51.

Сведения об авторах

Забродин Виктор Петрович - доктор технических наук, профессор кафедры «Высшая математика и механика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).

Валуев Николай Васильевич - доктор технических наук, профессор кафедры «Технический сервис в агропромышленном комплексе», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: 8 (86359) 43-8-00.

Арженовский Алексей Григорьевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Технологии и средства механизации агропромышленного комплекса», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-905-458-34-69.

Information about the authors

Zabrodin Victor Petrovich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Higher mathematics and mechanics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation).

Valuev Nikolay Vasilievich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Technical service in agroindustrial complex department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: 8 (86359) 43-8-00.

Arzhenovskiy Alexey Grigorievich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Technologies and means of mechanization of the agro-industrial complex department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: + 7-905-458-34-69.

УДК 633.15:581.1.03

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЗОНА ОТ ЭЛЕКТРООЗОНАТОРА В ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Н.В. Ксенз, И.Г. Сидорцов, А.В. Белоусов

Наукоёмкие технологии в сельскохозяйственном производстве являются в настоящее время одним из основных направлений его развития. Широкое применение к настоящему времени попучают технопогии, основанные на применении озона и озоновоздушных смесей. Они применяются для дезинфекции производственных помещений, оборудования, продукции, для интенсификации скорости сушки зерновых, предпосевной обработки семян и стимупяции развития растений. Применение озонных технологий в животноводстве позволяет сократить производственные затраты, стимупиро-вать жизнедеятельность животных, снизить экологическое влияние на окружающую среду, попучать продукцию высокого качества и безопасную для здоровья человека. При электроозонировании воздушной среды производственных помещений одной из существенных характеристик работы системы электроозонирования является поддержание концентрации озона в соответствовии с требованиями технологии производства. Поэтому исследование характера распространения озона от электроозонатора в воздушной среде производственного помещения явпяется актуальной задачей. Для решения этой задачи был разработан подвесной озонатор с регулируемой мощностью и проведены экспериментальные исследования распределения скорости потока и концентрации озона по оси струи и концентрации озона от расстояния до оси струи. Показано, что эти характеристики изменяются с увеличением расстояния от озонатора вдоль оси потока по экспоненциальному закону с погрешностью 5-12%. Зависимость концентрации озона от расстояния до оси потока также имеет экспоненциальный характер. Установлено, что с увеличением мощности электроозонатора скорость потока возрастает, но характер распределения по расстоянию от электроозонатора не изменяется. При этом дальнобойность струи с увеличением мощности также возрастает. Результаты экспериментальных исследований могут быть использованы для выбора необходимой производительности и мощности электроозонаторов, а также их расположения в производственном помещении.

Ключевые слова: призводительность электроозонатора, концентрация озона, скорость потока, сечение потока, озоновоздушная смесь, призводственное помещение.

High technology in agricultural production is currently one of the main directions of its development. There are widely applied to the present time technologies based on the use of ozone and ozone-air mixtures. They are used for disinfection of industrial premises, equipment, products, for intensification of grain drying speed, presowing seed treatment and stimulation of plant development. The use of ozone technologies in breeding production can reduce production costs, stimulate livelihoods of animals, reduce environmental impact on the environment, receive high quality products and are safe for human health. In the case of electro-ozonization of the air environment in production facilities, one of the essential characteristics of the operation of the electro-ozonization system is the maintenance of ozone concentration in accordance with the requirements of the production technology. Therefore, a research of the nature of the spread of ozone from an electro-ozonator in the air in a production premises is an urgent task. To solve this problem, we have developed the suspended ozone generator with adjustable power and experimental researches of the distribution of flow rates and ozone concentration on the jet axis and the concentration of ozone from the distance of the jet axis were realized. It is shown that these characteristics change with increasing distance from the ozonator along the flow axis according to the exponential law with an error of 5-12%. The dependence of the ozone concentration on the distance to the axis of the flow also has an exponential character. It is established that with increasing the power of the electro-ozonator, the flow rate increases, but the nature of the distribution along the distance from the electro-ozonator does not change. In this case, the range of the jet with increasing power also increases. The results of experimental studies can be used to select the required capacity and power of the electro-ozonizers, as well as their location in the production room.

Keywords: electrozonator production, ozone concentration, flow rate, flow cross-section, ozone-air mixture, production

room.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.