Научная статья на тему 'Ресурсный центр Юношеского образования на основе сетевого взаимодействия'

Ресурсный центр Юношеского образования на основе сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсный центр Юношеского образования на основе сетевого взаимодействия»

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

Глушич Л.М.,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Гимназия №11», координатор сетевого взаимодействия г. Норильск, р-н Кайеркан, Красноярский край

Ресурсный центр Юношеского образования на основе сетевого взаимодействия

Сегодня социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, умениями преобразования общества и общественных отношений, способном транслировать образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, природой. Говоря о заказе общества к образованию, мы предполагаем построение такого образовательного пространства, в котором каждый обучающийся сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в гимназии «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций; реализовать творческие запросы различными средствами развивающей деятельности.

С 2006-2007 уч. года на базе МОУ «Гимназия .№11» работает Сетевая элективная школа. Сетевые элективные курсы, организованные на основе Договоров о простом товариществе, посещали учащихся из МОУ «Гимназия №11»,»СОШ №32», «СОШ №37», «СОШ №40».Всего в образовательной сети р-на Кайеркан было задействовано 10 высококвалифицированных сетевых педагогов, которые обеспечили обучение на сетевых элективных курсах 101 старшекласснику.

Основные мотивы выбора, которые учитывали педагоги при разработке элективных курсов - подготовка к ЕГЭ по профильным предметам, приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; поддержка изучения базовых курсов. Результаты проведенного мероприятия показали, что консолидация кадровых, материально-технических ресурсов школ обеспечивает удовлетворение образовательных запросов обучающихся данного района.

В своих отзывах о сетевых элективных курсах учащиеся указывали на высокий уровень преподавания и доступность объяснений учителем, на возможность

дополнительной и качественной подготовки к ЕГЭ, на расширение и углубление знаний по предмету, помощь в систематизации знаний, практическую направленность курса и необходимость данного курса при дальнейшем обучении в профильном вузе.

Анализ результатов предварительного опроса обучающихся универсальных 9-х. и 10-х классов общеобразовательных школ района Кайеркан показал рациональность и востребованность и в сетевых профильных классах по отдельным предметам (математике, русскому языку, химии, биологии, истории).

Кроме Сетевой элективной школы, в гимназии на основе договора о простом товариществе обучающиеся 11-го универсального класса МОУ «СОШ №37» успешно обучались математике на профильном уровне. Результатом обучения стало 100% качество знаний при сдаче ЕГЭ по математике.

Таким образом, на территории был сделан первый шаг к организации сетевых профильных классов из числа обучающихся разных учреждений для изучения профильных предметов, что является важнейшей составляющей образовательной сети профильного обучения.

Работая на перспективу развития сетевого взаимодействия, на базе МОУ «Гимназия №11» в апреле 2008г. в рамках Школы Самоопределения была организована и проведена Ярмарка сетевых элективных курсов открытого образовательного пространства образовательных учреждений р-на Кайеркан для обучающихся 9- х классов. На Ярмарке были представлены 19 программ сетевых элективных курсов учителями образовательных учреждений г.Норильска, р-на Кайеркан.

В начале 2007-2008 учебного года в 10-х классах гимназии произошел переход от классно - урочной формы обучения к классно - групповой. Классногрупповая модель обучения позволила каждому обучающемуся в 10-х классах сформировать свой индивидуальный учебный план.

Созданы мобильные межклассные профильные группы по алгебре и началам анализа, русскому языку, истории, обществознанию, информатике и ИКТ, физике Данная структура образования позволяет реализовать возможности личностно ориентированных программ и выстраивать учащемуся собственную образовательную траекторию.

В рамках экспериментальной деятельности разработано психолого-педагогическое, дидактическое и методическое сопровождение организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов:

- система диагностики познавательных интересов, склонностей, способностей учащихся и их сопровождения в рамках индивидуальных учебных планов;

- комплекты элективных курсов, спецкурсов и других составляющих для обеспечения универсальности образовательных профилей;

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

67

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

- система организации контроля и диагностики результатов внедрения индивидуальных учебных планов в общеобразовательном учреждении

Разработана нормативно-правовая база:

1. Положение о Сетевой школе (на основании Постановления Администрации г. Норильска Красноярского края №1376 от 22.06.2007 г.).

2. Функциональные обязанности учителя сетевого взаимодействия.

3. Положение о межклассных мобильных профильных группах.

4. Положение об организации образовательного процесса на основе классно - групповой модели обучения по индивидуальным учебным планам

Имея опыт работы в этом направлении, являясь федеральной экспериментальной площадкой, а также на основе мониторинга возможностей МОУ «Гимназия №11» с ноября 2008 г. апробирует модель Ресурсного центра Юношеского образования, обеспечивающую наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся г.Норильска района Кайеркан.

Цель проекта- МОУ«Гимназия №11» «Ресурсный центр Юношеского образования» - обеспечение качественного, максимально индивидуализированного и доступного профильного образования для старшеклассников района.

Задачи проекта:

1) внедрение инновационной модели профилиза-ции на основе индивидуального выбора учащихся;

2) создание практико-ориентированной системы предпрофильного и профильного образования, позволяющей выпускнику уверенно действовать в условиях быстро изменяющегося мира;

3) концентрация человеческих и материальных ресурсов в открытом центре профильного образования;

4) проектирование сетевых профильных модульных программ.

РЦ ЮО предлагает различные образовательные стратегии (целый спектр профильных направлений, элективных курсов, тренингов, практикумов, социальных и образовательных проектов и др.) как для учеников гимназии, так и для обучающихся р-на Кайеркан. При этом система профильной подготовки старшеклассников разворачивается на научнометодической базе гимназии и нескольких партнерских образовательных учреждений, аккумулирующих основные кадровые, финансовые, технологические и прочие ресурсы

В 2008/2009 учебном году в Ресурсном центре ЮО обучается 251 учащихся 10—11-х классов из различных образовательных учреждений района Кайеркан.

Работа педагогического коллектива РЦЮО не ограничивается только содействием выбора профиля обучения. В процессе профильного обучения учащийся может строить свою индивидуальную образователь-

ную траекторию, выбирая элективные курсы, поддерживающие и углубляющие профильные предметы, расширяющие знания предметов базового и профильного компонентов и курсы для развития своих познавательных интересов

Основы реализации экспериментального проекта заложены в уникальной структуре унифицированного учебного плана единой образовательной сети профильного обучения учащихся 10—11-х классов района. Перед началом учебного года в РЦЮО базовые школы передали 12 часов вариативной части учебного плана на профильный компонент. Учебный план профильных групп 10—11-х классов формируется на сновании этих часов.

Разработана модель учебного плана, основанная на реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося РЦЮО, включающей в себя изучение предметов инвариантной (единой для всех) и вариативной частей учебного плана (профильные предметы и элективные курсы по выбору учащихся). Специфическая особенность модели состоит в том, что один и тот же предмет для одних учащихся является профилирующим (изучается в инвариантной и вариативной частях учебного плана), а для других лишь базовым (изучается только в инвариантной части учебного плана). Изучение базовой составляющей предмета основывается на принципе унифицированного для всей образовательной сети календарно-тематического планирования: это означает, что базовый план дисциплины един для всех учащихся, а в профильном компоненте изучение тем, определенных в базовом плане, углубляется за счет дополнительных часов.

Нетрадиционные схемы организации профильного обучения и предпрофильной подготовки в РЦ ЮО и во всей образовательной сети района позволили реализовать учебные планы различных профильных специализаций на основе индивидуальных образовательных траекторий каждого учащегося и открыли перспективы индивидуализации и социализации личности. Внедрение в образовательный процесс новых учебно-методических комплексов и информационных технологий расширило для учащихся и педагогов образовательное пространство, создало перспективы для самосовершенствования и саморазвития.

Создание старшей профильной школы обуславливает наглядное, отчетливое разрушение формального равенства учреждений, коллективов, отдельных педагогов, проблематизирует ситуацию необходимой дифференциации работников образования в соответствии с их квалификацией. В условиях профильного обучения ученики должны иметь возможность получать не «комплексные наборы образовательных услуг» (одинаковые для всех предметы и элективные курсы, разработанные по общим для всех стандартам), а работу на заказ из того, что им сможет дать конкретная школа. Вот это обстоятельство - образовательный потенциал учреждения,

68

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

Пример рабочего учебного плана сети школ (10-11 классы) (физико-математическое направление)

Предмет Кол-во час./ класс 10 класс Изучается в МОУ № Кол-во час./ класс Изучается в МОУ №

11 класс

Базовый уровень

Русский язык 1 1

Литература 3 3

Иностранный язык 3 3

История 2 2

Обществознание 2 1

Химия 1 1

Биология 1 1

Физическая культура 2 2

ОБЖ 1 -

Экономика - 1

Право - 1

Всего 16 16

Профильный уровень

Математика 6 Г-11, СОШ №37 6 Г-11, СОШ №37

Информатика и ИКТ 4 Г-11, СОШ №37 4 Г-11, СОШ №37

Физика 5 Г-11 5

Всего 15 15

Региональный компонент

Основы регионального развития 2 2

Компонент ОУ (элективные курсы)

Практикум решения задач по математике 1 Г-11, СОШ №32,37,40

Помощь абитуриенту по математике - - 2 Г-11, СОШ №37

Практикум решения задач по физике - - 1 Г-11, СОШ №37,45

Компьютерная графика 1 Г-11, СОШ №32,37,40

Техническое черчение 1 Г-11, СОШ №32,37,40

Всего 3 3

Итого 36

имеет решающее значение в том, насколько реальными, эффективными могут оказаться усилия в обеспечении доступности качественного образования.

Для успешного развития Ресурсного центра Юношеского образования на территории определены перспективы деятельности направленные на:

1. Развитие на базе МОУ «Гимназия №11» образовательных услуг Сетевой элективной школы

2. Создание на базе «Ресурсного центра Юношеского образования» - МОУ «Гимназия №11» новой структурной единицы управляющей системы:

-сетевого координационного совета (СКС) по профильному обучению,

- научно-методического совета Сетевой элективной и профильной школы р-на Кайеркан;

-отдела мониторинга образовательной сети;

-отдела по взаимодействию с социумом;

- создание банка данных подготовительных вузовских курсов.

3.Организацию виртуальной школы тьюторов для сопровождения обучающихся 10-11-х классов на дис-

танционных подготовительных курсах в вузах страны;

4. Разработку проекта оценки деятельности сетевых педагогов и образовательных учреждений по организации и проведению занятий элективных курсов и профильных предметов: критериев, процедур оценки;

5. Внесение дополнений и изменений в программу психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках сетевого взаимодействия.

Таким образом, МОУ «Гимназия №11» как Ресурсный центр Юношеского образования, используя сетевое взаимодействие образовательных учреждений открытого образовательного пространства района Кайеркан г.Норильска создаёт условия для развития личных образовательных интересов обучающихся старшей профильной школы, позволяет обеспечивать качественное образование на старшей ступени, равный доступ в получении образовательных услуг всем обучающимся на территории района и успешную их социализацию.

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.