Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал продовольственного обеспечения автономных округов Тюменской области'

Ресурсный потенциал продовольственного обеспечения автономных округов Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
117
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНЫЕ ОКРУГА / ДОТАЦИИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / AUTONOMOUS DISTRICTS / GRANTS / FOOD SECURITY / NORTHERN TERRITORIES / AGRICULTURAL PRODUCTION / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Дрокин В. В., Журавлев А. С., Полбицын С. Н.

На примере Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов рассматриваются возможные схемы продовольственного обеспечения населения северных и арктических территорий. !риведены данные анализа обеспеченности автономных округов собственной сельскохозяйственной продукцией, тенденций в развитии сельскохозяйственного производства, на основе которых сделаны выводы: достаточное продовольственное обеспечение населения этих районов возможно за счет поступления основных продуктов питания из других регионов России и импорта; для стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли в регионах Крайнего Севера необходимо усилить государственную поддержку не только сельхозорганизаций, но и других категорий хозяйств, что позволит полнее обеспечивать население свежими полноценными продуктами питания, а также решать как экономические, так и социальные вопросы сельского населения. Предложен авторский вариант расчетов общей потребности автономных округов по основным видам сельскохозяйственной продукции и возможным регионам поставщикам недостающей продукции, в числе которых указаны: сельхозтоваропроизводители юга Тюменской области и соседних регионов. В условиях ВТО завоз соответствующих продуктов питания из этих регионов можно организовать по схеме государственного заказа. Предполагается, что малоэффективное сельскохозяйственное производство и его ликвидация, как неконкурентоспособного, может быть предупреждена, если государство часть средств используемых на решение социальных проблем направит на поддержку неконкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Для реализации этого предложения предлагается формализованная схема возможностей возмещения затрат на дотацию произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции за счет возможных затрат на решение социальных проблем, возникающих при банкротстве сельхозтоваропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Дрокин В. В., Журавлев А. С., Полбицын С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE POTENTIAL OF THE FOOD SUPPLY OF AUTONOMOUS DISTRICTS OF TYUMEN REGION

On the example of the Khanty-Mansi and Yamal-Nenets autonomous districts possible schemes of the food supply of the population of northern and arctic regions are considered. The food security of autonomous districts, trends in the agricultural production is analyzed and the following conclusions are drawn: a sufficient food supply for the population of these areas is possible due to the availability of basic foodstuffs from other regions of Russia and imports, and to stimulate the development of agricultural industry in the Far North is necessary to strengthen public support not only of agricultural enterprises, but also other categories of farms, which will fully provide the population with fresh full-fledged food, as well as how to solve economic and social problems of the rural population. The author’s version of the calculations of the total demand of autonomous regions on the main types of agricultural products and the possible regions, including the following information: agricultural producers in the south of the Tyumen region and the neighboring regions. In the conditions of the WTO delivery of the corresponding food from these regions can be organized according to the scheme of the state order. It is assumed that inefficient agricultural production and its elimination as a non-competitive can be prevented if the government part of the finance used for the solution of social problems will direct to the support of uncompetitive agricultural local production. To implement this proposal it is offered to realize the formalized opportunity cost recovery scheme for the reimbursement of expenses used for the subsidies of agricultural products due to the potential costs to social problems arising from the bankruptcy of agricultural producers.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал продовольственного обеспечения автономных округов Тюменской области»

f

:ватник Урала № 10 (116), 2013 г. -.

_Экономика

УДК 332.135

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

B. В. ДРОКИН,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, А. С. ЖУРАВЛЕВ,

кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник,

C. Н. ПОЛБИЦЫН,

кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

(620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29; тел.: 8 (343) 371-37-56; e-mail: agrour@mail.ru)

Ключевые слова: автономные округа, дотации, продовольственная безопасность, северные территории, сельскохозяйственное производство, рентабельность.

Аннотация. На примере Ханты-мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов рассматриваются возможные схемы продовольственного обеспечения населения северных и арктических территорий. Приведены данные анализа обеспеченности автономных округов собственной сельскохозяйственной продукцией, тенденций в развитии сельскохозяйственного производства, на основе которых сделаны выводы: достаточное продовольственное обеспечение населения этих районов возможно за счет поступления основных продуктов питания из других регионов России и импорта; для стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли в регионах Крайнего Севера необходимо усилить государственную поддержку не только сельхозорганизаций, но и других категорий хозяйств, что позволит полнее обеспечивать население свежими полноценными продуктами питания, а также решать как экономические, так и социальные вопросы сельского населения. Предложен авторский вариант расчетов общей потребности автономных округов по основным видам сельскохозяйственной продукции и возможным регионам — поставщикам недостающей продукции, в числе которых указаны: сельхозтоваропроизводители юга Тюменской области и соседних регионов. В условиях ВТО завоз соответствующих продуктов питания из этих регионов можно организовать по схеме государственного заказа. Предполагается, что малоэффективное сельскохозяйственное производство и его ликвидация, как неконкурентоспособного, может быть предупреждена, если государство часть средств используемых на решение социальных проблем направит на поддержку неконкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Для реализации этого предложения предлагается формализованная схема возможностей возмещения затрат на дотацию произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции за счет возможных затрат на решение социальных проблем, возникающих при банкротстве сельхозтоваропроизводителей.

RESOURCE POTENTIAL OF THE FOOD SUPPLY OF AUTONOMOUS DISTRICTS OF TYUMEN REGION

V. V. DROKIN,

candidate of economic sciences, senior scientist, A. S. ZHURAVLEV,

candidate of technical sciences, associate professor, senior scientist, S. N. POLBITSYN,

candidate of technical sciences, associate professor, senior scientist, Institute of economics, Ural branch of the Russian academy of sciences

(620014, Ekaterinburg, Moskovskaya st., 29; phone: 8 (343) 371-37-56; e-mail: agrour@mail.ru)

Keywords: autonomous districts, grants, food security, northern territories, agricultural production, profitability. Abstract. On the example of the Khanty-Mansi and Yamal-Nenets autonomous districts possible schemes of the food supply of the population of northern and arctic regions are considered. The food security of autonomous districts, trends in the agricultural production is analyzed and the following conclusions are drawn: a sufficient food supply for the population of these areas is possible due to the availability of basic foodstuffs from other regions of Russia and imports, and to stimulate the development of agricultural industry in the Far North is necessary to strengthen public support not only of agricultural enterprises, but also other categories of farms, which will fully provide the population with fresh full-fledged food, as well as how to solve economic and social problems of the rural population. The author's version of the calculations of the total demand of autonomous regions on the main types of agricultural products and the possible regions, including the following information: agricultural producers in the south of the Tyumen region and the neighboring regions. In the conditions of the WTO delivery of the corresponding food from these regions can be organized according to the scheme of the state order. It is assumed that inefficient agricultural production and its elimination as a non-competitive can be prevented if the government part of the finance used for the solution of social problems will direct to the support of uncompetitive agricultural local production. To implement this proposal it is offered to realize the formalized opportunity cost recovery scheme for the reimbursement of expenses used for the subsidies of agricultural products due to the potential costs to social problems arising from the bankruptcy of agricultural producers.

Положительная рецензия представлена А. Л. Пустуевым, доктором экономических наук, профессором кафедры менеджмента и экономической теории, заслуженным экономистом РФ Уральского государственного аграрного университета.

Аграрный вестник Урала №10 (116), 2013 г. - < ^^

Экономика ^Ф/

Цель и методика исследований.

Освоение северных, полярных и арктических территорий предполагает организационно приемлемые условия для проживания как местного, так и привлекаемого в эти районы населения из других регионов России. Особое значение при этом имеет и будет иметь продовольственное обеспечение

На организацию продовольственного обеспечения населения этих территорий оказывает влияние, прежде всего:

— количество проживающего на территории населения, в том числе коренного малочисленного населения (КМНС);

— соотношение численности городского и сельского населения, постоянно проживающего в данной местности и временно занятого на работах по освоению и эксплуатации месторождений полезных ископаемых вахтовым методом;

— экстремальные природные (суровый климат) и экономические (слабое развитие инфраструктуры) условия для аграрного производства;

— объемы производства сельскохозяйственной продукции на территории;

— недостаточная развитость сельскохозяйственного производства и низкая его эффективность;

— сезонная ограниченность завоза продовольственной продукции.

Все это оказывает непосредственное влияние на уровень обеспеченности населения продовольствием — как основу его выживания в северных и арктических территориях страны.

В период реформирования российской экономики роль государственного регулирования в организации обеспечения продовольственной безопасности населения этих территорий заметно ослабла, а рыночные механизмы пока не решают в достаточной мере данную проблему.

В качестве объекта исследования рассматриваются два автономных округа Тюменской области (которые при этом сохраняют самостоятельность): Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский. Первый округ по природно-климатическим условиям относится к арктической зоне, второй — к районам Крайнего Севера.

Территориальные различия, рассматриваемых автономных округов позволят точнее определить основные направления в организации их продовольственного обеспечения.

В методическом плане для решения обозначенной проблемы использовалась следующая схема:

— оценка возможностей обеспечения продовольствием за счет сельскохозяйственной продукции, произведенной на территориях автономных округов;

— оценка возможностей обеспечения продовольствием, произведенным из сельскохозяйственного сырья соседних и других близко расположенных регионов.

Характеристика возможностей продовольственного обеспечения населения автономных округов.

По данным Всероссийской переписи населения в 2010 г. в Ханты-Мансийском АО (ХМАО) проживало 1532 тыс. чел., а в Ямало-Ненецком АО (ЯНАО) — 523 тыс. чел. (табл. 1).

По сравнению с 1989 г. общая численность населения увеличилась в ХМАО на 19,5 %, а ЯНАО — на 5,7 %. Численность сельского населения по сравнению с дореформенным периодом в Ханты-Мансийском АО возросла на 12,9 %, а в Ямало-Ненецком АО — сократилась на 26,6 %. При этом в обоих случаях доля сельского населения в общей его численности уменьшилась, что обусловлено ростом численности городского населения, вызванной бурным развитием добывающих отраслей промышленности. Этот процесс ведет к обострению проблемы обеспечения продовольственной безопасности.

Коренное население по данным этой же переписи составляло в ХМАО — 31483 чел. или немногим более 2 %, а в ЯНАО — 41249 чел. (7,9 % от общей численности населения округа) [3].

Для производства сельскохозяйственной продукции сравнительно с Ямало-Ненецким автономным округом лучшие природно-климатические условия имеют отдельные районы Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь же почти в шесть раз больше площадей сельскохозяйственных угодий и в восемь раз больше пашни.

С позиции организации сельскохозяйственного производства в ХМАО более компактное и пространственное размещение сельхозугодий. Их доля в общей территории (534,8 тыс. км2) составляет 2,6 %, а в ЯНАО — только 0,3 % (табл. 2).

В Ханты-Мансийском АО относительно лучше развита и транспортная инфраструктура. Так плотность автомобильных дорог общего пользования здесь в 2010 г. составляла 6,2 км/1000 км2, а Ямало-Ненецком АО — 1,8 [3].

Все это позволяет ХМАО производить сельскохозяйственной продукции в объемах значительно больше, чем в ЯНАО. Так, например, по итогам 2011 г.

Таблица 1

Численность населения в автономных округах Тюменской области, тыс. чел.

(по Всероссийской переписи населения) [55

Показатель 1989 г. 2002 г. 2010 г. 2010 г. в % к

1989 г. 2002 г.

Ханты-Мансийский АО

Все население 1282 1433 1532 119,5 106,9

В том числе сельское 116 131 131 112,9 100,0

Доля сельского населения, % 9,0 9,1 8,6 - -

Ямало-Ненецкий АО

Все население 495 507 523 105,7 103,2

В том числе сельское 109 84 80 73,4 95,2

Доля сельского населения, % 22,0 16,6 15,3 - -

- - Аграрный вестник Урала № 10 (116), 2013 г. -i^Jgg

Экономика

Таблица 2

Площадь сельхозугодий и их структура, тыс. га (Всероссийская сельхозперепись 2006 г.) [2]

Регион Сельхозугодья Из них используется, % Структура сельхозугодий, %

тыс. га доля в общей территории, % пашня сенокосы пастбища залежи

Ханты-Мансийский АО 138,8 2,6 55,5 17,0 42,9 38,5 8,0

Ямало-Ненецкий АО 23,6 0,3 64,8 2,1 55,1 39,8 2,5

Таблица 3

Производство основной продукции в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО

(в хозяйствах всех категорий), тыс. т [6]

Вид продукции ХМАО ЯНАО

1990 г. 2011 г. 1990 г. 2011 г.

тыс. т в % к 1990 г. тыс. т в % к 1990 г.

Картофель 54,6 85,2 156,0 1,2 1,0 83,3

Овощи 6,8 19,6 288,2 1,0 0,1 10,0

Скот и птица, в убойном весе 9,6 7,0 72,9 6,0 4,9 75,0

Молоко 53,2 22,3 41,9 8,7 1,9 21,8

Яйцо, млн шт. 53,0 34,8 65,7 10,5 0,2 1,9

Таблица 4

Производство основной сельхозпродукции на душу населения, кг [4

Регион 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2007 г.

Картофель

Ханты-Мансийский АО 60 59 60 55 91,7

Ямало-Ненецкий АО 1,0 2 1,8 2,0 200,0

Овощи

Ханты-Мансийский АО 11 12 12 12 109,1

Ямало-Ненецкий АО 0,2 0,4 0,2 0 0

Мясо

Ханты-Мансийский АО 3 4 4 4 133,3

Ямало-Ненецкий АО 6 7 8 9 150,0

Молоко

Ханты-Мансийский АО 14 14 14 14 100,0

Ямало-Ненецкий АО 3 3 3 4 133,3

превышение по молоку и мясу составило 11,7 и 1,4 раза, соответственно (табл. 3).

Однако, несмотря на возросшие по сравнению с 1990 г. объемы производства основной растениеводческой продукции в Ханты-Мансийском АО в расчете на душу населения они здесь остаются еще низкими, что не позволяет выходить на уровень рекомендуемых норм потребления. По основной продукции животного происхождения за анализируемый период отмечается спад, наиболее заметный в Ямало-Ненецком АО (табл. 4).

Основная доля молока и мяса в ХМАО производится в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения. Доля сельскохозяйственных организаций в этом автономном округе в 2011 г. составляла по мясу 17,8 %, молоку — 24,7 % (табл. 5). При этом по сравнению с 2008 г. их доля по мясу уменьшилась на 5,4 процентных пункта.

Хозяйственная деятельность сельхозорганизаций автономных округов в силу отмеченных выше причин является (без учета субсидий) убыточной, особенно в ЯНАО (табл. 6), но необходимой с позиции обеспечения населения свежей продукцией и снижения социальной напряженности (обеспечение занятости сельского населения и др.).

Традиционной отраслью в аграрном секторе автономных округов является оленеводство. В 2010 г. по-

головье оленей составило 700,7 тыс. гол. или 44,6 % от общей численности в целом по Российской Федерации (табл. 7).

При этом если по России поголовье оленей в 2010 г. по сравнению с 1989 г. уменьшилось на 31,9 %, то в автономных округах Тюменской области оно выросло на 34 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Рекомендации.

Данные вышеприведенного анализа позволяют сделать следующие выводы:

— самообеспеченность населения автономных округов Тюменской области сельскохозяйственной продукцией остается на низком уровне почти по всем ее основным видам;

— учитывая динамику производства сельскохозяйственной продукции в округах и необходимость увеличения уровня потребления, достаточное продовольственное обеспечение населения этих районов возможно за счет поступления основных продуктов питания из других регионов России и импорта.

В табл. 8 и 9 приведены общие потребности Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в основных видах сельскохозяйственной продукции и возможные источники их удовлетворения.

По яйцу и картофелю можно полностью обеспечить население округов за счет их производства на юге Тюменской области. По молоку — за счет его

Аграрный вестник Урала №10 (116), 2013 г. - < ^^

_Экономика ' <

Таблица 5

Доля категорий хозяйств в общем объеме производства мяса и молока, % [6

Регион Сельхозорганизация КФХ Хозяйства населения

2008 г. 2011 г. 2008 г. 2011 г. 2008 г. 2011 г.

Реализовано на убой скота и птицы, убойный вес

Ханты-Мансийский АО 23,5 17,8 53,9 66,1 22,6 16,1

Ямало-Ненецкий АО 38,5 46,4 0,2 1,8 61,3 51,8

Молоко

Ханты-Мансийский АО 26,7 24,7 31,4 39,5 41,9 35,8

Ямало-Ненецкий АО 75,1 79,3 5,0 4,2 19,9 16,5

Таблица 6

Уровень рентабельности сельхозорганизаций в 2010 г. [4

Регион Количество сельхоз-организаций, ед. Уровень рентабельности по всей деятельности, % Удельный вес убыточных организаций в общем их числе, %

без субсидий из бюджета с субсидиями из бюджета

Ханты-Мансийский АО 13 -26,2 6,0 30,8

Ямало-Ненецкий АО 17 -56,1 10,1 11,8

Динамика поголовья северных оленей (на конец года, в хозяйствах всех категорий, тыс. гол.) [1, 8

Регион 1989* г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к

2005 г. 1989 г.

РФ 2306 1298,5 1445,6 1475,3 1520,8 1553,4 1571,0 121,0 68,1

Ямало-Ненецкий АО 522,8** 537,2 631,4 640,0 651,1 659,6 665,2 123,8 134,0

Ханты-Мансийский АО 28,3 27,5 27,6 29,5 32,7 35,5 125,4

Примечание: * на начало года; ** Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа не были самостоятельными и входили в состав Тюменской области.

Таблица 8

Возможные источники удовлетворения потребностей ХМАО и ЯНАО по основным видам сельскохозяйственной продукции, тыс. т

Вид продукции Общая потребность (по нормативам) Покрытие за счет продукции, произведенной

в автономных округах на юге Тюменской области в соседних регионах в других регионах страны и импорта

Молоко 657,6 20,4 56,9 580,3* -

Мясо 143,8 9,4 2,2 36,7** 95,5

Яйцо, млн шт. 534,2 22,3 511,9 - -

Картофель 195,2 49,5 145,7 - -

Овощи 246,5 17,3 21,9 55,3*** 152,0

Примечание: * Республика Башкортостан, Курганская и Омская области; ** Омская область; *** Курганская и Омская области.

Таблица 9

Соседние регионы, имеющие возможность поставлять сельхозпродукцию, тыс. т

Наименование республик и областей Вид продукции

молоко мясо овощи

Республика Башкортостан 741,9 - -

Курганская область 30,4 - 32,2

Омская область 134,6 36,7 23,1

производства на юге Тюменской области, Башкортостане, Омской и Курганской областей. В условиях ВТО завоз соответствующих продуктов питания из этих регионов можно было бы, на наш взгляд, организовать по схеме государственного заказа.

Недостающую часть мяса и мясопродуктов (33,6 %) и овощей (38,3 %) вероятно следует завозить из других регионов страны и за счет импорта. По мясной продукции большие возможности поставок в другие регионы имеет Белгородская область, где, по нашим расчетам, производится в среднем

на душу населения 680 кг (при рекомендуемой норме потребления 70-75 кг).

Для стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли в регионах Крайнего Севера необходимо усилить государственную поддержку не только сельхозорганизаций, но и других категорий хозяйств, что позволит полнее обеспечивать население свежими полноценными продуктами питания, а также решать как экономические, так и социальные вопросы.

При банкротстве сельскохозяйственных предприятий по причине их низкой рентабельности или убыточ-

— Аграрный вестник Урала № 10 (116), 2013 г. - ^

Экономика

ной деятельности из сферы производства высвобождается наиболее активная часть работоспособного населения. Это ведет к такому негативному явлению как увеличение безработицы, что в свою очередь потребует увеличения бюджетных социальных затрат государства на пособия по безработице, организацию новых рабочих мест, обучение новым профессиям и др.

Часть возможных социальных проблем, причиной появления которых может послужить, как уже отмечалось, малоэффективное сельскохозяйственное производство и его ликвидация, как неконкурентоспособного, может быть предупреждена, если государство часть средств используемых на решение социальных проблем направит на поддержку неконкурентоспособного сельскохозяйственного производства.

При определении необходимого размера дотаций появляется потребность сравнения той суммы дотаций, которая позволяет сельхозтоваропроизводителям нормально функционировать в конкурентной среде, с теми затратами, которые потребуется выплатить в виде социальных пособий и других расходов, связанных с банкротством предприятий. Если результаты сравнения рассматривать только с экономических позиций, то при этом можно использовать следующую схему.

До < Зоб , (1)

где До — сумма дотаций на заданный (или фактический) объем реализованной продукции, руб.;

Зоб — общая сумма возможных затрат на решение социальных проблем, возникших по причинам низкой конкурентоспособности в реальном секторе экономики, руб.

З = ХЗ (2)

об от 4 '

где Зот — затраты на решение отдельных социальных задач, возникших по причине низкой конкурентоспособности производимой товарной продукции, руб.

Для предупреждения социальной напряженности, связанной с потерей рабочих мест в сельской местности перечень государственных социально-необходимых затрат можно расширить. За счет учета таких мероприятий, как затраты на диверсификацию производства в сельской местности, организацию дополнительных мест в дошкольных и школьных учреждениях в связи с переездом части сельского населения в другие места проживания, предоставление жилья и др.

Необходимый объем дотаций до заданного уровня рентабельности на единицу реализованной продукции (Дд) и на всю массу реализованной продукции (До) можно установить по ниже приведенным формулам:

Дед = У х С/100, (3)

где Д — необходимый объем дотаций на повышение рентабельности единицы реализованной продукции, руб.;

У — заданный уровень рентабельности реализуемой продукции, %;

С — себестоимость единицы реализованной продукции, руб.

Л , До = Ддх О (4)

О — объем реализованной продукции, кг, ц, т.

Учитывая изложенное, и исходя только из экономической целесообразности, государству в условиях глобализации экономик предпочтительнее поддерживать и тех сельхозтоваропроизводителей, которые в силу различных причин макроэкономического характера не в состоянии организовать конкурентоспособное производство.

В перспективе в районе Крайнего Севера следует развивать крупные сельскохозяйственные организации (при одновременном реформировании производственных отношений), крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения. При этом мелкотоварный уклад необходимо рассматривать как дополняющий и позволяющий полнее раскрыть потенциальные возможности отрасли.

Статья подготовлена в рамках Программы Президиума РАН № 31 и проекта 12-7-8-007-АРКТИКА «Формирование институциональных основ и организационно-экономических механизмов инновационного освоения арктических территорий».

Литература

1. Госкомстат РСФСР. Развитие агропромышленного комплекса РСФСР. М. : РИИЦ, 1989.

2. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. в 9 т. Федеральная служба гос. статистики. Земельные ресурсы и их использование. Т. 3. М. : ИИЦ Статистика России, 2008. 312 с.

3. Логинов В. Г. Социально-экономические аспекты освоения и развития северных районов. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2012. 450 с.

4. МСХ РФ. Агропромышленный комплекс России в 2010 г. М., 2011. С. 554.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011 : стат. сб. Росстат. М., 2011. 990 с.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 : стат. сб. Росстат. М., 2012. 990 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2011 : стат. сб. Росстат. М., 2011. 795 с.

8. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2011 : стат. сб. Росстат. M., 2011. 446 с.

References

1. The development of AIC. Goskomstat RSFSR. M. : RIIC, 1989.

2. The results of the All-Russian Census of Agriculture. V. 3. M. : IIC Statistics of Russia, 2008. 312 p.

3. Loginov V G. Socio-economic aspects of northern regions development. Ekaterinburg : Institute of Economy RAN, 2012. 450 p.

4. Agri-industrial complex in 2010, Agri-industrial ministry of Russian Federation. M., 2011. 544 p.

5. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2011. M. : Rosstat, 2011. 990 p.

6. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012. M. : Rosstat, 2012. 990 p.

7. Russian Statistical Yearbook. 2011 M. : Rosstat, 2011. 795 p.

8. Agriculture, hunting and forestry in Russia in 2011. M. : Rosstat, 2011. 446 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.