Научная статья на тему 'Ресурсное обеспечение процесса совершенствования педагогического мастерства'

Ресурсное обеспечение процесса совершенствования педагогического мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / PEDAGOGICAL SKILL / COMPETENCE / FUNDS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION / ELECTRONIC RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванов Евгений Иванович, Панюшкина Елена Владимировна

Встатьеобосновывается необходимость поиска новых средств ресурсного обеспечения образовательных отношений за счет более активного использования виртуального пространства. Предлагается создание виртуального центра развития образования на базе Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала Омского государственного университета путей сообщения. Результатом внедрения станет развитие на постоянной основе педагогического мастерства и более полная реализация интересов участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE SUPPORT FOR THE PROCESS OF IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL SKILLS

The article proves the necessity to search new means of resource provision of educational relations through more active use the virtual space. It proposes the creation of a virtual center for the development of education on the basis of Taiga Institute of railway transport (branch of Omsk state University of Railways). The result of the implementation will be the development on an ongoing basis of pedagogical skills and more full realization of the interests of participants of educational relations.

Текст научной работы на тему «Ресурсное обеспечение процесса совершенствования педагогического мастерства»

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Селиванов Евгений Иванович

директор Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала Омского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Тайга

E-mail: selivanov@tigt. ru Панюшкина Елена Владимировна доцент Омского государственного университета путей сообщения, РФ,

г. Омск

E-mail: paniushkina@mail. ru

RESOURCE SUPPORT FOR THE PROCESS OF IMPROVEMENT OF

PEDAGOGICAL SKILLS

Selivanov Evgeny Ivanovich

director of Taiga Institute of railway transport — branch of Omsk state University of

Railways, Russia Taiga Paniushkina Elena Vladimirovna

associate professor of the Omsk state transport University, Russia Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье обосновывается необходимость поиска новых средств ресурсного обеспечения образовательных отношений за счет более активного использования виртуального пространства. Предлагается создание виртуального центра развития образования на базе Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала Омского государственного университета путей сообщения. Результатом внедрения станет развитие на постоянной основе педагогического мастерства и более полная реализация интересов участников образовательных отношений.

ABSTRACT

The article proves the necessity to search new means of resource provision of educational relations through more active use the virtual space. It proposes the creation of a virtual center for the development of education on the basis of Taiga Institute of railway transport (branch of Omsk state University of Railways). The result of the implementation will be the development on an ongoing basis of pedagogical skills and more full realization of the interests of participants of educational relations.

Ключевые слова: педагогическое мастерство; компетентность; средства развития образования; электронные ресурсы.

Keywords: pedagogical skill; competence; funds for the development of education; electronic resources.

Создание современной компетентностно-ориентированной модели образования предполагает переоценку качества работы образовательной организации, формирует систему вызовов и затруднений у педагогов со стажем, так как меняется содержание педагогической деятельности и ожидаемые результаты. К примеру, из общей численности штатных педагогических работников Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала Омского государственного университета путей сообщения 46 % педагогов имеют стаж работы по специальности более 15 лет. Очевидно, что они испытывают потребность в методической поддержке с целью более быстрой адаптации к требованиям новой модели образования. Достигнутое ими ранее педагогическое мастерство в существовавшей знаниевой модели образования в настоящем сопряжено с определенными затруднениями при формировании профессиональных компетенций в рамках реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Поэтому педагогическим работникам со стажем необходимы иные методы и методики организации педагогического труда, способные в кратчайшие сроки развить все компоненты достигнутого ими уровня педагогического мастерства. К тому же разработанная Министерством образования и науки РФ модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системно-деятельностного подхода систематизирует необходимые компетенции, обеспечивающие решение основных функциональных задач педагогической деятельности [3]. К ним относятся следующие виды:

• компетентность в области личностных качеств;

• компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;

• компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;

• компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;

• компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;

• компетентность в организации педагогической деятельности.

Наличие данных компетенций является общим показателем успешности

педагогической деятельности. Для формирования данных компетенций у преподавателей методическим службам образовательных организаций необходимо провести анализ педагогической деятельности коллектива с целью выявления у педагогов навыков целеполагания, мотивации обучающихся, разработки программной документации, самоорганизации деятельности, ее содержательного наполнения. Очевидно, что такая работа затратна по времени. Однако с расширением ресурсного обеспечения образовательного пространства изменяются и возможности методического сопровождения. Требования к результатам работы методических служб все более повышаются. Это объясняется ростом значимости сферы образовательных услуг в современном обществе — когда человек стремится минимизировать упущенные возможности свободного времени. В качестве альтернативы традиционному методическому сопровождению педагогического мастерства может, с нашей точки зрения, выступить виртуальный центр развития образования (далее — ВЦРО). Функционал данного центра может быть широким или узким, в зависимости от задач решения. К примеру, с его помощью может быть организовано электронное обучение или сетевое взаимодействие по работе мастер-классов. При этом не следует забывать, что ВЦРО — это только средство, а не полноценная замена образовательных отношений.

Полагаем, что имеющиеся в российской практике примеры организации работы виртуальных методических кабинетов реализуют интересы участников образовательных отношений конкретной образовательной организации. Но, на наш взгляд, этого недостаточно. Создание на базе Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала Омского государственного университета путей сообщения ВЦРО позволит не только обновлять содержание электронного обучения, но и использовать возможности сетевого взаимодействия за счет индикаторов развития участников образовательных отношений. Следовательно, основным трендом создания ВЦРО Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала Омского государственного университета путей сообщения является развитие «от достигнутого к инноватике». Определяя для образовательной организации данный тренд, мы подразумеваем постоянный поиск педагогических новшеств и разделяем позицию А.В. Хуторского в том, что «под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике» [2].

Считаем, что представленные в настоящее время для свободного доступа на сайте Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала Омского государственного университета путей сообщения методические разработки преподавателей не охватывают весь ресурсный комплекс методического сопровождения образовательной деятельности. Кроме того, в разделе «Информация» на сайте не представлены интересы педагогических работников. Поэтому создание ВЦРО на базе Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала Омского государственного университета путей сообщения является актуальнейшей задачей образовательной организации в ближайшее время. Тем более данное направление работы совпадает с федеральными требованиями к информационной открытости образовательных организаций [1, с. 87]. Задача имеет повышенную степень сложности и требует поэтапного решения.

Для начала необходимо разработать структуру ВЦРО с включением уже наработанных материалов. Здесь, на наш взгляд, можно было бы структурировать электронные ресурсы по следующим направлениям деятельности: виртуальный методический кабинет; виртуальный кабинет приемной комиссии; виртуальный кабинет профориентационной работы; виртуальный кабинет работы комиссии по содействию в трудоустройстве; виртуальный кабинет по организации работы по целевой договорной подготовке; виртуальный кабинет профсоюзной организации студентов и др. Далее необходимо заложить тренд развития составляющих ВЦРО, обозначив индикативные показатели. К примеру, выход на полигон трёх дорог (ЗападноСибирской, Красноярской и Свердловской железных дорог) при организации деятельности виртуального кабинета работы комиссии по содействию в трудоустройстве.

Следующим этапом должна стать разработка программы мониторинга достижений, позволяющей выявить эпизодичность или закономерность успехов развития. На данном этапе требуется определить системность проводимых мероприятий, их качественный уровень, полученные результаты, охват участников образовательных отношений. К тому же в копилке российской педагогической практики уже имеются показатели, определяющие готовность педагогического сообщества к инновациям. Например, готовность обобщения собственного и коллективного опыта работы; создание креативных объединений на добровольной основе; участие в методических и педагогических конкурсах профессионального мастерства; наличие авторской педагогической концепции или методической системы; модернизация фонда оценочных средств; наличие системы научно-исследовательской деятельности обучающихся и др.

Всё это подтверждает подход Министерства образования и науки РФ, изложенный в письме Минобрнауки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»: «Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно

только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога» [3, c. 6]. Сложно с этим не согласиться.

Трудность задачи не должна умалять необходимость ее решения. Уверены, что ВЦРО Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала Омского государственного университета путей сообщения позволит образовательной организации быть конкурентоспособной, усилит ее имидж на международном уровне, повысит интерес работодателей к выпускникам и будет способствовать формированию необходимых компетенций.

http://old.mon.gov.ru/file обращения 08.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.