Научная статья на тему 'Реструктуризация в образовании: процесс, процедура, механизм, инструмент, результат'

Реструктуризация в образовании: процесс, процедура, механизм, инструмент, результат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ / РЕИНЖИНИРИНГ / RESTRUCTURING IN EDUCATION / RATIONAL USE OF INTELLECTUAL POTENTIAL / INTEGRATED ASSESSMENT OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATION IN THE REPUBLIC / REENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов А. С., Иванов В. Н.

В статье раскрываются процессуальные и инструментальные особенности реструктуризации образования в Чувашской Республике, стратегические задачи внедрения инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRUCTURING IN EDUCATION: PROCESS, PROCEDURE, MECHANISM, TOOL, RESULT

The article reveals the procedural and tool peculiarities of restructuring of education in the Chuvash Republic, strategic goals of introducing innovative organizational and economic models and mechanisms which contribute to the increase of economic and social efficiency of comprehensive schools functioning.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация в образовании: процесс, процедура, механизм, инструмент, результат»

УДК 371(470.344)

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ:

ПРОЦЕСС, ПРОЦЕДУРА, МЕХАНИЗМ, ИНСТРУМЕНТ, РЕЗУЛЬТАТ

RESTRUCTURING IN EDUCATION:

PROCESS, PROCEDURE, MECHANISM, TOOL, RESULT

А. С. Иванов, В. Н. Иванов A. S. Ivanov, V. N. Ivanov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрываются процессуальные и инструментальные особенности реструктуризации образования в Чувашской Республике, стратегические задачи внедрения инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования общеобразовательных школ.

Abstract. The article reveals the procedural and tool peculiarities of restructuring of education in the Chuvash Republic, strategic goals of introducing innovative organizational and economic models and mechanisms which contribute to the increase of economic and social efficiency of comprehensive schools functioning.

Ключевые слова: реструктуризация в образовании, рациональное использование интеллектуального потенциала, комплексная оценка развития системы образования республики, реинжиниринг.

Keywords: restructuring in education, rational use of intellectual potential, integrated assessment of development of the system of education in the Republic, reengineering.

Актуальность исследуемой проблемы. Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года (утверждена Указом Президента Чувашской Республики 21 марта 2008 года № 25, далее - Стратегия-2040) [7] определена ключевая задача образовательной политики региона, которая заключается в достижении современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства. Образование признано приоритетным направлением для обеспечения динамичного и гармоничного социально-экономического развития Чувашской Республики.

Материал и методика исследований. В ходе исследований данной проблемы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов (систематизация, анализ статистических данных, контент-анализ, сопоставление, обобщение опыта, мониторинг и др.).

Результаты исследований и их обсуждение. Главным источником стабильного процветания Чувашии являются интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан, а основным производственным ресурсом - быстрая обучаемость, знания и технологии. Проблема заключается в том, как превратить научно-образовательный потенциал в благосостояние, т. е. перейти от «общества знаний» к «обществу благосостояния, основанному на знаниях».

Одним из аспектов общей стратегической задачи является внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования общеобразовательных школ. Какие направления деятельности включает данный аспект? Стратегия-2040 предлагает следующий перечень:

• концентрацию бюджетных средств на реализации стратегических приоритетов развития общего образования путем расширения программно-целевых методов финансирования;

• внедрение эффективной системы показателей (индикаторов) для оценки реализации инновационных программ, степени достижения поставленных целей;

• развитие экономической самостоятельности школ;

• повышение средней заработной платы работников образования с учетом качества и результативности их труда до уровня средней заработной платы в целом по экономике в Чувашской Республике;

• развитие многоканального финансирования;

• внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений (автономные учреждения и др.);

• развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации перспективных инвестиционных проектов, направленных на развитие школьного образования;

• переход от финансирования образовательных программ к финансированию индивидуальных образовательных потребностей личности.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» провозглашено, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Система общего образования должна быть перенастроена на освоение подрастающими поколениями современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу.

На протяжении ряда лет в республике идет становление такой системы общего образования, которая отвечает стратегическим нововведениям, направлена на максимальное получение социально-экономического эффекта от рационального использования интеллектуального потенциала, меняет стиль мышления и формирует демократический менталитет менеджеров образования инновационно привлекательного региона.

Старт модернизации системы образования Чувашской Республики дала Президентская программа «Новая школа», утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 года № 10. Следует отметить, что одновременно происходили общесоциальные и экономические изменения (строительство дорог, газификация

сел, благоустройство населенных пунктов). Дальнейшая модернизация осуществлялась посредством ряда проектов: комплексного проекта модернизации образования, проекта развития системы образования и др.

Комплексная оценка развития системы образования республики за последние 10 лет подтверждает, что совершен инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений. К ним можно отнести внедрение новых организационноэкономических механизмов, создание государственно-общественной системы управления образованием и независимой системы оценки качества образования и др. Особое значение мы придаем оптимизации сети общеобразовательных учреждений. И на этом направлении мы хотели бы остановиться более подробно.

В разноплановых источниках для обозначения изменения количества и структуры общеобразовательных школ региона применяют разные термины, чаще всего - оптимизацию, реструктуризацию. Являются ли они синонимичными? Несут ли эти два понятия одинаковое представление о сущности явления и процесса, определяемых данными понятиями? Возникает и еще один очень простой вопрос: одинаково ли понимание этих терминов директором школы и чиновником, менеджером муниципального органа управления образованием и экономистом? Несомненно, представляет интерес и анализ понимания этих терминов потребителем образовательных услуг.

В период активных преобразований 2002-2006 годов под реструктуризацией понимается изменение структуры сети образовательных учреждений, обеспечивающее оптимальное размещение образовательных ресурсов. К таковым относятся:

- человеческие ресурсы (контингент учащихся, педагогические кадры, персонал);

- инфраструктура школы, школьное здание с соответствующими коммуникациями, энергетические ресурсы;

- финансовые ресурсы;

- материально-технические ресурсы;

- информационные ресурсы;

- концептуальные ресурсы (идеи, концепции, теории);

- программно-методические ресурсы (учебные планы, программы, учебники, методические и технологические разработки);

- нормативно-правовые ресурсы [7].

Такое толкование термина «реструктуризация» объясняет его как процесс (от лат. processus - продвижение), совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Как правило, в каждом конкретном случае варианты реструктуризации вариабельны, но в целом для системы процесс реструктуризации должен быть формализован. В этом случае он представляет собой некую модель и приобретает свойства «процедуры» (франц. procedure от лат. procedo - продвигаюсь) - установленного порядка ведения, рассмотрения какого-либо дела. В то же время реструктуризация рассматривается и как главный итог этих процессов.

Постановлением Правительства РФ (от 30 октября 1997 года № 1373) была утверждена «Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций». «Под реформой предприятий и иных коммерческих организаций в настоящей Концепции понимается изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности

труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений» [6]. Иными словами, реструктуризация здесь рассматривается как цель реформирования организаций.

Если посмотреть на систему образования как на организацию, то, согласно А. А. Богданову, она представляет собой сеть процессов производства, для которой характерна структура - «особый пространственно-временной образ составляющих». Структуре организации присуще состояние «динамического равновесия»: она статична только на какой-либо определенный момент времени, во временном же интервале она динамична, представляет собой последовательность равновесных (устойчивых) состояний. Организация - это не какое-то фиксированное состояние, а «процесс постоянных преобразований, связанных с непрерывной сменой состояния равновесия» [2]. Следовательно, в случае реструктуризации изменению подвергаются характеристики состояния системы.

В литературе достаточно часто реструктуризацию взаимоувязывают с реинжинирингом, нередко отождествляют эти два понятия. Основываясь на их подробном анализе, проведенном К. В. Гайдук, Г. С. Мерзликиной [3], можно отметить следующее: в ходе реструктуризации значительно изменились характеристики системы образования республики, что обычно не происходит в случае реинжиниринга, где изменения в основном затрагивают внутрисистемные процессы. Но необходимо подчеркнуть, что структура организации определяет характер процессов (бизнес-процесса), изменения процесса ведут к структурным преобразованиям. Отмечая стратегический масштаб изменений в системе образования республики, особенно изменение идеологии, можно говорить, что произошла ее стратегическая реструктуризация. По мнению ряда авторов, такие изменения больше соотносятся с тем, что называется реинжинирингом. Концепция реинжиниринга была разработана в начале XX века теоретиком и практиком менеджмента, основателем классической школы управления Анри Файолемом, который рассматривает реинжиниринг как осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов. Не на этом ли концептуальном положении основана программа реструктуризации системы образования республики? Да, если обратить внимание на приведенное выше определение. Но следует обратить внимание на то, что понятие «реинжиниринг» обладает большей разнородностью в толковании, а понятие «реструктуризация» значительно шире, наверное, поэтому оно и закрепилось для определения тех изменений, которые были осуществлены в системе образования ряда регионов России.

В «Типовой (примерной) программе реформы предприятия», утвержденной приказом Минэкономики РФ от 01 октября 1997 года № 118, и ряде работ исследователей (М. Д. Аистовой, Л. В. Ежкина, В. И. Мазура, М. В. Одинцова, В. Д. Шапиро и др.) говорится о достижении цели реформирования путем реструктуризации предприятия [1], [4], [5].

Резюме. Реструктуризация является сложным процессом, который включает разнообразные процедуры и процессы, тем самым выступает в роли механизма преобразований.

Анализ процессов и результатов, достигнутых благодаря реструктуризации, приводит нас к согласию с распространенным в менеджменте «двухэтапным подходом» к реструктуризации, который предлагает следующую последовательность: собственно реструктуризацию организации; закрепление результатов реструктуризации.

По нашему мнению, первый этап реструктуризации системы образования республики завершился к 2007 году, второй этап длится и по сей день. Успех второго этапа значительно зависит от глубины понимания данных процессов и способности к управлению ими, использования механизмов и инструментов реструктуризации, а также квалификации управленцев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аистова, М. Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям / М. Д. Аистова ; под науч. ред. Г. А. Александрова. - М. : Альпина Паблишер, 2002. - 287 с.

2. Богданов, А. А. Текстология. Всеобщая организационная наука : в 2 кн. Кн. 1 / А. А. Богданов ; под ред. Л. И. Абалкина. - М. : Экономика, 1989. - 303 с.

3. Гайдук, К. В. Основы функциональной реструктуризации в условиях кризиса : учебное пособие / К. В. Гайдук, Г. С. Мерзликина. - Волгоград : Станица-2, 2004. - 108 с.

4. Мазур, И. И. Реструктуризация предприятий и компаний : справочное пособие для специалистов и предпринимателей / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - М. : Высшая школа, 2000. - 587 с.

5. Одинцов, М. В. Корпоратизация и реструктуризация как две стороны реформирования предприятия / М. В. Одинцов, Л. В. Ежкин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6. - С. 37-46.

6. Постановление Правительства РФ от 30.10.97 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций». - Режим доступа: zakonprost.ru/content/base/part/146893.

7. Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. - Чебоксары : ИПК «Чувашия», 2008. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.