Научная статья на тему 'Реструктуризация межхозяиственных и межотраслевых связей как фактор развития рынка черных металлов'

Реструктуризация межхозяиственных и межотраслевых связей как фактор развития рынка черных металлов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация межхозяиственных и межотраслевых связей как фактор развития рынка черных металлов»

гает опытом и квалифицированным персоналом, способным обеспечить эффективное управление такими фондами.

Для успешной работы фонда прямых инвестиций управляющая компания должна обладать двумя важнейшими компетенциями: квалифицированным персоналом, имеющим опыт экспертизы и практической подготовки российских предприятий для финансирования на ранних стадиях развития, а также опыт и знания в области стратегического планирования, управления ростом и реструктуризацией бизнеса в условиях России. С другой стороны, не менее важен доступ фонда к информационным ресурсам, позволяющим получать поток инвестиционных предложений, из которых, в результате строгой экспертизы, могут быть отобраны наиболее привлекательные

сделки. Без эффективной национальной системы рискового финансирования создание полноценного инвестиционного рынка в России невозможно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заика И.Б., Крюков A.A. Национальная экономика и инвестиции // Экономист. 2003. №7.

2. Мельникова H.H. Иностранные инвестиции в экономике России // Экономист. 2003. №4.

3. Линник Л.Е. Регулирование иностранных инвестиций в России //Вопросы экономики. 2003. №2.

4. Романова Е.М. Инвестиционный рейтинг России: текущее состояние и перспективы его повышения //Маркетинг. 2003. №3.

5. Россия в цифрах 2003: Крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 2003.

Е.И. НОВОДРАНОВА

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫХ И МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СВЯЗЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

В процессе перехода к рыночным отношениям необходимым условием эффективного экономического развития является реструктуризация народно-хозяйственного комплекса. За последнее десятилетие значительное место в системе межхозяйственных и межсекторальных связей отводятся товарным рынкам, развитие которых во многом определяют институциональные факторы, включающие структуры рынков, формы расчетов, маркетинговую политику. Движение товара от производителя к конечному потребителю может проходить несколько торговых звеньев, при этом возможно изменение формы товара в результате дополнительных производственных операций. Зачастую отдельные институциональные каналы занимают доминирующее положение и в определенной мере влияют на конъюнктуру рынка в целом. Перед государственными органами власти стоит широкий спектр управленческих задач, для решения которых необходима достоверная и качественная информация, в том числе и о состоянии различных товарных рынков, особое место среди которых занимает рынок черных металлов.

Черная металлургия принадлежит к числу важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии, т.к. в значительной степени определяет уровень и темпы развития отраслей тяжелого и среднего машиностроения, а также транспорта, строительства и обороны страны. Многообразие источников сырья, используемых технологий и областей применения продукции черной металлургии обуславливает формирование многочисленных межотраслевых и межсекторальных связей. В настоящее время количество уча-

стников рынка представлено непосредственно производителями, предприятиями-посредниками, банков -скими учреждениями, потребителями и другими предприятиями, организациями и учреждениями.

Металлургическая промышленность в своем развитии сталкивается с рядом ограничений, связанных, в первую очередь, с недостаточной емкостью внутреннего рынка, осложнением ситуации на внешних рынках и с действием факторов, негативно влияющих на уровень конкурентоспособности российской металлопродукции. Важнейший фактор, сдерживающий развитие металлургии, - это ограниченный спрос на внутреннем рынке на ее продукцию. Вместе с тем в период с 1999 по 2001 гг. в связи с оживлением производства практически во всех металлопо-требляющих секторах экономики России емкость внутреннего рынка значительно увеличилась.

Необходимо создавать условия для перехода металлургической промышленности на инновационный путь развития. Прогресс ив ные сдвиги в производственно-технологической структуре выпуска металлопродукции предполагают изменения в организационной сфере. Важно в полной мере задействовать институциональные ресурсы (ресурсы организаций и самоорганизаций). Основное направление - создание мощных вертикально интегрированных и диверсифицированных структур, способных успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках металлопродукции.

Что касается мировых тенденций развития черной металлургии то первое, что необходимо отметить -это процессы глобализации мировой экономики, ко-

торые уже вышли за рамки валютно-финансовых операций транснационального капитала. Глобализация все больше начинает проникать и в реальный сектор экономики, в том числе в черную металлургию. Во-вторых, мировые рынки черных металлов находятся в состоянии кризиса, а укрупнение компаний повышает их конкурентоспособность, поскольку ведет к сокращению управленческих затрат. В-третьих, кризис постоянно выдвигает необходимость обновления производственного аппарата. Это требует дополнительных, масштабных инвестиций.

Консолидация осуществляется в конкретной политической, экономической, и социальной обстановке, а конечный результат является следствием влияния на этот процесс множества самых различных, нередко противоречивых факторов. Укрупнение, когда оно становится реальностью, несомненно, меняет ситуацию на рынке и вынуждает конкурентов вновь созданных компаний предпринимать те или иные ответные шаги.

Нельзя не замечать, что вопрос слияния начинает входить в практическую плоскость и в российской черной металлургии. Ведут переговоры о возможности объединения Новолипецкий, Нижнетагильский, Западно-Сибирский металлургические комбинаты. Эксперты считают, что это необходимо для повышения инвестиционной привлекательности предприятий. Процесс подобного объединения потребует немало времени, а главное - решения многих проблем. Если объединение подобных предприятий станет реальностью, то это окажет значительное влияние на ход развития российской черной металлургии в ближайшие 5-10 лет. Тем не менее в черной металлургии одним из революционных нововведений последних трех десятилетий стал постепенный отказ от строительства заводов-гигантов и переход к созданию мини-заводов последнего поколения, которые стали успешно конкурировать на рынке с традиционными поставщиками. В настоящее время на мини-металлургических заводах выплавляется около 12% мирового производства стали. Как показывает мировой опыт, мини-заводы в пять раз менее капиталоемки, чем заводы полного цикла, в них на 40-50% ниже эксплуатационные затраты, на 60-70% - энергоемкость, и, как правило, применяются современные технические решения при минимальном составе производственных объектов, обеспечивающих достаточную рентабельность и высокое качество производства металлопродукции. В России тенденция к появлению мини-заводов только набирает обороты, точнее говоря, находится в стадии проектных разработок.

Сегодня, с одной стороны, на российском рынке металлов наметилась тенденция к образованию мини-металлургических заводов, ас другой - уже прочно стоящие на ногах участники рынка, в частности крупные металлургические предприятия, высказываются в отношении мини-заводов достаточно негативно. Конкурентные позиции производителей промышленной продукции определяет ряд факторов: природные условия добычи сырья, стоимость электроэнергии и транспортные тарифы. Все большее значение для успешной конкурентной борьбы приобретает способность компании быстро переориенти-

ровать производство в соответствии с запросами рынка, постоянно повышать качество и разнообразие сортамента выпускаемой продукции, совершенствовать организационную структуру производства. В целом же в индустриально развитых странах сегодня функционирует около 20 тысяч компактных металлургических производств. Идея строительства мини-заводов очень перспективная, ведь, как правило, они располагаются вблизи не только источников сырья, но и центров потребления, что позволяет сократить транс портные расходы, к тому же технологии этих заводов гораздо эффективнее технологий ныне действующих металлургических заводов. Но до сих пор строительству новых мини-заводов препятствовало то, что готовые заводы в России можно было купить значительно дешевле, чем построить новые, а кроме того, прибыльность металлургической отрасли по производству сортового проката была невысокой. Сейчас произошел перелом, в последние 2-3 года наблюдается развитие отрасли, и Россия уже близка к тому, чтобы начать реализацию проектов строительства новых мини-заводов, но пока эта задача на перспективу. В настоящее время в процессе глобализации в черной металлургии создаются крупные холдинги, которые в свою очередь при слиянии друг с другом могут образовывать монополии.

Таким образом, понятно, что строительство мини-металлургических заводов экономически выгодно в тех районах страны, где есть доступный и дешевый металлолом, минимизированные тарифы на электроэнергию и газ, а также невысокие транспортные из -держки, связанные с доставкой продукции потребителю и наличие самого потребителя, что обеспечивает, главным образом, региональный спрос. Реальные помехи: во-первых, пока для ломозаготовителей более привлекательными выглядят крупные комбинаты - как крупные покупатели и мини-заводы могут столкнуться с определенным дефицитом вторичного сырья, во-вторых, во многие проекты - в особенности на начальных стадиях эксплуатации завода - заложено потребление в качестве заготовки «хвостов» и отсортировки, которые остаются на крупных комбинатах при производстве сортового проката (что тоже лом своего рода), а не качественной заготовки, от которой напрямую зависит качество выпускаемого проката, в-третьих, нельзя исключать возможную заинтересованность комбинатов в организации мини-заводов, что называется, «при себе». Неясно, на какую все-таки продукцию мини-заводам брать курс -на рядовой прокат или на продукцию с высокой добавочной стоимостью, например сложные профили.

Металлоторговля в России - бизнес сравнительно молодой, начавший свое развитие чуть более 10 лет назад. В России из работающих в настоящее время около 2 тыс. металлоторговых компаний только отдельные вполне удовлетворены прибылью, получаемой исключительно благодаря торговле. Но есть и другие компании, они выбирают для себя европейский путь развития металлоторгового бизнеса: комплектацию (идя навстречу пожеланиям заказчиков, металлоторговые и дилерские компании формируют сборные вагоны, увеличивая количество позиций загружаемых в один вагон), доставку, оказание сер-

висных услуг, а также развитие собственного производства гнутых профилей, профнастила, сетки, металлоконструкций и т.д. Именно таким образом можно диверсифицировать свой бизнес, когда в дополнение к торговым операциям фирма оказывает дополнительные услуги, и только так компания сможет добиться настоящего прорыва.

Что касается организации системы снабжения строительных предприятий, то она достаточно противоречива: с одной стороны, многие из вновь созданных строительных организаций строят снабжение по западному принципу, т.е. доставка металлопродукции точно в срок на строительную площадку. Они не имеют промежуточных складов и закупают продукцию у трейдеров, работающих в конкретном регионе, поставляющих им продукцию в нужном объеме и в нужное время В то же время сейчас существует обратная тенденция: крупные организации, особенно возникшие в советское время и имеющие подобные базы, пытаются организовать снабжение самостоятельно, минуя посредников. Такой подход сейчас тоже получает распространение и основан на двух вещах: во-первых, мнение строителей, что на этом они что-то выигрывают, на данный момент их бизнес достаточно рентабелен, а замораживая средства в снабженческой части, они просто теряют определенные возможности в своем основном бизнесе. Во-вторых, маниакальная идея металлургов, которые хотят работать именно с потребителями, причем не обращая внимания на то, что их цены практически равны ценам трейдеров, при этом надежность потребителей, как правило, ниже. От этой идеи металлурги отказались в 1998 году, но сейчас, видимо, накопив определенные средства, к ней опять возвращаются. Тем не менее, большого распространения она не находит, т.к. для работы с металлургами необходимы большие затраты, что могут себе позволить только крупные структуры.

Сегодня многие металлоторговые компании, которые занимаются строительным прокатом, ставят разматыватели, режут, делают прутки, сетку, закладные детали, предоставляют некоторые дополнительные сервис-ус луги, что в свою очередь требует определенного технического перевооружения. Вот это и есть развитие, именно на это направлены оказываемые услуги. Все завшит от регионов и их потребностей. Наиболее активный регион по потреблению услуг сегодня Москва.

На рубеже 1995-1996 гг. стали проходить своего рода неформальные встречи трейдеров, работавших в различных сегментах рынка, где обсуждалась текущая ситуация на рынке, происходил обмен мнениями о том, как надо действовать. Таким образом, создалась критическая масса организаций, заинтересованных в поддержке контактов друг с другом постоянно. В июне 1997 г. состоялось первое учредительное собрание Российской ассоциации металлоторговцев (РАМТ).

В Европе рынок складывался в течение десятилетий, а в России же до 1991 г. существовала система государственного распределения металла, а после распада СССР мощности специальных металлобаз, построенных по указаниям Госснаба, оказались не-

востребованными, поскольку потребление металла резко снизилось. Многие руководители металлобаз привыкли к ситуации, когда клиенты выстраивались в очереди, чтобы получить столь необходимую продукцию. Такие менеджеры оказались психологически не готовы к вхождению в рынок. Поэтому, несмотря на хорошие производственные возможности, приватизированные государственные металлобазы проиграли конкуренцию молодым, динамично развивающимся компаниям, не имевшим в своем распоряжении хороших складов.

Президент РАМТ А. Романов, говоря о складской металлоторговле, отмечает, что крупные компании, располагающие широким ассортиментом, конечно, могут позволить себе комплексное обслуживание потребителя и, следовательно, чувствуют себя достаточно уверенно на рынке. Услуги по обработке в России пока не очень развиты, главным образом, потому что в нашей стране, где еще с советских времен на машиностроительных и строительных предприятиях остались значительные мощности по металлообработке, сервис недостаточно востребован. Постепенно ситуация будет меняться: торговцы станут развивать свой бизнес по двум направлениям - расширение номенклатуры и освоение смежных направ-лений вкупе с углублением переработки. Надо отметить, что во всем мире развивается, прежде всего, не метало-, а листообработка. Эти производства перемещаются с металлургических заводов на сервисные металлоцентры, которые занимаются роспуском рулонов, резкой на листы, полосы и т.д.

Самое главное, что удалось сделать за последние 5 лет РАМТ, - это повысить имидж металло торговли как специфической и важной для экономики сферы деятельности. Металлурги больше не считают трейдеров ненужными посредниками. Пришло понимание того, что торговые компании - важнейший инструмент сбытовой политики. С другой стороны, метал-лопотребляющие предприятия также стали воспринимать металлоторговые фирмы как организации, которые могут обеспечить их комплексное обслуживание. Поэтому главной задачей для РАМТ становится выработка оптимальных условий взаимодействия между металлургическими и металлоторговыми компаниями. С помощью участников Ассоциации производители металлопродукции могут создать разветвленные региональные сбытовые сети, что позволит предприятиям оперативно обеспечивать любые потребности в металле всех российских потребителей.

Сетевые компании оперируют различной номенклатурой: есть трубные предприятия, есть поставщики различных видов проката, есть компании, работающие с продукцией из цветных металлов и сплавов.

За первые 5 лет существования численность участников РАМТ выросла в 5 раз и сейчас насчитывает около 100 компаний. В Р АМТе есть фирмы, ведущие бизнес в одном городе и имеющие один склад, а также сетевые компании, обладающие представительствами и складами в разных регионах страны. В Ассоциацию входят не только металлоторговцы, но и заводы-производители - либо непосредственно, либо в лице своих торговых домов. Таким образом, в Ассоциации представлены все сектора российского рынка

металлов. В распоряжении членов РАМТ свыше 250 складов и более чем в 100 городах России, на которых единовременно хранится более 1 млн т продукции черных и цветных металлов нескольких тысяч сортомаркоразмеров. Ежедневно компании - члены РАМТ обслуживают несколько тысяч потребителей. Ежемесячный объем поставок на внутренний рынок превышает 600 тыс. т, или приблизительно 25-30% внутрироссийского рынка.

На ближайшие 5 лет РАМТ планирует организовать изучение состояния поставок металлопродукции на внутренний рынок, запасов на складах и ведение соответствующей статистики, что позволит сформировать объективную информационную базу.

Развивается электронная торговля металлом. Уже достаточно четко понимается, что своеобразная, хотя и усеченная вертикальная интеграция металлопотока, начиная с торгующей организации и заканчивая конкретным потребителем металлопродукции, может обеспечить дополнительный эффект взаимодействия при сквозной координации и управлении этим пото-ком (см. рисунок).

Необходимость создания такой схемы вызвана ее очевидным практическим применением, оно воплощено в жизнь при решении проблемы формирования структуры и состава посреднической среды на рынке металлов. Очевидно, что появляется новая отрасль промышленности, на предприятиях которой завершается обработка металлопродукции, и выполняются многие, а иногда и все операции заготовительного производства. Поэтому интенсивные разработки в

этом направлении просто необходимы, решающую роль при этом играет формирование системы сервис -ных металлоцентров (СМЦ), социальная роль которых заключается в том, что в них (как в супермаркете) любое физическое лицо может получить доступ к любому количеству металлопродукции обширного сортамента и любой кондиции с целью ее дальнейшей обработки и превращения в готовое изделие.

Таким образом, появляются на отечественном рынке черных металлов новые явления и тенденции, наблюдение за которыми требует необходимой организации и неизбежно ведет к доработке существующих методик и форм учета статистических показателей, позволяющих отслеживать и анализировать взаимоотношения всех участников рынка. А также требуется разработка новых систем наблюдения согласно сложившимся условиям в современной Рос -сии, которые позволят государственным органам власти регулировать и управлять происходящими в отрасли процессами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Завязкин В. Сталь СНГ и Восточной Европы //Металлоснабжение и сбыт. 2003. № 3.

2. Металлоснабжение и сбыт. 2003. №№5, 9.

3. Бабкин Д., Рябков Е. Металлоторговля: слияние и поглощения начались //Металлоснабжение и сбыт. 2004. № 1.

4. Рынок металла. 2003. №№1-3.

5. Экономический анализ. 2003. №7.

6. Интернет-сайт www.metalinfo.ru

Гармонизированные звенья логистической цепи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.