УДК 338(100) В.А. Манохин
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ РЕЦЕССИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматриваются основные направления реструктуризации информационного рынка, т. е. изменение конфигурации деятельности субъектов данного рынка в условиях глобальной рецессии.
Ключевые слова: информационный рынок, структура информационного рынка, реструктуризация информационного рынка, рецессия мировой экономики.
V A. Manohin RE-STRUCTURING OF THE INFORMATION MARKET IN CONDITIONS OF RECESSION OF GLOBAL ECONOMIC
The article deals with re-structuring of the information market, that is change in the direction of the activity of subjects at the market in conditions of global recession.
The key words: information market, structure of information market, re-structuring of the information market, global
economy recession.
Реструктуризация в развитых странах является естественным процессом, когда преобразования в национальной экономике, в различных ее секторах, проводятся регулярно при изменении внешних параметров -динамики мировых рынков, их конъюнктуры, условий конкуренции, системы прогнозирования и стратегического планирования, информационного обеспечения, а также внутренних параметров, отражающих воспроизводственные процессы на макроэкономическом уров -не. В условиях рецессии мировой экономики она неизбежна и приобретает масштабный характер. Анализ этого процесса применительно к информационному рынку представляется важным в силу его особого статуса в современном мире. Будущее развития человечества обязано интеллекту человечества, как отмечал академик С. Капица, его способности получать, осмысливать и передавать информацию и представления об окружающем нас мире, включая и мир самого человека. Во многом проблемы генерации и трансферта информации связаны с формированием и развитием информационного рынка. Информационным рынком, или рынком информации, принято называть отношения между собственниками (производителями) информации, продавцами информации и платежеспособными субъектами - физическими и юридическими лицами, нуждающимися в ней (покупателями, потребителями), которые складываются по поводу купли-продажи информации с целью ее использования в качестве нематериального ресурса, способного приносить соответствующий доход. Такой способ использования данного ресурса, нацеленный на приращение дохода, позволяет его рассматривать как информационный капитал. Информационный рынок имеет сходство с рынками материальных товаров - структурное, но формальное: есть субъекты и объект отношений; существует свой механизм ценообразования; так же, как на рынках физических товаров, от имени продавцов и покупателей могут выступать их представители, посредники; важны и сроки производства-поставки данного товара. Информационный рынок - это пятый сектор, по определению российского ученого В.Л. Тамбовцева, в структуре современного рыночного хозяйства (после рынков потре-
бительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг), но он играет базовую роль в функционировании всех других рынков.
В контексте данного исследования под реструктуризацией информационного рынка понимается, во-первых, изменение конфигурации данного рынка в условиях рецессии мировой экономики, во-вторых, изменение производства, ассортимента продукции, системы управления, использования финансовых ресурсов субъектами данного рынка. Реструктуризация информационного рынка - объективный процесс, призванный обеспечить его функционирование в условиях цикличности, направленный на избежание масштабного банкротства, высоких рисков, на поиск субъектами этого рынка дополнительных резервов, новых принципов и методов хозяйствования.
Рассмотрим основные подходы к анализу структуры информационного рынка. Так, в работе «Пятый рынок: экономические проблемы производства информации» В. Л. Тамбовцев1 предлагает в рынке информации выделить следующие секторы, выбрав в качестве критерия классификации способ применения информации [3, с. 44 - 45].
1. Научно-техническая продукция: проектные разработки с дальнейшим делением в отраслевом разрезе; технологические, в том числе методические, разработки с аналогичным делением; собственно научные разработки, являющиеся «полуфабрикатом» для двух предыдущих групп информационных продуктов, с аналогичным отраслевым делением.
2. Объекты художественной культуры: текстовая (книжно-журнальная) продукция, визуальная (кино-, видео-, театрально-зрелищная) продукция, аудиопродукция (музыка, песни, художественное чтение и т.д.).
3. Управленческие данные и сообщения: политическая информация, хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценка и рекомендации по принятию решений (деловые консультации).
4. Бытовая информация: сведения о потребительском рынке, сообщения общеориентационного характера, сведения о рынке труда.
5. Услуги образования: дошкольное образование, школьное и внешкольное образование, послешколь-ное обучение, послевузовское обучение.
Другой исследователь данной проблемы, Ю.М. Арский, в работе «Информационный рынок в России» [1, с. 14] дает следующую структуру информационного рынка: информация, электронные сделки, электронная коммуникация. Отметим, что предложенная им структура информационного рынка считается более полной, поскольку отражает современные реалии, связанные с сетевыми технологиями. В эту структуру включены такие виды услуг, как электронные сделки (электронная коммерция) и электронная коммуникация, которые недавно начали активно развиваться в нашей стране. По мнению Е.А. Петровой [2, с. 64], в структуру информационного рынка целесообразно также включить и сектор вычислительной техники и средств телекоммуникации, программного обеспечения, т.е. то, посредством чего информационные ресурсы при обработке превращаются в информационные продукты и услуги. Полагаем, что данный подход является методологически грамотным, поскольку в условиях функционирования пятого технологического уклада неотделимы информационные ресурсы как нематериальная субстанция и те технические средства, с помощью которых осуществляются процессы сбора, накопления, хранения и передачи информации.
Сегмент деловой информации охватывает биржевую и финансовую информацию (данные о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемых биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерским компаниями, банками); экономико-статистическую информацию (числовую экономическую, демографическую, социальную в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемую государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом); коммерческую информацию (информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, ценам о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, о направлениях работы и продукции и т.п.); деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами.
Сегмент электронных сделок формируется электронной коммерцией (электронными биржами, электронными торговыми площадками и т.д.), системами заказа билетов на железнодорожном и авиационном транспорте, системами электронных банковских операций. Сегмент управленческой информации охватывает информацию, необходимую для принятия решений, деловые консультации и рекламные сообщения. Сегмент научно-профессиональной информации охватывает научно-техническую, медицинскую, юридическую, документальную, библиографическую, реферативную , справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. В этом сегменте предусмотрена организация доступа через библиотеки и специализированные службы, возможность приобретения первоисточников. Сегмент социально-политической информации обслуживает органы государственной вла-
сти и управления статистической, специальной, архивной информацией. Сегмент вычислительной техники и средств телекоммуникации, программного обеспечения включает все аппаратное обеспечение (персональные компьютеры, рабочие станции, вспомогательное оборудование), средства телекоммуникации и программное обеспечение, необходимое для обработки, распространения и хранения информации.
В 1990-х гг в период формирования информационного рынка наряду с компаниями, представляющими широкий спектр информационных услуг (бизнес-информации, маркетинг, инкассо и др.), стали создаваться фирмы, развивающие какое-то одно направление. В последующие годы количество компаний увеличилось настолько, что каждое направление стало представлять собой самостоятельный рынок. Такими рынками-стали: рынок бизнес(коммерческой)-информации, ры -нок маркетинговых услуг, рынок коллекторских и консалтинговых услуг, но в целом они остаются неотъемлемой частью информационного рынка. Его дальнейшее развитие позволило зародиться дополнительным направ -лениям, с одной стороны, как самостоятельным сегментам, но, с другой стороны, без их существования компаниям было бы сложно собирать, хранить или обрабатывать информацию. Данные направления также сформировались в соответствующие рынки: рынок call-центров, IT-услуг, дата-центров, справочных телефонных служб, кредитных бюро, информации о тендерах и закупках, бюро переводов и др.
Рассмотрим, какую реструктуризацию информационного рынка, прежде всего в России, вызвала рецессия мировой экономики. Последствия кризиса в полной мере могут проявиться к середине или даже к концу 2009 г. Отметим лишь основные и наиболее очевидные направления реструктуризации информационного рынка. Сейчас развитие данного рынка во многом происходит по инерции, поскольку не завершены работы по ранее заключенным контрактам. Больше всего могут пострадать услуги, связанные со стартом новых IT-проектов: и консалтинг, и внедрение, и обучение. Между тем спрос на услуги по эксплуатации уже существующих информационных систем - их технической поддержке и сопровождению - будет по-прежнему высоким. Для предприятий реального и финансового сектора главной задачей станет обеспечение функционирования существующих систем и максимально полезное использование сложившейся IT-инфраструктуры. Это означает, что спрос на информационном рынке количественно и качественно изменится. Экономическая ситуация заставляет потребителей IT-продуктов и услуг в России резко сокращать расходы. Однако отечественный рынок информационных технологий продолжит рост, но не такими высокими темпами. В 2009 г. из-за финансового кризиса рост расходов на IT-решения и продукты во всем мире замедлится. По прогнозу исследовательской компании IDC, в мире в 2009 г. на высокие технологии будет потрачено на 2,6% больше, чем в 2008. Хотя до кризиса общемировой прирост расходов на IT в 2009 г. ожидался на уровне 5,9%. В России, по прогнозам аналитиков, темпы развития IT-рынка в 2009 г. будут составлять приблизительно 5 - 9%. Такие показатели выглядят довольно скромными на фоне того, что в последние годы российский рынок IT был одним из самых динамично развивающихся в мире и
ежегодно увеличивался на 18 - 20%. По данным аналитической компании «J’son & Partners», отдельные сегменты данного рынка могут показать отрицательную динамику. Эти сегменты рынка представлены различными компаниями, которые больше всего сокращают расходы на IT. На сегодняшний день максимально экономить на IT-продуктах и решениях придется тем секторам экономики, которые пострадали от финансового кризиса больше остальных - это банковская и страховая сферы. Реструктуризация, к которой прибегнут большинство компаний из этих сегментов в случае сохранения негативного тренда, может повлечь за собой сокращение числа филиалов, что неизбежно приведет к уменьшению IT-бюджетов. Промышленные и добывающие предприятия, строительные компании, которые также в ближайшее время будут испытывать трудности, вполне вероятно, станут сокращать IT-бюджеты. В сравнении с этими компаниями, меньше сократятся расходы на IT в сегменте товаров повседневного спроса -FMCG. Можно ожидать заметных сокращений IT-бюджетов предприятий добывающих отраслей (таких как добыча и транспортировка нефти и газа) и процессного производства (черная и цветная металлургия, автомобилестроение, производство стройматериалов и строительство). Однако многие из них уже имеют довольно развитую IT-инфраструктуру и не смогут полностью отказаться от расходов на ее поддержание. В наименьшей же степени кризис затронет бюджеты предприятий и организаций, где IT стали средствами производства, например в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, логистика. Сокращение IT-бюджетов прежде всего затронуло мелкий и средний бизнес. Кроме того, по наблюдениям аналитиков, старые долгосрочные контракты не корректировались, тогда как заключение многих новых, уже согласованных, было перенесено. Сейчас потребители IT-услуг наблюдают за развитием ситуации в экономике, не рискуя планировать существенные долгосрочные вложения. В первую очередь компании будут сокращать издержки на информационные технологии за счет отказа от покупки «железа» -аппаратных средств [4, с. 71; 5, с. 81]. Во многих фирмах (не только в России, но и во всем мире) сейчас заморожен план обновления персональных компьютеров, что уже сказывается на производителях: бьют тревогу и начинают снижать цены на свою продукцию, например, такие международные производители комплектующих для ПК, как «ASUSteK Computer» (ASUS), «Gigabyte Technology», «MicroStar International» (MSI). Сложное положение сейчас и у производителей ноутбуков. В России, по пессимистическим прогнозам, продажи этого вида компьютерной техники в 2010 г. могут упасть на 5% (до 3,6 млн штук). Представители компании «Acer», крупнейшего поставщика ноутбуков в Россию, констатируют, что в настоящее время продажи портативных компьютеров упали на 5 - 10%. По прогнозам специалистов, в условиях рецессии мировой экономики востребованы будут интеграционные проекты, позволяющие более эффективно использовать уже внедренные функциональные системы. Фиксируется повышенный спрос на аутсорсинг тех IT-сервисов, в которых задействуются собственные высококачественные инфраструктурные ресурсы аутсорсинговой компании. В перспективе в России может широко применяться распространенная на Западе практика передачи на обслуживание и ба-
ланс аутсорсеров клиентских IT-комплексов в совокупности с администрированием. Рынку необходимы функциональные решения, простые в установке и внедрении, позволяющие быстро получать прибыль. Кроме того, будут пользоваться спросом системы локализации контента и оптимизации трафика. Не исключено, что значительно увеличится в ближайшее время спрос на услуги аутсорсинга как IT-решений, так и персонала. Позитивный аспект развития IT-рынка в кризисной ситуации может проявить себя в стратегической перспективе. Кризис поможет отечественному бизнесу оценить истинную роль IT в управлении предприятием, как это случилось в 1998 г., когда кризис породил волну спроса на ERP-системы. Сегодняшняя рецессия может спровоцировать интерес к другим, более сложным, производственным IT- решениям.
В реальном секторе экономики значимость систем управления предприятием в кризисных условиях только возрастает. По наблюдениям аналитиков, уже сейчас востребовано в первую очередь все, что связано с управлением финансовыми потоками, с прозрачностью и четким контролем над ними. Больше внимания уделяется управлению рисками, решениям по оптимизации производственных планов, управлению затратами на персонал и взаимоотношениями с поставщиками, услугам в сфере IT-аудита, т.е. выявлению потенциала информационных систем и возможностей их эффективного применения. Наблюдается со стороны отдельных заказчиков повышение спроса на так называемые системы «Business Intelligence», которые сами по запросу быстро анализируют нужный вид данных о компании. В условиях кризиса получение быстрых аналитических результатов о деятельности компании -очень важная задача. Кто и сколько нам должен? Какие расходы являются наиболее критичными? Где можно изыскать дополнительные ресурсы? Получить оперативный ответ на эти вопросы в условиях нестабильности позволяют как раз системы «Business Intelligence», которые можно очень быстро внедрить на предприятии любого профиля. Отмечается довольно большой спрос на аналитические приложения, которые позволяют тем же банкам контролировать свой бюджет, оптимизировать затраты, а также следить за ликвидностью. Аналитические системы дают возможность более эффективно использовать ресурсы, которых сейчас на рынке явно недостаточно. Уже сегодня мы видим большой практический интерес к активному использованию в информационных системах наших крупнейших заказчиков свободного программного обеспечения -так называемого программного обеспечения с открытым кодом. Многие клиенты приступают к тестированию и эксплуатации программного обеспечения в арендной модели «Software as a Service». Текущий кризис может ускорить выход этих бизнес-моделей на IT-ры -нок. Отметим, что государство в лице Минфина отказало участникам IT-рынка в прямой финансовой поддержке на основании наличия других способов. В январе 2009 г. была создана рабочая группа по повышению устойчивости развития отрасли связи, информационных технологий, СМИ и массовых коммуникаций. Ее задачей является разработка оперативных мероприятий по обеспечению экономической стабильности и повышению устойчивости предприятий и организаций в условиях финансового кризиса, а также по противодействию
негативным социальным тенденциям в отрасли. Прямая поддержка 1Т-рынка в виде финансовых вливаний не считается эффективной мерой. 1Т-компании сильно зависят от бизнеса клиентов: если у заказчиков дела идут не очень успешно, то они в первую очередь могут сократить бюджеты на информатизацию. 1Т-компании обслуживают реальный сектор, и поэтому поддержка экономики в целом с учетом мультипликативного эффекта благоприятно скажется и на данном рынке вы -сокотехнологической отрасли. Действенный способ поддержать 1Т-рынок - не сокращать государственные программы по информатизации, поскольку государство -самый крупный заказчик на этом рынке.
Индустрия информационных технологий в ближай -шее время начнет переживать этап переформатирования, который проявится в первую очередь в сокращении количества игроков отрасли. В первую очередь пострадают 1Т-компании, узко специализирующиеся на какой-либо одной отрасли (например, промышленности), или небольшие региональные компании, выручка которых сильно зависит от определенного клиента. В сложном положении окажутся и те 1Т- компании, в капитале которых заемные средства преобладают над собственными.
Таким образом, рецессия мировой экономики отразится на реструктуризации информационного рынка
весьма неоднозначно. С одной стороны, она вызовет сокращение 1Т-расходов хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов и, соответственно, доходов отдельных, прежде всего мелких и средних 1Т-компаний и заставит некоторые из них закрыться. С другой стороны, это благоприятное время для консолидации данного рынка и специализации его направлений. Рост 1Т-отрасли должен сохраниться, но он будет носить не экстенсивный характер, как это было до сих пор, а станет более взвешенным в плане интенсивного наращивания потенциала. Это произойдет, главным образом, за счет расширения сферы 1Т -ус -луг на данном рынке. В долгосрочном периоде кризис окажет положительное влияние на информационный рынок, и он выйдет из кризиса гораздо более зрелым и сильным.
1. Арский Ю.М. и др. Информационный рынок в России. М.: ВИНИТИ, 1996.
2. Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. М.: Гелиос АРВ, 2004.
3. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: МГУ, 1993.
4. Эксперт. 2009. № 5.
5. Эксперт. 2009. № 13.
уДк 3303 А.Ю. Маркелов
СИСТЕМНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье анализируется информационная экономика, рассмотрены специфические черты информационной экономики, проанализировано влияние информационной экономики на процессы трансформации фирмы. Осуществлен анализ подходов к исследованию взаимодействий «фирма - окружающая среда».
Ключевые слова: информационная экономика, трансформация, трансформационные переходы, информация, стоимость созданная знанием, сетевая экономика.
A. Yu. Markelov
SYSTEMIC CHARACTERISTIC OF INFORMATIONAL ECONOMY
The article deals with the information economy and its specific features, analyses the information economy impact on the firm development process. The author analyses the “firm-environment” approach.
The key words: information economy, development, transformation transits, information, value by knowledge, web economy.
При исследовании фирмы и окружающего ее пространства как взаимодействующих систем, а когнитивных обменов - как части межсистемных взаимодействий важным для понимания сущности фирмы будет являться исследование внешней среды и специфики взаимодействия данной среды и фирмы с использованием системного подхода. Я. Корнаи обосновал целесообразность применения системного подхода для анализа любых экономических объектов.
Можно выделить пять основополагающих системных принципов исследования экономических объектов.
1. Объект изучения рассматривается как относительно устойчивая целостная система, находящаяся во взаимодействии с другими системами, в том числе - объемлющими данную.
2. Предпочтения, характерные для относительно самостоятельных частей и элементов системы, являются продуктами самой системы.
3. Система развивается как в силу законов собственной эволюции, так и вследствие принятия специальных административных решений.
4. Любая система обладает определенными недостатками, характерными исключительно для данной системы.
5. Одним из типичных методов анализа объектов в рамках системной парадигмы является качественное и количественное сравнение свойств изучаемой системы с соответствующими свойствами других систем.
Вообще экономическая система - это множество взаимосвязанных объектов - элементов системы, спо-