Научная статья на тему 'Реставрация православных храмов на Южном Урале в постсоветскую эпоху: восстановление Свято-Никольского храма в г. Магнитогорск (на примере творческого наследия магнитогорского архитектора В. Н. Богуна)'

Реставрация православных храмов на Южном Урале в постсоветскую эпоху: восстановление Свято-Никольского храма в г. Магнитогорск (на примере творческого наследия магнитогорского архитектора В. Н. Богуна) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
469
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА / КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / БАЗИЛИКА / ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО / ЮЖНЫЙ УРАЛ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ / МАГНИТОГОРСК / АРХИТЕКТОР / CHURCH ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL HERITAGE / BASIL / DECORATION / SOUTHERN URALS / ORTHODOX CHURCHES / MAGNITOGORSK / ARCHITECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каюмова Наиля Ахметгалеевна

Данная работа открывает цикл из трех статей, посвященных анализу творчества магнитогорского архитектора Вилия Николаевича Богуна в области храмовой архитектуры. В статье описывается вклад архитектора в сохранение и восстановление архитектурного наследия (православных культовых построек) Южного Урала в XX веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Каюмова Наиля Ахметгалеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of Orthodox churches in the southern Urals in the post-Soviet era: the restoration of St. Nicholas Church, Magnitogorsk (on the example of the creative heritage of Magnitogorsk architect V. N. Bohun)

This work opens a series of three articles devoted to the analysis of creativity Magnitogorsk architect Vilia Nikolaevicha Bohun in the field of temple architecture. The articles describe the contribution of architect in preservation and restoration of the architectural heritage (the Orthodox religious buildings) of southern Urals in the 20th century.

Текст научной работы на тему «Реставрация православных храмов на Южном Урале в постсоветскую эпоху: восстановление Свято-Никольского храма в г. Магнитогорск (на примере творческого наследия магнитогорского архитектора В. Н. Богуна)»

УДК 726.54 (1-21) ББК 85.11

Каюмова Наиля Ахметгалеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра архитектуры Магнитогорский государственный технический университет

им. Г. И. Носова г. Магнитогорск Kayumova Naila Ahmetgaleevna Candidate of Pedagogics, Associate professor, Dept. of Architecture Magnitogorsk State Technical University them. G. I. Nosov Magnitogorsk orehovna49@mail.ru

Реставрация православных храмов на Южном Урале в постсоветскую эпоху: восстановление Свято-Никольского храма в г.Магнитогорск (на примере творческого наследия магнитогорского архитектора В.Н.Богуна) Restoration of Orthodox churches in the southern Urals in the post-Soviet era: the restoration of St. Nicholas Church, Magnitogorsk (on the example of the creative heritage of Magnitogorsk architect V. N. Bohun) Данная работа открывает цикл из трех статей, посвященных анализу творчества магнитогорского архитектора Вилия Николаевича Богуна в области храмовой архитектуры. В статье описывается вклад архитектора в сохранение и восстановление архитектурного наследия (православных культовых построек) Южного Урала в XX веке.

This work opens a series of three articles devoted to the analysis of creativity Magnitogorsk architect Vilia Nikolaevicha Bohun in the field of temple architecture. The articles describe the contribution of architect in preservation and restoration of the architectural heritage (the Orthodox religious buildings) of southern Urals in the 20th century.

Ключевые слова: храмовая архитектура, культовое зодчество, архитектурное наследие, базилика, декоративное убранство, Южный Урал, православные храмы, Магнитогорск, архитектор.

Key words: Church architecture, Church architecture, architectural heritage, Basil, decoration, southern Urals, Orthodox churches, Magnitogorsk, architect.

Актуальность подобных аналитических исследований определяется, на

наш взгляд, несколькими причинами: с одной стороны, это определенный вклад

в историю архитектуры, который связан с творчеством отдельных архитекто-

ров, сыгравших заметную роль в развитии российской архитектуры и в частности архитектуры регионов и провинциальных городов; с другой стороны, это страница в летописи художественной культуры общества и зодчества как одного из направлений изобразительного искусства; в-третьих, это констатация актов творчества конкретного архитектора, являющегося своеобразным отражением направлений и поисков современной ему архитектуры. Такие работы позволяют воссоздать творческое лицо зодчего, установить основные вехи его деятельности, выявить характерные приемы и методы его мастерства и на основании этого определить его вклад в развитие отечественного зодчества в известный исторический период.

Вилия Николаевича Богуна, творческий путь которого начался в 50-е годы XX века в городе Магнитогорске, можно с полной мерой ответственности причислить к архитекторам, чье творчество достойно пристального внимания и подробного изучения. В самом общем плане творчество В. Н. Богуна, основные проекты и постройки которого с 1958 года связаны с городом Магнитогорском, - это, по сути, история развития архитектуры индустриальных городов второй половины прошлого столетия. В строениях В. Н. Богуна соединились высокие функциональные качества, конструктивная логика, монументальность и красота.

В данной работе мы не будем останавливаться подробно на описании всех его построек, так как исследованию архитектурного и проектного наследия зодчего периода развитого социализма посвящены диссертационная работа Е. К. Казаневой «Особенности профессиональной деятельности главного архитектора города» и монография Е. К. Казаневой и В. С. Федосихина «Главные архитекторы социалистического Магнитогорска», опубликованная в 2009 году и имеющая несомненную ценность как основа для дальнейших исследований. В этой монографии дается анализ и достаточно подробное описание большинства построек Вилия Николаевича, приведены цитаты из наиболее важных докумен-

тов архитектора и отзывов о его работах, а также представлен достаточно полный подбор иллюстраций.

Однако во всем своем разнообразии творчество Вилия Николаевича остаётся, на наш взгляд, недостаточно изученным. Так, например, особый пласт в творчестве талантливого зодчего представляют культовые постройки, изучение которых позволяет внести значительный вклад в историю храмовой архитектуры XX века. Однако первое, что мы обнаружили, это отсутствие каких-либо материалов о работах зодчего (проектах и постройках) данного направления. В связи с этим представляется актуальным восполнение этого малоизвестного и практически неизученного направления в проектной деятельности В. Н. Богуна. Отсюда целью нашего исследования является освещение и характеристика его творческих поисков в области культовой архитектуры. В процессе работы над заявленной темой мы изучили творчество В. Н. Богуна, его личные архивные материалы, проекты, храмовые постройки. Важную часть исследования составляет изучение графического материала из фонда архитектора.

Богун Вилий Николаевич (рис. 1) - выпускник архитектурного факультета Харьковского инженерно-строительного института, Заслуженный архитектор РСФСР (1979 г.), председатель правления Магнитогорской организации Союза архитекторов СССР, член правления Союза архитекторов РСФСР (с 1980 г.). В период 1979-1987 годов профессиональная деятельность Вилия Николаевича Бо-гуна осуществлялась в должности начальника управления по делам строительства и архитектуры и главного архитектора города. Особо значимыми для города являются реализованные в постройках такие его авторские проекты, как здания Дома Советов, администрации треста Магнитострой, дом иностран-

Рис. 1. Богун Вилий Николаевич

(1931-2004)

ных специалистов, а также многие коллективные проекты (микрорайон № 112, квартал № 109), многие из которых отмечены дипломами и премиями Госстроя РСФСР. Можно с полной уверенностью сказать, что в период своей деятельности в должности главного архитектора города В. Н. Богун активно участвовал в разработках проектов и детальной планировке практически всех микрорайонов и жилых зданий города Магнитогорска. Им грамотно и своевременно решались проблемы по реализации генерального плана города, так как фактическая застройка существенно отличалась от утвержденного проекта. Значительное внимание он уделял общественной деятельности, активно сотрудничал с руководством местных проектных строительных организаций, с руководством предприятий города; постоянно выступал в местных СМИ (газетах и журналах), на радио и телевидении, перед творческими союзами, устраивал и посещал конкурсы архитекторов и художников.

Однако ему всегда хотелось быть свободным от административных и общественных обязанностей, чтобы полностью посвятить себя архитектурному творчеству. 90-е годы XX столетия определили еще одно направление в творчестве В. Н. Богуна. Вилий Николавич говорил, что ранее, являясь начальником отдела по делам строительства и архитектуры, и главным архитектором города, он был ограничен профессиональными и административными рамками, поэтому после ухода с должности главного зодчего социалистического Магнитогорска самой большой радостью для него стала возможность обратиться к «духовному» зодчеству. В своей статье «Судьба архитектора» Ирина Соболева приводит слова Вилия Николаевича: «Мне приходилось работать над заказами негосударственных объектов. В основном они все - культового направления. Я воспитывался на культовой архитектуре - она несет необыкновенную гармонию. В с. Агаповке стоит мной спроектированная часовня-памятник сельчанам района, погибшим в Великой Отечественной войне. В Башкирии я восстановил старую русско-православную церковь святых Петра и Павла, которая была разрушена в советское время. Когда-то ее построил купец Демидов... По моему проекту в

нашей тюрьме заключенные построили для себя часовню. Эту работу я делал бескорыстно. У меня было огромное желание сделать добро людям, оказавшимся вне закона» [11].

В письме к протоигрею Михайло-Архангельского храма Отцу Флору Ви-лий Николаевич писал: «Судьба моя так распорядилась, что после окончания института я по своей воле приехал в Магнитку в 1956 году и начал свою трудовую деятельность архитектором. Еще в студенческие годы с особым вниманием я изучал архитектуру культовых сооружений и памятников, относящихся к православию, где отмечал талант и умение народных зодчих. Всю свою творческую жизнь мечтал о проектах и строительстве часовни, церкви, храма и т. п. Я познакомился с храмами Древней Руси, гг. Киева, Костромы, Москвы, Ленинграда, Иркутска и многих городов, где подобные сооружения были. Подобное знакомство позволило мне понять специфику, традиции и архитектуру этих сооружений» [4]. Как отмечает его жена (ныне вдова) Зинаида Васильевна, ему нравилась храмовая архитектура, он всегда увлекался созданием храмов.

Культовое зодчество на Руси с момента её крещения занимало особое место в душе русского человека, поэтому во все времена строительство храмов почиталось как праведное богоугодное дело. Однако после 1917 года «пришли иные времена» - пропаганды атеизма и борьбы с религией. Сия чаша не миновала станицу Магнитную. Ее церкви разделили печальную участь большинства российских храмов. Их разрушение совпало с началом строительства комбината и города «светлого будущего, без церквей и попов».

Изменение государственной политики по отношению к церкви и «восстановление церковной жизни» началось только во время Великой Отечественной войны. После войны, хотя и медленно, начала возрождаться Православная Церковь. Так, в городе Магнитогорске в двух поселках - имени Дзержинского и имени Димитрова - были выкуплены два строения: здание магазина и жилой дом, перестроенные под церкви: Святителя Николая Чудотворца (п. Дзержинского) (1945 г.) и Михаила Архангела (1946 г.). Автором проекта

реконструкции здания магазина под Храм Святителя Николая Чудотворца был архитектор Михаил Николаевич Дудин, воплотивший проект в жизнь за полтора месяца (рис. 2). Однако в конце 1950-х-начале 1960-х годов по стране прошла новая волна репрессий против церкви, священнослужителей и паствы. Храмы закрывали и перепрофилировали. Так, в 1961 г. был закрыт и понёс значительные утраты Свято-Никольский храм: были сняты купола и колокольня, заложены оконные проемы, уничтожен декор, снесены ограждения и церковные постройки (рис. 3). В результате от изначального облика Свято-Никольского храма уцелел лишь основной объем. Почти 30 лет храм был в запустении: сначала его превратили в клуб, потом в планетарий, и, в конце концов, в меховой склад.

Рис. 2. Храм Святителя Никола Чудотворца (Свято-Никольский храм), 1950-е годы. Вид с северо-восточной стороны. _Архитектор М. Н. Дудин_

Рис. 3. Свято-Никольская церковь после закрытия, 1980-е гг. г. Магнитогорск. Вид с южной стороны

Самые значительные перемены в правовом статусе Русской Православной Церкви произошли в начале 1990-х годов: 25 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О свободе вероисповедания». Сегодняшняя ситуация в России принципиально поменялась: изменилось отношение к Церкви со стороны государства и властей, прекратились гонения на верующих, восстанавливаются разрушенные и изуродованные за 70 лет храмы и строятся новые.

Так, в 1990 году был возвращён Церкви Свято-Никольский храм, а Вилию Николаевичу Богуну представилась возможность реализовать свою мечту и заняться творчеством в области храмовой архитектуры. По сохранившимся чертежам ему предстояло разработать рабочий проект восстановления Свято-Никольского храма, чтобы вернуть церкви изначальный облик, воссоздав вертикальные завершения, входные группы и другие разрушенные архитектурные элементы. В мае 1991 года были готовы макет и проектная документация реставрации церкви. В процессе возрождения храма талантливый архитектор бережно отнесся к творению М. Н. Дудина (рис. 4).

Здесь следует сказать, что в условиях ХХ-ХХ1 веков восстановление архитектуры ранее построенных зданий не может быть собственно реставрацией, а является скорее «реставрацией-гипотезой», так как постройки, во-первых, воссоздаются в материалах нового поколения и, во-вторых, могут претерпевать какие-либо изменения, например в декоре, цветовом решении фасадов и т. д. При этом значение возрождающихся храмов как новоделов или элементов новоделов не может быть занижено, поскольку восстановление осуществляется на основе сохранившихся историко-архивных и проектных материалов. Это в полной мере относится к Свято-Никольскому храму. Так, в сравнении с первоначальным обликом церкви 1950 года (в архитектуре М. Н. Дудина) внешний вид ее в процессе восстановления храма и реставрационных работ в последующие годы претерпел некоторые видоизменения, которые коснулись устройства входных групп, декоративного убранства, цветовоого решения фасадов, оконных проемов ба-

Рис. .4. Макет реставрации Свято-Никольской церкви, г. Магнитогорск, 1991-е годы. Северный фасад. Архитектор В.Н. Богун (личный архив архитектора В. И. Богуна)

рабана и облицовки большого купола. В. Н. Богун также видоизменил покрытие большого купола, внешний декор и цветовое решение фасадов.

На рис. 5, 6 представлены фотографии Свято-Никольской церкви в первый период ее восстановления (1996 г.) и в ходе последующих реставрационных работ (2008 г.).

Рис. 5. Храм Святителя Николая Чудотвор- Рис. 6. Храм Святителя Николая Чудотворца ца (Свято-Никольский храм). 1996 г. Вид с (Свято-Никольский храм). 2008 г.

южной стороны Южный фасад

Основные реставрационные работы по проекту Вилия Николаевича были осуществлены в первые годы после открытия храма благодаря помощи со стороны руководства открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат», поставлявшего кирпич и пиломатериалы. В 1992-1993 годах восстановлены главный купол и колокольня; в 1995 году перед Благовещением освящены пять новых колоколов, которые были изготовлены (отлиты в Каменск-Уральске) и установлены на деньги, пожертвованные прихожанином Свято-Никольского храма Алексеем Рязановым. В 2003-2004 годах к престольному празднику нержавеющей сталью с напылением нитрит-титана покрыт шатер колокольни; к празднику Святой Троицы облицован и воздвигнут крест на основном куполе храма; к празднику Покрова Пресвятой Богородицы украшен золотыми звёздами большой купол; накануне Рождества Христова совершен чин освящения Креста и его установка на куполе алтаря. В целом же восстановительные работы велись в течение десяти лет.

Таким образом, благодаря В. Н. Богуну храм Святителя Николая Чудотворца обрел новую жизнь и сегодня играет значительную роль в духовной жизни города Магнитогорска и молодой Магнитогорской епархии. Храм Святителя Николая Чудотворца (Свято-Никольский храм), расположенный по адресу: улица Чкалова, 79 среди преимущественно одноэтажных построек, гармонично вписывается в застройку поселка Дзержинского, украшая собой улицу, которая ведет к одному из значимых для магнитогорцев месту - городскому кладбищу.

Как известно из истории, уральская архитектура, в том числе и культовая, получила свое развитие в ХУШ-Х1Х веках в эпоху преобразовательного царствования Петра I. Характерной чертой храмовой архитектуры на Урале была ярусная основа объемов, венчающаяся пятиглавием. В то время же в России возводились церкви базиликального типа, состоящие из трех частей: притвора с колокольней над ним, трапезной и квадратного или круглого в своей основе храма с куполом.

На основе изученной нами типологии храмовой архитектуры мы предполагаем, что при проектировании Свято-Никольской церкви был применен бази-ликальный тип построек, что обусловлено историческими и региональными предпосылками. Церковь возводилась, во-первых, в тяжелые послевоенные годы (1945 год); во-вторых, с учетом формы и объёма существующей прямоугольной постройки - здания магазина, и, в-третьих, в условиях ограниченного финансирования строительства, поэтому первый её архитектор - М. Н. Дудин и обратился к базиликальному типу храма. Объясняется это тем, что объемно-планировочная композиция базилики имеет ряд преимуществ: во-первых, с инженерной точки зрения ее строительство проще и поэтому дешевле, во-вторых, внутреннее пространство таких построек более функционально, в-третьих, форма базилики красива простотой и узнаваема и, в-четвертых, без нарушения композиционного решения возможно добавление в последующем архитектурных элементов и декора. Именно поэтому храм Святителя Николая Чудотворца

в г. Магнитогорске представляет удобную, рационально организованную и красивую постройку.

Сегодняшний Свято-Никольский храм выглядит очень празднично: благодаря, с одной стороны, сохранению элементов, свойственных и постройкам конца XVII века, и архитектуре XVIII века, а с другой стороны, всем изменениям, которые были произведены в декоре за годы, прошедшие с момента восстановления храма. Все это дает основание отнести Свято-Никольский храм к лучшим образцам регионального культового зодчества Южного Урала XX века. Особо следует отметить, что все внешние и внутреннее убранство Свято-Никольского храма, любая деталь, независимо от того часть ли это строительной конструкции или элемент художественной отделки, несет в себе не только архитектурный, но и духовный смысл, так как основной целью православной архитектуры всегда было возбуждение в человеке стремления к духовному преображению и совершенствованию, а также утверждению православных людей в вере.

Библиографический список

1. Алексеев, Ю. В. История архитектуры, градостроительства и дизайна : курс лекций [Текст] / Ю. В Алексеев, В. В. Бондарь, В. П. Казачинский. - М. : Изд-во АСВ, 2004. - 448 с.

2. Архитектура, строительство, дизайн : учебник для студ. высш. архитектурно-строительных учеб. завед. [Текст] / В. И. Бореев, А. Г. Лазарев, М. А. Квартенко и др.; под ред. А.Г.Лазарева / Серия «Строительство и дизайн». - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 320 с.

3. Богун Вилий Николаевич - краткая биография [Электронный ресурс] //Информационный портал - Режим доступа: http://kazak-magnitka.ru/forum/16-812-1.

4. Богун, В. Н. Письмо Отцу Флору / В. Н. Богун: личная переписка (нояб., 1999 г). - [Рукопись].

5. Казанева, Е. К. Главные архитекторы социалистического Магнитогорска : монография / Е. К. Казанева, В. С. Федосихин : - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2009. - 165 с.

6. Лазарев, А. Г. Справочник архитектора [Текст] / А. Г. Лазарев, А. А. Лазарев, Е. О. Кудинова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2005. - 352 с.

7. МДС 31-9.2003 Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы : пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99 [Электрон. ресурс] // Информационный портал. - Режим доступа : http://www.gosthelp.ru/text/MDS3192003Pravoslavnyexra.html.

8. НОУРО Гнилицкая православная гимназия имени святителя Николая Чудотворца : реферат по МХК : Храмовая архитектура XII-конца XIX веков. - Нижний Новгород, 2011. [Электронный ресурс] // Информационный портал. - Режим доступа : http://knowledge.allbest.ru

9. О храме [Электрон. ресурс] // Информационный портал. - Режим доступа : http://svyato-troitski y.ru/about.

10. Православные храмы Челябинской области: история и архитектура [Текст]:/ нач. ред. В. Д. Оленьков. - Челябинск : Автограф, 2008. - 256 с.

11. Соболева, И. Судьба архитектора // Магнитогорские вести. - 2000. - 25 нояб.

Bibliography

1. Alekseev, . History of architecture, urban planning and design : lectures [Text] / Y. V. Alekseev, V. V. Bondar, V. P. Kazachinskiy. - Moscow : Publishing House of the DIA, 2004. - 448 р.

2. Architecture, Building, Design : a textbook for students of higher architectural schools [Text] / V. I. Boreas, A. G. Lazarev, M. A. Kvartenko etc.; ed. A. G. Lazareva. - Rostov-n/D: Phoenix, 2005. - 320 p.

3. Bohun Vily Nikolaevich - brief biography [Electronic resource] // Information Portal. - Access mode : http://kazak-magnitka.ru/forum/16-812-1

4. Bohun, V. N. Letter Father Flora / V. N. Bohun : personal correspondence (nov., 1999). [Manuscript]. - Nov. - 2 p.

5. Kazaneva, E. K. Main architects of the socialist Magnitogorsk : monograph / E. K. Kazaneva, V. S. Fedosihin:. - Magnitogorsk : Publ Magnitogorsk. State. Te^n. Zap them. G. I. Nosov, 2009. - 165 p.

6. Lazarev, A. G. Directory architect [ Text] / A. G. Lazarev, A. A. Lazarev, E. O. Kudinova. - Rostov-n/D. : Phoenix, 2005 - 352 p.

7. MDS 31-9.2003 Orthodox churches. Volume 2. Orthodox churches and complexes : manual for the design and construction to SP 31-103-99 [Electronic resource] // Information Portal. - Mode of access : http://www.gosthelp.ru/text/MDS3192003Pravoslavnyexra.html

8. NOURO Gnilitskaya Orthodox school named St. Nicholas. Summary on the MCC Sacred Architecture XII-the end of XIX centuries. - Nizhny Novgorod, 2011. [Electronic resource] // Information Portal. - Mode of access: http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0a65635a3bd78b4d53a89521316c26 0.html.

9. About the church [ Electronic resource] // Information Portal - Mode of access: http://svyato-troitskiy .ru/ about.

10. Orthodox churches in the Chelyabinsk region: history and architecture [ Text] / beg. Ed. VD Chevrotains. - Chelyabinsk : Auto Count, 2008 - 256 p.

11. Soboleva, I. The fate of the architect // to Magnitogorsk. - 2000 - Nov. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.