Научная статья на тему 'Республика Саха (Якутия) по параметрам индекса развития человеческого потенциала за 2000-2004 гг'

Республика Саха (Якутия) по параметрам индекса развития человеческого потенциала за 2000-2004 гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
686
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Г.А.

Рассматривается современное понятие качества жизни населения как источника социального благополучия и устойчивого развития государства и его регионов. Исследуется положение Республики Саха (Якутия) по интегральному показателю индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) и его составляющих по рейтинговым таблицам положения регионов России в динамике за 2000-2005 гг. Сравниваются между собой показатели ИРЧП и его составляющих регионов Дальневосточного федерального округа за этот же период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пономарева Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Республика Саха (Якутия) по параметрам индекса развития человеческого потенциала за 2000-2004 гг»

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) ПО ПАРАМЕТРАМ ИНДЕКСА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗА 2000-2004 гг.

Г. А. ПОНОМАРЕВА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Институт региональной экономики Севера

Социальное благополучие государства, его населения во многом зависит от проводимой государственной и региональной политики, направленной на повышение качества жизни населения. В российских регионах существуют разнообразные приоритеты и неодинаковые возможности социально-экономического развития, включая цели по улучшению параметров, отражающих уровень и качество жизни населения. В конечном итоге возможности конкретного региона и направленные усилия региональных властей по этому пути отражают место региона среди других регионов РФ по решению социальных проблем.

Сравнение основных параметров (количественных индикаторов) качества жизни населения между регионами России является актуальным с точки зрения возможности выявления слабых и сильных сторон социальной политики и социального развития региона, также выявления основных направлений региональной.

В Конституции Российской Федерации записано, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В социально-экономической литературе достойная жизнь и свободное развитие человека чаще всего характеризуются уровнем жизни. При этом под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей. В свою очередь, благосостояние — это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. С целью количественного описания уровня жизни населения к настоящему времени предложено несколько систем показателей, но их разбор не

входит в нашу задачу. Понятие «качество жизни» несколько шире понятия «уровень жизни». Их различие состоит во включении в понятие «качество жизни» не только удовлетворения материальных и социальных потребностей, но и образа жизни как деятельности субъекта в соответствии (или несоответствии) с общепринятыми в конкретном обществе ценностями (ценностными ориента-циями), т. е. степень удовлетворения культурных и духовных потребностей человека. В настоящее время повышение качества жизни в мире и в России рассматривается как важнейший приоритет всех уровней власти, как общечеловеческая идея, способная существенно повлиять на весь ход мирового развития.

Приоритетом в нашем государстве и обществе постепенно становится каждый конкретный человек и его семья, поэтому необходимыми целенаправленными действиями со стороны государства по повышению уровня благосостояния населения, поддержке семьи, материнства и детства, укреплению здоровья населения, его уровня образованности, по возрождению нравственности и духовности стали принятые для реализации национальные проекты «Здоровье», «Образование» и др.

Долгое время в связи со сложностью определения понятия «качество жизни» населения и его количественных критериев измерения ученые не могли разработать интегральный показатель, отражающий хотя бы основные базовые характеристики такого всеобъемлющего понятия. В настоящее время таким показателем и интегральным критерием качества жизни населения является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

В начале 1990-х гг. группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала.

Она возникла как противовес традиционному пониманию развития, как роста объема материальных благ и услуг. В концепции во главу угла ставится не способность к производительному труду (т. е. экономическая ценность индивида), а само развитие человека через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода.

Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Преимущество концепции — в выделении базовых критериев социального развития (долголетие, образование, доход), пригодных для количественных сопоставлений. Практически одновременно с возникновением концепции развития человека встала проблема количественной оценки достижений в области улучшения жизни людей во всем мире. Иными словами, потребовался своеобразный индекс, который должен был учитывать желание человека жить дольше, получать знания, иметь достойный уровень жизни, приличную работу и быть свободным, и который, опираясь на статистические показатели, смог бы отразить параметры развития, выходя за рамки оценки благосостояния человека лишь на основе показателей ВВП на душу населения. Такой индекс был разработан и был назван индексом развития человеческого потенциала. Таким образом, ИРЧП — показатель уровня жизни, совмещающий все ее основные сферы: здравоохранение, образование и экономическое благосостояние. Каждый из показателей берется из исследований специализированных институтов ООН и Всемирного банка, все они затем складываются.

При подсчете ИРЧП учитываются несколько количественных показателей:

1) индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, фиксированные значения (определенные Программой развития ООН): максимальное — 85 лет; минимальное — 25 лет;

2) индекс грамотности взрослого населения (15 лет и старше): максимальное — 100 %, минимальное — 0 %;

3) индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6—24 года), охват образованием: максимальное — 100 %, минимальное — 0 %;

4) совокупный индекс достигнутого уровня образования:

Индекс

5) индекс реального ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС), в долл. США: максимальное — 40000 долл. по ППС, минимальное — 100 долл. по ППС.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) включает три компоненты (1, 4, 5) и определяется по формуле простой средней арифметической из трех индексов, что свидетельствует о равенстве составляющих для характеристики развития человеческого потенциала

значения 1 индекса

3 продолжительности + жизни

значения индекса

значения индекса

достигнутого 2 значения -1 значения

уровня индекса 'индекса

гоамотности Зг

образования

грамотности 30браз0Еання

Поскольку составляющие ИРЧП — показатели в разных единицах измерения, то их сводят к относительным уровням (нормализуют перед усреднением), что приводит их к единой шкале измерений.

Максимально возможное значение ИРЧП — 1, минимальное — 0. Индекс ИРЧП меньше 0,5 принято называть «низким развитием», больше 0,8 — «высоким развитием».

Применяя этот критерий, эксперты ООН разделяют страны мира на три группы — с высоким (0,8 и более), средним (0,7—0,8) и низким (0,7 и менее) ИРЧП. Эти же критерии учитываются и при ранжировании регионов России.

В России ИРЧП по регионам рассчитывается с 1998 г., но расчеты ведутся по 79 регионам, так как государственная статистка по автономным округам, входящим в состав других регионов ВРП (валовой региональный продукт), не вычисляет. Следует также заметить, что ежегодные «Доклады о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации», так же, как и ежегодные «Доклады о развитии человека», по всем странам составляется с отставанием в два года.

В данной статье анализируется индекс развития человеческого потенциала Республики Саха (Якутии) в динамике за 2000—2004 гг. в сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа (ДВФО) по материалам Интернета, где опубликованы таблицы «Рейтинга регионов РФ по индексу развития человеческого потенциала» за эти годы: Индекс развития человеческого потенциала по ре-

гионам России за 2000 г. (по данным доклада ПРО-ОН) — htth://pda. Regnum. ru//news/181582.html и Социальный атлас российских регионов /http:// atlas. socpol. ru/about (данные за 2001—2004 гг.).

Республика Саха (Якутия) — самый крупный по территории субъект России (1/5 часть), но в нем проживает всего 0,7 % численности россиян. Якутия является горнодобывающей республикой. По подсчетам ученых, стоимость разведанных запасов и первоочередных прогнозных ресурсов основных видов минерального сырья в недрах республики на уровне 2001 г. оценивается в 2,23 трлн долл., при годовом объеме добычи минерального сырья около 2,68 трлн долл. (в ценах мирового рынка, при курсе 30 руб. за 1 долл.) [5, с. 59]. Республика Саха (Якутия) занимает в стране лидирующие позиции по добыче и производству некоторых видов сырья и продукции, обеспечивая 100 % добычи российской сурьмы, 98 — алмазов, 40 — олова, 12 — золота и 32 % производства бриллиантов. Разработка ценных и дефицитных минеральных ресурсов — главная специализация промышленности Якутии в общероссийском хозяйстве.

Якутия — один из динамично и поступательно развивающихся регионов страны. Республика входит в число регионов с уровнем социально-экономического развития выше среднего. Темпы роста валового регионального продукта — одни из самых высоких за последние 15 лет. По объему произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции республика занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе и 22-е место по России в целом. Валовой региональный продукт на душу населения в Республике Саха (Якутия) вырос с 84,6, тыс. руб. в 2000 г. до 172,9 тыс. руб. в 2004 г. — рост более чем в 2 раза [3].

Большую часть объемов промышленного производства обеспечивает цветная металлургия (добыча алмазов, золота, олова, сурьмы) и топливно-энергетический комплекс (добыча угля, газа, нефти и электроэнергетика). Их доля составляет более 90 % в общем объеме продукции собственного производства Якутии. В то же время необходимо отметить высокую степень зависимости общего экономического состояния региона и доходов бюджета от алмазодобывающей промышленности, которая в общем объеме промышленного производства составляет 60 %, и от результатов деятельности которой формируется 55 % доходов бюджета республики.

В Республике Саха (Якутия) много внимания уделяется решению социальных вопросов: повышению уровня и качества жизни каждого жителя

республики. Только в последний год принято для реализации несколько региональных целевых программ (в основном, продолжающих ранее принятые и реализованные), направленных на существенное улучшение социального положения граждан республики. Это такие программы, как: Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 гг. (с общим объемом финансирования 5 024 млн руб.); Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) до 2011 г. (5 144,3 млн руб.); Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) до 2011 г. (689,6 млн руб.); Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007 — 2011 гг. (2 168,7 млн руб.); Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 гг. (38 919,1 млн руб.); Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007—2011 гг. (1099,2 млн руб.); Жилище (22 421,5 млн руб.); Реформирование в развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) до 2011 г. (17 280,4 млн руб.) и ряд других отраслевых программ.

Главное конкурентное преимущество современной экономики, особенно на востоке страны, связано с развитием человеческого потенциала, поскольку Дальний Восток всегда являлся и является трудодефицитным регионом страны, поэтому эффективность экономического развития становится во многом производной от эффективности социального развития личности, эффективности институтов гражданского общества, политической и государственной системы. Ключевым направлением социальной политики республики является не только расширение мер социальной помощи и поддержки населения, но и развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу. В этом направлении в Якутии достигнуты определенные успехи, что не могло не повлиять на результаты интегрального ИРЧП.

По сводному интегральному ИРЧП за 2004 г. Республика Саха (Якутия) находится на 8-м месте среди 79 субъектов России, что обусловлено высокой оценкой его составляющих: качества жизни населения; материального благосостояния населения; качества социальной сферы; качества экологической ниши, — и занимает лидирующие позиции среди регионов ДВФО. Значение индекса Якутии в 2004 г. составляет 0,790 (РФ — 0,781), т. е. находится в группе регионов со средним уровнем

развития, вплотную подойдя к группе лидеров с высоким уровнем развития. Впереди по рейтингу только семь регионов: г. Москва, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Татарстан, Томская, Липецкая и Омская области.

За 2000—2004 гг. Якутия значительно улучшила свои позиции в рейтинге ИРЧП среди регионов России, — если в 2000 г. она занимала 14-е место, то в 2004 г. — 8-е место, улучшив свои позиции на 6 пунктов. Положительную динамику за этот период показали и другие регионы ДВФО. Улучшили свое положение в рейтинге регионов 7 субъектов, в том числе Магаданская область переместилась с 48 на 26 место (на 22 пункта), Чукотский АО — с 75 на 47 (на 28 пунктов), Камчатская область — с 63 на 53 (на 10 пунктов), остальные 3 субъекта — от 1 до 2 пунктов. Аутсайдером по положению ИРЧП среди регионов России и ДВФО ряд лет является Еврейская АО, занимая нижние строчки в рейтинге — 77 или 78 место. Размах рейтинговых значений между лидером (Якутия — 8 место) и аутсайдером (Еврейская АО — 77 место) среди дальневосточных субъектов РФ в 2004 г. составил 69 индексных пунктов.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, или, иначе, индекс долголетия, среди субъектов ДВФО наиболее высок у Республики Саха (Якутия). На втором месте после Якутии — Камчатская область, которая с 2000 по 2004 г. улучшила свой рейтинг на два индексных пункта, переместившись с 51 на 49 место. На третьем — Приморский край, который за этот же период также улучшил свои позиции на 2 пункта и переместился с 54 на 52 место. Остальные регионы ДВФО в 2004 г. занимали с 64 по 78 места. Разброс рейтинговых мест субъектов ДВФО по индексу долголетия говорит о сильной дифференциации ожидаемой продолжительности жизни при рождении, которая в свою очередь характеризует различное состояние здравоохранения в этих субъектах.

0,675 0,670 0,665 0,660 0,655 0,650 0,645 0,640 0,635

2000

2002

2004

Рис. 1. Динамика индекса долголетия Республики Саха (Якутия) за 2000 - 2004 гг.

Индекс долголетия в Якутии самый низкий среди трех слагающих ИРЧП. По индексу долголетия, который определяется в основном по ожидаемой продолжительности жизни при рождении, республика занимала 39 место в 2004 г. среди регионов РФ, улучшив на 10 пунктов свои позиции по сравнению с 2000 г. (49 место), но на самом деле произошло даже снижение значения индекса с 0,66 до 0,65 (рис. 1).

До сих пор ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Якутии ниже, чем в целом по России (см. таблицу). Средняя ожидаемая продолжительность жизни выросла с 64,6 лет (2000 г.) до 64,7 лет (2005 г.) у мужчин и с 71,2 до 71,6 лет у женщин за тот же период. При этом выросла разница средней ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами с 2000 по 2004 г. с 12,3 до 13 лет.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении во многом зависит от эффективности сложившейся системы здравоохранения. Одними из главных критериев, отражающих ожидаемую продолжительность жизни при рождении, являются показатели: коэффициент младенческой смертности (до одного года) и коэффициент общей и возрастной смертности, измеряемый числом умерших на 1 000 чел. населения.

В Якутии в результате улучшения оснащенности детских предприятий здравоохранения оборудованием диагностики и лечения, дорогостоящими лекарственными препаратами коэффициент младенческой смертности значительно снизился: с 17,6 (2000 г.) до 10,6 (2005 г.) на 1 000 родившихся, но смертность на 100 тыс. чел. населения, в целом, увеличилась с 956,3 до 1 020,3 чел. При этом увеличилась смертность по таким классам причин, как: болезни органов пищеварения, системы кровообращения, нервной системы и органы чувств, эндокринной системы и инфекционных и паразитарных болезней.

Выравнивание ситуации с индексом долголетия должно осуществляться через вложение средств в сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин, в программы здравоохранения, в пропаганду здорового образа жизни, что является наиболее продуктивным путем.

Индекс достигнутого уровня образования (индекс образования) — также важный показатель развития человеческого потенциала, характеризующий

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

Год Все население В том числе

мужчины женщины

Российская Федерация Якутия Российская Федерация Якутия Российская Федерация Якутия

2000 65,3 64,6 59 58,9 72,2 71,2

2001 65,3 64,4 59 58,4 72,3 71,4

2002 64,8 64,8 58,5 58,9 72 71,7

2003 65,1 64 58,8 58,1 72 70,6

2004 65,3 64,2 58,9 58,5 72,3 70,7

2005 65,3 64,7 58,9 58,6 72,4 71,6

уровень образованности населения. По этому показателю среди регионов ДВФО Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции — первое место, а среди регионов России — 8-е со значением 0,921, что на 0,015 выше, чем по РФ. По этому индексу Якутия находится в среде регионов с высоким уровнем развития системы образования. Из дальневосточных регионов в группе с индексом выше среднего (более 0,9) находятся 5 субъектов: Республика Саха (Якутия), Хабаровский край (значение индекса — 0,918), Магаданская область (0,912), Приморский край (0,903) и Камчатская область (0,9). По сравнению с 2000 г. улучшили свои позиции в рейтинге по индексу образования: Якутия переместилась с 53 на 8-е место, Магаданская область (с 76 на 16-е место), Камчатская область (с 72 на 36-е место), Сахалинская (с 72 на 67-е) и Чукотская АО (с 79 на 72-е место), т. е. большинство дальневосточных регионов уделяют должное внимание качеству рабочей силы, что проявляется в развитии системы среднего специального и высшего профессионального образования, развития системы перепрофилирования квалификации безработных и т. д.

В Якутии развитие системы образования с 1990-х гг. является стратегической задачей региональной политики. Сеть общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) характеризуется преобладанием учебных заведений, расположенных в сельской местности (72,2 %), из них 79 % от числа сельских школ — школы малокомплектные и малочисленные. В сельских школах обучаются 45,5 % от общего числа школьников. Поэтому значительное внимание уделяется обновлению школьных зданий (ежегодно строится 5—8 новых сельских школ в разных районах), обеспечению пожарной безопасности каждой школы республики. На территории Якутии в местах компактного проживания коренных народов насчитывается 21 тыс. чел., ведущих традиционный образ жизни (оленеводство, охота, рыболовство). В условиях

модернизации общества сохранение традиционного уклада жизни является главным фактором развития языков, культур и форм хозяйствования, поэтому создана сеть кочевых образовательных учреждений республики для обеспечения доступности качественного образования детям коренных малочисленных народов Якутии; повышения статуса и эффективности учебно-воспитательной деятельности; возрождения и сохранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера. Из дошкольных образовательных учреждений в сельской местности находится 68 % учреждений. Охват общественным дошкольным образованием детей в возрасте 1—6 лет вырос до 68,6 % (в 2000 г. — 67,1 %), но потребности в детских дошкольных учреждениях до сих пор стоят остро. На учете для определения в дошкольные учреждения в республике состоят около 20 тыс. детей, т. е. неудовлетворенность потребностей составляет 33,2 % всех детей соответствующего возраста (по статистическим данным за 2005 г.).

За последние 10 лет построены каждая пятая школа, каждое десятое дошкольное учреждение, обновлены здания педагогических училищ. Новые здания школ в сельской местности строятся как центры дополнительного образования не только детей, но и всего населения, когда в сельском населенном пункте нет других, более крупных, социальных объектов. Возросли тенденции интеграции различных ступеней образования на базе общеобразовательной школы типа «школа—детский сад», «школа—ПТУ»; «школа—интернат», «школа — вузовский колледж», «школа — ресурсный центр». Увеличилось число детей, занимающихся дополнительным образованием (эколого-биологическим, техническим, туристско-краеведческим и др.) во внешкольное время — 78,3 тыс. детей (2000 г. — 72,2 тыс.). В целях поддержки талантливой молодежи Указом президента Якутии учреждены 700 единовременных стипендий для школьников, тридцать лучших школ республики получают гранты.

В связи с выросшим числом средних специальных учебных заведений (2000 г. — 22, 2004 г. — 28), вузов (2000 г. — 9 с филиалами, 2004 г. — 34 с филиалами местных и центральных вузов) возросло число студентов. В 2004 г. на каждые 10 000 чел. населения приходилось 178 студентов средних специальных учебных заведений и 445 студентов вузов. Образованность населения значительно выросла. По переписи населения 1989 г., уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше на каждые 1 000 чел. приходилось 113 чел. с высшим образованием, 17 — с незаконченным высшим, 230 — со средним специальным образованием, по данным переписи 2002 г. — 146, 32, 293 соответственно.

Третьим компонентом ИРЧП является индекс доходов или индекс реального ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС). Максимальным достижением государства считается, когда уровень валового регионального продукта на душу населения достигнет 40 тыс. долл. по паритету покупательной способности, но в России в целом в 2004 г. этот показатель составил 9,9 тыс. долл. и по сравнению с 2000 г. вырос на 3,2 тыс. долл. Наивысшее значение ВРП на душу населения по ППС в 2004 г. показывает только Тюменская область — 44,8 тыс. долл., у всех остальных регионов России эти цифры на порядок меньше. Из регионов ДВФО по параметрам валового регионального продукта на душу населения по паритету покупательной способности в 2004 г. лидирует Чукотский АО (13,4 тыс. долл.), который значительно улучшил свои позиции в рейтинге, сместившись с 67 на 5 позицию по сравнению с 2000 г. (3,5 тыс. долл.). Улучшение составило 62 рейтинговых пункта. Из других регионов ДВФО улучшили свои рейтинговые позиции Сахалинская область (перемещение с 15 на 13 место), Магаданская (с 32 на 22), Амурская (с 61 на 46), Приморский край (с 56 на 55), Еврейская автономная область (с 73 на 63). Ухудшение рейтинговых позиций за период 2000—2004 гг. показали только Республика Саха (Якутия), переместившаяся с 8 на 10 позицию, и Хабаровский край, переместившийся с 18 на 38 место. Размах между максимальным и минимальным значениями по ВРП на душу населения среди регионов ДВФО как в 2001 г., так и в 2004 г. составил 2,5—2,6 раз.

В целом, Якутия, несмотря на смещение позиции по рейтингу за 2000—2004 гг., демонстрирует положительную динамику роста по показателю ВРП на душу населения по паритету покупательной способности (рис. 2). Быстрое и резкое улучшение позиций Чукотского АО по валовому региональ-

ному продукту на душу населения объясняется, как указывают авторы Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005—2006 гг., привлечением крупного бизнеса в качестве налогоплательщика в обмен на налоговые льготы [4, с. 109].

Увеличение душевого валового регионального продукта в Якутии свидетельствует, что здесь целенаправленно и планомерно создаются условия для перспективного развития республики. Так, в 2004 г. рост ВРП к предыдущему году составил 106,5 %, в 2005 г. — 101,4 %. Объем промышленной продукции за пять лет вырос более чем на 44 %, сельскохозяйственной продукции — более чем на 35 %, производство рыночных услуг — на 49 %.

Инвестиции в основной капитал увеличились за пять лет на 58,5 %. Стратегическое значение для роста ВРП в этот период имела широкая диверсификация экономики республики — в первую очередь, за счет топливно-энергетического комплекса. Разработанная программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2020 г. предполагает до 2010 г. освоение крупных месторождений полезных ископаемых в Южной Якутии. Ввод железной дороги до г. Якутска позволит увеличить производство и реализацию продукции лесопромышленного комплекса. В результате планируется двукратное увеличение ВРП к уровню 2002 г.

Сравнение дальневосточных регионов между собой даже по такому малому числу показателей, как составляющие ИРЧП, дает пищу для размышлений. Анализ показывает, что имеется асимметричность развития и сильная социально-экономическая дифференциация среди регионов ДВФО. Например, Якутия имеет сравнительно высокие показатели качества жизни и демонстрирует положительную динамику развития, находясь все время в лидерах ре-

Тыс. долл. 12

10

8

6

4

2

2000 2001 2002 2003 2004 Год

Рис. 2. Динамика душевого ВРП по ППС Республики Саха (Якутия) за 2000 — 2004 гг., тыс. долл.

0

гионов ДВФО, в то время как Еврейская автономная область — долговременный аутсайдер рейтинговых позиций среди субъектов РФ, что говорит о недостатке внимания к показателям развития или внутренних собственных ресурсов. Можно также отметить диспропорции в развитии регионов по отдельным составляющим ИРЧП. Еврейская автономная область, имея неплохие параметры в области образования и здравоохранения, сильно отстает по показателям, характеризующим уровень доходов, что соответственно влияет на конечный результат ИРЧП.

В Республике Саха (Якутия) наиболее острой проблемой является отставание по индексу долголетия, отражающему ожидаемую продолжительность жизни при рождении. Несмотря на улучшение показателей здравоохранения и заболеваемости в республике имеются проблемы по профилактике заболеваемости населения, оснащению районных больниц и поликлиник современным диагностическим оборудованием, по развитию телемедицины (особенно важная проблема для труднодоступных северных районов республики). Поэтому выравнивание ситуации с индексом долголетия должно осуществляться в республике через вложение средств в сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин, в программы здравоохранения, пропаганду здорового образа жизни, внедрение новейших медицинских технологий в практику районных больниц и поликлиник.

В целом следует отметить, что в Республике Саха (Якутия) поступательное устойчивое социальное развитие, улучшение характеристик качества жизни населения, а также ее лидирующее положение по интегральному показателю ИРЧП среди регионов ДВФО является результатом продуманной социальной политики, принятия и реализации специальных региональных программ, направленных на улучшение качества жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Индекс развития человеческого потенциала по регионам России за 2000 г. (по данным доклада ПРО-ОН) / htth://pda. Regnum. ru//news/181582.html

2. Социальный атлас российских регионов /http://atlas. socpol. ru/about (данные за 2001 — 2004 гг.).

3. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): Стат. сб. / ТОФС ГС по РС (Я). — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2006. — 600 с.

4. Доклад о развитии человеческого капитала в Российской Федерации в РФ за 2006/2007 годы: «Регионы России: цели, проблемы, достижения». — 143 с. / Http://www. undp. ru/nhdr2006_07rus/ NHDR Russia 2006—07rus. pdf

5. Якутия: Размещение производительных сил /Е. Г. Егоров, В. Р. Дарбасов, П. Е. Алексеев и др. — Новосибирск: Наука, 2005. — 432 с.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90

http:\\www.fin-izdat.ru E-mail: post@fin-izdat.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.