Научная статья на тему 'Ресоциализация заключенного как социально-педагогическая цель работы с ним в исправительном учреждении'

Ресоциализация заключенного как социально-педагогическая цель работы с ним в исправительном учреждении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1106
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗАКЛЮЧЕННЫЙ / RE-SOCIALIZATION / UNSOCIALIZATION / SOCIALIZATION / PRISONER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авраменко Владимир Юрьевич

Представлены характеристики ресоциализации заключенного с позиций социально-педагогической работы с ним. Результатом ресоциализации полагается восстановление индивида в качестве полноправного социализированного члена общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are given the characteristics of re-socialization of prisoners from the viewpoint of social and pedagogical work. The result of it is suggested the individual restoration as a full member of the society.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация заключенного как социально-педагогическая цель работы с ним в исправительном учреждении»

известия вгпу

В.Ю. АВРАМЕНКО (Астрахань)

ресоциализация заключенного как социально-педагогическая цель работы с ним в исправительном учреждении

Представлены характеристики ресоциализации заключенного с позиций социально-педагогической работы с ним. Результатом ресоциализации полагается восстановление индивида в качестве полноправного социализированного члена общества.

Ключевые слова: ресоциализация, десоциализация, социализация, заключенный.

Ресоциализация относится к числу социальных понятий и широко используется в криминологии, социологии, психологии и других гуманитарных науках. Она объективно связана с понятием «социализация», что усматривается, прежде всего, в грамматическом толковании данных терминов. Учет значения префикса «ре» (лат. ге - повторное, возобновляемое действие) позволяет понимать ресоциализацию как возобновление или повторение процесса социализации.

Социализация охватывает практически все процессы приобщения индивида к культуре: его обучение и воспитание, взаимодействие с другими людьми, освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности, приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе (социуме). Так как ресоциализация есть повторная социализация, следовательно, ресоциализация - процесс, т.е. закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

Противоположный социализации процесс именуется в научной литературе десоциализацией. Данный феномен означает утрату человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, отпуск, длительная болезнь, изо-

ляция от естественной среды и пр.) социального опыта, отражающуюся на его самореализации в среде жизнедеятельности [7, с. 46].

переходным звеном от десоциализации к социализации является процесс ресоциализации. в общественных науках ресоциализация определяется как усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия... (я^ап. yandex.ru 14.02.2008); восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности [7, с. 47]; усвоение новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения [3, с. 148].

Жизненные циклы в биографии человека - это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами (поступление в вуз - цикл студенческой жизни, женитьба -цикл семейной жизни и т.д.) и связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человек многому переобучается. Данный процесс как бы распадается на два этапа. вначале -отход от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения (десоциализация), следующий шаг - обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых (ресоциализация).

Таким образом, десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно социализации. в наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Например, новый начальник, требующий работать по-иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой. А выпускник школы, поступивший в университет, в первое время сталкивается с интенсивной ресоциализацией (Там же, с. 148). Следовательно, в процессе ресоциализации происходит восстановление утраченных или усвоение новых социальных ценностей, норм, опыта общения, поведения и жизнедеятельности.

Иногда человек в течение жизни попадает в такие экстремальные условия, где

© Авраменко В.Ю., 2010

десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы, колонии, психиатрические больницы и т.п. В этом случае ресоциализация значительно затрудняется, что не позволяет восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. предшествующая десоциализация играет как положительную, так и отрицательную роль, т.к. человек теряет и негативный социальный опыт, и позитивный, необходимый ему для естественной самореализации. Здесь десоциализация означает разрушение и потерю некоторых важных ценностных и нормативных ориентаций, навыков общения, усвоенных в процессе формирования личности, а также приобщение к определенной локальной субкультуре или «контркультуре», основные установки которой противостоят общепринятым культурным ценностям [9, с. 44]; неприспособленность индивида к социальной среде, т.к. социально-психологическим содержанием ее является несовпадение целей и ценностных ориентаций группы и личности. В этом аспекте десоциализация понимается как следствие отчуждения личности, которое охватывает многие стороны жизни общества и человека [2, с. 66].

понятие личности заключенного (осужденного) А.Р. Ратинов (1974) наделяет специфическим содержанием: осужденный -это уже не тот человек, который совершил преступление, ибо само преступление наложило отпечаток на его психику, он пережил процедуру судопроизводства, испытал массу противоречивых воздействий в исправительном учреждении. Заключенный как личность обладает особыми типообразующими признаками, которых нет у других социальных групп. к ним, прежде всего, относится сам факт осуждения, причем не только государством в лице судебных органов, но и обществом. Следующий признак - это применение к личности уголовно-правовых санкций в виде лишения свободы, что ведет к изменению социального статуса, социальных ролей. Специфические условия мест лишения свободы влияют на личность осужденного, на процессы адаптации и ресоциализации. положение осужденного приводит его к вступлению в новые общественные отношения и к исключению из ряда отношений, которые характеризовали его как личность ранее. Личность осужденного - это

конкретный человек, отбывающий наказание, рассматриваемый сквозь призму его социальных качеств [4, с. 94]. Однако все перечисленное выше - лишь внешние по отношению к личности причины, которые определяют особенности заключенного.

лишение свободы - это исключение личности из системы культуры общества [1, с. 64]. В связи с осуждением у человека происходит перестройка социальных функций и ролей, в частности он освобождается от семейных обязанностей, необходимости контролировать свой бюджет, время. Это снижает его требовательность к себе как к личности, подчиняет влиянию среды осужденных.

Осужденные болезненно переживают ограничение своей независимости в связи с применением наказания в виде лишения свободы. Как заметил Ф.М. Достоевский, мысли о свободе постоянно преследуют заключенных. Он писал, что всякий каторжник чувствует, что он не у себя дома, а как будто в гостях. «по своей природе он -существо, жаждущее свободы». при этом срабатывает механизм неудовлетворенной потребности быть независимым, силу которого трудно определить человеку, не попадавшему в эти условия. Подавляющее большинство заключенных воспринимают сам факт лишения свободы как значительное принижение их личности.

Большинство исследователей личности осужденного отмечают узкоэгоистичные мотивы поведения заключенных, слабо развитые духовные потребности, неадекватную самооценку, неспособность к сопереживанию и др. Им (хотя и в разной степени) свойственны личностная тревожность, сверхконтроль за собой и в то же время ослабление воли, злобность, мстительность, лживость, пристрастие к алкоголю, наркотикам, половая распущенность. В качестве особенностей личности осужденного выделяют также психологическую надломленность и повышенную нервозность, наличие криминального опыта и опыта тюремной жизни, знание и соблюдение тюремного закона, ограниченность жизненных планов. Существенное влияние на характер поведения и деятельности при отбывании наказания оказывает система отношений личности, и прежде всего отношение осужденного к своему преступлению и наказанию. В зависимости от этого отношения В.А. Елеонский выделяет две категории осужденных: лица, раскаявшиеся в содеянном и вставшие на путь

исправления; лица, которые считают свое осуждение несправедливым и характеризуются активно-отрицательным отношением к режиму колонии, к воспитательным мерам и администрации [5].

Социальная среда (микросреда), окружающая осужденного в местах лишения свободы, диктует жестокие правила и нормы поведения, традиции и обычаи во всех сферах тюремной жизни, формирует соответствующие групповые мнения и настроения, слухи и тюремную моду. Своеобразное «правовое» регулирование через «сход-няк» и материальное регулирование через «общак» вызывают дальнейшую криминализацию личности, усвоение норм преступного сообщества и имеют тенденцию к распространению в условиях свободы.

Изложенное позволяет сделать ряд выводов. личность осужденного - это конкретный человек с учетом его социальных качеств, отбывающий уголовное наказание и имеющий собственный жизненный опыт; личность осужденного характеризуется утратой определенных социальных функций, потерей социального статуса, перестройкой ценностных ориентаций, ограниченностью жизненных планов; на нее оказывают влияние условия места лишения свободы и ближайшее окружение; она является объектом или субъектом процесса исправления и ресоциализации.

Ресоциализация заключенного - это процесс восстановления индивида в качестве полноправного социализированного члена общества после освобождения от наказания посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности. В этой связи представляется обоснованным мнение А.В. Чернышовой, которая рассматривает ресоциализацию как средство, направленное против асоциальной деградации личности. Вслед за приостановлением деградации личности общество должно предпринять в отношении индивида следующий шаг -попытаться вернуть его в число своих нормальных членов посредством специальных «повторных действий» через приобщение к ценностям и нормам данного общества и т.д. [13, с. 27 - 28]. В криминологии ресоциализацию определяют как процесс повторного вживания бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе (slovari.yandex.ru).

Таким образом, ресоциализация - понятие многоплановое, которое, с одной

стороны, может быть определено как система мер противодействия десоциализации личности, с другой - как процесс повторного внутреннего приспособления индивида к жизни в обществе [10, с. 132]. Нередко ученые ставят знак равенства между ресоциализацией и исправлением осужденного [11, с. 123]. Думается, что это не всегда оправданно. «Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» [12]. Ресоциализация представляет собой более широкое понятие, характеризующее всю совокупность изменений в человеке, происходящих под влиянием как объективных, так и субъективных факторов, в результате которых индивид становится социализированным членом общества. Этот процесс имеет длительные временные рамки, тогда как исправление - один из шагов в ресоциализации заключенного.

Представляются неполными, отражающими лишь отдельные аспекты определения ресоциализации как системы мер воздействия на осужденное лицо или комплекса мероприятий, призванных обеспечить его правопослушное поведение [6, с. 597]; как процесса восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, происходящего в результате применения к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности с целью недопущения совершения противоправных деяний. При таком понимании весь сложный процесс сводится только к мерам субъект-объектного воздействия, но не отражается суть ресоциализации - самоизме-нения и самовосстановления индивида в качестве полноправного социализированного члена общества.

В научной литературе можно встретить и другие мнения, которые, на наш взгляд, более полно раскрывают сущность процесса ресоциализации. Так, под ресоциализацией осужденных понимается процесс восстановления навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания, предполагающий социальное познание и общение, овладение навыками практической деятельности, т.е. преобразование самого человека (самоперевоспитание) [4, с. 395]. Пред-

ставляется, что при таком подходе подтверждаются многоплановость и сложность процесса ресоциализации, однако не отражены ответы на вопросы о том, когда, каким образом, под воздействием каких факторов происходит восстановление индивида как социализированного члена общества.

Подводя итог вышесказанному, определим, что ресоциализация заключенного представляет собой процесс подготовки и вхождения заключенного в социальную среду после освобождения от наказания посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности, который предполагает не только адаптацию к социальным условиям, но и, в первую очередь, активную деятельность человека по их преобразованию. Результатом ресоциализации является восстановление индивида в качестве полноправного социализированного члена общества.

Литература

1. Андреев Н.А. Социология исполнения наказания. М., 2001.

2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М. : Юристъ, 1996.

3. Волков Г.Н. Педагогика любви : избр. эт-нопед. соч. : в 2 т. / сост. М.Н. Егоров ; М-во образования Респ. Саха (Якутия). М. : Магистр-Пресс, 2002.

4. Дмитриев ЮА., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д. : Феникс, 2007.

5. Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права и их значение в деятельности органов внутренних дел : учеб. пособие. Хабаровск : ХВШ МВД СССР, 1984.

6. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии : учеб. для вузов. М. : Юристъ, 1996.

7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. «Социальная работа». М. : Гардарики, 2005.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М. : Юрлитинформ, 2001.

9. Рыбак М.С. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания // Вестн. Сарат. гос. акад. права. 1998. № 4 (15).

10. Сторубленкова Е.Г. Проблемы адаптации женщин, освобождаемых из ИТУ, к условиям жизни на свободе и их ресоциализация // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности ОВД в свете новой Конституции Российской Федерации. М., 1995. С. 132.

11. Стурова М.П. Педагогика социальной реабилитации осужденных: поиски и находки // Наказание: законность, справедливость, гуманизм : материалы науч.-практ. конф. Рязань : РВШ МВД РФ, 1994. С. 123,

12. Уголовно-исправительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. Ст. 1, 9.

13. Чернышева А.В. Ресоциализация осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях: правовые и организационные вопросы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.

Re-socialization of prisoners as social and pedagogical treatment at the correctional institution

There are given the characteristics of re-socialization of prisoners from the viewpoint of social and pedagogical work. The result of it is suggested the individual restoration as a full member of the society.

Key words: re-socialization, unsocialization, socialization, prisoner.

Ю.с. пономарева

(волгоград)

методические основы подготовки будущего учителя информатики к преподаванию линии социальной информатики

Приводится этапная модель подготовки будущего учителя к преподаванию линии социальной информатики в школе, продемонстрированы возможности использования УМК на дистанционной основе для обеспечения целостности и системности процесса подготовки.

Ключевые слова: социальная информатика, подготовка будущего учителя, дистанционные образовательные технологии.

В настоящее время интеграция информационных технологий во все сферы деятельности человека обусловливает становление информационного общества. Вследствие изменений в структуре общества, в

© Пономарева Ю.С., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.