Научная статья на тему 'Ресоциализация осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине'

Ресоциализация осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
377
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калашник Н.Г., Янчук О.Б.

Статья посвящена опыту ресоциализации осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине. В частности в статье дается описания комплекса мер, направленных на социальную адаптацию осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калашник Н.Г., Янчук О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине»

Ресоциализация осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине

■ Н. Г. КАЛАШНИК — заместитель председателя Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник образования Украины;

О. Б. ЯНЧУК — начальник отдела организации деятельности воспитательных колоний управления социально-воспитательной и психологической работы Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний

Реформы, осуществляемые в социальной, политической и экономической жизни Украины, в первую очередь, отражаются на несовершеннолетних гражданах. Поэтому проблема защиты прав и законных интересов детей в украинском обществе приобрела особую значимость. Ее решение зависит не только от семьи, но и от деятельности общественных институтов, которые принимают участие в воспитании и обучении детей, способствуют их социализации.

Одним из таких институтов, обеспечивающих работу с детьми, находящимися в конфликте с законом, является Государственная уголовно-исполнительная система Украины.

В поле зрения Государственной уголовно-исполнительной службы страны сегодня находятся три категории несовершеннолетних правонарушителей.

Первая категория — несовершеннолетние, которые совершили преступления, и которым судом была определена мера пресечения в виде содержания под стражей. В следственных изоляторах Украины содержится около 1,7 тыс. таких несовершеннолетних.

Вторая категория — несовершеннолетние, которым применены наказания, не связанные с лишением свободы (общественные работы, исправительные работы, освобождение от отбывания наказания с испытательным сроком). Несовершеннолетние указанной категории (8,3 тыс. чел.) находятся на учете в подразделениях уголовно-исполнительной инспекции.

Третья категория — несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы. Это самая сложная категория молодых правонарушителей, насчитывающая 2,8 тыс. подростков, в том числе 170 — женского пола.

Для исполнения наказаний в виде лишения свободы для указанных категорий лиц на Украине функционирует 11 специальных учреждений (воспитательных колоний), в том числе одна для осужденных девочек.

Сложность работы с несовершеннолетними осужденными в местах лишения свободы во многом обусловлена социально-педагогической запущенностью последних, подтверждением чему является тот факт, что 39% из них никогда не работали и не учились, 65%, будучи сиротами или детьми из неполных семей, не имели полноценной опеки и воспитания.

Ежегодно в воспитательные колонии поступает порядка 30-50 осужденных несовершеннолетних, не умеющих читать и писать. 7 % детей до осуждения воспитывались в специальных воспитательных заведениях системы образования, 57 % — привлекались к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а 2 % — были осуждены к лишению свободы повторно. 60 % подростков привлекались к уголовной ответственности за кражи, почти каждый четвертый — за разбой или ограбление, 8 % — за преднамеренное убийство или нанесение тяжких телесных повреждений.

Согласно возрастной характеристике 11 % осужденных рассматриваемых категорий имеют возраст 14-16 лет, 28 % — 16-17, 40 % — 17-18, 21 % — старше 18 лет.

Указанные особенности контингента воспитательных колоний обусловливают необходимость особого подхода к процессу исполнения уголовного наказания.

В Уголовно-исполнительном кодексе Украины порядок исполнения и отбывания наказаний несовершеннолетними осужденными выделен в отдельную главу, основные положения которой приведены с учетом международных стандартов и ориентированы на защиту прав детей и возвращение их в общество.

Так, для отбывающих наказание несовершеннолетних предусмотрен более широкий спектр поощрений и контактов с внешним миром: посещение культурно-массовых мероприятий, проведение свиданий с родителями и родственниками за пределами учреждения, возможность трудоустройства за пределами учреждения перед освобождением, бесплатное питание, одежда, обувь, коммунально-бытовые услуги.

С целью закрепления результатов исправления и окончания учебы осужденные могут быть оставлены для последующего отбывания наказания в воспитательной колонии до 22 лет.

Поскольку проблемы социальной и педагогической запущенности являются основными причинами, по которым подростки попадают в места лишения свободы, решение вопроса об их реинтеграции в общество невозможно без создания надлежащих условий их содержания, улучшения здоровья, физического и духовного развития, предоставления обра-

зования, воспитания готовности к сознательной социально-нормативной жизни, установления стойких контактов с внешним миром.

С учетом этого основной целью ресоциализации осужденных несовершеннолетних является сохранение их здоровья, достоинства, формирование у них чувства ответственности и навыков, способствующих возвращению в общество, выполнению по освобождении требований законов, самостоятельному удовлетворению ими жизненных потребностей.

Для достижения указанной цели в воспитательных колониях действует комплексная система мероприятий, направленных:

— на обеспечение условий жизни осужденных, совместимых с их человеческим достоинством и нормами, принятыми в обществе;

— поддержку и развитие у несовершеннолетних осужденных чувства самоуважения посредством сведения до минимума негативных последствий лишения свободы и разницы между жизнью в заключении и на свободе;

— поддержку и укрепление социально полезных связей с родными и общественностью в интересах осужденных и их семей;

— обеспечение повышения образовательного уровня и получения профессиональных навыков, предоставление возможности развития умений и склонностей, которые помогут подросткам успешно включиться в жизнь общества после освобождения.

Указанная система содержит необходимые средства воспитательного, просветительского, морального, духовного и физического развития в соответствии с потребностями индивидуального исправительного влияния на осужденных.

Реализация форм и методов воспитательной работы с осужденными осуществляется, в первую очередь, специалистами социально-психологической службы, педагогами и психологами. При этом комплексная система мероприятий предусматривает участие в этом процессе всего персонала воспитательных колоний и обеспечение процесса ресоциа-лизации путем:

— создания и внедрения индивидуальных программ социально-психологической работы с осужденными;

— организации общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных;

— привлечения осужденных к занятиям физической культурой и спортом;

— развития у осужденных навыков здорового образа жизни;

— организации полезного досуга и культурно-просветительских мероприятий;

— духовной поддержки и помощи;

— предоставления советов и консультаций;

— психологического обеспечения процесса отбывания наказания;

— внедрения комплекса мероприятий, направленных на помощь в социальной адаптации после освобождения.

Обеспечение процесса ресоциализации осужденных начинается с первых дней их пребывания в воспитательной колонии с составления индивидуальной программы социально-психологической работы. Программа предусматривает проведение комплекса мероприятий по приобретению профессии, полного общего среднего образования, развитию позитивных способностей, социально полезных качеств и навыков. Она составляется при участии самого осужденного специалистами-психологами и педагогами с учетом индивидуальных качеств несовершеннолетнего, особенностей его поведения, психического состояния, степени социальной запущенности и срока наказания и предусматривает периодическую оценку «прогресса» исправления.

Такое сотрудничество воспитателя и осужденного содействует развитию у последнего сознательного отношения к целям ресоциализации в период отбывания наказания.

В зависимости от степени влияния на личность осужденных используются моральное, правовое, эстетичное, физическое, трудовое и другие формы воспитания, для чего разрабатываются программы (образовательные, оздоровительные, культурные и др.), позволяющие сориентировать осужденных относительно возможностей личностного развития, использования свободного времени, приобретения полезных знаний и навыков.

Одним из основных средств ресоциализации подростков, оказавшихся в местах лишения свободы, является повышение их образовательного уровня и обучение профессии.

Во всех воспитательных колониях работают средние общеобразовательные школы, в которых ежегодно обучается почти 2,8 тыс. подростков, из которых более 700 получают документы об образовании. Участие осужденных в учебе поощряется и учитывается при оценке степени их исправления.

В связи с тем что большинство подростков, находящихся в местах лишения свободы, не имеют профессионального образования, при колониях функционируют профессионально-технические училища, готовящие специалистов более чем по двадцати рабочим специальностям, имеющим спрос на рынке труда. Таким образом, та или иная полученная несовершеннолетним в исправительном учреждении профессия позволит ему трудоустроиться и самостоятельно обеспечивать свои потребности по освобождении.

Все подростки получают аттестаты о среднем образовании и свидетельства о приобретении профессии общегосударственного образца.

Во время пребывания в местах лишения свободы несовершеннолетним осужденным предоставляется возможность получения высшего профессионального образования по заочной или дистанционной формам.

Важным элементом ресоциализации осужденных несовершеннолетних в местах лишения свободы является создание условий для отдыха, полезного досуга и участия в культурной жизни общества. Для этого в воспитательных колониях организована работа 40 кружков культурно-художественного и спортивного направления, работают центры культурного развития и библиотеки. В свободное от учебы время для осужденных несовершеннолетних проводятся лекции, беседы, викторины и тематические вечера просветительского, морально-эстетического и патриотического направления, готовятся концерты и конкурсы художественной самодеятельности, выставки прикладного творчества, спортивные соревнования.

Ежегодно в воспитательных колониях организуются фестиваль самодеятельного творчества и заочная спартакиада, родительские дни, где имеется возможность ознакомиться с условиями жизни детей, встретиться с воспитателями, учителями, руководством колонии.

Традиционным стало посещение воспитательных колоний представителями общественности в рамках проведения концертов, спортивных соревнований, участия в праздничных мероприятиях.

В соответствии со ст. 59 правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, в воспитательных колониях Украины организуются мероприятия, направленные на предоставление помощи осужденным при возвращении их в общество.

Осуществление таких мероприятий, как уже отмечалось, начинается с первых дней пребывания осужденных в учреждении, а за полгода до освобождения они проходят специальный разработанный при содействии представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине курс информационно-консультативной и психокоррекционной работы, главной задачей которого является внедрение ряда активных учебно-практических мероприятий, направленных на улучшение адаптивных и интеграционных возможностей подростков в социуме, повышение их правой защищенности, знаний и навыков для решения социально-бытовых вопросов, безопасного поведения и здорового образа жизни.

В рамках данного проекта в воспитательных колониях созданы действующие модели центров подготовки осужденных к освобождению и участки социальной адаптации, куда осужденные переводятся за полгода до освобождения для прохождения специальных реабилитационных мероприятий, а также для реализации возможности трудоустраиваться, осуществления свиданий с родными, посещения культурно-просветительских мероприятий за пределами воспитательных колоний.

Во время подготовки к освобождению, а также после него несовершеннолетние осужденные включаются в государственную программу социального сопровождения, реализуемую воспитательными колониями совместно с Государственной социальной службой для семьи, детей и молодежи и рядом государственных институций, перечень которых, а также мероприятий социального патронажа определен Законом Украины «О социальной адаптации лиц, которые отбывали наказание в виде ограничения сво-

боды или лишения свободы на определенный срок», принятым Верховной Радой в 2003 г. В первую очередь, это министерства: внутренних дел; по делам детей, молодежи и спорта; труда и социальной политики.

В компетенцию указанных органов входят вопросы социального патронажа освобожденных, деятельности специальных реабилитационных заведений для неимеющих социально полезных связей на свободе, осуществления временного контроля за поведением освобожденных, профилактики совершения ими противоправных деяний.

Значительную роль в процессе социальной адаптации выполняют общественные и религиозные организации, которые занимаются защитой прав несовершеннолетних, их духовным просвещением.

Участие общественных организаций в процессе ресоциализации осужденных несовершеннолетних является обязательным условием их успешного возвращения в общество.

Именно поэтому порядок участия общественности в исправлении и ресоциализации осужденных, общественный контроль за соблюдением их прав закреплен в уголовно-исполнительном законодательстве.

Сотрудничество Государственной уголовно-исполнительной службы Украины с государственными и общественными организациями по проблеме ресоциализации осужденных несовершеннолетних сегодня выходит на качественно новый уровень. Определилась сеть постоянных партнеров уголовно-исполнительной системы в вопросах ресоциализации несовершеннолетних. Разовые мероприятия постепенно вытесняются длительными проектами. Повышается профессиональная компетентность не только осужденных, но и сотрудников учреждений.

К реализации в воспитательных колониях разного рода социальных проектов, улучшению условий содержания и материально-технической базы обучения, обеспечению полезной занятости и культурного развития подростков привлекаются ресурсы общественных и религиозных организаций.

Установление партнерских отношений с территориальными органами государственной власти, органами самоуправления, общественными организациями способствовало созданию при воспитательных колониях попечительских советов, деятельность которых регламентирована уголовно-исполнительным законодательством и соответствующим документом Правительства Украины.

К числу главных задач попечительских советов относятся: предоставление помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы колонии, решение вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся.

В каждой воспитательной колонии действует родительский комитет, занимающийся вопросами повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и предоставления помощи

администрации воспитательной колонии во взаимодействии с семьями осужденных, предоставления помощи сиротам, лицам, лишенным родительской опеки, и осужденным, утратившим социально полезные связи на свободе.

Важным шагом для укрепления сектора общественности, принимающей участие в процессе ре-социализации осужденных и осуществлении общественного контроля за соблюдением их прав и законных интересов, является создание в 2006 г. общественных коллегий при органах управления уголовно-исполнительной системой.

В процессе совершенствования системы ре-социализации осужденных несовершеннолетних значительное внимание уделяется изучению международных стандартов и практики исполнения наказаний в зарубежных странах. В рамках программы Совета Европы «Партнерство тюрем» и некоторых других программ работники воспитательных колоний имели возможность познакомиться с практикой ювенального судопроизводства и пенитенциарными заведениями для несовершеннолетних Австрии, Дании, Шотландии, Нидерландов, Северной Ирландии.

Благодаря последовательным действиям в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы Украины, изменению общественной оценки процессов, связанных с уголовными наказаниями, достигнуты позитивные результаты в процессе гуманизации исполнения наказаний, совершенствования форм психолого-педагогического влияния на осужденных, улучшения условий их содержания, создана основа для профессиональной подготовки персонала уголовно-исполнительной системы.

В то же время следует отметить, что обеспечение системы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей — многогранный процесс непре-

станного поиска и постоянного совершенствования. Социальная переориентация системы уголовных наказаний требует от Государственной уголовно-исполнительной службы Украины новых изменений в системе работы с молодыми правонарушителями и не только в формах и методах этой работы, но и в организации деятельности исправительных учреждений.

Сегодня формируется стратегия действий по избавлению от тюремной атрибутики воспитательных колоний вплоть до их реорганизации в учебно-воспитательные центры.

С учетом социальных и экономических изменений в обществе приобретает актуальность вопрос пересмотра системы профессиональной подготовки, ее ориентации на конкурентоспособные профессии. Нуждается в укреплении и последующем развитии система общего среднего образования в учреждениях для несовершеннолетних, разработка специальных образовательно-воспитательных программ, ориентированных как на предоставление образовательных услуг, так и на развитие духовности и морали, социально полезных навыков, формирование здорового образа жизни.

Проводится работа по поиску, разработке и внедрению инновационных программ аксиологической (социально полезной) деятельности осужденных несовершеннолетних, которые после освобождения могли бы жить по законам красоты в демократическом обществе.

Уголовно-исполнительная система Украины всегда открыта для конструктивного диалога, обмена опытом и внедрения инноваций, направленных на повышение правовой и социальной защищенности подростков, находящихя в конфликте с законом, улучшение процесса их ресоциализации и социальной адаптации. н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.