Научная статья на тему 'Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы'

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / RE-SOCIALIZATION / EDUCATIONAL CENTER / THE REFORMATION OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM JUVENILES CONVICTED / SERVICE PROBATION / JUVENILE CONVICTED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна, Шляпкин Алексей Николаевич

В статье рассматривается новый подход к ресоциализации несовершеннолетних преступников в условиях лишения свободы; предлагается и анализируется внедрение новой модели воспитательного центра в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы; сформулированы специфика деятельности, общие задачи воспитательных центров и необходимость внедрения новых форм воздействия для ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна, Шляпкин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Re-socialization of Juvenile Convicts: Transition from Educational Colonies to Educational Centres under Conditions of Reforming the Criminal-Executive System

The article presents a new approach to re-socialization of juveniles convicted under the conditions of the deprivation of freedom; the introduction of a new model of an educational center is proposed and is analyzed within the framework of the reformation of criminalexecutive system; specific character of activity, general tasks of educational centers and the need of introducing new forms of influencing for re-socialization of juveniles convicted are formulated.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.140.02

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ПЕРЕХОД ОТ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ К ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРАМ В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© Садовникова М. Н., Шляпкин А. Н., 2010

В статье рассматривается новый подход к ресоциализации несовершеннолетних преступников в условиях лишения свободы; предлагается и анализируется внедрение новой модели воспитательного центра в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы; сформулированы специфика деятельности, общие задачи воспитательных центров и необходимость внедрения новых форм воздействия для ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: ресоциализация; воспитательный центр; реформирование уголовно-исполнительной системы; служба пробации; несовершеннолетний осужденный.

Одним из наиболее важных условий для эффективной организации ресоциализации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы является совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности в части изменения системы исполнения и отбывания наказания в условиях воспитательной колонии.

Реформирование [1] и новая концепция функционирования уголовно-исполнительной системы, предполагающая создание модели воспитательных центров, обеспечивающих социально-правовой подход к организации исправительного процесса, в основе которого лежит идея создания единой социализирующей среды [2], требуют определения основных подходов к ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Считаем, что ресоциализация несовершеннолетнего осужденного должна начинаться с прибытия осужденного в воспитательный центр. В настоящее время на законодательном уровне предусмотрена подготовка к освобождению лишь за шесть месяцев до освобождения, что являет собой достаточно узкое понимание самого понятия «подготовка к освобождению», которое на этапе реформирования уголовно-исполнительной системы необходимо расширить и сформулировать по-новому.

Так, для успешной ресоциализации несовершеннолетних должен быть принят ряд последовательных законотворческих реше-

ний. Необходимо внести поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее — УИК РФ) и Правила внутреннего распорядка ВК (далее — ПВР ВК) [3] в аспекте изменения целей и задач исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних на их ресоциализацию и изменения самой сути уголовного наказания в виде лишения свободы с карательной на восстановительную, для чего необходимо совершенствовать следующие положения:

а) место отбывания наказания (ст. 132 УИК РФ);

б) условия отбывания наказания (ст. 133 УИК РФ);

в) систему поощрений и взысканий, применяемых к осужденным (ст. 134—138 УИК РФ, § 10 ПВР ВК);

г) основные права и обязанности осужденных (§ 4 ПВР ВК);

д) порядок и условия оставления в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия (ст. 139 УИК РФ);

е) предоставление осужденным свиданий (§ 16 ПВР ВК);

ж) предоставление осужденным телефонных разговоров (§ 17 ПВР ВК);

з) организацию учебно-воспитательного процесса (ст. 141 УИК РФ, § 21 ПВР ВК);

и) организацию начального профессионального образования и профессиональную подготовку, привлечение к труду (§ 22 ПВР ВК);

к) материально-бытовое обеспечение осужденных (§ 23 ПВР ВК).

Идея ресоциализации несовершеннолетних осужденных предполагает эффективное функционирование системы мер по возвращению в общество человека, способного самостоятельно позитивно социализироваться, и начинается этот процесс с момента поступления осужденного в воспитательный центр, в котором сформирован комплексный подход к изучению и формированию его личности на основе индивидуально разработанной программы его ресоциализации (социальная, психологическая, педагогическая, воспитательная работа, с включением работника службы пробации и т. д.) и заканчивается определением степени его социальной опасности (дезадаптации) при решении вопроса об условно-досрочном освобождении. В связи с этим предлагаем ввести понятие социальной опасности (либо социальной дезадаптации), как первоочередной составляющей при определении степени исправления осужденных и условно-досрочном освобождении.

Для стимулирования правопослушного поведения и стремления осужденных к ресоциализации в воспитательных центрах предполагается проживание осужденных в разных условиях и помещениях. Исходя из особенностей жилых помещений, размещения жилых зданий и блоков для проживания, уровня комфорта и численности осужденных, будут различаться условия отбывания наказания.

Организация деятельности воспитательного центра как закрытого учреждения предполагает содержание несовершеннолетних осужденных в условиях строгой изоляции в жилых помещения (численностью до

4 человек). Полагаем, что такой подход на первоначальном этапе отбывания наказания будет способствовать усилению пенитенциарного стресса. Для решения данной проблемы предлагаем ввести кроме медицинского карантина (продолжительностью 2 недели), карантин социальный, продолжительностью до 60 дней, во время которого с осужденными проводят занятия психологи и социальные педагоги по специальным программам: выясняют наклонности осужденного, решают вопросы, связанные с его дальнейшим обучением, трудоустройством, адаптацией несовершеннолетнего в условиях воспитательного центра, определяют совместимость осужденных для распределе-

ния по комнатам для проживания по 4 человека.

По прибытии в учреждение осужденные отбывают наказание в обычных условиях содержания, которые предполагают проживание в общежитии численностью до 25 человек (социальный карантин) сроком до 60 дней, после социального карантина осужденные распределяются в запираемые на ночь комнаты с проживанием по 4 человека. Комнаты оборудуются радиоточкой, телевизором и санузлом с обязательным выводом громкоговорящей связи с поста СВН. Распределение по комнатам проводится психологом учреждения, с учетом личностных особенностей осужденных. Осужденные в обычных условиях отбывания наказания посещают мероприятия преимущественно группами. Для них предусмотрено обязательное ношение установленной формы одежды, передвижение по территории воспитательного центра предусматривается только строем. Телефонные переговоры ежедневно, но не более 10 минут в день. Возможно использование интегрированных систем наблюдения.

На облегченных условиях отбывания наказания предполагается проживание только в запираемых на ночь помещениях, оборудованных санузлом, душевой кабиной, телевизором и радиоточкой с обязательным выводом громкоговорящей связи с поста СВН. Все мероприятия на облегченных условиях отбывания наказания проводятся преимущественно индивидуально, либо в составе группы, но не более 12 человек, передвижение по воспитательному центру предусматривается только строем по 4 человека. Обязательно ношение формы одежды установленного образца. Предусмотреть наличие в каждом помещении для проживания телефонного аппарата и возможности звонить ежедневно, но не более 30 минут в день. Посещение столовой в любое время, предусмотренное распорядком дня.

На льготных условиях отбывания наказания предполагается проживание в реабилитационном центре за пределами учреждения, но на его территории, с обязательным надзором со стороны сотрудников. Проживание в реабилитационном центре в комнатах по 4 человека, оборудованных санузлом, душевой кабиной, телевизором и радиоточкой с обязательным выводом громкоговорящей связи с поста СВН. Предусмотреть возможность трудоустройства

за пределами воспитательного центра, но с проживанием в центре.

Все мероприятия с осужденными проводятся преимущественно в индивидуальном порядке, форма одежды гражданского образца, обязательное ношение интегрированных систем наблюдения (электронный браслет). Телефонные переговоры без ограничения. Возможно проживание на территории воспитательного центра с вновь образованной семьей, при условии, что осужденный трудоустроен и способен содержать семью. Свидание с родственниками без ограничений, с учетом времени работы трудоустроенного осужденного.

Строгие условия отбывания наказания предлагаем ужесточить и предусмотреть отбывание наказания в условиях запираемого помещения численностью не более 2 человек.

Отбывание наказания в разных условиях должно проходить в разных блоках, а содержание совершеннолетних — в отдельном здании, где будут также предусмотрены помещения с обычными и облегченными условиями отбывания наказания.

Предлагаем продлить возраст содержания в воспитательном центре до конца срока. По достижении 21 года предоставлять осужденным право выбора: остаться в воспитательном центре, либо подать заявление на перевод в колонию (тюрьму) общего режима.

Для более успешной ресоциализации предлагаем предусмотреть образовательный центр, в котором будут располагаться школа и профессиональное училище с учебными мастерскими, одновременно с обучением будут проводиться уроки специалистов (психологов, социальных педагогов, юристов).

С момента перевода осужденного в облегченные условия отбывания наказания с ним начинают работать специалисты службы пробации, которую необходимо предусмотреть и закрепить на законодательном уровне, как связующее звено для успешной ресоциализации осужденного и дальнейшего его сопровождения.

Считаем, что воспитательный центр должен обладать следующими характеристиками:

1) содержать весь спектр условий, позволяющих подготовить несовершеннолетнего осужденного к освобождению, начиная с получения им образования, профессии и заканчивая его трудоустройством и сопровождением на определенном этапе после освобождения из мест лишения свободы;

2) являться базовой структурой для координации работы с данной категорией несовершеннолетних, которая, выполняя свои функции, участвует в ресоциализации;

3) должен включать специалистов узкого профиля (социального работника, социального педагога, юриста, психолога и др.), имеющих специальную подготовку по ресо-циализационной педагогике и психологии, ресоциализационной ювенологии;

4) осуществлять работу на основе индивидуально разработанных межведомственных программ ресоциализации и психологической коррекции;

5) иметь возможность для принудительной реализации программы ресоциализации в отношении несовершеннолетнего с использованием ресурсов семьи и общественных организаций.

Создание воспитательных центров на территории Российской Федерации позволит объединить усилия всех служб, занимающихся ресоциализацией несовершеннолетних осужденных: служба пробации, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи воспитательных центров могут классифицироваться на общие и частные.

К общим задачам относятся:

• обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних и взрослых осужденных, содержащихся в воспитательных центрах;

• обеспечение охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в воспитательных центрах;

• организация коммунально-бытового обеспечения и медико-санитарного обслуживания осужденных;

• подготовка проектов нормативных актов (в том числе межведомственных) по вопросам ресоциализации осужденных и освободившихся из мест лишения свободы;

• обобщение практики ресоциализации данной категории лиц и выработка направлений совершенствования деятельности по ресоциализации;

• взаимодействие с органами и учреждениями государственной власти, общественными организациями по вопросам ресоциализации, включение общественных наблюдательных комиссий в оценку и определение социальной опасности лиц, у которых наступил срок условно-досрочного освобождения;

• взаимодействие с правоохранительными органами, осуществляющими контроль за поведением осужденных, освободившихся из мест лишения свободы условно-досрочно;

• обобщение практики взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов и учреждений управления социальной защиты населения, органов и учреждений управления образования, органов опеки и попечительства, органов и учреждений по делам молодежи, органов и учреждений управления здравоохранением, службы занятости, органов внутренних дел, органов и учреждений культуры, досуга и спорта, религиозных и общественных объединений;

• создание необходимых условий для осуществления ресоциализации различными органами и учреждениями;

• подготовка рекомендаций для различных органов и учреждений, задействованных в ресоциализации осужденных и освободившихся из мест лишения свободы несовершеннолетних и молодежи с учетом психологических, социальных, педагогических, криминологических и других особенностей лиц данной категории;

• организация информационно-методического обеспечения задействованных в ресоциализации органов и учреждений;

• реализация методических образовательных и психологических программ по вопросам ресоциализации осужденных и освободившихся из мест лишения свободы для сотрудников, задействованных в ресоциализации осужденных;

• внедрение и координация единой информационно-правовой компьютерной программы осуществления ресоциализации различными органами и учреждениями;

• информирование через средства массовой информации общественности о проблемах и результатах ресоциализации осужденных, о роли общества в этих вопросах.

К частным задачам воспитательного центра относятся:

• обобщение полной социально-правовой информации в отношении каждого осужденного с участием служб и структур по месту жительства осужденного, а также тех органов и учреждений, которые им занимались ранее;

• разработка и реализация (при участии различных органов и учреждений) индивидуальных программ ресоциализации кон-

кретных осужденных, с возможностью выбора программ (или конкретных мероприятий программ) самим несовершеннолетним с целью стимулирования его самосознания и мотивации, ответственности и активной включенности в процесс ресоциализации;

• реализация индивидуальных, групповых мероприятий в отношении ближайшего бытового окружения осужденного;

• получение среднего и профессионального образования в условиях образовательного центра с возможностью дальнейшего трудоустройства как в условиях центра, так и после освобождения;

• обеспечение индивидуализации и дифференциации наказания;

• проведение психокоррекционной работы с каждым осужденным в индивидуальном порядке, в зависимости от тяжести совершенного преступления и его социальной опасности, а также с его родственниками, с обязательным отражением положительной или отрицательной тенденции (динамики) в личном деле осужденного;

• установление социальных связей с родственниками и вовлечение их в процесс ресоциализации;

• включение в реализацию индивидуальной программы ресоциализации осужденного за 1 год до освобождения специалистов службы пробации и оказание помощи в реализации его функций;

• размещение осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях, в реабилитационном центре за пределами учреждения и организация их условно-досрочного освобождения;

• обеспечение преемственности процесса ресоциализации различными органами и учреждениями после освобождения несовершеннолетнего/совершеннолетнего при участии службы пробации;

• анализ процесса социализации всех освободившихся осужденных по итогам 1 месяца, 3 месяцев, 6 месяцев, 1 года, 3 лет,

5 лет после освобождения с целью выявления позитивных и/или негативных условий, влияющих на ресоциализацию и учет данных обстоятельств при разработке индивидуальных программ ресоциализации и организации работы воспитательного центра в целом.

Реформирование уголовно-исполнительной системы предусматривает обеспечение, с целью минимизации совершения преступлений повторно, изоляции лиц отрицатель-

ной направленности от лиц, попавших в места лишения свободы вследствие тяжелой жизненной ситуации и готовых к ресоциализации.

Статистика показывает, что 85 % несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, находились до осуждения в сложной жизненной ситуации: не поддерживали связь с родственниками, воровали, употребляли наркотики либо спиртные напитки, не учились, бродяжничали, добывали пропитание преступным путем; зачастую имея преступное окружение (судимые родители или другие близкие родственники, ведущие асоциальный, аморальный образ жизни). После освобождения большинство из них попадает в такие же условия.

В настоящее время нет эффективной, сформулированной на государственном уровне системы правоохранительного и социального контроля за осужденными, условно освобожденными и освобожденными по отбытии срока наказания. Не контролируется трудовая занятость освобожденных, затягивается принятие закона о квотировании рабочих мест.

В случае освобождения несовершеннолетнего осужденного, при отсутствии у него благоприятных семейных условий или места постоянного жительства, ему просто некуда обратиться.

По нашему мнению, решение проблем, возникающих у освобожденного, входит в компетенцию вновь создаваемой службы пробации, полномочия которой необходимо закрепить на федеральном законодательном уровне, а на региональном — закрепить формы и механизмы взаимодействия с различными структурами, вовлеченными в процесс ресоциализации осужденных, освобождающихся и освободившихся из мест лишения свободы.

Реформирование уголовно-исполнительной системы предполагает закрепление на федеральном уровне механизма социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Создание службы пробации и обуславливает законченность цикла ресоциализации несовершеннолетних и молодых осужденных в воспитательных центрах и

является связующим звеном между воспитательным центром, социальными службами, органами и учреждениями, занимающимися ресоциализацией осужденных, а также обеспечивает возможность отследить дальнейшее становление освободившегося.

Создание воспитательных центров является переходом от уголовно-правового к социально-правовому подходу исполнения наказания для лиц, осужденных в несовершеннолетнем возрасте, посредством создания единой среды их ресоциализации. И

1. Реорганизация системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы // Реформирование уголовно исполнительной системы : теорет. проект / под общ. ред. А. А. Реймера М. ; Рязань : Акад. ФСИН России, 2009.

2. Концептуальная модель воспитательных центров для содержания лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте / Федер. служба исполнения наказаний. М., 2010. С. 5.

3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы России : приказ М-ва юстиции РФ от 6 окт. 2006 г. № 311 (с изм. от 9 нояб. 2009 г. № 388 ) // Рос. газ. 2006. 18 окт.; 2009. 4 дек.

Re-socialization of Juvenile Convicts: Transition from Educational Colonies to Educational Centres under Conditions of Reforming the Criminal-Executive System

© Sadovnikova M., Shlyapkin A., 2010

The article presents a new approach to re-socialization of juveniles convicted under the conditions of the deprivation of freedom; the introduction of a new model of an educational center is proposed and is analyzed within the framework of the reformation of criminal- executive system; specific character of activity, general tasks of educational centers and the need of introducing new forms of influencing for re-socialization of juveniles convicted are formulated.

Key words: re-socialization; educational center; the reformation of criminal-executive system juveniles convicted; service probation; juvenile convicted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.