Научная статья на тему 'Решения задач математической олимпиады «Витус Беринг – 2015»'

Решения задач математической олимпиады «Витус Беринг – 2015» Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
244
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ / MATHEMATICAL OLYMPIAD FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Водинчар Глеб Михайлович, Жданова Олеся Константиновна, Островерхая Лидия Дмитриевна, Паровик Роман Иванович, Пережогин Андрей Сергеевич

В статье приведены задачи олимпиады по математике «Витус Беринг - 2015» для старших школьников, которая проходила на базе Камчатского государственного университета в ноябре 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTIONS OF MATHEMATICAL OLYMPIAD «VITUS BERING - 2015»

We consider solutions of Mathematical Olympiad «Vitus Bering 2015» for high school students. It was held at Kamchatka State University in November 2015.

Текст научной работы на тему «Решения задач математической олимпиады «Витус Беринг – 2015»»

DOI: 10.18454/2079-6641-2015-11-2-96-101

учебно-методические материалы

УДК 51-8

решения задач математической олимпиады «Витус Беринг - 2015»

Г.М. Водинчар, О.К. Жданова, Л.Д. Островерхая, Р.И. Паровик, А.С. Пережогин, О.В. Шереметьева,

Т.П. Яковлева

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4 E-mail: kafmat@mail.ru

В статье приведены задачи олимпиады по математике «Витус Беринг - 2015» для старших школьников, которая проходила на базе Камчатского государственного университета в ноябре 2015 года.

Ключевые слова: олимииадные задачи по математике для школьников

(с) Водинчар Г.М. и др., 2015

teaching materials

MSC 97А90

solutions of mathematical olympiad «vitus Bering - 2015»

G.M. Vodinehar, O.K. Zhdanova, L.D. Ostroverhaya, R.I. Parovik, A.S. Perezhogin, O.V. Sheremet’eva, T.P.

Yakovleva

Vitus Bering Kamchatka State University, 683031, Petropavlovsk-Kamchatsky, Pogranichnaya st., 4, Russia E-mail: kafmat@mail.ru

We consider solutions of Mathematical Olympiad «Vitus Bering - 2015» for high school students. It was held at Kamchatka State University in November 2015.

Key wards: Mathematical Olympiad for high school students

(c) Vodinchar G.M., et.al, 2015

Введение

Предлагаемая вниманию читателей заметка выходит из русла основной тематики журнала «Вєстник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки», связанной с публикацией результатов оригинальных исследований физико-математического профиля. Она посвящена математической олимпиаде школьников старших классов «Витус Беринг - 2015», которая проводилась Камчатским государственным университетом имени Витуса Беринга в начале ноября 2015 года. Мы надеемся, что подобные олимпиады на физикоматематическом факультете будут традиционно проводиться каждый учебный год.

Предметные, в частности - математические, олимпиады известны как прекрасное средство популяризации науки, с одной стороны, и как механизм отбора талантливых учащихся в вузы, с другой. Математические олимпиады школьников в нашей стране начали проводится в 30-е годы прошлого века и быстро завоевали популярность, а с 60-х годов стали традиционными для многих городов Советского Союза. Они проводятся на уровнях городов, регионов, страны, свои олимпиады проводят многие учебные заведения. Получила большое развитие и система подготовки учащихся к решению очень специфических по своему содержанию олимпиадных задач. Уровень вовлеченности лучших юных математиков и Физиков страны в олимпиадное движение стал настолько высоким, что поступление в ряд ведущих вузов страны, например в знаменитый «Физтех», фактически стало возможно только через олимпиады.

Переход в последние годы к поступлению в вузы через систему Единого государственного экзамена увеличил заинтересованность вузов к проведению своих олимпиад. Это объяснимо - вузы хотят не просто брать неизвестных для них абитуриентов на основании формальных баллов ЕГЭ, но и осуществлять свой содержательный отбор в рамках действующих правил приема. Победители и призеры вузовских олимпиад получают дополнительные баллы к баллам ЕГЭ при поступлении в соответствующий вуз.

Математическая олимпиада «Витус Беринг - 2015» проводилась в один тур и включала в себя 6 задач различной сложности для школьников 9-11 классов. На выполнение заданий участникам олимпиады было выделено 3 часа. При подготовке олимпиадных заданий организаторы использовали некоторые типовые задания из сборника [1].

Далее приводятся задания этой олимпиады и их решения.

Задания олимпиады

1) (5 баллов) Найти bb, если выполняются соотношения ab = 81, bc = 2, ac = 3.

2) (5 баллов) Грузовой состав догоняет пассажирский поезд по параллельному пути. Скорость грузового состава составляет 105 км/ч, скорость пассажирского - 85 км/ч. Длина пассажирского состава равна 800 метров. Найдите длину грузового состава, если он обогнал пассажирский состав за 252 секунды. Ответ привести в метрах.

3) (5 баллов) Решить уравнение

(1 - (2 - (3 - (...(2013 - (2014 - (2015 -x)))...)))) = 1000.

4) (10 баллов) Дан равнобедренный треугольник MNK с основанием MK. Точка A принадлежит основанию MK. На Боковых сторонах MN и NK отмечены точки B и C, так что MN||AC и NK| |AB. Найти отношение площадей треугольников ABC и MNK, если AC : NC = 4:7.

5) (15 баллов) Найти площадь фигуры, ограниченной на координатной плоскости следующей системой

Г л/2 — x + 4 ■ x > 0,

—2 + Vx — у — 1 + V

6) (10 баллов) В течение четверти учитель математики ставил ученикам оценки << 1 >>, << 2 >>, << 3 >>, << 4 >>, << 5 >>. Среднее арифметическое оценок Пети оказалось равно в точности << 3,5 >>. Петя попросил заменить одну оценку << 4 >> парой оценок << 3 >> и << 5 >>. Доказать, что средняя оценка Пети увеличилась.

Решения

1) Из условия задачи получаем, что значения a > 0, b > 0, c > 0.

Рассмотрим ab = 81, тогда log3 ab = 4, откуда b ■ log3 a = 4. Аналогично из ac = 3

, 1 ,T - b■log3a 4

следует c ■ log3 a = 1. Найдем отношение —--= -, откуда b = 4c.

c ■ log3 a 1

Тогда, применяя условие bc = 2, получим искомое выражение bb = b4c = (bc)4 = (2)4 = 16.

Ответ: 16.

2) Скорость сближения грузового поезда с пассажирским составляет (105 — 85) = 20 км/ч. Тогда со скоростью 20 км/ч будет пройдено расстояние равное сумме длин пассажирского и грузового поездов за 252 секунды.

Переведем все данные в одинаковые единицы измерения (метры и секунды): 20 км/ч = 5° м/с.

Пусть I - длина грузового состава, тогда

I + 800 = 590.252,

I + 800 = 1400.

Откуда I = 600 м.

Ответ: 600 м.

3) Раскроем скобки и в левой части уравнения получим знакочередующуюся последовательность слагаемых

1 — 2 + 3 — ... + 2013 — 2014 + 2015 — x = 1000.

Сгруппируем слагаемые следующим образом

(1 + 2015) +(-2 - 2014) + (3 + 2013) +... + (-1006)- 1010).+{1007+ 1009) -1008 -x = 1000

2016 -2016 2016 -2016 2016

и заметим, что выражений, равных 2016, будет 504, а выражений, равных (—2016), будет 503.

Следовательно, наше уравнение может быть преобразовано к виду

2016 — 1008 — x = 1000.

Откуда x = 8.

Ответ: x = 8.

4) Построим указанную фигуру. Чертеж приведен на рис. ??.

ACNB — параллелограмм, так как по условию задачи стороны параллельны.

Тогда AC : AB = 4:7. Обозначим а = Z.CNB = ZCAB.

Найдем площадь треугольника ABC: SABC = 1/2 ■ AC ■ AB ■ sin а = 1/2 ■ 4x ■ 7x ■ sin а = 14 x2sin а.

Треугольники KCA и KNM подобны по трем углам, следовательно, KC = CA = 4x и KN = KC + CN = 4х + 7х = 11х.

Так как треугольник равнобедренный, то Smnk = 1/2 ■ KN2 ■ sin а = 1/2 ■ (11x)2sin а = 60,5 x2sin а.

Sabc 14 x2sin а 28

Тогда требуемое отношение равно ----= ———— = ——

Smnk 60,5 x2sin а 121

Ответ: -28-.

121

5) Построим заданную область, обозначим D, на координатной плоскости.

Первое неравенство даёт ограничение на переменную x: 2—x > 0, откуда x є (—~, 2], а из второго неравенства x є [0,<^). Следовательно, x є [0,2].

Первое неравенство V2 — x + 4x > 0 выполняется при всех x є [0,2], что на координатной плоскости будет изображаться полосой, параллельной оси Оу. Второе неравенство определяет область между графиками функций у1 = л/х + 1 и у2 = л/x — 2, где график функции у2 может быть получен из графика функции у1 параллельным переносом вдоль оси Oy на три единицы вниз (рис. 2).

Заметим, что область D равновелика прямоугольнику со сторонами 2 и 3. Для этого достаточно выполнить разрез области D, например, по линии у = 1 и верхнюю часть перенести вдоль оси Оу на три единицы вниз.

Отсюда площадь области D будет равна S = 2 ■ 3 = 6.

Ответ: 6.

6) Пусть общее количество оценок Пети за четверть равно п, а сумма оценок без одной «4» равна S.

S + 4

Тогда средняя оценка будет = 3,5, откуда S = 3,5п — 4.

п

Замена одной оценки «4» на две оценки, «3» и «5», увеличивает количество оценок

S + 3 + 5 S + 8

на единицу и дает новую среднюю оценку--------— =-----.

п + 1 п + 1

Рассмотрим разность новой и старой оценок

S + 8 S + 4 _ 4n - 4 - S _ 4n - 4 - 3,5n + 4 0,5n

n +1 n n(n + 1) n(n + 1) n(n + 1)

Для всех натуральных n разность Пети увеличилась после замены.

0,5 n n(n +1)

> 0. Следовательно, средняя оценка

Заключение

Проведенная в ноябре 2015 года на физико-математическом факультете Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга математическая олимпиада преследовала, в основном, профориентационные цели и была ориентирована на потенциальных абитуриентов. Победитель, призеры и участники олимпиады в случае поступления в этот университет получают дополнительные баллы к балам ЕГЭ по профильной математике.

Авторы надеются, что представленные задачи и их решения дадут возможность школьникам старших классов ознакомиться с уровнем и тематикой олимпиадных заданий, а преподаватели математики смогут использовать их для подготовки школьников к олимпиаде по математике.

Библиографический список

1. 34-й Турнир имени М. В. Ломоносова 25 сентября 2011 года. Задания. Решения. Комментарии. М.: МЦНМО, 2013. 197 с.

Поступила в редакцию / Original article submitted: 19.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.