Научная статья на тему 'Решение проблем функционирования предприятий электроэнергетики в условиях рынка'

Решение проблем функционирования предприятий электроэнергетики в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / РЕФОРМА ОТРАСЛИ / ИТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Татьяна Александровна

В условиях перехода к рынку перед энергетическими предприятиями встает ряд новых задач, решение которых невозможно без применения информационных технологий и создания полноценной, эффективно работающей интегрированной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPERATION PROBLEMS POWER PLANTS FACE AT THE MARKET

Power plants face a number of new challenges in transition economy, and it is the use of information technology and effective sterling integrated administration that makes it possible to solve the problems.

Текст научной работы на тему «Решение проблем функционирования предприятий электроэнергетики в условиях рынка»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 1. С. 41-44. © Т.А. Мельникова, 2009

УДК 332:338.1

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

THE OPERATION PROBLEMS POWER PLANTS FACE AT THE MARKET

Т.А. Мельникова T.A. Melnikova

ООО «Комплексные энергетические системы»

В условиях перехода к рынку перед энергетическими предприятиями встает ряд новых задач, решение которых невозможно без применения информационных технологий и создания полноценной, эффективно работающей интегрированной системы управления.

Power plants face a number of new challenges in transition economy, and it is the use of information technology and effective sterling integrated administration that makes it possible to solve the problems.

Ключевые слова: электроэнергетика, реформа отрасли, ИТ-технологии.

Реформа электроэнергетики - один из масштабных процессов, происходящих в настоящее время в экономике России. В ходе реформирования российская электроэнергетика кардинально поменяла свою структуру. Произошло разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (генерация и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций. Вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Сформированные в ходе реформы компании, специализирующиеся на определенных видах деятельности, контролируют соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня. Новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов либо являются общероссийскими.

Так, магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании (ФСК), распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору (СО).

Активы генерации также объединены в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализирующиеся на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК

входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

В электроэнергетике сегодня созданы условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

В настоящее время сформированы два конкурентных рынка электроэнергии и мощности -оптовый и розничный. И если с оптовым рынком ситуация стабилизируется и рынок совершенствуется, то вопрос с розничным рынком остается открытым. Существующая нормативно-правовая база не в полной мере регламентирует взаимоотношения всех участников рынка.

Тем не менее предприятия энергетического сектора, образованные в результате реструктуризации, вынуждены уже сегодня работать в конкурентных условиях. Именно поэтому возникает необходимость в новом подходе к организации деятельности этих компаний.

Глобальные отраслевые преобразования формируют особые требования к эффективности административно-хозяйственной и производственной деятельности субъектов электроэнергетики. Перед электроэнергетическими предприятиями сегодня встают новые задачи:

- повышение управляемости предприятий;

- повышение инвестиционной привлекательности (ТГК, ОГК и прочие) для привлечения средств в модернизацию генерирующих мощностей;

- повышение надежности, эффективности и безопасности работы энергетических систем;

- управление сбытовой деятельностью в условиях рынка.

Энергетические предприятия, бывшие естественными монополистами, сегодня переводят свою деятельность на коммерческую основу и, как компании любого бизнеса, должны внедрять в управление процессы учета и анализа доходов и затрат, финансового планирования и бюджетирования. Чтобы успешно развиваться, предприятиям нужно улучшать качество и, главное, эффективность обслуживания потребителей, контролировать и снижать издержки. При этом масштаб, территориально распределенная структура компаний, широкая сеть потребителей - все это делает невозможным реализацию бизнес-задач без применения информационных технологий.

Таким образом, одной из важнейших целей проектов по оказанию консалтинговых услуг в области энергетики является привлечение современных технологий управления финансами, разработка и реализация мер по комплексному совершенствованию бизнес-процессов учета и управления.

Говоря другими словами, помимо преодоления трудностей, обусловленных пробелами в нормативно-правовой базе, новым предприятиям электроэнергетической отрасли приходится решать задачи по внедрению ИТ-техно-логий. Чтобы правильно выбрать инструмент, необходимый для качественной работы, рассмотрим наиболее актуальные на сегодня ИТ-решения.

Энергокомпаниями может быть востребован ряд новых ИТ-решений таких бизнес-задач, как управление масштабными инвестиционными программами капитального строительства, повышение управляемости новых структур через создание единого информационного пространства, обеспечение корпоративной мобильности для руководителей и сотрудников, уменьшение потерь электроэнергии, организация биллинговых систем и улучшение сервисных функций.

В настоящее время приток инвестиций в энергетическую отрасль постепенно увеличивается. Для повышения инвестиционной привлекательности необходимо обеспечить управляемость и прозрачность финансовых потоков компании. Одним из инструментов финансового управления становятся системы бюджетирования и поддержки процессов финансовоэкономического управления. Для эффективного планирования, анализа исполнения и свое-

временной корректировки планов и бюджетов энергетической компании требуется высокая степень детализации и одновременно оперативность бюджетирования. Должна быть обеспечена работа с системой всех подразделений компании, в том числе территориально удаленных. Для поддержки процессов управления система должна предоставлять мощный аналитический инструментарий, давать возможность снизить трудоемкость процессов бюджетирования, полностью исключить ситуацию двойного ввода и обеспечить совместную работу над бюджетами специалистов различных отделов.

Наряду с задачами повышения прозрачности финансовых потоков и укрепления доверия инвесторов к учетным системам компаний на первый план выходят задачи эффективного управления инвестиционными проектами. Это проекты, связанные прежде всего с реконструкцией и строительством новых энергетических объектов, станций и подстанций, линий электро- и теплопередачи и др.

На каждом этапе проекта (при планировании, выборе поставщиков и заключении договоров, выполнении работ и закрытии проекта) требуется контроль и анализ целого ряда показателей как в целом по компании, так и отдельно по каждому проекту, с возможностью детализации до первичных документов. При этом необходим обмен данными со «смежными» областями, такими как управление закупками и запасами, расчеты с кредиторами, управление договорами и пр. Например, при планировании проекта необходимо учитывать информацию о потребности в ремонтах оборудования, соотносить бюджет проекта с общим бюджетом компании, сформированные потребности в товарно-материальных ценностях направлять в виде заявок в подразделение по управлению закупками.

Решение всех этих задач при современных масштабах компаний и значительном количестве одновременно выполняемых проектов весьма проблематично без использования информационной системы. В качестве основы для такой системы, с учетом больших объемов обрабатываемой информации, могут эффективно применяться модули управления проектами полнофункциональных ERP-систем. Например, продукты Oracle Project Costing и Oracle Project Contracts покрывают все потребности в автоматизации процессов проектного управления и обеспечивают «прозрачность» проектной деятельности, достоверность, полноту и своевременность информации, эффективное управление договорными работами и, что немало-

важно, внедрение в деятельность всех подразделений энергетической компании единых унифицированных процессов и стандартов проектного учета.

Одной из важных задач в условиях притока вложений в техническое перевооружение энергетических компаний является управление закупками. Закупки - один из ключевых элементов бизнеса современной компании. Снижение расходов, связанных с закупкой материалов и услуг, позволяет компании повысить рентабельность. Производители ИТ-решений сегодня предлагают многофункциональные системы для поддержки управления закупками и отношениями с поставщиками (Supplier Relationship Management (SRM)). Следует обратить внимание, что системы должны не только осуществлять сбор, регистрацию и анализ потребностей всех подразделений компании в закупках материалов и услуг и планировать график закупок, заключать и контролировать исполнение контрактов, организовать централизованное снабжение и учет общих затрат на закупки, но и выбирать оптимальные источники поставок (проводить оценку поставщиков).

Также актуальной сегодня для всех многофилиальных энергетических компаний является задача создания системы электронного документооборота. Создание единой электронной базы документов, обеспечение возможностей быстрого поиска и веерной рассылки документов, согласования организационно-распорядительных документов в электронном виде, выстраивание системы контроля исполнения поручений - все это служит важным инструментом поддержки корпоративного управления.

Производственные мощности российских энергетических предприятий в настоящее время в значительной степени изношены, и компании решают непростую задачу снижения издержек на эксплуатацию основных фондов и одновременно повышения надежности работы энергообъектов, сокращения количества аварий, снижения времени простоев объектов. Для этого необходимо не только эффективно управлять процессами технического обслуживания и ремонтов (ТОР), но и проводить анализ их состояния, направлять инвестиции на приоритетные участки, нуждающиеся в срочном ремонте или замене.

Управление ТОР традиционно реализуется с помощью EAM-систем (Enterprise Asset Management). Сегодня на рынке представлены как специализированные EAM-решения, так и соответствующие модули ERP-систем (Oracle

E-Business Suite, mySAP Business Suite). Наиболее эффективную информационную поддержку процессов управления основными фондами обеспечивают комплексные интегрированные решения, объединяющие системы проектирования, финансового планирования, информационно-аналитические, учетные, технологические в единую систему с помощью современных интеграционных решений. Это дает возможность не только поддерживать надежную работу энергетических систем, но и оценивать эффективность основных фондов, прогнозировать адекватные варианты их воспроизводства и финансирования, выбирать приоритетные проекты замены объектов на основе технологических и финансовых факторов.

Что касается управления сбытовой деятельностью в условиях рынка, то для энергосбытовых компаний актуальным является внедрение систем расчетов с клиентами - биллинговых систем. Эти потребности можно реализовать как путем настройки и внедрения тиражируемых решений, так и заказной разработкой систем на современных программных платформах. Второй путь дает возможность реализовать все особенности и специфические требования компании, но повышает риски, связанные с поддержкой и дальнейшим развитием систем и интеграцией со смежными системами. Крупнейшие поставщики бизнес-приложений сегодня активно выводят на российский рынок тиражируемые биллинговые системы, ориентированные на энергосбытовые предприятия. Примером может служить решение Oracle Utilities, сформированное на основе продуктов компании SPL WorldGroup, поставщика популярных во всем мире систем для компаний инфраструктурных отраслей. Решение дает возможность поддержки процессов обслуживания клиентов, выставления счетов, а также управления активами, отключениями и распределением ресурсов, имеющихся у предприятия.

Также для энергосбытовых компаний проблемой является и традиционно высокая степень коммерческих потерь (хищений) электроэнергии. Основой для организации мероприятий по сокращению непроизводственных потерь электроэнергии служит мониторинг показателей деятельности, таких как баланс электроэнергии, уровень коммерческих и технических потерь, уровень полезного отпуска электроэнергии и др. Создание информационноаналитической системы, обеспечивающей консолидацию этой информации, - первый шаг в упорядочивании такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.