УДК 159
И. Л. Шелехов, Е. Н. Скрипачёва
РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН
Томский государственный педагогический университет
В настоящее время демографический кризис и проблема репродуктивного здоровья оказались в фокусе общественного внимания, ситуация открытого обсуждения данных проблем и их значимость для общества принципиально нова для нашей страны. Это объясняется тем, что за последние годы в системе ценностей российских женщин произошли серьезные изменения, что не могло не отразиться на поведенческих реакциях и установках в отношении к материнству [1]. Наблюдается трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, дилемма «ребенок или карьера» все чаще решается женщинами в пользу карьеры. Между тем функция деторождения имеет в судьбе женщины фундаментальный характер [2].
Термин «репродукция» (от лат. ргвйисИв -производство) в биологических науках обозначает самовоспроизведение, размножение, производство
потомства. По аналогии с биологией был предложен термин «репродуктивное поведение», имеющий демографический смысл [3].
Репродуктивная функция - это способность человека к воспроизводству. Вопросы влияния социума на репродуктивные установки женщины, состояние ее здоровья в период ожидания ребенка входят в предметную сферу многих наук - психологии, демографии, социологии, медицины.
Проблемы репродуктивного поведения в отечественной науке исследуются почти полвека. Несмотря на то, что само понятие репродуктивного поведения введено в научный оборот позже, те аспекты, которые и составили суть этого термина, занимали умы исследователей еще в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Репродуктивное поведение - система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Данное определение было предложено В. А. Борисовым в начале 1970-х годов. Позже этот исследователь, наряду с
И. Л. Шелехов, Е. Н. Скрипачёва. Репродуктивное поведение российских женщин
другими демографами, подошел к созданию теории репродуктивного поведения. Были изучены многие аспекты репродуктивного поведения: роль контрацепции и абортов в динамике уровня рождаемости; соотношение биологического и социального в рождаемости; социальный характер потребности в детях; причины сокращения потребности семьи в детях до уровня малодетности; репродуктивные мнения, мотивы, установки; идеальное, желаемое и ожидаемое число детей как индикаторы репродуктивного поведения [2].
Вопросами репродуктивного поведения занимались многие исследователи, чья научная деятельность и сформировала теорию репродуктивного поведения. Исследования репродуктивного поведения проводились в разные годы во многих научных центрах - в НИИ ЦСУ СССР, Центре по изучению народонаселения экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Отделе демографии Института социологии РАН и других. В результате понятие «репродуктивное поведение» получило содержательную трактовку, были исследованы мотивация, структура репродуктивного поведения, его индикаторы. Это позволило объяснить многие процессы, результатом которых является уровень рождаемости, сформировать гипотезы и прогнозы развития демографических параметров. Однако в последнее время как теоретическая, так и прикладная работа по этому направлению почти не ведется. Хотя можно отметить постоянство научного интереса некоторых специалистов, например [4].
Установлено, что на репродуктивное поведение женщин оказывают влияние следующие факторы: возраст, семейное положение, уровень образования и доходов [5, 6].
Таким образом, исследования, касающиеся вопросов изучения неблагоприятных региональных факторов, влияющих на репродуктивное поведение и здоровье населения, имеют важное государственное значение.
Нами проведено исследование репродуктивного поведения женщин, уже имеющих одного и более детей, с учётом материального и социального положения. Было сформировано две группы - с низким и средним уровнем дохода на каждого члена семьи (до 2 тыс. руб. в месяц и от 2 до 7 тыс. руб.) и
относительно высоким доходом (от 7 тыс. руб. и выше). При анализе результатов учитывался и уровень образования женщин.
Исследование проводилось на базе психологоконсультативного центра «Диалог» (г. Томск) в течение 2005-2007 гг. На основании анализа и сопоставления данных получены следующие результаты: по одному ребёнку рожают большинство женщин с высшим образованием, чаще это происходит в возрасте до 30 лет в полных семьях с доходом от 7 тыс. руб. и выше; «усредненные» характеристики большинства женщин, имеющих двух детей: 30-39 лет, замужем, среднее специальное образование, при среднем доходе менее 2 тыс. руб. в месяц; по три ребёнка имеют в большинстве своём женщины старше 40 лет, замужние, со средним образованием и средним доходом ниже 2 тыс. руб. в месяц; социальный портрет женщины с четырьмя детьми: 30-39 лет, состоит в гражданском браке, имеет среднее образование, средний доход от 2 до 5 тыс. руб.
При ответе на вопрос о рождении еще одного ребенка положительно ответили большинство замужних женщин в возрасте 20-29 лет, с высшим образованием и средним доходом от 7 тыс. руб. и выше. Наибольшее число отрицательных ответов дали женщины старше 40 лет, состоящие в гражданском браке, со средним специальным образованием и доходом ниже 7 тыс. руб. в месяц. Не имеют чётко сформировавшихся репродуктивных установок одинокие женщины в возрасте до 20 лет, со средним образованием и низким доходом (ниже 2 тыс. руб. в месяц). При сравнении полученных результатов установлено, что женщины в возрасте наиболее активного репродуктивного поведения (35-38 лет), замужние, со средним образованием и низким доходом имеют наибольшее число беременностей и родов.
Установлено, что 58,7 % женщин с высшим образованием и с высоким доходом имеют 1 ребёнка; 40,2 % женщин со средним образованием, средним или низким уровнем дохода - от 2 и более детей.
Полученные данные могут найти свое применение при планировании мероприятий в области стимулирования репродуктивного поведения, где необходимо учитывать всю совокупность социальных и медицинских факторов психологии женщин как до, так и после рождения ребенка [5].
Литература
1. Антонов А. И., Медков В. М., Синельников А. Б. Репродуктивное поведение и динамика рождаемости // Население России на рубеже ХХ—ХХ1 веков: проблемы и перспективы. М., 2002. С. 157-201.
2. Антонов Г. В. Состояние института семьи и демографическая ситуация в современной России (опыт регионального исследования). Марущак И. А., Дьяченко В. Г. Роль социологического опроса медицинских работников в оценке здоровья женского населения г. Хабаровска // Современные возможности и актуальные проблемы диагностики и лечения злокачественных опухолей: Материалы VIII Дальневост. онкологич. конф. Владивосток, 19-21сент. 2006. С. 148-153.
3. Гончарова Г. С. Отношение к семье, браку и детям у различных народов Сибири в современных условиях (на примере Республик Тыва и Хакасия) // Материалы Третьего Междунар. конгр. «Мир семьи». М., 2005. С. 40-45.
Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 2 (80)
4. Немировская Ю. В. Особенности социально-психологической помощи семье в период ожидания ребенка // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р Державина, 2007. С. 206-208.
5. Павлова Ю. В., Поспелова С. И. Новое в правовом регулировании репродуктивной деятельности человека // Вестник Российского государственного университета. М., 2004. № 6 (37). С. 34-46.
6. Павлова Ю. В. Репродуктивные права человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации // Всерос. науч.-практич. конф. по медицинскому праву (г. Новосибирск, 13-14 сентября 2006 г.): Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. Д. Сергеева. Новосибирск: НАМП, 2006. С.171-181.
Поступила в редакцию 10.06.2008