Научная статья на тему 'Репрезентация знаний английскими наречиями-градуаторами'

Репрезентация знаний английскими наречиями-градуаторами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GRADATION / GRADATION ADVERBS / НОРМА / NORM / ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ / DOMAINS OF KNOWLEDGE / ГРАДУИРОВАНИЕ / НАРЕЧИЯ-ГРАДУАТОРЫ / МОДУСНАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Назарова Ирина Владимировна

В статье определяются области знания, которые допускают градуирование, выявляется типология наречий-градуаторов, устанавливаются возможности сочетания наречий-градуа-торов с другими частями речи, описываются когнитивные механизмы, которые обеспечивают формирование смысла градуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE REPRESENTATION BY ENGLISH GRADATION ADVERBS

The article deals with domains of knowledge, which allow gradation, the typology of gradation adverbs, the possibility of gradation adverbs to go with other parts of speech, and the cognitive mechanisms with the help of which the meaning of gradation is construed.

Текст научной работы на тему «Репрезентация знаний английскими наречиями-градуаторами»

И.В. Назарова

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗНАНИЙ АНГЛИЙСКИМИ НАРЕЧИЯМИ-ГРАДУАТОРАМИ

градуирование, наречия-градуаторы, модусная категория, норма, области знания

В статье определяются области знания, которые допускают градуирование, выявляется типология наречий-градуаторов, устанавливаются возможности сочетания наречий-градуа-торов с другими частями речи, описываются когнитивные механизмы, которые обеспечивают формирование смысла градуальности.

Понятие градуальности в лингвистический оборот впервые было введено Н.С. Трубецким при установлении оппозиционных отношений в фонологии. При этом акцент был сделан на разную степень проявления одного и того же признака. Категория градуальности как семантическая категория (от лат. gradatio - «постепенное усиление») получила толкование у Э. Сэпира с точки зрения эксплицитных средств ее репрезентации. Важным было выделение шкалы оценок типа «больше/меньше, чем» [Сепир 1985: 68]. Однако при анализе средств выражения градуальности наряду с эксплицитными средствами отмечаются и имплицитные (С.М. Колесникова, А.Д. Кирьян, М.Ф. Федорова, Н.В. Халина и др.). Имплицитные средства репрезентации градуально-сти в отличие от эксплицитных предполагают наличие в семантике единицы указания на количественное проявление признака (М.В. Бондаренко, С.М. Колесникова, Н.Д. Федяева). Исследователи градуальности единодушны в том, что большинство слов языка могут выражать значение градуирования, которое «заключается в передаче меры степени, меры действия, меры качества в сопоставлении с нормой (точкой отсчета)» (С.М. Колесникова, А.Д. Кирьян, Н.В. Халина и др.).

Следует отметить, что, однозначно признав наличие в языке специальных средств выражения градуальности, исследователи не пришли к единому мнению в отношении их наименования. Существующие терминологические обозначения -спецификаторы (Н. Хомский), квалификаторы, градаторы (А.Э. Левицкий), интенсификаторы (И.И. Туранский, К.М. Суворина) - свидетельствуют об отсутствии унифицированной терминологии. Данная категория в основном освещалась в русле функционально-семантического или лек-сико-семантического подхода, что позволило исследователям рассмотреть функциональный потенциал наречий-градуаторов, а также их семантические характеристики [Бондаренко 2000]. Однако когнитивные основы категории градуально-

сти не исследовались, и соответственно не были изучены области знания, допускающие градуирование. Поэтому необходимо обратиться к анализу когнитивных процессов и механизмов, которые активизируются при градуировании, чтобы понять особенности репрезентации знаний наречиями-градуаторами.

В основе градуирования как процесса лежит градуальная шкала, построение которой невозможно без опоры на точку отсчета (норму). Градуирование имеет модусный характер, так как в его основе лежит оценка. Оценивая поступающую информацию, человек сравнивает количество проявляемого признака с какой-либо величиной, принимаемой за норму. Важную роль при этом играют особенности восприятия человеком действительности и его интенции. С учетом этого категория градуальности определяется как модус-ная. Как указывает Н.Н. Болдырев, под модусной (оценочной или интерпретирующей) категорией понимается категория, которая «обеспечивает возможности различной интерпретации говорящим того или иного концептуального содержания и формирования на основе этого отдельных смыслов» [Болдырев 2006: 9].

В основе категории градуальности лежит концепт 'градуальность'. Характеристики концепта 'градуальность' устанавливаются посредством анализа средств его репрезентации: to graduate, gradation, graduated, gradual, gradually [ODCE ; LDCE; LDELC; CCEDAL].

В содержательном плане концепта 'градуальность ' выделяются следующие смысловые линии:

1) наличие этапов в развитии события или уровней в проявлении объектом признака;

2) существование некоторого стандарта (нормы), с которым соотносятся изменения в развитии события или изменения в проявлении признака;

3) выделение степеней проявления признака.

Данные характеристики выступают в качестве концептуальной основы категории градуаль-ности.

К когнитивным механизмам, которые обеспечивают формирование смысла градуальности, относятся профилирование и шкалирование. Профилирование, по мнению Р. Лэнекера, предполагает выделение характеристики оцениваемого предмета на фоне других [Langacker 1987].

Шкалирование как когнитивный механизм восходит к системе координат Декарта и шкалам Реомюра, Фаренгейта, Цельсия, Кельвина, предполагающим соотнесение любого изменения в объекте с определенной точкой на шкале [БЭС http].

Языковым механизмом реализации граду-альности выступает лексическое значение наре-чия-градуатора. Проведенный компонентный анализ словарных дефиниций наречий-градуато-ров позволил установить следующую типологию в зависимости от репрезентируемой ими степени проявления признака:

1) наречия, указывающие на предельную степень проявления признака;

2) наречия, указывающие на высокую степень проявления признака;

3) наречия, указывающие на достаточную степень проявления признака;

4) наречия, указывающие на низкую (малую) степень проявления признака.

В ходе компонентного анализа было установлено также, что в семантике ряда наречий-градуаторов выделяются семы, позволяющие относить их к двум классам, например, наречие

awfully, c одной стороны, является синонимом слова very, в словарной дефиниции которого выделяется сема, указывающая на предельность степени in the greatest possible degree [LDELC 1992: 1482], с другой стороны, синонимом слова awfully является наречие terribly - to emphasize the great extent or degree of something [CCEDАL 1997: 1723], дефиниция которого указывает на высокую степень проявления признака. Следовательно, наречие awfully может быть размещено в переходной зоне между фокусами предельной и высокой степени проявления признака на шкале градуальности.

Данный факт свидетельствует о неоднородности сферы градуальности и вычленении в ней как фокусных смыслов, так и тех, которые занимают промежуточные положения на шкале, так как допускают варьирование градуируемого признака. Таким образом, отмечается наличие переходных зон, к которым должны быть отнесены наречия-градуаторы, допускающие реализацию двух функций. На этом основании дополнительно были выделены следующие типы наречий-градуаторов:

1) наречия, указывающие на предельно высокую степень проявления признака;

2) наречия, указывающие на достаточно высокую степень проявления признака;

3) наречия, указывающие на недостаточную степень проявления признака.

Это подтверждается результатами компонентного анализа.

Таким образом, типология наречий как средств репрезентации категории градуальности выглядит следующим образом:

Completely, extremely, utterly, terribly, exceptionally, really, perfectly, entirely, absolutely, fully, wholly, totally

Awfully, particularly, greatly

Как показывает фактологический анализ, наречия-градуаторы могут сочетаться с различными частями речи и в зависимости от этого выделяются следующие конструкции:

1) наречие-градуатор + прилагательное (Adv + Adj);

2) наречие-градуатор + глагол (Adv + V);

3) наречие-градуатор + причастие (Adv + Fast Part.);

4) наречие-градуатор + наречие (Adv + Adv);

5) наречие-градуатор + существительное (Adv + N).

Интерес для исследования представляет установление областей знаний, подверженных градуированию. Обратимся к первой конструкции на-речие-градуатор + прилагательное (Adv + Adj).

Прилагательные, сочетающиеся с наречия-ми-градуаторами, могут быть распределены по следующим классам:

1) прилагательные, отражающие физиологическое состояние субъекта;

2) прилагательные, указывающие на психические характеристики;

3) прилагательные, выражающие оценочные характеристики;

4) прилагательные, отражающие параметрические характеристики.

Данная классификация отражает тип неязыкового знания, который подвержен градуированию. Обратимся к примерам:

She was very serious, disciplined and hard working, but extremely dull (H. Filding).

В словарной дефиниции прилагательного dull - slow of thinking, learning, and understanding [LDELC 1992: 405] вычленяется сема, указывающая на умственные способности человека, а использование его с наречием-градуатором extremely подчеркивает предельную степень проявления этих способностей.

В следующем предложении They're all completely self-centered, sexually incontinent and no use to man nor beast (H. Filding) прилагательное self-centered - interested only in oneself [LDELC 1992: 1220] сочетается с наречием-градуатором completely, в результате градуируется степень эгоистичности человека.

В следующем примере указывается, что человек достаточно легко устанавливает контакт с окружающими:

I like to think I'm relatively easy to get along with (H. Filding).

Градуирование параметрических характеристик демонстрируется также в следующих при-

мерах: It's extremely thin (thin - having a small or smaller than average distance between opposite surfaces, having little fat on the body [LDELC 2002: 1400]) (H. Filding),

The sums needed are relatively small (small -of less than usual average, size, weight etc., not large) [LDELC 2002: 1274].

Значимым для говорящего является градуирование оценочных характеристик.

The caramel looks awfully good (CCEDAL 2001: 103), (good - having qualities, that are very satisfactory) [LDELC 1992: 567].

Anyway, completely safe option as no way diamond-pattern-jumpered goody-goody would have read five-hundred-page feminist treatise (H. Filding).

Сочетание прилагательного safe - out of danger [LDELC 1992: 1187] с градуатором позволяет не только подчеркнуть безопасность объекта, но и указать на предельную степень его проявления.

В данном случае наречие-градуатор указывает на предельно-высокую степень привлекательности объекта.

Градуирование физиологического состояния также является важным для человека:

He breathed with difficulty, he looked terribly frail, white, with faint red discolorations (H. Filding).

Вторым по частотности является сочетание наречие-градуатор + глагол (Adv+V).

Глаголы, употребляющиеся с наречиями-градуаторами, достаточно разнообразны. За основу принята классификация глаголов, предложенная Н.Н. Болдыревым:

- глаголы физического действия с последующей градацией на лексико-семантические группы конкретного воздействия на объект или на поверхность объекта, созидания или разрушения объекта;

- глаголы движения (самостоятельного, несамостоятельного, направленного, ненаправленного);

- глаголы вербального и невербального общения;

- глаголы изменения принадлежности;

- глаголы местоположения;

- глаголы ментального состояния;

- глаголы психического и эмоционального состояния;

- глаголы ощущений;

- глаголы мнения;

- глаголы обладания и принадлежности;

- экзистенциональные глаголы [Болдырев 1995: 118].

Проведенный фактологический анализ показал, что с градуаторами чаще всего сочетаются глаголы ментального и эмоционального состояний.

You completely forget the fact that when you were twenty-two and you didn't have boyfriend or meet anyone you remotely fancied for twenty-three months you just thought it was a bit of a drag (H. Filding).

Глагол forget - to fail to remember or keep in the memory [LDELC 1992: 511] является глаголом ментального состояния, а в сочетании с наречием-градуатором completely достигается выражение предельной степени этого состояния.

В следующем примере используется наре-чие-градуатор really с глаголом эмоционального состояния to miss с целью усиления глагольного значения:

Like a fool I went for a drink with him to the American Bar at the Savoy, let him soften me up with champagne and I feel so terrible I really miss you blar blar blar (H. Filding).

В некоторых случаях наречия-градуаторы сочетаются с модальными глаголами. Например:

Mum. I can't really talk, I'm expecting ... (H. Filding)

Употребление градуатора с отрицательной формой модального глагола can подчеркивает степень неспособности субъекта продолжать беседу.

С глаголами мнения, как правило, употребляется наречие «really»:

1. Realize, as the long hot days freakishly repeat themselves, one after the other, that whatever I am doing I really think I ought to be doing something else (H. Filding).

2. If he really minded about not hurting your feelings he'd just shut up and come to the party on his own instead of waving his stupid date under your nose (H. Filding)

В этих примерах посредством наречия-градуатора really подчеркивается убежденность говорящего в высказываемой им точке зрения. Таким образом, достигается модификация глагольного значения. По мнению Л.А. Фурс, возможны 2 типа модификации значения: холистическая и партитивная [Фурс 2007: 84]. Следует отметить, что холистическая модификация предполагает профилирование объема проявляемого признака качества или свойства, тогда как партитивная модификация - вычленение различных характеристик в каком-либо процессе и профилирование отдельно взятого признака с последующим расположением его на шкале по отношению к норме. Различные типы

модификаций объясняются различной семантикой сочетающихся с наречием-градуатором частей речи. В силу неоднородности категории глагола в сочетании наречие-градуатор + глагол (Adv+V) будут действовать оба типа модификации. Глаголы эмоционального, психического и ментального состояний имеют тенденцию к градуированию согласно принципу холистической модификации, а глаголы движения, благодаря наличию образной схемы «path» в основе их значений - по партитивному принципу модификации.

Рассмотрим примеры сочетания градуато-ров с глаголами движения.

We totally achieved our goals [LDELC 1992:

563].

Обращение к семантике глагола to achieve — to finish successfully [LDELC 1992: 9] позволяет установить наличие ассоциативно-образной схемы «path» и ее конечной точки. Градуатором профилируется достижение предельной точки на участке «путь», таким образом, акцентируется признак завершенности.

В предложении ...His manner gradually moved northward (W. Faulkner) глагол движения to move сочетается с градуатором gradually, тем самым выражается постепенность продвижения.

8st 12 (heavy internal weight completely vanished - mystery), alcohol units I (v.g.), cigarettes 9 (v.g.), calories 1800 (g.). (H. Filding).

В данном случае подчеркивается предельность действия, указывается на необратимость ситуации.

Следующей по частотности употребления является конструкция наречие-градуатор + причастие (Adv+Рast Part).

And though the possessive instinct felt badly shaken at three o'clock in the morning, it recovered by breakfast-time with the recollection that one gets nothing in this world without paying for it (H. Filding).

В словарной дефиниции глагола to shake -to move up and down or from side to side with quick short movements [LDELC 1992: 1014] вычленяется сема, указывающая на процесс изменения положения в пространстве. Форма причастия II указывает на результативное состояние, а градуатор подчеркивает высокую степень проявления этого признака.

Presently Francie said: «Do you know, I think Uncle Jolyon has terribly changed this last year. What do you think, Aunt Hester?» (H. Filding).

Аналогично предыдущему примеру, посредством наречия-градуатора отражается результативность состояния.

Наименее частотными являются сочетания наречие-градуатор + наречие (Adv+Adv) и наре-чие-градуатор + существительное (Adv+N).

Рассмотрим некоторые примеры.

Machinery, methods etc. which can perform, processes extremely quickly or make or measure objects which are extremely small (H. Filding).

В словарной статье наречия quickly - performing an action in an unusually short tim£ [LDELC 1992: 1094] вычленяется сема, указывающая на временные характеристики. В таком случае использование наречия-градуатора extremely - to a very great degree or the highest degree доводит объем проявляемого наречием quickly признака до предела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В примере An evening with Rebecca is like swimming in sea with jellyfish: all will be going along perfectly pleasantly then suddenly you get painful lashing, destroying confidence at stroke (H. Filding) при помощи наречия-градуатора perfectly градуируется качественная характеристика действия: pleasantly - giving one a feeling of enjoyment or happiness [LDELC 1992: 1027].

Словосочетания наречие-градуатор + существительное (Adv+N) являются самыми немногочисленными в английском языке. Необходимо отметить, что способны градуироваться только событийные существительные. К тому же не все градуаторы могут сочетаться с ними. Событийные существительные, по мнению Н.В. Уш-ковой, являются непрототипическими представителями своей части речи, в их когнитивной структуре преобладает бытийный фрейм глагола. Данный фрейм, с одной стороны, сходен с бытийным фреймом, выражаемым прототипическим существительным, - это 'статичность', с другой стороны, имеет место сходство с бытийным фреймом, выражаемым прототипическим глаголом, - это 'процессуальность'. Процесс как изменение во времени объясняется ассоциативной связью с ментальным пространством исходного глагола, от которого произведено имя существительное [Ушкова 2006: 22].

Рассмотрим следующий пример:

Look, there's absolutely no need to worry,' said Una, with an unusual air of calmness and control, which suddenly made me see her as the mummy I'd never really had (H. Filding).

Наречием-градуатором подчеркивается полное отсутствие причин для беспокойства.

Таким образом, наречия-градуаторы репрезентируют процессы оценочно-интерпретирующей деятельности человека. Употребление наре-

чий с целью градуирования признаков, свойств, характеристик, проявляемых различными объектами или вычленяемых при описании события, приводит к модификации лексического значения единиц, с которыми сочетаются наречия-градуа-торы. Проведенный анализ показал, какие области знания подвержены градуированию. Это, как правило, физиологические, психические состояния субъекта, а также его параметрические и оценочные характеристики; ментальные и эмоциональные состояния; показатели результативности какого-либо действия или процесса; временные и качественные характеристики действия. Градуироваться может и степень проявления или наличия какого-либо явления.

Список литературы

Беседина Н.А. Морфологически передаваемые концепты: Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006.

Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000.

Болдырев Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола: Монография. СПб-Тамбов: РГПУ/ТГУ, 1995.

Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2.

Бондаренко М.В. Градуальность как свойство лексики и основание для построения лексической парадигмы: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Воронеж, 2000.

БЭС - Большой Энциклопедический Словарь // http:// www.dic.academic.ru

Кирьян А.Д. Градация как основа классификации лексики // Вопросы лексической семантики. М., 1980.

Кобрина О.А. Модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2.

Колесникова С.М. Категория градуальности в современном русском языке. М., 1999.

Сэпир Э. Градуирование: Семантическое исследование // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985.

Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. М.: Высшая школа, 1990.

Федорюк А.В. Функционально-прагматические аспекты фразеологических интенсификато-

ров в современном английском языке: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Иркутск, 2001.

Федяева Н.Д. Языковой образ среднего человека в аспекте когнитивных категорий граду-альности, дуальности, оценки, нормы (На лексическом и текстовом материале современного русского языка): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2003.

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

Фурс Л.А. Когнитивное моделирование синтаксиса // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 4.

Халина Н.В. Категория градуальности в словоформе, слове, тексте: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 1998.

Хомский Н. Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли. М., 2005.

CCEDAL - Collins Cobuild English Dictionary for Advanced Learners. The University of Birmingham: Harper Collins Publishers, 2001.

Filding H. Bridget Jones Diary // http:// www.greylib.align.ru

Langaker R.W. Foudations of Cognitive Grammar. Vol. 1. Theoretical Prerequisites. Stanford. 1987.

LDCE - Longman Dictionary of Contemporary English. England: Longman Group UK Ltd., 1995.

LDELC - Longman Dictionary of English Language and Culture. Longman Group UK Ltd., 1992.

ODCE - Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1995.

I.V. Nazarova

KNOWLEDGE REPRESENTATION BY ENGLISH GRADATION ADVERBS

gradation, gradation adverbs, norm, domains of knowledge

The article deals with domains of knowledge, which allow gradation, the typology of gradation adverbs, the possibility of gradation adverbs to go with other parts of speech, and the cognitive mechanisms with the help of which the meaning of gradation is construed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.