Научная статья на тему 'Репрезентация топонимических концептов: лексико-семантический аспект топонимической картины мира'

Репрезентация топонимических концептов: лексико-семантический аспект топонимической картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
300
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / КУБАНЬ / АДЫГЕЯ / КУЛЬТУРА / МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / ТОПОНИМ / КОНЦЕПТ / НОМИНАЦИЯ / A WORLD PICTURE / KUBAN / ADYGEA / CULTURE / A MENTAL IMAGE / LEXICAL SEMANTICS / TOPONYM / CONCEPT / A NOMINATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковлакас Елена Федоровна

Автор статьи исходит из того, что топонимическая система, складываясь на протяжении длительного времени, представляет собой когнитивный «конгломерат», в котором отражены культуры, языки, время и пространство, этапы и социально-исторические условия развития общества. Представления об окружающем мире и национально-этнические особенности, которые проявляются в традиционной культуре народа, фиксируются в семантике языкового знака. Приводятся основные результаты исследования топонимии Краснодарского края и Республики Адыгея, раскрываются региональные особенности топонимической картины мира этого региона. Делается заключение, что реконструкция особой картины мира, репрезентируемой топонимами, в которой предстает окружающая действительность во всей совокупности присущих ей факторов, изучение тенденций и механизмов взаимодействия культур и результатов этнокультурных контактов, зафиксированных в региональной топонимике, являются перспективными направлениями исследований теории языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONS TOPONYMIC CONCEPTS: LEXICO-SEMANTIC ASPECT OF A TOPONYMIC PICTURE OF THE WORLD

The author of the article recognizes that toponymy system, developing throughout long time, represents cognitive «conglomerate» in which cultures, languages, time and space, stages and socio-historical conditions of development of a society are reflected. Representations about world around and national-ethnic features which are shown in traditional culture of the people are fixed in semantics of a language sign. The basic results of research of toponymy of Krasnodar territory and Republic Adygea are resulted, regional features of a toponymic picture of the world of this region reveal. The conclusion becomes that reconstruction of a special picture of the world, representations toponymics in which the surrounding validity in all set of factors inherent in it appears, studying of tendencies and mechanisms of interaction of cultures and results of the ethno-cultural contacts fixed in regional toponymics, are perspective directions of researches of the theory of language.

Текст научной работы на тему «Репрезентация топонимических концептов: лексико-семантический аспект топонимической картины мира»

© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (27). С. 78 - 81.

Ковлакас Е. Ф.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОПОНИМИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ: ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТОПОНИМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

Одной из актуальных задач лингвистики является формирование топонимической картины мира1. Важность данной научной проблемы заключается в её этнокультурной значимости и интегративном статусе. В современном информационном обществе усиливается роль топонимов - идентификаторов географических объектов - как точных ориентиров в пространстве, отражающих менталитет народа. Ментальные образы и ментальные концепты являются конструктами картины мира. Слова-концепты служат именем семантического поля и заключают в себе лексические, синтаксические, образные показатели. Человек воспринимает не то, что возможно благодаря языку, а субъективно вербализует актуальное для него в данной конкретной речевой ситуации содержание концептуальной картины мира.

В данной статье представлены основные результаты реконструкции топонимической картины мира Краснодарского края (Кубани) и Республики Адыгея с целью выявления её лексико-семантической и этнокультурной специфики. Анализ семантических аспектов пространственно-временных топонимов позволил реконструировать наивную картину мира прошлого и проследить этапы этнокультурного освоения региона от начала заселения земель, формирования языковой и этнической самобытности поселенцев до их бытовых, социально-экономических и культурных контактов с представителями других народов. В ходе исследования топонимического материала было установлено, что номинация географических объектов носит искусственный характер, номинационные

1 Топонимическое картирование окружающего мира представляет собой один из системообразующих способов вербализации действительности, отражает корреляцию историко-социальных, языковых и этнокультурных аспектов развития народов. Топонимы рассматриваются как некий этнокультурный текст, несущий релевантную информацию об историческом прошлом народов, о границах их расселения, о культурных, торговых и географических центрах. Топоним как когнитивный знак служит для номинации «географических» фрагментов мира, а «само наречение преследует, в конечном счёте, описание мира, а не только обозначение всего сущего» [1, с. 327]. - Е.К.

знаки выполняют в большей степени функцию репрезентации кардинальной философской категории бытия «пространство - время». Данная категория, актуализированная в топонимах, включает в себя не только то, что происходит в ней в настоящий момент, но и то, что происходило раньше. Как показало проведенное исследование, нельзя поставить знак равенства между представлениями воспринимающего, познающего субъекта и представлениями номинирующего, тоже познающего субъекта, в силу различия социального опыта, чувственного восприятия, субъективных особенностей личности.

В процессе исследования было выявлено, что в качестве пространственного центра выступает концепт «гора», который заключает в себе иерархическую систему этических ценностей, начало трудного пути, духовное возвышение, познание окружающего мира: Афипс большой (абхаз.) - «Афы» - «бог молнии и грома»; Тхаб (адыг.) - «многобожье»; Тхамахинский (адыг.) - «посвященная Богу роща»; Тхачегочук (Тхьач1эгъ ч1ыгу) (адыг.) - «земля, покровительствующая богам»; Чугуш (адыг.) - «вершина земли»; Шесси (Садыг) (адыг.) - «сидеть на горе»; Эльбрус (кабар.) - «гора счастья».

Концепт «гора», исследуемый на материале оронимов, в структурно-смысловом отношении можно изобразить схематически.

Гора («духовный ориентир»)

Вера Мораль Культ Судьба Пространственный ориентир

1

Язычество Испытание Благополучие

* Христианство Мусульманство

Знаки номинативного отражения пространства в топонимии Краснодарского края и Республики Адыгея соотносимы с такими типами пространственных видений, которые можно обозначить как карта-путь и карта-обозрение1, где

1 Карта-путь включает в себя топонимические единицы, репрезентирующие населенные пункты. Карта-обозрение представляет единство топонимических номинаций пространственно размещенных объектов действительности: гор и рек. - Е.К.

представления первого типа развиваются гораздо раньше, чем второго. Одну из самых многочисленных групп оронимов составляют названия гор, отражающие непосредственную связь с водой. Вода представляет одну из четырех стихий, из которых состоит космос в абхазских мифах: Агепса (абхаз.) - «прибрежное ущелье»; Ассара (абхаз.) - «мелководье, мелкота, мелкоречье»; Ахцу (тюрк.) - «белая вода»; Безепс (убых.) - «пять рек»; Бзныч (убых.) - «полноводная река, холодная»; Бзык (убых.) - «речная долина»; Бзыч (убых.) - «река холодная»; Бзыш (Бзипс) (убых.) - «верховье реки», «водичка»; Дзитаку (абхаз.) - «безводный холм»; Дооб (тюрк.) - «согласие», «две реки» и др.

В результате возникают концепты «гора», «река», «вода», «движение», создавая в сознании образ действительности, который объективируется знаками непрямой номинации. Этнос, взаимодействуя с окружающей природой, выделяет значимые для него элементы и при номинации собственных поселений использует соответствующие семантические и ассоциативно-когнитивные основания и принципы.

Самое большее количество топонимов образовано от гидронимов: р. Кубань: ст-ца Кубанская, пос. Кубанец, хут. Кубанская степь; р. Лаба: г. Лабинск, г. Усть-Лабинск, ст-ца Новолабинская, пос. Новолабинский; р. Синюха: пос. Подгорная Синюха и др.

Топонимы выступают вербально фиксированной системой наивно-бытового, культурного и историко-социального знания и этнокультурного опыта, являясь средством отражения, идентификации и оценки географического фрагмента окружающего мира. Географическое название-топоним выбирается номи-натором под воздействием субъективных факторов, но сам факт номинации носит коммуникативный характер, что дает возможность исследовать топонимию с позиции ее ментального бытия.

Концепт «человек», отражая систему моральных приоритетов и ценностей, включает в себя не только пространственные представления, но и духовно-нравственные и этические искания народа - номинатора, воплощенные в концепте «движение», который является высшей точкой в постижении особенностей формирования топонимической картины мира, новой ступенью в постижении представлений, возникающих на разных этапах развития общества и по-разному воспринимаемых представителями различных культур. Концепт «движение» заключает в себе закономерности взаимодействия культуры, языка и сознания и предопределяет бытие топонимической системы как ментального образования.

Интерпретация гидронимов, составляющих лексико-семантическую группу концепта «река», позволяет выявить многообразие символики образа. Данный концепт предстает семантическим антагонистом пространственной соотнесенности. Значения гидронимов выражены метафорически. В них наиболее часто встречается эпитет «бешеный»: «бешеный - большой силы, напряжения, яростный» [3, с. 43].

Кубань (Къобхан, Кобан, Кубан, Губань, Гопанис) (др.-греч.) - «конская река, буйная, сильная», (др.-тюрк.) - «река, поток», (карачаево-балкарское) -«быстрый, бурливый, беспокойный»; Гоноубат (Уне-Убат, Гонэубат) (адыг.) -«разрушитель домов», Каверзе (Кавярзе, Хуарзен, Хоарзе) (адыг.) - «бурлящая река», Руфабго (Гуфабго, Гуфэбгъу) (адыг.) - «бешеный, строптивый» и др [2, с. 228].

Река становится символом вечного движения и изменчивости. Концепт «движение», будучи синкретической единицей коллективного сознания, эксплицируется совокупностью концептов, своеобразным блоком знаний и представлений об обозначаемых фрагментах действительности.

Концепт «гора» (нравственный поиск, личностно-волевые искания, возвышение) предстает сопряженным с концептом «движение». Гора - это вершина добродетели, земная жизнь - это бесконечная дорога либо в гору (бессмертие), либо вниз (забвение). Конституенты, входящие в концепт «движение», осложняются речевой вариативностью номинатора. Пространственные ориентиры (горы, реки, населенные пункты) эксплицируются через этот топонимический концепт. «Движение» - это движение души, религиозные искания, пространственные перемещения и социокультурная связь между прошлым и будущим (антропони-мия).

Концепт «река» включает в себя реальность бытия и реальность переживаний субъекта номинации. В результате формируется топонимическая картина мира, в разной степени тождественная реальному окружающему миру. Прочтение (интерпретация) информационного пространства, заключенного в концепте «река», происходит в соответствии с нормами, присущими культуре народа-номинатора. Вычленение элементов и структур, содержащих значимые смыслы, позволяет различать разные концептуальные уровни восприятия пространства. Шепси (Сепсе) («молочная река»), Мацеста («огненная река»), Чухукт («разрушающая землю»), Гоноубат («разрушитель домов»).

Гидронимы, являясь ландшафтными символами, заключают в себе языковую образность, становятся символами судьбы, забвения, силы, мощи, стихии, спокойствия и разрушения.

Для топонимической картины мира особое значение приобретает характер сцепления элементов. Карту-путь можно обозначить как векторное видение пространственных объектов, а карту-обозрение - как панорамное. Ментальный образ водного пространства, интерпретируемый нами как водный культурный ландшафт, возникает в результате панорамного обозрения. Панорамность представлений позволяет отразить связи объектов друг с другом: река / человек; река / долина; река / гора; река / природа: Секуа (Сехуа, Секей, Секой) (адыг.) - «долина реки», Шапсухо (Шайпсхко, Шапсухо) (адыг) - «долина реки Ша», Пше-нахо (адыг.) - «родниковая долина», Куапсе (адыг.) - «долина глубокой реки».

Пропозиционная установка на панорамность пространственных отношений лежит в основе смежных номинаций: река / гора / населенный пункт; река / населенный пункт; река / река; т.е. пространственные реалии максимально приближены к номинативному центру. Появление таких соотносимых наименований обусловлено значимостью географических объектов, названия которых лежат в основе номинации.

В основе номинации населенных пунктов лежат векторные представления о пространственных объектах, т.е. имеются определенные точки отсчета: антонимия «старо - ново»; «малый - большой»; «первый - второй»; «поселок - город»; «село - аул»; «этнос 1 - этнос 2»; «первичный топоним - топоним - "ново"»:

ст-ца Старомышастовская - ст-ца Новомышастовская, ст-ца Старо-величковская - ст-ца Нововеличковская, ст-ца Стародеревянковская - ст-ца Новодеревянковская;

аул Большой Кичмай - аул Малый Кичмай, хут. Средний Челбас - хут. Большие Челбасы;

1-й хут. Бейсужек - 2-й хут. Бейсужек, 1-й хут. Ея - 2-й хут. Ея , 1-й хут. Кубанский - 2-й, 3-й хут. Кубанский, 1-й пос. Прикубанский - 2-й пос. Прикубанский;

с. Виноградное - пос. Виноградный, с. Кабардинка - ст-ца Кабардинская, г. Майкоп - с. Майкопское;

с. Русская Мамайка - с. Грузинская Мамайка, с. Верхнерусское Лоо -с. Верхнеармянское Лоо.

Векторная номинация предполагает замкнутость на объект, лежащий в основе номинации, т.е. в топонимической номинации присутствует указание на связь с другими объектами. В таком номинировании происходит совмещение денотата и знака, причем знак (топоним) становится в результате номинации денотатом.

Топонимическая модель картины мира находится в ассоциативной связи с действительностью. Пространство вырисовывается на основании топографических характеристик. Пространство географическое - это пространство культуры. Комплекс топонимов создает информационное пространство, а образ пространства предстает в различных концептах.

Исследование топонимии Краснодарского края и Республики Адыгея позволило выявить региональные особенности топонимической картины мира. К ним относятся:

- пространствообразующая роль этнонимов и антропонимов;

- перманентная роль рек, особенно главной реки - Кубани;

- мифоэтическое мировоззрение как основа духовной жизни этносов;

- идеализация объектов реального мира;

- поэтизация объектов действительности на основе образных средств;

- система бинарных признаков, включающая в себя противопоставления: «старо» - «ново»; «малый» - «большой» и др.;

- топонимы, являющиеся носителями культурно-исторической информации, эксплицирующими мифоэпическую составляющую духовной жизни;

- преобладание черт панорамного (центробежного) формирования пространства и векторного в районах более позднего расселения;

- географичность топонимической системы, концепт «Движение» эксплицирует пространственные ориентиры; топонимический материал описывает пространственное восприятие и соотносится с картиной мира;

- метафорические названия, составляющие один из важных принципов номинации географических объектов;

- отражение в названиях свойств и признаков объектов действительности, частое сравнение как с конкретными явлениями, так и с отвлеченными понятиями: река / добро, река / долина (действует принцип контекстуальной синонимии);

- семантические поля «свое пространство» / «чужое пространство», эксплицирующие «свою культуру» / «чужую культуру» (внутри полей происходит

перераспределение компонентов: населенные пункты изменяют названия, названия важных географических объектов остаются на языке народа-номинатора).

В заключение необходимо отметить, что в основе любой культуры лежат универсальные категории, концепты, выделение которых позволяет зафиксировать особенности национальной, этнической культуры. Топонимы, будучи памятниками истории и культуры, отражающими географическое пространство, формируют образ народа, проживающего на данной территории. Топоним становится прецедентным именем, связанным с другими культурными кодами.

Заложенная в топонимах этнолингвистическая информация позволяет рассматривать не только онтологическое бытие топонимической системы, но и ментальное, реализующееся в топонимах как когнитивных категориях. Внутренняя форма топонима не всегда соответствует действительности. Большой интерес представляют коннотации, которые получает топоним в национальном сознании.

Топонимическая картина мира уникальна тем, что она эксплицирует особенности мировидения, отражает моральные, этические, эстетические взгляды

народов, участвующих в процессе номинации.

* * *

1. Кубрякова Е.С. Язык и значение. На пути получения знаний о языке // Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.

3. Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. Майкоп: Качество, 2003.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.