Научная статья на тему 'Репрезентации духовного концепта любовь в современном песенном тексте'

Репрезентации духовного концепта любовь в современном песенном тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
654
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЙ ТЕКСТ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЛЮБОВЬ / КОНЦЕПТ / КОГНИТИВНЫЙ ПРИЗНАК / СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / SONG / CULTURE / VALUE / CONCEPT / COGNITIVE FEATURE / STRUCTURE OF THE CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дербенёва Ольга Дмитриевна

Описываются фрагменты исследования песенного текста как источника информации о духовно-ценностной ориентации современного социума на примере репрезентации концепта ЛЮБОВЬ как базовой ценности нации. Исследуются структурно-компонентные особенности концепта ЛЮБОВЬ в лингвокогнитивном аспекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Study of Modern Song Texts in Cognitive Aspect

This article describes the results of song text study as a source of cultural information about orientation of modern society by the example of representation of the concept LOVE as a value of the nation. We study the structural features of the component in the concept of LOVE in cognitive aspect.

Текст научной работы на тему «Репрезентации духовного концепта любовь в современном песенном тексте»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 29 (320). Филология. Искусствоведение. Вып. 83. С. 51-54.

О. Д. Дербенёва

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ДУХОВНОГО КОНЦЕПТА ЛЮБОВЬ В СОВРЕМЕННОМ ПЕСЕННОМ ТЕКСТЕ

Описываются фрагменты исследования песенного текста как источника информации о духовно-ценностной ориентации современного социума на примере репрезентации концепта ЛЮБОВЬ как базовой ценности нации. Исследуются структурно-компонентные особенности концепта ЛЮБОВЬ в лингвокогнитивном аспекте

Ключевые слова: песенный текст, культура, ценность, духовность, любовь, концепт, когнитивный признак, структура концепта.

Многочисленные исследования, посвященные изучению языка и культуры, доказали, что эти явления находятся в постоянном взаимодействии и оказывают друг на друга непосредственное влияние. В каждый культурно-исторический, экономический период культура имеет свою специфику, что, несомненно, находит отражение в языке.

Во взаимодействие с языком вступают разные формы культуры. Но прежде всего духовная культура. Произведения художественной культуры и языковые единицы сосуществуют в непрерывном взаимовлиянии.

В современный период неотъемлемой частью жизни общества является массовая культура, которая проявляется в различных видах искусства: литературе, кинематографии, музыкальных произведениях.

В нашей работе мы хотели бы остановиться на таком явлении современной духовной культуры общества, как песенный текст.

Интерес к современной песне проявляется в ряде работ последнего десятилетия. Исследование Е. В. Нагибиной посвящено содержательным и языковым особенностям текстов современной эстрадной песни, в работе Е. А. Карапетян описана экспрессивно-семантическая структура русской лирической песни, стереотипность шлягера описана в работе Т. А. Григорьевой. О. С. Кострюкова, рассматривая когнитивный, коммуникативный и стилистический аспект текста современной песни, выделяет негативные тенденции развития современной песни: активное использование просторечий, средств речевой агрессии, стилистически сниженной лексики и др. [1. С. 9]. А. Н. Полежаева исследует проблемы современного песенного текста с точки зрения нового направления лингвистики - лингвоэколо-гии, анализируя современный песенный текст

на предмет наличия в нем ненормированных, нелитературных элементов. Исследователь утверждает, что наиболее распространены в нем «не мотивированные синтаксически элементы молодежного жаргона» [2. С. 19].

В ходе анализа имеющейся научной литературы по вопросу исследования современной песни нами было обнаружено, что современные исследователи активно изучают языковую организацию, особенности словоупотребления и стилистическую специфику текстов.

Однако мы считаем необходимым обращать внимание на песенный текст с точки зрения его духовно-культурного наполнения, исследовать ту ценностную, национальную и индивидуальную информацию, которую он в себе содержит. Песенный текст отражает не только индивидуально-авторское восприятия мира, но имеет социокультурную и лингвистическую ценность. «Песня является насыщенным, хорошо организованным и компактным источником национально обусловленной информации как о современном состоянии общества, так и о более ранних этапах его развития. Будучи самым демократичным, самым распространенным и самым древним видом вокального искусства, песня в своем тексте отражает базовые концепты русского сознания» [1. С. 12].

Целью нашей работы является описание особенностей структуры концепта ЛЮБОВЬ на материале современных песенных текстов.

Мы придерживаемся концепции З. Д. Поповой и И. А. Стернина, которые выделяют в структуре концепта образный компонент, представляющий собой образ универсального предметного кода, кодирующий соответствующий компонент как единицу мышления, информационный минимум, представляющий собой совокупность дифференциальных признаков концепта, определяющих его основное

содержание и отграничивающих его от других концептов, и интерпретационное поле - совокупность когнитивных признаков, интерпретирующих образ, информационный минимум и энциклопедическое содержание концепта [3. С. 358-361].

Материалом для нашего исследования послужили тексты песен исполнителей рок-направления, отобранные следующим образом: мы изучили плейлисты современной радиостанции, специализирующейся на трансляции музыки в стиле рок, за период с 8 апреля 2013 г. по 15 апреля 2013 г. Нами было обнаружено 102 песни о любви, повторяющиеся более трех раз за указанный период. На основе этого материала выявлено 19 когнитивных признаков и более 500 лексем и словосочетаний, репрезентирующие эти когнитивные признаки. Важно отметить, что в результате подобных исследований текстов песен других направлений (популярных, рэп и др.) не обнаружено такого разнообразия языковых единиц. Мы считаем, что это объясняется многообразием тематики песен рок-направления: тема любви сочетается с темами смерти, войны и девиантным поведением. Кроме того, эти песни демонстрируют особенный набор средств художественной выразительности: большое количество метафор, метонимий, наличие элементов разговорного стиля речи, сленга, жаргона и нецензурной лексики.

Итак, было выявлено 19 когнитивных признаков, составляющих структуру концепта ЛЮБОВЬ.

Концепт ЛЮБОВЬ репрезентирует лексема «любовь», использованная в текстах 56 раз, а также глагольные лексемы «любить» (34) и влюбиться (9).

К ядерной зоне концептуальной структуры относим образный компонент, который включает перцептивный и когнитивный образы.

Перцептивный образ отражает результаты восприятия референтом концепта органами чувств - зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом [3. С. 360]. Нами обнаружены следующие компоненты перцептивного образа:

1. Любовь- чувство, сосредоточенное в квазиоргане - «сердце» (10).

Эта языковая единица представлена в разных значениях, поэтому нами было выделено несколько смысловых групп:

а) Сердце - орган, испытывающий разнообразные чувства («Сердце успокой, я всегда с тобой», «Мое сердце замерло»).

б) Сердце - неотъемлемая часть объекта любви, которая нуждается в охране («Я своей рукою сердце твое прикрою»).

в) Сердце - вместилище любви («Ничего нет в сердце»).

2. Любовь - чувство, сопровождающееся восприятием физических характеристик объекта чувств.

Данный когнитивный признак реализуется группой соматической лексики: руки (5) (теплые, сильные, нежные), пальцы (2) (холодные, тонкие), глаза (10) (красивые, медовые, теплые, усталые), плечи (3) (стройные, горячие), ладонь (1) (влажная), тело (2) (загорелое, стройное).

Данный когнитивный признак отражает особенности восприятия объекта чувств субъектом любви, иллюстрирует концентрацию внимания субъекта на объекте чувств и его физических характеристиках.

Когнитивный образ отражает связи содержания концепта с другими концептами. В качестве когнитивных образов интерпретируются метафорические и метонимические характеристики референта концепта [3. С. 360].

1. Любовь - несчастное закончившееся чувство: уходить (10), забывать (2), (не) возвращаться (3),расставаться (4), прощаться (3).

Абсолютно во всех исследованных нами текстах песен любовь предстает как чувство, приносящее страдания. Данный когнитивный признак обнаруживает связь концепта ЛЮБОВЬ с такими концептами, как РАЗЛУКА, БОЛЬ, ТОСКА.

2. Любовь - это смерть: черный ангел (1), умирать (13), помирать (1), могила (2), ад (3), хоронить (2), шагнуть (шагнуть за карниз) (1).

Мы считаем данный когнитивный признак уникальным явлением, свойственным текстам песен рок-направления. Обнаруживается тесная связь концептов ЛЮБОВЬ и СМЕРТЬ.

Лексемы, представляющие этот когнитивный признак, имеют два значения: «умирать - значит любить не взаимно, несчастно» («Яумираю от нежности» и значение «физическая смерть - это сопутствующее любви явление» («И, может, она умерла»).

3. Любовь - нематериальная ценность: (не) продать (2), дороже золота (1), звон монет (1).

Данный когнитивный признак отражает базовые представления русского человека о любви как о бескорыстном, неподкупном чувстве.

Информационный минимум структуры концепта отражает специфику восприятия кон-

цепта. На основе исследования песенных текстов нами были выявлены следующие когнитивные признаки, реализующие эту зону:

1. Любовь - это вечное чувство: вечность (1), вечный (3), вечно (2), навсегда (2).

Данный когнитивный признак отражает основное понимание любви как чувства, пришедшего на долгий срок.

2. Тактильный контакт: прижаться (1), дотронуться (2), поцелуй (5), держать за руку (2).

Когнитивный признак представляет ЛЮБОВЬ как желание к физическому сближению с объектом любви: желание приблизиться к объекту любви или коснуться его.

Интерпретационное поле представляет наиболее полный и разнообразный фрагмент структуры концепта ЛЮБОВЬ. В соответствии с концепцией З. Д. Поповой и И. А. Стернина в этом структурном компоненте можно выделить оценочную и энциклопедическую зоны.

Энциклопедическая зона концепта формируется на основе личного опыта индивида, представлений и знаний, полученных ими в течение жизни.

Нами были выявлены следующие когнитивные признаки:

1. Любовь - ожидание: дождаться (2), подожди (2), ожидание (1).

2. Любовь - поиск: искать (3), (не) находить (3), терять (3)

Мы считаем, что данные когнитивные признаки характеризуют ЛЮБОВЬ как чувство, связанное с ожиданием и поиском. Каждый человек в жизни сталкивался с проблемами в любовных отношениях, что наглядно демонстрирует данный когнитивный признак.

3. Любовь - слова: сказать (8), слова (8), кричать (3).

Выражение чувств индивидом невозможно без их вербальной реализации. Человеку необходимо выражать свои чувства к объекту любви. И, кроме того, необходимо слышать ответные реплики как подтверждение взаимности своего чувства. Выражение негативных эмоций, связанных с проблемами в любовных отношениях или расставанием, также сопровождается вербальным общением.

4. Любовь - это чувство, не существующее в реальной жизни.

Этот когнитивный признак реализуют лексемы и словосочетания: сказка (1), обман (2), неправда (1), взгляд с экрана (1).

Нередко человек в процессе роста, взросления, развития личности, столкновения с проблемами разного порядка приходит к выводу о том, что любовь - это только выдуманное явление и в реальной жизни его не существует. Обнаруженный нами когнитивный признак отражает это представление.

Оценочную зону концепта ЛЮБОВЬ формируют следующие когнитивные признаки, отражающие разнообразные стороны поэтической интерпретации чувства любви:

1. Любовь - это стихия: дождь (3), огонь (5), лед (3), ливень (1), луна (2), вода (2), ветер (4), жара (2), солнце (5), звезды (1).

Данный когнитивный признак представлен самым разнообразным набором лексем. Этот факт мы связываем с метафоричностью исследуемых нами текстов. Необходимо отметить, что одни и те же лексемы в разных песенных текстах выступают в различных значениях.

1. Солнце

а) Номинация объекта чувств («Ты мое солнце»).

б) Солнце - характеристика интенсивности любви («Солнечный огонь любви»).

2. Огонь

а) Субъект любви («Жарким огнем стану я»).

б) Огонь - характеристика интенсивности любви («Огонь любви»).

Необходимо отметить и тот факт, что в песенных текстах частотно олицетворение с природной стихией как субъекта любви («Я был вольным ветром над рекой»), так и объекта («Она прошла прохладным ливнем»).

2. Любовь - полет: лететь (5), парить (1), крылья (2).

Этот когнитивный признак главным образом отражает наделение объекта любви сверхъестественными качествами: наличием крыльев («Где твои крылья, которые так нравились мне?») или умением летать («Она любила летать по ночам»).

3. Любовь - это музыка: блюз (1), мелодия (1), рок-н-ролл (1), музыка (2).

Данный когнитивный признак отражает оценку любви как чувства, связанного с искусством и творческим выражением своих эмоций. Любовь как счастливое положительное чувство ассоциируется с активной энергичной музыкой, такой как рок-н-ролл. Несчастное чувство любви или потеря чувства - это грустная мелодия (блюз).

4. Любовь - война: война (2), стрелять (1).

Этот когнитивный признак представлен лишь несколькими лексемами. Однако мы считаем целесообразным обратить на него внимание, поскольку он отражает возможность негативных и даже агрессивных реализаций чувства любви.

5. Любовь - это чувство, сопровождающееся девиантным поведением: пьяный (2), сигарета (4), окурки (2), дым (1).

Мы считаем этот когнитивный признак отличительной чертой текстов рок-направления, поскольку рок-музыка в различные периоды становления была связана со свободой выбора и вседозволенностью. Несомненно, что элементы девиантного поведения, обнаруженные нами, связаны с выражением боли и тоски от несчастной любви. Подобные языковые реализации обнаружены исключительно в текстах песен рок-направления.

6. Любовь - это чувство, которое зависит от времени суток: сегодня (2), вчера (2), ночь (4), утро (3), вечер (3).

В ходе анализа материала нами был обнаружен факт того, что любовь - это чувство, меняющее свои характеристики в зависимости от времени суток. Так вечер и ночь представляют любовь как счастливое чувство («Ночь обещаний», «вечер нашей встречи»), а утро связано с безответной любовью и расставанием («Утро прощаний»).

7. Любовь - это магия: околдовать (1), видение (1), сон (3), мечта (2).

Данный когнитивный признак представляет традиционные воззрения русского народа на любовь как на сказочное, необъяснимое чувство.

8. Любовь - это чувство, связанное с животным миром: кошка (1), птица (2), зверь (3).

Лексема «птица» отражает представления субъекта чувств на объект как на существо, наделенное сверхъестественными качествами и умениями («Ты сильная птица»). Лексема «зверь» выступает в двух значениях: 1. Зверь -это субъект любви («Я как зверь одиночка», «Как зверь дышу»). 2. Зверь - характеристика интенсивности и качества чувства любви («Любовь, как зверь»).

Итак, проведенный нами анализ позволил выявить некоторые особенности представления концепта ЛЮБОВЬ как современной духовной ценности на материале песенного текста. С одной стороны, любовь является вечной духовной ценностью, независимой от исторического, политического, культурного периода существова-

ния нации, что доказывают такие когнитивные признаки, как «любовь - чувство, сопровождающееся восприятием физических характеристик объекта чувств», «любовь- это чувство, сосредоточенное в квазиоргане», «любовь -несчастное закончившееся чувство», «любовь - ожидание», «любовь - магия» и др. Человек, независимо от эпохи, в которой он живет, места, возраста и социального статуса, склонен наделять любовь магической силой. Каждый человек стремится найти любовь и боится той боли, которую может принести ее исчезновение.

С другой стороны, в структуре концепта ЛЮБОВЬ как современной духовной ценности находим такие когнитивные признаки, как «тактильный контакт», «любовь - нематериальная ценность», которые иллюстрируют динамику развития общества в наше время - понимание любви как физического влечения к объекту чувств и акцентирование внимания на соотнесенность любви с материальным благополучием.

Таким образом, любовь предстает перед нами как противоречивая духовная ценность, характеризующаяся широким спектром свойств. Большую роль в понимании любви играет человеческая индивидуальность и особенности психологического типа человека, о чем свидетельствуют когнитивные признаки, демонстрирующие индивидуальные ассоциации и особенности восприятия: «любовь - это музыка», «любовь - это чувство, которое зависит от времени суток. В зависимости от темперамента и характера в сознании человека формируется представление о духовной ценности любовь, и на первый план выходят наиболее яркие для данной личности свойства любви.

Список литературы

1. Кострюкова, О. С. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2003. 24 с.

2. Полежаева, А. Н. Проблемы современного песенного текста: лингвоэкологический аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2011. 25 с.

3. Попова, З. Д. Моделирование содержания концепта (когнитивная интерпретация результатов лингвистических исследований /

З. Д. Попова, И. А. Стернин // Когнитивные исследования языка. Вып. 2. М. ; Тамбов. С. 358367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.