РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. М. ЛАПИНА
В статье изучена государственная информационная политика Тамбовского региона, а также отражены основные направления реорганизации государственных СМИ в Тамбовской области.
Ключевые слова: государственная информационная политика, реорганизация СМИ, эффективность.
Государственная информационная политика любого субъекта РФ не может быть разработана и осуществлена в отрыве от социально-экономической стратегии региона. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам закреплены как важнейшие составляющие национальных интересов государства в информационной сфере [2].
В целях реализации положений ст. 19, 24 Конституции РФ, ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», ст. 19 Устава (Основного закона) Тамбовской области управление пресс-службы и информации администрации Тамбовской области обеспечивает информационное сопровождение деятельности администрации области, эффективное взаимодействие власти и общества.
В своей работе Управление нацелено на обеспечение свободного доступа населения к объективной и полной информации, в том числе о деятельности органов государственной власти области. Однако не следует забывать, что при этом должны быть соблюдены интересы государственной политики в сфере средств массовой информации, в том числе - поддержание положительной репутации Тамбовской области как субъекта РФ [1].
В целях реализации государственной информационной политики Управление осуществляет тесное взаимодействие со средствами массовой
информации всех форм собственности путем вовлечения их в информационный обмен, предоставления сведений по вопросам социальноэкономического, культурного, политического, научно-технического развития области, привлечения их к участию в медиа-акциях, семинарах, фестивальных мероприятиях и т. д.
Управление стимулирует подготовку и распространение публикаций, радио- и телепередач, направленных на борьбу с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, наркоманией, обеспечение безопасности на дорогах, формирование культа семьи и здорового образа жизни, освещение реализации общенациональных проектов и других важных задач.
Формирование информационного поля под государственные задачи позволяет направить деятельность региональных средств массовой информации на выполнение социально значимых функций: укрепление созидательных, духовных, нравственных начал в обществе, вытеснение социальных пороков, воспитание в людях активного патриотизма, приверженности высоким культурным, духовным и нравственным ценностям, формирование гражданского самосознания, личности гражданина, создание позитивного имиджа Тамбовской области. Реализация информационных проектов, представляющих общественные и государственные интересы, увеличение количества материалов, способствующих улучшению восприятия Тамбовской области значимыми целевыми группами, что приводит к укреплению авторитета и влиятельности области, повышению ее инвестиционной привлекательности, развитию регионального бизнеса, и, в конечном счете, укреплению социального со-
гласия. Таким образом, реализуется государственная информационная политика, развивается медиапространство области.
Бюджетные ассигнования на сферу государственных печатных и электронных средств массовой информации позволяют осуществлять регулярный выпуск газет и программного продукта вещания телевидения областного и районного форматов вещания, обеспечивать своевременную выплату заработной платы работникам редакции газеты «Тамбовская жизнь», редакций газет в составе ОАО «Издательский дом «Мичуринск», областной телекомпании «Тамбовская губерния» и филиалам по области. В целях повышения эффективности бюджетных расходов Управление осуществляет организационные, контрольные и иные мероприятия, направленные на сохранение доступа максимального числа жителей области к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, основных направлениях развития области, обеспечение более тесного взаимодействия органов государственной власти области и средств массовой информации и повышение тем самым уровня открытости власти; повышение качества исполнения программ и печатных материалов.
Стоит особо подчеркнуть, что управление государственными СМИ - это не бизнес. Здесь главная цель - не получить как можно больше прибыли, а выполнить все задачи по реализации государственной информационной политики. Однако стремление к оптимизации бюджетных расходов и перманентные изменения в федеральном законодательстве стимулируют управление пресс-службы и информации разрабатывать и осуществлять определенные реорганизационные мероприятия в сфере государственного управления СМИ.
Так, к 2008 г. на территории многих регионов страны, в том числе и Тамбовской области, сложилась парадоксальная ситуация. Исполнительной власти субъектов Федерации не хватало полномочий по управлению многочисленными государственными СМИ, которые достались им в наследство от советской власти и были на тот момент зарегистрированы как госучреждения. Администрации (правительства) регионов, в связи с изменениями в федеральном законодательстве, уже не имели права учреждать более одного печатного СМИ, которое является официальным публикатором всех нормативно-правовых актов (НПА), издаваемых органами власти. Однако фактически тогда в Тамбовской области в форме госучреждения существовало порядка 30 газет.
По большому счету, это было нарушением, на которое все же по всей стране «до поры до времени» смотрели «сквозь пальцы», поскольку на федеральном уровне не было разработано реальных механизмов реорганизации системы печатных СМИ на местах. И все же следовало привести реальное положение дел в соответствие с действующим законодательством.
В этой работе управление пресс-службы и информации как структурное подразделение администрации области ожидали определенные сложности, связанные в первую очередь с особенностями менталитета сотрудников государственных СМИ, особенно районных печатных изданий. Многие из них проработали в своих газетах по 20-30 лет, иногда даже династиями, и любые предстоящие изменения воспринимали заведомо негативно. Другая причина - экономическая подоплека. С одной стороны, нельзя было потерять элементы управляемости районными изданиями, с другой стороны, необходимо им было дать больше экономической свободы, чтобы они могли привлечь дополнительные источники финансирования, а не зависеть полностью от бюджета. Ведь пока районные газеты были госучреждениями, им было запрещено заниматься любой другой деятельностью кроме уставной, то есть ни сдавать площади в аренду, ни торговать они не могли [7]. Если на местах СМИ сдавали свободные производственные площади в аренду, то все деньги уходили, как и требовало законодательство, в областной комитет по управлению имуществом, в «общий котел», и дальше уже распределялись на первоочередные бюджетные нужды, а самим им могло ничего и не достаться. В целом, в печатной отрасли работал большой затратный механизм, на печатный процесс, - бумагу для газет, типографию, зарплаты сотрудникам, содержание помещений уходили огромные бюджетные деньги, но стимула привлекать дополнительные средства и тем самым минимизировать затраты не было.
В связи с этими обстоятельствами было принято решение оставить на территории области всего одно государственное печатное СМИ, которое стало единственным официальным публикатором региональных государственных НПА. Сейчас администрация области в лице комитета по управлению госимуществом является учредителем только одного печатного СМИ - газеты «Тамбовская жизнь».
Кроме того, в целях рационального использования средств областного бюджета, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом Тамбовской области от 27.10.2004 № 241-З «Об
управлении государственной собственностью Тамбовской области» (в редакции от 09.11.2009 № 577-3) [5] администрация области постановила ликвидировать областное государственное учреждение «Издательский дом «Тамбов», а входившие в него районные газеты объединить на базе ОАО «Издательский дом «Мичуринск» со 100 % областной собственностью [4]. Когда пошел объединительный процесс, то стало понятным, что одними районными изданиями ограничиваться не следует. В новое ОАО Издательский дом «Мичуринск» желательно ввести и обе государственных типографии, которые на тот момент имелись на территории области - мичуринскую типографию и тамбовскую «Пролетарский светоч».
Выбор данной схемы реорганизации был вызван объективными обстоятельствами: сложившаяся ситуация тормозила процесс издания печатной продукции. Пока и «Тамбовская жизнь», и каждая районная газета были самостоятельными, они были обязаны сами проводить конкурсные процедуры для приобретения бумаги, расходных материалов, на оказание типографских услуг, что затягивалось на месяцы и часто вызывало затруднение с оплатой. Все они невольно ходили в должниках перед типографией «Полетарский светоч», которое и печатало все эти газеты, и держали его в предбанкротном состоянии. На момент реорганизации у этой типографии было долгов на 17 млн руб. Кроме того, бумагу и расходные материалы газетам отпускали неохотно, потому что было непонятно, когда они смогут за них рассчитаться. Так что отрасль постоянно лихорадило. Сейчас, после проведения реорганизации, когда ИД «Мичуринск» сам является собственником газет, то им не надо поводить торги, т. е. проходить многочисленные конкурсные процедуры и беспокоиться, выиграет ли у них конкурс на поставку бумаги и всего необходимого для деятельности добросовестный поставщик, или нет.
Был и еще один важный аспект, который следовало учитывать при реорганизации печатной отрасли - это обеспечение заказами государственных типографий в регионе. Фактически события могли пойти по липецкому сценарию: в недавнем прошлом часть их местных газет печаталась в Мичуринске, потому что он выиграл у липецкой типографии этот тендер. То есть при неблагоприятном раскладе, проведение конкурсных процедур через 94-й ФЗ, без возможности повлиять на результат, могло привести к обрушению печатной отрасли в регионе, так как основная государственная типография могла остаться без загрузки.
Сейчас система издания государственной печатной продукции в Тамбовской области отлажена. Имеется всего 2 юридических лица, занимающихся выпуском государственных печатных СМИ - ТОГБУ «Тамбовская жизнь», которое издает только одноименную газету, и ОАО «ИД Мичуринск», которое издает все районные газеты, а также областные - «Ровесник», «Город на Цне», «Притамбовье». Теперь у ИД «Мичуринск» имеется гораздо больше возможностей быть экономически эффективной компанией. Он распоряжается всеми доходами от полиграфической деятельности, распространения печатной продукции, а также арендной платой, поскольку ОАО владеет бывшей собственностью районов. У издательского дома также есть возможность открывать дополнительный набор платных услуг - берут заказы на изготовление фотографий, медальонов, выступают в качестве посредников на рынке типографской продукции.
Проведенная реорганизация оказала положительное влияние на реализацию государственной информационной политики в регионе. Администрация области в качестве заказчика проводит конкурсные торги на размещение определенного количества информации о своей деятельности в печатных СМИ Тамбовской области с обеспеченным большим объемом распространения. Поскольку ИД «Мичуринск» выпускает газеты суммарным тиражом более 100 тысяч экземпляров, да еще с привязкой к каждому району области, то он на внутреннем рынке печатных СМИ - вне конкуренции. В результате он получает заказ на оказание государственных услуг в определенном объеме, а администрация области - конкретное количество газетных полос в каждом номере изданий, входящих в Издательский дом. Как заказчик, администрация области имеет право размещать на выкупленных полосах ту информацию, которую считает необходимой. При этом во всех газетах, объединенных в ОАО, оказывается задействованными под госконтракт только часть полос, а остальные высвобождаются под задания редакции, на которые администрация области не имеет права влиять. И на этих свободных газетных площадях журналисты могут писать все, что им заблагорассудится (в рамках закона о СМИ). Таким образом, соблюдаются интересы обеих сторон.
Благодаря тому, что все районные газеты и несколько областных, кроме «Тамбовской жизни», входят в одно издательство, у них появился новый коммерческий продукт - восьмиполосная единая вкладка. Столь крупный суммарный объем
тиража, который сосредоточен в одном издательском доме, находится в распоряжении одного юридического лица, очень интересен рекламодателям. Каждая отдельно взятая районка с их тиражами в 2,5 - 3 тысячи экземпляров таких крупных рекламодателей привлечь не смогла бы. А когда вместе с розничным распространением рекламодателю предлагают тираж в 115 тысяч экземпляров, он понимает, что конкуренции этому предложению быть не может.
С 1 января этого года запланированная реорганизация завершилась, и все вышеупомянутые газеты и две типографии объединились в одном юрлице. Типография «Пролетарский светоч» стала филиалом ОАО «ИД «Мичуринск», причем там сосредоточили все газетные и журнальные мощности. А профилем деятельности второй, мичуринской, стали другие полиграфические услуги. С точки зрения экономической эффективности такое разделение по отраслевым нишам является логичным. Тамбов является не только официальным областным центром, но и основным потребителем печатной продукции, поэтому производить газеты выгоднее здесь. Мичуринск, с другой стороны, интереснее в качестве железнодорожной развязки, он более привлекателен по логистике, по наличию подъездных путей, если речь идет о доставке грузов в другие регионы. Следовательно, здесь более удобно производить типографскую продукцию вроде обертки для конфет, которую отгружают оптом.
Конечно, изменение форм собственности организаций, какую бы благородную экономическую цель оно ни преследовало, не проходит столь гладко, как хотелось бы. Стоит отметить, что в процессе реорганизации ИД «Мичуринск» понес колоссальные затраты, которых изначально не планировалось. В первую очередь, при перерегистрации собственности. После закрытия ГУ передали собственность в оперативное ведение областного комитета по имуществу. Комитет как уполномоченный орган принимает решение - в плане капитализации передать собственность юридическому лицу, где государство является 100-процентным собственником (ОАО «ИД «Мичуринск»), то есть фактически самому себе. Только за эти регистрационные бумаги, чтобы удостоверить тот факт, что собственность из областной казны перешла к конкретному юридическому лицу, ИД «Мичуринск» отдал 2 млн руб., которые для него были колоссальной суммой. Затем последовали крупные затраты на оформление машин, бывших в собственности у каждой из газет, ценных бумаг - еще заплатили больше миллиона.
Начали делать кадастровую оценку земель - снова финансовые траты. И все это легло тяжелым грузом на бюджет ИД «Мичуринск», и если бы не эффективное управление и новые возможности в оказании платных услуг, он бы не справился. Кроме того, из-за долгих процедур с переоформлением имущества вновь созданное ОАО потеряло в 2011 г. порядка 7 млн руб. арендных денег. Сейчас собственность оформлена, и эти средства поступают в доходную часть бюджета ИД.
До реорганизации, когда еще существовало ГУ «ИД Тамбов», прямое бюджетное финансирование газет исчислялись суммой 100 млн. рублей. Конечно, и тогда газеты самостоятельно зарабатывали какие-то средства, но, как уже было сказано выше, доходы ГУ по закону становились доходами бюджета области и тратились исходя их приоритетов деятельности администрации области. Сейчас расходы на финансирование печатной отрасли, вместе с госзаказом на публикацию нормативно-правовых актов (НПА), составляют 45 млн руб. В целом на НПА расходуется 10 млн руб., а собственно на газеты - 35 млн руб. И то - это фактически компенсация зарплаты сотрудникам изданий, потому что вновь созданному юридическому лицу необходимо время, чтобы выйти на хорошие экономические объемы, и, чтобы не допустить понижения уровня зарплат, которые были раньше у сотрудников ГУ, такая сумма обеспечивается через контракт. Со временем, когда ОАО «ИД «Мичуринск» разовьет систему дополнительных услуг, а оно нацелено на достижение максимальной эффективности деятельности и для этого имеются экономические стимулы, необходимость в компенсации затрат на заработные платы сотрудникам должна отпасть.
Существует возможность, и она просчитана, дальнейшей экономии бюджетных средств, выделяемых печатной отрасли. В 2013 г. появилась возможность, определяемая федеральным законодательством, публиковать нормативно-правовые акты не только в печатных СМИ, но и на электронной (региональной) площадке www.top68.ru. Это переходный период, потому что в дальнейшем планируется размещать их на сайте www.pravo.gov.ru, где сейчас уже публикуются федеральные документы, уже без дублирования в печатном виде. Остается дождаться соответствующих распорядительных документов правительства, которые должны регламентировать отношения этого федерального ресурса с регионами и муниципалитетами. Такое изменение механизма публикации региональных нормативно-правовых актов позволит не только сэкономить огромное
количество газетной бумаги, но и сократить бюджетные расходы еще на 5 млн руб. в год. То есть фактически расходы областного бюджета на печатную отрасль с недавних 100 млн руб. сократятся до 40 млн. Следовательно, можно признать результаты проведенной реорганизации государственной печатной отрасли эффективными.
Литература
1. Волокитин А. В., Курносов И. Н. Роль государства в развитии информационного общества // Информационное общество. 2000. Вып. 1.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Дудукалов Е. В. Формирование стратегии государственного регулирования деятельности бизнес-структур в сфере информационно-коммуникационных технологий // Креативная экономика. 2009. № 4 (28).
4. О ликвидации Тамбовского областного государственного учреждения «Издательский дом «Тамбов»: постановление администрации Тамбовской области от 28 сентября 2010 г. № 1152. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об управлении государственной собственностью Тамбовской области (в редакции от 09.11.2009 № 577-3)3акон Тамбовской области от 27.10.2004 № 241-З. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Половинкин П. Д. Основы управления государственной собственностью в России: Проблемы теории и практики. М., 2000.
7. Ротбард М. Государство и деньги: Как государство завладело денежной системой общества: пер. с англ. и франц. / под ред. Г. Сапова. Челябинск, 2003.
8. Тутунджян А. К. Реструктуризация предприятий в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы теории и практики. М., 2000.
9. Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы / под ред. Львова Д. С., Поршнева А. Г. М., 2002.
10. Шопенко В. Д. Формирование механизма государственного регулирования развития сферы услуг в современных условиях хозяйствования. СПбг, 2004.
* * *
REORGANIZATION OF THE STATE MASS MEDIA AS WAY OF INCREASE OF EFFICIENCY OF THEIR ACTIVITY
O. M. Lapina
In article the state information policy of the Tambov region is studied, and also the main directions of reorganization of the state mass media in the Tambov region are reflected
Key words: state information policy, reorganization of mass media, efficiency.