Научная статья на тему 'Ренников (селитренников) Андрей Митрофанович (1882–1957)'

Ренников (селитренников) Андрей Митрофанович (1882–1957) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
526
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ренников (селитренников) Андрей Митрофанович (1882–1957)»

Стр. 1 из 2 Г.Р. Аврамченко

РЕННИКОВ (СЕЛИТРЕННИКОВ) АНДРЕЙ МИТРОФАНОВИЧ(1882 - 1957)

Родился в 1882 г. в г. Кутаиси. Отец - присяжный поверенный. Семья жила в г. Батуме. Детство его прошло на Кавказе.

Учился в пансионе 1-й тифлисской классической гимназии, названной им самим «главным очагом русского образования на Кавказе». Мечтал стать музыкантом: играл на скрипке и изучал теорию музыки.

Поступил в Новороссийский университет (г. Одесса), где окончил физико-математический и историкофилологический факультеты, получив золотую медаль за сочинение «Система философии В. Вундта». Был оставлен при университете на кафедре философии. Готовился к профессорскому званию, совмещая преподавательскую деятельность с журналистской в газете «Одесский листок».

В 1912 г. переехал в С.-Петербург, где стал сотрудником и редактором отдела «Внутренние новости» одной из крупнейших газет «Новое время», издаваемой А.С. Сувориным. Под псевдонимом «Ренников» регулярно печатал в газете фельетоны, рассказы и очерки. Быстро стал известен как мастер юмористического стиля. С 1912 г. стали выходить одна за другой его книги: сатирические романы «Сеятели вечного», «Тихая заводь» и «Разденься, человек», очерки «Самостийные украинцы», «Золото Рейна» и «В стране чудес: правда о прибалтийских немцах», сборник рассказов «Спириты, или другие юмористические рассказы».

Ренников быстро стал известен всей читающей России, но по достоинству оценен он не был. Причину этого некоторые его современники видят в его работе в суворинской газете «Новое время», отличающейся крайне правыми взглядами: его любила широкая публика, но ненавидела либеральная пресса и обходила критика.

Захват власти большевиками Ренников воспринял, как катастрофу, и уехал на юг. В годы Гражданской войны вместе с группой сотрудников газеты «Новое время» работал в Ростове-на-Дону редактором газеты «Заря России», которая поддерживала Добровольческую армию.

В марте 1920 г. он выехал из Новороссийска через Варну в Белград, ярко описав свое превращение в эмигранта в воспоминаниях «Первые годы в эмиграции». В Белграде он помогал М. А. Суворину, сыну А.С. Суворина, в организации и издании газеты «Новое время», которая выходила в 1921 - 1926 гг. Задачу газеты, как и смысл своей работы, он видел в том, чтобы поддерживать среди эмигрантов уверенность в том, что «недолго продлится трагическое лихолетье, и скоро пробьет желанный час возвращения».

Этим идеалам Ренников оставался верен на протяжении всей своей жизни, воплощая их в творчестве. В 1922 г. вышла пьеса о жизни русских эмигрантов в Белграде «Тамо далеко». В 1925 г. в Софии были изданы пьеса «Галлиполи» о добровольцах и комедия «Беженцы всех стран». Итоговым стал сборник «Комедии», вышедший в Париже в 1931 г.

Пьесы Ренникова пользовались успехом и ставились на сценах русских театров в Сербии, Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Китае. Пьеса «Борис и Глеб» увидела свет в 1934 г. в Харбине. В Белграде вышли романы Ренникова «Души живые», «Диктатор мира» (1925), «За тридевять земель» (1926). «Диктатор мира», где утопия соседствует с фантастикой, имеет подзаголовок: «Роман будущего»; действие происходит в 1950 г. сначала в Германской социалистической республике (как и все развитые страны, она строит «новое общество», описанное сатирически), а затем в России. В романе звучит тоска по оставленной родине.

В 1926 г., после неудачных попыток перенести издание газеты «Новое время» в Париж, Ренников сам переехал во французскую столицу, где стал постоянным сотрудником газеты «Возрождение». В «Возрождении» он регулярно выступал в рубрике «Маленький фельетон», печатал рассказы, статьи и очерки о жизни русских эмигрантов, отрывки из новых произведений.

В 1929 г. в Париже вышел сборник рассказов Ренникова о русских беженцах «Незваные варяги». С

Ше://0:\Работа_НЕБ\шуе81;шк\Проба\23.к1т1

14.07.2007

Стр. 2 из 2

мягким юмором он показал, какую силу самосохранения и приспособляемость обнаружили русские люди. В 1937 г. вышел детективный роман «Зеленые дьяволы».

Во время Второй мировой войны он жил на юге Франции. Писал меньше, но регулярно посылал статьи в редакцию.

И после войны он продолжал сотрудничать в «Возрождении», где печатались его воспоминания, фельетоны, статьи. Кроме того, он печатался в газетах «Россия» и «Русская мысль».

Помимо псевдонима «Ренников» он использовал также и другой псевдоним - «Антар». Под ним он печатался в сборнике «Живым и гордым», в журналах «Возрождение», «Для вас», газетах «Вечернее время», «Галлиполи», «Заря» и других. В 1952 г. вышел роман «Кавказская рапсодия».

Основная идея творчества Ренникова в эмигрантский период состояла в том, что нужно быть выше всех сиюминутных передряг и не изменять своим традициям, всегда оставаясь душой и сердцем в России. Его произведения отличает тонкий юмор и задушевность диалогов своих персонажей. Ему вообще не свойственно было бичевать людские слабости; скорее, как отмечали его близкие, он был подобен «искусному врачу-хирургу», который «острием своего пера в легкой и веселой фразе, с добродушием лучшего друга» тактично «корил» эмигрантов за все их недостатки. Даже в описании советской жизни он избегал резких фраз, его едкая насмешливость оставалась выдержанной и спокойной, чем достигалось нужное воздействие на читателя. В его фельетонах отображена вся пережитая им бурная эпоха, со всей палитрой человеческих переживаний в их радостях, горестях, надеждах и мечтаниях.

В последние годы особенно сильно проявилась характерная черта таланта Ренникова - умение находить темы в самой обыденной жизни («Психологические этюды» и статья «Могучий язык», пронизанная болью за судьбу русского языка в эмиграции).

Несмотря на то, что Ренников был довольно известным литератором эмиграции, и после него осталось большое литературное наследие (по одним только его фельетонам можно восстановить повседневную жизнь и настроения эмиграции в разные времена и в разных странах), о нем мало что написано, в основном - отзывы и рецензии его коллег-журналистов.

Г. Струве в кратком библиографическом словаре «Русская литература в изгнании» так отозвался о творчестве Ренникова: «Им написано несколько романов и пьес, по большей части из быта эмиграции, причем использованы парадоксы и экзотика этого быта. Литературный калибр Ренникова невысок, но его романы и пьесы, как и фельетоны, не лишены юмора и пользовались успехом у широкого читателя».

23 ноября 1957 г. Ренников умер после изнурительной болезни в Пастеровском госпитале в Ницце и был похоронен на кладбище Кокад.

Сочинения:

Ренников А. Гимназические воспоминания//Возрождение. Париж,1955.№ 47.

Ренников А. Могучий язык//Возрождение.Париж,1955.№ 38.

Ренников А. Первые годы в эмиграции//Возрождение. Париж,1957.№ 62-64.

Ренников А. Психологические этюды//Возрождение.Париж, 1955.№ 41,43-46.

й1е://В:\Работа_НЕБ\шуе81:шк\Проба\23.к1т1

14.07.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.