Научная статья на тему 'Религиозный экстремизм: интерпретация понятия? '

Религиозный экстремизм: интерпретация понятия? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1986
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / RELIGIOUS EXTREMISM / RELIGION / EXTREMISM / RELIGIOUS MOTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старосельцева М. М., Пелюх Е. И.

В статье рассмотрены вопросы, раскрывающие сущность и понятие религиозного экстремизма, анализируются законодательство Российской Федерации, мнения ведущих ученых по рассматриваемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious extremism: interpretation of the concept

In the article questions are considered exposing essence and concept of religious extremism, the legislation of Russian Federation, opinions of anchorwomen of scientists, is analysed on examined problematike.

Текст научной работы на тему «Религиозный экстремизм: интерпретация понятия? »

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ?1

RELIGIOUS EXTREMISM: INTERPRETATION OF THE CONCEPT

УДК 291.7:343.326

м.м. старосельцева,

кандидат юридических наук;

Е.и. ПЕЛюХ,

кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы, раскрывающие сущность и понятие религиозного экстремизма, анализируются законодательство Российской Федерации, мнения ведущих ученых по рассматриваемой проблематике.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, религия, экстремизм, религиозные движения.

M.M. Staroselceva, a candidate of legal sciences (the Belgorod legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia);

E.I. Pelyukh, candidate of philosophical sciences (the Belgorod Police Training Institute of Russia’s MIA)

Abstract: in the article questions are considered exposing essence and concept of religious extremism, the legislation of Russian Federation, opinions of anchorwomen of scientists, is analysed on examined problematike.

Keywords: religious extremism, religion, extremism, religious motions.

Экстремизм в любых формах своего Анализируя законодательство России,

проявления превратился в одну из мы можем наблюдать определенную связь

опаснейших по масштабам, непредсказуе- религии и экстремизма. Так, в Федеральном

мости и последствиям общественно-поли- законе «О противодействии экстремистской

тических и моральных проблем, с которой деятельности» от 25 июля 2002 года термин

человечество столкнулось в современном «религиозные объединения» употребляется

мире. Участившиеся факты проявления достаточно часто, но строгого определения

религиозного экстремизма в современном нет. Чаще всего, говоря о религиозных объ-

российском обществе, стремление отде- единениях, общество оперирует термином

льных организаций, общественных движений «секта», «деструктивный культ» и т.д., кото-

и др. с помощью религиозных призывов рые в обыденном сознании вызывают только

решать свои политические и иные задачи, негативные ассоциации, что способствует

ставят перед российским государством разжиганию религиозного фанатизма и аг-

необходимость создания определенных ме- рессивности, насаждению и отстаиванию

ханизмов и повышения эффективности уже своих верований между различными религи-

имеющихся, направленных на выявление и ями, тем самым нарушая базовые принципы

устранение причин и условий религиозного Конституции РФ.

экстремизма. Проблема заключается, в пер- Однако это не означает, что отдельные

вую очередь, в том, что правового понятия религиозные движения не являются потен-

«религиозный экстремизм» в российском циально опасными и не ведут экстремист-

законодательстве не существует. Поэтому ской деятельности в России. К сожалению,

считаем необходимым подробнее остано- имеются на территории России преступные

виться на вопросахинтерпретации понятия организации, которые используют для сво-

религиозный экстремизм. их противоправных действий религиозные

1 Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-150.2012.6.

лозунги и они по-прежнему активны. В настоящее время именно религиозные организации представляют реальную, хоть и неярко выраженную, угрозу для целостности государства и национальной безопасности страны.

Вместе с тем, и в иных государственных актах присутствует термин «религиозный экстремизм». Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации,дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране [1].

В последнее десятилетие термин «религиозный экстремизм» употребляется все шире и подразумевает следование в религии крайним взглядам и действиям. Главное в проявлении такого рода экстремизма составляют агрессивность, деспотизм, бесчеловечность, что приводит к отсутствию безопасности в жизни отдельной личности, семьи и общества.

Религия, по сути, не может нести агрессию, однако некоторые религии ставят основной целью не внутреннее преображение личности (это считается вторичным), а внешнее преображение мира, установление господствующих позиций в обществе. Это своего рода религиозный фундаментализм. А религиозный фундаментализм практически всегда конфликтен, так как выдвигает в качестве приоритетных ценностей не национальные, государственные и др., а религиозные. И следуя этим ценностям, в своих крайних формах религиозный фундаментализм рождает религиозный экстремизм. Таким образом, религиозный экстремизм можно определить как приверженность к крайним убеждениям и мерам в стремлении изменить внешний мир в соответствии с определенными религиозными взглядами.

Причины религиозного экстремизма в обществе могут быть различны: социальные, экономические, политические, религиозные, психологические и др. Но явной причиной религиозного экстремизма является низкий уровень информированности граждан о специфике различных конфессий или полное отсутствие знаний о религии.

В настоящее время на территории России открыто действует достаточно большое количество новых религиозных движений. Основным источником информации о доктринах тех или иных религиозных направлений являются СМИ, которые преимущественно ориентируются на требования рынка, а не на объективность. Как отмечает И.Н. Панарин, общее количество негативной информации в России составляет 80% от общего объема информационного потока, который охватывается СМИ. По экспертным подсчетам только на канале НТВ в год выпускается 670 передач, которые пропагандируют насилие и жестокость. Более того, в последние годы на российском телевидении количество аналитических передач уменьшилось в 4 раза, а число образовательных программ снизилось в 4,5 раза [2]. Таким образом, уровень «религиозного образования» большинства населения (даже среди тех, кто считает себя приверженцем определенной конфессии) был и остается чрезвычайно низким, а психологическая атмосфера в обществе ухудшается. Это создает благоприятные условия для распространения экстремистских учений, основывающихся на религии.

Наиболее подвержены влиянию религиозных организаций немощные, больные, одинокие, психически неуравновешенные и др. люди, которые испытали какое-либо разочарование в жизни и готовы воспринимать новые религиозные учения. Чем больше нормы и принципы нового учения способны удовлетворить духовные потребности человека, тем менее значимым становится для него прежнее мировоззрение.

Основным отличием религиозного экстремизма является фанатизм, благодаря которому человек слепо следует всем правилам, нормам и догматам определенного религиозного движения, активно отстаивает правоту своих религиозных убеждений; жестокость. Именно такими ярыми последователями могут быть совершены различные преступления. Они становятся опасными не только для себя, но и для семьи, окружающего их общества и государства в целом (жестокое обращение с детьми, склонение к самоубийству, неоказание помощи больному и т.д.).

Сложившаяся религиозная ситуация в многоконфессиональной России, а именно активное проявление религиозного экстремизма, требует пристального внимания со стороны законодателя и правоохранительных органов. Необходимо исследовать

религиозный экстремизм, разрабатывать наиболее эффективные меры по профилактике и борьбе с данным явлением. Но отсутствие в действующем законодательстве РФ правового понятия «религиозный экстремизм» создает трудности в разработке общей теоретической основы для борьбы с религиозным экстремизмом, способствует формированию различных научных взглядов на данное понятие, а соответственно и разрозненности мнений при разработке мер по выявлению и предотвращению экстремизма.

М.А. Яворский, например, определяет религиозный экстремизм как крайнюю форму реализации радикальной религиозной идеологии, выражающуюся в осуществляемых по мотивам религиозной нетерпимости противоправных деяниях лиц и (или) групп, приверженцев определенного вероучения, а также в публичных призывах к совершению таковых деяний по отношению к лицам и социальным группам, не разделяющим взгляды и убеждения экстремистов [3, с. 23].

Е.Г. Балагушкин считает, что религиозный экстремизм - это непринятие системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им [4, с. 46]. Во многих религиозных учениях проявляется желание и стремление последователей распространить свои религиозные представления, правила, нормы и догматы на все общество. На наш взгляд, данное определение религиозного экстремизма не совсем корректно, т.к. «непринятие системы традиционных для общества религиозных ценностей» не есть экстремистская деятельность. В России на сегодняшний день отношение граждан к религии, к традиционным религиозным ценностям не подпадает под однозначное объяснение. Интерес к религии в обществе достаточно высок, но вот тех, кто реально следует канонам православной церкви, гораздо меньше. В области морали россияне также не особо следуют традиционным христианским догматам, не всегда принимают их. Распространенность разводов, абортов, проституции и терпимость к ним достаточно велики. Основной целью религиозного экстремизма является абсолютное признание своей религии ведущей, вплоть до фанатизма. При этом установка идет на буквальное следование правилам и догматам определенной религии, которые зачастую предполагают готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идее.

Е.Н. Плужников полагает, что религиозный экстремизм тесно связан с политикой и национализмом, и предлагает объединить понятием «экстремизм в религии» следующие видовые понятия: «религиозный экстремизм», «этноконфессиональный экстремизм», «религиозно-политический экстремизм», «религиозный криминальный экстремизм» [3]. На наш взгляд, религиозный экстремизм и религиозно-политический экстремизм имеют существенные различия. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, но происходящий в политической сфере социума. Такие экстремистские явления не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм». Полагаем, что это является одной из форм политического экстремизма и может именоваться как «религиозно-политический экстремизм». Религиозно-политический экстремизм зачастую имеет цель изменить существующий государственный строй, нарушить суверенитет и территориальную целостность государства, навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение, утвердить власть представителей одной конфессии на территории всей страны или ее части с применением противозаконных методов и средств. Лидеры, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений как важного фактора привлечения людей и убеждения их вести бескомпромиссную борьбу.

В свою очередь религиозный экстремизм не преследует политических целей и главным образом проявляется в религии. Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий с помощью принуждения к своему вероучению. Религиозный экстремизм проявляется в крайнем религиозном рвении, нарушении законов, в умышленном создании конфликтов в отношениях между верующими внутри конфессий. Например, обвинение и призыв к насилию своих единоверцев при контактах с людьми других вероисповеданий, причинении вреда здоровью различной степени тяжести, оказании морального давления на намеревающихся уйти из одной религиозной организации в другую, склонении к самоубийству и др.

Выявить экстремистские направленности в религиозных движениях достаточно сложно. Деятельность религиозных движений (групп)

на сегодняшний день слабо контролируема. ветствии с определенными религиозными

Наиболее распространенные религиозные взглядами. Данное определение в большей

движения зародились не на территории степени разграничит религиозный экстре-

России, часть из них ставят перед собой мизм и другие виды и формы экстремизма,

цель не следование своему вероучению, не что будет способствовать разработке эф-

ее распространение, а осуществление иной фективных мероприятий для преодоления

деятельности (коммерческой, радикальной, такого рода экстремизма.

экстремистской и др.). В программу мер по противодействию

Таким образом, для создания эффектив- религиозному экстремизму, наряду с мероп-

ной политики целесообразным представ- риятиями законодательного и правоприме-

ляется сформулировать единое понятие нительного характера, необходимо включать

«религиозный экстремизм», не допускающее информирование в области образования,

разночтений и возможности вариативного разработки научных исследований, происполнения. светительские мероприятия, деятельность

Под «религиозным экстремизмом» пред- средств массовой информации, чтобы дать

лагаем понимать приверженность к край- гражданам возможность получать религиоз-

ним убеждениям и мерам в стремлении ное образование в духе верности принципам

радикально изменить внешний мир в соот- различных религий.

Литература

Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. п. 37 [Эл. ресурс]. - Реж. доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

Итоги пятой экспертной встречи «терроризм и СМИ» [Эл. ресурс]. - Реж. доступа: www. ifpc.ru

Яворский, М. А Причины и условия религиозного экстремизма в современной России / М. А. Яворский // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал 2008. №11 (143).

Балагушкин, Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1 / Е. Г. Балагушкин. - М.: ЦОП ИФРАН, 1999.

Плужников, Е. Н. Понятие экстремизма в религии и его проявления в современной России / Е. Н. Плужников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. №1.

References

1. Strategy of national safety of Russia 2020 to p. 37 [El. resource]. - Rezh. access: http://www. scrf.gov.ru/documents/99.html

2. Results of the fifth expert meeting are «terrorism and MASS-MEDIA» [El. resource]. - Rezh. access: www.ifpc.ru

3. Yavorskiy MA. Reasons and terms of religious extremism in modern Russia / M.A. Yavorskiy // the Legal world. All-russian nauchno-prakticheskiy legal magazine 2008. 11 (143).

4. Balagushkin E.G. Untraditional religions in modern Russia: morphological analysis. Ch. 1. / E.G. Balagushkin. - M.: COP IFRAN, 1999.

5. Pluzhnikov E.N. Concept of extremism in religions and his displays in modern Rossii / E.N. Pluzhnikov // Announcer of the Russian university of friendship of people. Series: Political science. 2010. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.