РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ?1
RELIGIOUS EXTREMISM: INTERPRETATION OF THE CONCEPT
УДК 291.7:343.326
м.м. старосельцева,
кандидат юридических наук;
Е.и. ПЕЛюХ,
кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы, раскрывающие сущность и понятие религиозного экстремизма, анализируются законодательство Российской Федерации, мнения ведущих ученых по рассматриваемой проблематике.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, религия, экстремизм, религиозные движения.
M.M. Staroselceva, a candidate of legal sciences (the Belgorod legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia);
E.I. Pelyukh, candidate of philosophical sciences (the Belgorod Police Training Institute of Russia’s MIA)
Abstract: in the article questions are considered exposing essence and concept of religious extremism, the legislation of Russian Federation, opinions of anchorwomen of scientists, is analysed on examined problematike.
Keywords: religious extremism, religion, extremism, religious motions.
Экстремизм в любых формах своего Анализируя законодательство России,
проявления превратился в одну из мы можем наблюдать определенную связь
опаснейших по масштабам, непредсказуе- религии и экстремизма. Так, в Федеральном
мости и последствиям общественно-поли- законе «О противодействии экстремистской
тических и моральных проблем, с которой деятельности» от 25 июля 2002 года термин
человечество столкнулось в современном «религиозные объединения» употребляется
мире. Участившиеся факты проявления достаточно часто, но строгого определения
религиозного экстремизма в современном нет. Чаще всего, говоря о религиозных объ-
российском обществе, стремление отде- единениях, общество оперирует термином
льных организаций, общественных движений «секта», «деструктивный культ» и т.д., кото-
и др. с помощью религиозных призывов рые в обыденном сознании вызывают только
решать свои политические и иные задачи, негативные ассоциации, что способствует
ставят перед российским государством разжиганию религиозного фанатизма и аг-
необходимость создания определенных ме- рессивности, насаждению и отстаиванию
ханизмов и повышения эффективности уже своих верований между различными религи-
имеющихся, направленных на выявление и ями, тем самым нарушая базовые принципы
устранение причин и условий религиозного Конституции РФ.
экстремизма. Проблема заключается, в пер- Однако это не означает, что отдельные
вую очередь, в том, что правового понятия религиозные движения не являются потен-
«религиозный экстремизм» в российском циально опасными и не ведут экстремист-
законодательстве не существует. Поэтому ской деятельности в России. К сожалению,
считаем необходимым подробнее остано- имеются на территории России преступные
виться на вопросахинтерпретации понятия организации, которые используют для сво-
религиозный экстремизм. их противоправных действий религиозные
1 Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-150.2012.6.
лозунги и они по-прежнему активны. В настоящее время именно религиозные организации представляют реальную, хоть и неярко выраженную, угрозу для целостности государства и национальной безопасности страны.
Вместе с тем, и в иных государственных актах присутствует термин «религиозный экстремизм». Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации,дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране [1].
В последнее десятилетие термин «религиозный экстремизм» употребляется все шире и подразумевает следование в религии крайним взглядам и действиям. Главное в проявлении такого рода экстремизма составляют агрессивность, деспотизм, бесчеловечность, что приводит к отсутствию безопасности в жизни отдельной личности, семьи и общества.
Религия, по сути, не может нести агрессию, однако некоторые религии ставят основной целью не внутреннее преображение личности (это считается вторичным), а внешнее преображение мира, установление господствующих позиций в обществе. Это своего рода религиозный фундаментализм. А религиозный фундаментализм практически всегда конфликтен, так как выдвигает в качестве приоритетных ценностей не национальные, государственные и др., а религиозные. И следуя этим ценностям, в своих крайних формах религиозный фундаментализм рождает религиозный экстремизм. Таким образом, религиозный экстремизм можно определить как приверженность к крайним убеждениям и мерам в стремлении изменить внешний мир в соответствии с определенными религиозными взглядами.
Причины религиозного экстремизма в обществе могут быть различны: социальные, экономические, политические, религиозные, психологические и др. Но явной причиной религиозного экстремизма является низкий уровень информированности граждан о специфике различных конфессий или полное отсутствие знаний о религии.
В настоящее время на территории России открыто действует достаточно большое количество новых религиозных движений. Основным источником информации о доктринах тех или иных религиозных направлений являются СМИ, которые преимущественно ориентируются на требования рынка, а не на объективность. Как отмечает И.Н. Панарин, общее количество негативной информации в России составляет 80% от общего объема информационного потока, который охватывается СМИ. По экспертным подсчетам только на канале НТВ в год выпускается 670 передач, которые пропагандируют насилие и жестокость. Более того, в последние годы на российском телевидении количество аналитических передач уменьшилось в 4 раза, а число образовательных программ снизилось в 4,5 раза [2]. Таким образом, уровень «религиозного образования» большинства населения (даже среди тех, кто считает себя приверженцем определенной конфессии) был и остается чрезвычайно низким, а психологическая атмосфера в обществе ухудшается. Это создает благоприятные условия для распространения экстремистских учений, основывающихся на религии.
Наиболее подвержены влиянию религиозных организаций немощные, больные, одинокие, психически неуравновешенные и др. люди, которые испытали какое-либо разочарование в жизни и готовы воспринимать новые религиозные учения. Чем больше нормы и принципы нового учения способны удовлетворить духовные потребности человека, тем менее значимым становится для него прежнее мировоззрение.
Основным отличием религиозного экстремизма является фанатизм, благодаря которому человек слепо следует всем правилам, нормам и догматам определенного религиозного движения, активно отстаивает правоту своих религиозных убеждений; жестокость. Именно такими ярыми последователями могут быть совершены различные преступления. Они становятся опасными не только для себя, но и для семьи, окружающего их общества и государства в целом (жестокое обращение с детьми, склонение к самоубийству, неоказание помощи больному и т.д.).
Сложившаяся религиозная ситуация в многоконфессиональной России, а именно активное проявление религиозного экстремизма, требует пристального внимания со стороны законодателя и правоохранительных органов. Необходимо исследовать
религиозный экстремизм, разрабатывать наиболее эффективные меры по профилактике и борьбе с данным явлением. Но отсутствие в действующем законодательстве РФ правового понятия «религиозный экстремизм» создает трудности в разработке общей теоретической основы для борьбы с религиозным экстремизмом, способствует формированию различных научных взглядов на данное понятие, а соответственно и разрозненности мнений при разработке мер по выявлению и предотвращению экстремизма.
М.А. Яворский, например, определяет религиозный экстремизм как крайнюю форму реализации радикальной религиозной идеологии, выражающуюся в осуществляемых по мотивам религиозной нетерпимости противоправных деяниях лиц и (или) групп, приверженцев определенного вероучения, а также в публичных призывах к совершению таковых деяний по отношению к лицам и социальным группам, не разделяющим взгляды и убеждения экстремистов [3, с. 23].
Е.Г. Балагушкин считает, что религиозный экстремизм - это непринятие системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им [4, с. 46]. Во многих религиозных учениях проявляется желание и стремление последователей распространить свои религиозные представления, правила, нормы и догматы на все общество. На наш взгляд, данное определение религиозного экстремизма не совсем корректно, т.к. «непринятие системы традиционных для общества религиозных ценностей» не есть экстремистская деятельность. В России на сегодняшний день отношение граждан к религии, к традиционным религиозным ценностям не подпадает под однозначное объяснение. Интерес к религии в обществе достаточно высок, но вот тех, кто реально следует канонам православной церкви, гораздо меньше. В области морали россияне также не особо следуют традиционным христианским догматам, не всегда принимают их. Распространенность разводов, абортов, проституции и терпимость к ним достаточно велики. Основной целью религиозного экстремизма является абсолютное признание своей религии ведущей, вплоть до фанатизма. При этом установка идет на буквальное следование правилам и догматам определенной религии, которые зачастую предполагают готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идее.
Е.Н. Плужников полагает, что религиозный экстремизм тесно связан с политикой и национализмом, и предлагает объединить понятием «экстремизм в религии» следующие видовые понятия: «религиозный экстремизм», «этноконфессиональный экстремизм», «религиозно-политический экстремизм», «религиозный криминальный экстремизм» [3]. На наш взгляд, религиозный экстремизм и религиозно-политический экстремизм имеют существенные различия. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, но происходящий в политической сфере социума. Такие экстремистские явления не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм». Полагаем, что это является одной из форм политического экстремизма и может именоваться как «религиозно-политический экстремизм». Религиозно-политический экстремизм зачастую имеет цель изменить существующий государственный строй, нарушить суверенитет и территориальную целостность государства, навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение, утвердить власть представителей одной конфессии на территории всей страны или ее части с применением противозаконных методов и средств. Лидеры, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений как важного фактора привлечения людей и убеждения их вести бескомпромиссную борьбу.
В свою очередь религиозный экстремизм не преследует политических целей и главным образом проявляется в религии. Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий с помощью принуждения к своему вероучению. Религиозный экстремизм проявляется в крайнем религиозном рвении, нарушении законов, в умышленном создании конфликтов в отношениях между верующими внутри конфессий. Например, обвинение и призыв к насилию своих единоверцев при контактах с людьми других вероисповеданий, причинении вреда здоровью различной степени тяжести, оказании морального давления на намеревающихся уйти из одной религиозной организации в другую, склонении к самоубийству и др.
Выявить экстремистские направленности в религиозных движениях достаточно сложно. Деятельность религиозных движений (групп)
на сегодняшний день слабо контролируема. ветствии с определенными религиозными
Наиболее распространенные религиозные взглядами. Данное определение в большей
движения зародились не на территории степени разграничит религиозный экстре-
России, часть из них ставят перед собой мизм и другие виды и формы экстремизма,
цель не следование своему вероучению, не что будет способствовать разработке эф-
ее распространение, а осуществление иной фективных мероприятий для преодоления
деятельности (коммерческой, радикальной, такого рода экстремизма.
экстремистской и др.). В программу мер по противодействию
Таким образом, для создания эффектив- религиозному экстремизму, наряду с мероп-
ной политики целесообразным представ- риятиями законодательного и правоприме-
ляется сформулировать единое понятие нительного характера, необходимо включать
«религиозный экстремизм», не допускающее информирование в области образования,
разночтений и возможности вариативного разработки научных исследований, происполнения. светительские мероприятия, деятельность
Под «религиозным экстремизмом» пред- средств массовой информации, чтобы дать
лагаем понимать приверженность к край- гражданам возможность получать религиоз-
ним убеждениям и мерам в стремлении ное образование в духе верности принципам
радикально изменить внешний мир в соот- различных религий.
Литература
Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. п. 37 [Эл. ресурс]. - Реж. доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
Итоги пятой экспертной встречи «терроризм и СМИ» [Эл. ресурс]. - Реж. доступа: www. ifpc.ru
Яворский, М. А Причины и условия религиозного экстремизма в современной России / М. А. Яворский // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал 2008. №11 (143).
Балагушкин, Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1 / Е. Г. Балагушкин. - М.: ЦОП ИФРАН, 1999.
Плужников, Е. Н. Понятие экстремизма в религии и его проявления в современной России / Е. Н. Плужников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. №1.
References
1. Strategy of national safety of Russia 2020 to p. 37 [El. resource]. - Rezh. access: http://www. scrf.gov.ru/documents/99.html
2. Results of the fifth expert meeting are «terrorism and MASS-MEDIA» [El. resource]. - Rezh. access: www.ifpc.ru
3. Yavorskiy MA. Reasons and terms of religious extremism in modern Russia / M.A. Yavorskiy // the Legal world. All-russian nauchno-prakticheskiy legal magazine 2008. 11 (143).
4. Balagushkin E.G. Untraditional religions in modern Russia: morphological analysis. Ch. 1. / E.G. Balagushkin. - M.: COP IFRAN, 1999.
5. Pluzhnikov E.N. Concept of extremism in religions and his displays in modern Rossii / E.N. Pluzhnikov // Announcer of the Russian university of friendship of people. Series: Political science. 2010. №1.