Научная статья на тему 'Религиозные СМИ в системе российской журналистики'

Религиозные СМИ в системе российской журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3692
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Т. Н.

Статья дает обзор средств массовой информации как традиционных религиозных конфессий России, так и наиболее влиятельных СМИ сектантских объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious Mass Media in the Informational Field of Russia

This article is dedicated to the different mass media of traditional confessions in Russian Federation and its' acquaints with the new mass media in the information field of post-Soviet Russia.

Текст научной работы на тему «Религиозные СМИ в системе российской журналистики»

РЕЛИГИОЗНЫЕ СМИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Т.Н. ИВАНОВА

Кафедра печати, радиовещания и телевидения Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья дает обзор средств массовой информации как традиционных религиозных конфессий России, так и наиболее влиятельных СМИ сектантских объединений.

Общественное сознание и политическую культуру формируют не только идеи, концепции и т. д., но и информационно-идеологическая деятельность. Она осуществляется через различные социальные и политические институты, в первую очередь, такие как семья, школа, церковь. Одно из центральных мест занимают средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кинематограф, а в последние годы и видео, — на которых и в которых отражаются все политические процессы, происходящие в стране.

Если в СССР существовали однопартийные (КПСС) средства массовой информации, то в период перестройки, а затем и нового демократического курса в РФ СМИ стали многопартийными, государственными и негосударственными, официальными и неофициальными, информационно-коммерческими, частными, общественными, оппозиционными и т.д. В информационном поле России появился и новый сегмент — СМИ религиозные.

Сначала Русская православная церковь (РПЦ), сильно пострадавшая в эпоху «научного атеизма», приветствовала разрушение советского идеологического аппарата. Это вполне устраивало демократов в борьбе против остатков прокоммунистического режима. Однако за разрушением советской системы последовали акции, грозившие гибелью страны. Большинством СМИ, поддерживаемых Западом, был развязан информационный террор. Его главной целью являлось уничтожение национальной самобытности русского самосознания, духовности, религиозно-нравственных ценностей. Церковь была против этого и отказалась поддерживать развал тысячелетней российской государственности, унижение национального достоинства и нравственную деградацию общества.

В законе «О свободе совести и религиозных объединениях», который был принят летом 1997 г., большая дань уважения отдана Православию. С целью защиты российских верующих от экспансии псевдорелигиозных организаций были введены новые нормы охранительного права, которые поставили своеобразный заслон тоталитарным сектам. В преамбуле закона перечислены традиционные для России религии — православие, ислам, буддизм, иудаизм, но это не означает предоставления им каких-либо привилегий и ущемления в правах других вероисповеданий. Этим просто подчеркивается то огромное влияние, которое традиционные вероисповедания оказывали и оказывают на духовную и культурную жизнь России. Между традиционными российскими конфессиями поддерживаются прочные связи. У них есть общие заботы. Наиболее важная из них — духовное воспитание нашего общества. Ведущую роль в таком воспитании играют религиозные СМИ.

Православные СМИ. Большую деятельность проводит издательство Московской Патриархии, в частности. «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП) (общий тираж — 6 тыс. экз.) рассказывает о епархиальной жизни, работе различных церковных учреждений.

В 1998 г. Издательство в качестве приложения к «Журналу Московской Патриархии» начало выпускать православный информационно-просветительский журнал «Прозрение», посвященный деятельности новых религиозных движений и их последователей. Он стал выходить по инициативе Издательского совета РПЦ и Центра священномученика Иринея Лионского. Впервые в нашей стране, да и во всем мире издается полный и глубокий православный журнал по сектантской проблематике. Подготавливается к выпуску и другое приложение к «ЖМП» — церковно-археологический журнал «Светильник». Возрождение такого журнала, существовавшего до революции, было весьма актуально в связи с приближением 2000-летнего юбилея христианства, который вызвал рост числа публикаций на церковно-археологические темы.

При содействии храма Всех святых Патриаршего подворья выходит газета «Московский Церковный вестник» (тираж — 10 ООО экз.), в которой оперативно отражаются актуальные проблемы церковной жизни. С марта 1998 г. она стала выходить два раза в месяц. В этом же году вышли в свет 34-й сборник «Богословских, трудов», детский альманах «Пчелка», 3 номера журнала «Русское возрождение». В целом в 1998 г. Издательство Московской Патриархии выпустило свыше 60 названий книг, в том числе: 3 официальных издания, 8 богослужебных книг, 6 нотных изданий, 12 наименований духовно-нравственной литературы и 36 — совместно с другими издательствами. К 2000-летию Рождества Христова вышло юбилейное издание Библии, началось издание серии «Библиотечка пастыря». Общий тираж выпущенной продукции — более 1,2 млн экземпляров. Кроме этого при спонсорской поддержке ряда фирм открыта страница Издательства в Интернете. В ближайшие планы развития сервера входит размещение на нем газеты «Московский церковный вестник».

Газета «Православная Москва» на протяжении своего пятилетнего существования отражает церковную жизнь столицы, а также РПЦ в целом. Газета выходит три раза в месяц общим месячным тиражом 300 000 экз., распространяется бесплатно в храмах Москвы и области, а также в других регионах России и за рубежом. Большой популярностью пользуются ежемесячные приложения: «Православный паломник», «Лествица» и антисеюгантское «Миссионерское обозрение».

Одной из новых газет православной направленности можно считать издаваемую в последние два года еженедельную «Воскресную школу». На ее страницах публикуются материалы под рубриками: «Духовное здоровье», «Церковный праздник», «Святоотеческое учение», «Педагогическая мастерская», «Школа молитвы» и др. Многие епархиальные издания РПЦ часто перепечатывают материалы из этой газеты. Тем самым она оказывает братскую помощь епархиальной прессе, являясь притом и интересным семейным чтением. Весомый вклад в дело духовного просвещения вносит православное общество «Радонеж», которое в декабре 1998 г. отметило свой 10-летний юбилей. Большой популярностью среди православных людей пользуются ежедневные радиопрограммы и еженедельная газета с одноименным названием «Радонеж». В январе 1999 г. вышел первый номер газеты «Православный патриот» при поддержке воссозданного на исходе 1998 г. Союза Архангела Михаила.

Большинство церковно-общественных периодических изданий — «Русь Державная», «Московский Церковный вестник», «Русский вестник», «Радонеж», «Воскресная школа», «Православное книжное обозрение», «Православная семейная газета», «Лампада» и другие — выходят в свет в издательстве «Пресса» (бывшее издательство «Правда», специализировавшееся на выпуске партийных изданий).

Православная литература находит своих читателей среди пенсионеров, военных, заключенных, школьников, студентов. Следует заметить, что именно моло-

дежь начинает проявлять неподдельный интерес к своим духовным истокам, искать спасение и утешение в вере. Студенческая православная газета МГУ «Татьянин День» существует уже четыре года. Она имеет вид журнала и выходит на его правах один раз в месяц на 32 полосах общим тиражом 4 тыс. экз. «Татьянин День» — не единственное православное студенческое издание. Кроме него существует журнал «Встреча», который издается при Московской духовной семинарии. Однако если «Встреча» — это издание будущих служителей церкви, то «Татьянин День» — светская газета, первая в своем роде, обслуживающая этот сегмент читательской аудитории.

На фоне появления новых православных газет и журналов в столице заметен рост и провинциальных изданий: «Православная газета» (Екатеринбург), «Исцелись Верой» (Краснодар), «Русь Святая» (Липецк), «Православное слово» (Нижний Новгород), «Благодатные лучи» (Псков), «Благовест» (Рязань), «Православная Тверь» и многие другие.

В ходе работы семинара издателей религиозной литературы, который проходил осенью 1998 г. недалеко от австрийского города Граца, выявилось, что РПЦ практически не имеет переводной литературы. При всей бесконтрольности современной авторской работы, чреватой церковно-практическими издержками, наша Церковь доказала, что создание собственных произведений — перспективный путь.

Используя свои скромные финансовые средства, РПЦ пытается говорить с гражданами России с телеэкрана. При поддержке «Православного информационного телевизионного агентства» («ПИТА») еженедельно выходят православные передачи «Канон», «Слово пастыря» (ведущий — Митрополит Кирилл), программа Александра Крутова «Русский дом» (под тем же названием издается журнал «Русский Дом», тираж 45000 экз., главный редактор — А. Крутов), а также другие передачи, в которых все чаще принимают участие священники Русской Православной Церкви. Телепрограмму «Русский Дом» поддерживает ТРК «Московия», предлагающий в записи на видеокассетах выпуски, вызвавшие наиболее широкий резонанс. Не оставляют равнодушными документальные фильмы об истории и сегодняшнем дне РПЦ, демонстрирующиеся по ТУ-6. Становятся традицией трансляции богослужения в ночь на Рождество Христово и Пасху.

Мусульманская пресса. До распада Советского Союза в Российской Федерации действовали два духовных управления с центрами в Уфе — Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, а также в Махачкале — Духовное управление мусульман Северного Кавказа. Провозглашение новых независимых государств на территории бывшего СССР привело к структурным изменениям в деятельности мусульманского духовенства. В настоящее время действуют более сорока самостоятельных Духовных управлений (муф-тиятов). У каждого из них есть официальный печатный орган, свои передачи на местном телевидении, радио. Газета «Мусульманский вестник» является органом Духовного управления мусульман (ДУМ) Поволжья, на Саратовском телерадиоцентре действует мусульманский канал «Аллаху Акбар». Ежемесячная религиозно-просветительская газета «Рисалят» («Послание») — орган ДУМ Башкортостана, а на республиканском телевидении еженедельно выходит в эфир духовно-образовательная передача «Ихлас». Газета «Дин ва магыйшат» — официальный орган ДУМ Республики Татарстан, на местном телевидении еженедельно демонстрируется религиозная программа — «Дин ва тормыш» («Религия и жизнь»). «Ас-салям» («Мир») — газета ДУМ Дагестана, на республиканском радио и телевидении с участием мусульманского духовенства выходят передачи «За единство и стабильность» и «Мир дому твоему» и т. д. В целом муфтиятами, различными мусульманскими общинами и объединениями издается около 40 наименований газет и журналов. В них отражается религиозно-общественная жизнь мусульманского общества России.

В 90-е гг. после создания на базе Московской Соборной мечети Исламского центра, а затем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского ре-

гиона России (в декабре 1998 г. переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части России — ДУМЕР) Москва превратилась в крупный духовный центр ислама Российской Федерации.

С 1994 г. в столице издается ежемесячная газета «Ислам минбаре» («Трибуна ислама») — орган ДУМЕР (тираж — 6500 экз.). Она считается наиболее авторитетным печатным изданием, выражающим официальную позицию Совета муфтиев России и президиума ДУМЕР по актуальным вопросам жизнедеятельности мусульманского общества страны. Газета имеет репутацию надежного религиозного источника, дает полную информацию о событийной стороне жизни российских мусульман и о проблемах богословского характера.

С конца 1998 г. при духовном попечительстве Совета муфтиев России и Московского муфтията выходит ежеквартальный духовно-просветительский журнал «Мусульмане». Благодаря широкой корреспондентской сети и профессионализму авторов, журнал за короткий срок приобрел характер общероссийского печатного издания, предлагающего большой спектр информации об исламе. Значительный объем информации об исламе проходит через Интернет. Начиная с 1997 г. ДУМЕР имеет здесь свою страницу: http://www.muslim.ru, в которой можно найти познавательные материалы богословского и информативного характера.

Созданная в 1997 г. телерадиоиздательская компания «Исламский мир» является многопрофильным религиозно-просветительским учреждением, предлагающим образовательные программы на аудио- и видеокассетах (художественные фильмы, документальные познавательные сериалы и фильмы, детские программы и мультфильмы, лекции и дискуссии). В планах компании создание исламского информационного агентства, которое бы освещало разностороннюю проблематику жизни российских мусульман. Первым шагом на пути к этому стало издание духовно-просветительской газеты «Исламский мир» (выходит с апреля 1999 г. предоставление) эфирного времени для телевещания на мусульманское население РФ.

Получила признание и еще одна новая форма распространения информации об исламе: по телефону (095) 705-92-85 можно получить консультацию имама Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова.

В Москве, начиная с апреля 1998 г., издается одноименная газета благотворительного фонда «Зам-Зам» и ежемесячный бюллетень Исламского конгресса России «Аль-фикр» («Мысль). На территории РФ исламские печатные издания распространены в местах компактного проживания мусульман: газета «Иман» — орган религиозного общества мусульман Вологды; газета «Солнце ислама» принадлежит Духовному управлению мусульман Пензенской области; газета «Кибла» издается Религиозным обществом мусульман Новочеркасска; духовно-просветительская газета «Азан» — орган мусульманской общины г. Самары. Из печатных изданий мусульманских общин СНГ широкое распространение в России получила газета «Минарет», которая издается с 1993 г. и является официальным органом ДУМ Украины. «Минарет», авторитетный источник по вопросам вероучения и догматики, знакомит с достижениями современного мусульманского богословия.

Арабоговорящая часть российских мусульман и духовенства страны имеет возможность регулярно знакомиться с публикациями современных специализированных религиозных изданий — журналов «Аль-Азхар» (издается с 1931 г. в Каире), «Аль-мустакбаль аль-ислами» (издается с 1992 г. в Эр-Рияде Всемирной ассамблеей исламской молодежи), «Манар аль-худа» (издается с 1992 г. в Бейруте Ассоциацией исламских благотворительных проектов Ливана). Значительный объем информации об исламе и исламском мире распространяют Представительство Саудовской информационной фирмы «Дар-аль-Кимам», Представительство Государственного телерадиовещания Ирана, а также пресс-отдел Посольства Исламской Республики Иран, издающий бюллетень «Третий взгляд», корпункты крупных арабских газет «Аш-шарк аль-авсат», «Аль-хайат».

Буддийская пресса. Буддизм (в форме ламаизма) имеет последователей в нашей стране среди части бурят, тувинцев, калмыков. Ламаистское духовенство объеди-

няет Центральное Духовное управление буддистов России, возглавляемое бандидо хамбо-ламой, расположенное в Улан-Удэ (там же где и центры по изданию и распространению религиозной литературы). Выходит журнал «Откровение» на русском и бурятском языках, рассказывающий о ламаизме.

С июля 1992 г. под эгидой санкт-петербургского издательства «Нартанг» два раза в год выходит журнал «Буддизм России» (объем около 100 стр.). До 1995 г. он назывался «Нартанг Бюллетень». Это частное независимое издание стремится помочь буддийским общинам и всем, кто интересуется религией, найти доступ к авторитетному изложению буддийского учения. Помимо публикации переводов религиозных текстов, ведется библиографический отдел, где перечислены известные буддийские публикации. В разделах «Мир российского буддизма», «Хроника текущих событий» предоставлено слово буддийским организациям. В разделе «Контакт» публикуются высказывания, письма, стихи и другие произведения читателей. Основная задача журнала — спасение буддийской культуры Тибета.

Но в основном буддийские СМИ на территории РФ носят характер переводной литературы или поступают из Индии и Китая. В Буддийской традиционной санхе России можно ознакомиться с «Tibetian Bulletin» (выходит на английском языке в Индии) — официальным органом тибетской духовной администрации, находящейся в изгнании, и «Human rights» (издается на английском языке там же) — ежемесячным вестником Тибетского центра по правам человека и демократии. С июня 1993 г. в Москве работает Центр тибетской культуры и информации. Ежеквартально он выпускает газету «Новости Тибета» (тираж 1000 экз.), которая информирует о положении верующих в Тибете и за его пределами, публикует выступления далай-ламы, рассказывает о новостях культурной жизни и медицины.

Литература религиозных сект. Сектантская литература — особый вид СМИ, разновидность психологического оружия, широко распространенного по всей территории РФ. Издаваемая легально за рубежом и тайно (словно порнографическая) в России, она отличается легкостью в приобретении (часто раздается бесплатно), прекрасным полиграфическим оформлением, хорошо подобранными разборчивыми шрифтами, малым объемом страниц, на которых в простой, доступной для каждого форме изложены библейские сюжеты и их сектантские интерпретации. На обложках, как правило, отсутствуют выходные данные, указаны только страна, город и номер абонентского ящика, поэтому невозможно вести какую-нибудь статистику и даже элементарный учет таких изданий. Сегодня на территории России действует более 50 различных крупных сект, которые выпускают более 300 периодических изданий. Например, секта «Свидетели Иеговы» издает свой журнал «Сторожевая башня», бюллетень «Пробудитесь!» на 67 языках тиражом 13 240 000 экз., 32-страничную брошюру «Что от нас требует Бог?», листовку «Будут ли все люди когда-нибудь любить друг друга?», а также 6-страничный трактат «Утешение страдающим депрессией».

На книжных лотках адептов «Богородичного центра» можно найти их «евангелие», антиправославные страницы изданий «откровений», газету «Протестант» с серией статей сторонников этой секты. Огромные деньги получает из-за рубежа секта «Белое братство». Она имеет свои газеты, издает брошюры, листовки, которые до недавнего времени можно было приобрести в Москве в районе Сокольников.

На московских и киевских базарах сектанты из-под полы достанут сборник стихов М. Цвигун, а также ее многочисленные послания к адептам.

В ряде российских школ ведется преподавание по учебнику «Мой мир и я», изданному «Церковью унификации» Муна. В настоящее время сектантами подготавливается новое учебное пособие — «Я в мире людей».

В последнее время большое место религиозной теме отводят и общеполитические издания. Так, в «Независимой газете» с 1997 г. дважды в месяц выходит приложение «НГ — Религии», посвященное одновременно религиозной и политической жизни России и мира, рассказывающее о деятельности конфессий в

РФ, о их взаимоотношениях с государством и обществом. Подобные рубрики ведут и массовые российские периодические издания — «Известия», «Сегодня», «Московский комсомолец», «Итоги» и др. Материалы на религиозные темы находят своих читателей и слушателей среди разных слоев населения России, и пока трудно сказать, что это, — мода или же веление времени, но хочется верить в последнее.

THE RELIGIOUS MASS MEDIA IN THE INFORMATION FIELD OF RUSSIA

T.N. IVANOVA

Department of Press and Broadcasting Russian University of Peoples’ Friendship 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

This article is dedicated to the different mass media of traditional confessions in Russian Federation and its’ acquaints with the new mass media in the information field of post-Soviet Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.