Научная статья на тему 'Религиозность военнослужащих Вооружённых сил России: духовные ценности и нормы поведения'

Религиозность военнослужащих Вооружённых сил России: духовные ценности и нормы поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1845
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / РОССИЙСКАЯ АРМИЯ / ФАКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ / RELIGIOUS VALUES ​​AND RELIGIOUS NORMS OF BEHAVIOR / RELIGIOUS SITUATION / PERSONNEL RELIGIOSITY / THE RUSSIAN ARMY / THE FACTORS OF RELIGION / THE INSTITUTIONALIZATION OF MILITARY CHAPLAINS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубограй Евгений Викентьевич

В статье описывается религиозная ситуация в современных Вооружённых силах России и характерные черты религиозности российских военнослужащих, их факторы и влияния на военную службу, а также некоторые аспекты организационного и институционального взаимодействия армии и религии. Раскрываются ценностно-нормативные религиозные аспекты деятельности военнослужащих и их самосознания. В основе выводов автора лежат результаты проведённых в 2006-2010 гг. военно-социологических исследований религиозности военнослужащих и религиозной ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOSITY OF RUSSIAN ARMED FORCES MILITARIES: MORAL VALUES AND NORMS OF BEHAVIOR

The article describes the religious situation in contemporary Russian Armed Forces and the characteristics of Russian troops' religiosity, their factors and the influence of the military, as well as some aspects of organizational and institutional arrangements of the army and religion. Value-normative religious aspects of the military and their identity are expanded. The author's conclusions are based on the results of a 2006-2010 military sociological research of religious soldiers and religious situation.

Текст научной работы на тему «Религиозность военнослужащих Вооружённых сил России: духовные ценности и нормы поведения»

УДК 316:355/359

Дубограй Е.В.

Религиозность военнослужащих Вооружённых Сил России: духовные ценности и нормы поведения

Дубограй Евгений Викентьевич, кандидат социологических наук, заместитель начальника научно-исследовательской группы Социологического центра Вооруженных Сил РФ, подполковник.

E-mail: edubograi@mail.ru

В статье описывается религиозная ситуация в современных Вооружённых силах России и характерные черты религиозности российских военнослужащих, их факторы и влияния на военную службу, а также некоторые аспекты организационного и институционального взаимодействия армии и религии. Раскрываются ценностно-нормативные религиозные аспекты деятельности военнослужащих и их самосознания. В основе выводов автора лежат результаты проведённых в 2006-2010 гг. военно-социологических исследований религиозности военнослужащих и религиозной ситуации

Ключевые слова: религиозная ситуация, религиозность военнослужащих, Российская армия, факторы религиозности, религиозные ценности, религиозные нормы поведения, институци-ализация военных священников.

Вера и сами обряды религии тем более важны для воинов, для тех людей, которым приходится бывать часто в тяжких обстоятельствах, где смерть смотрит им в глаза и где только незыблемые основы веры могут спасти от колебаний и лукавых мудрствований.

П.А. Режепо1.

Уже третий год в Российской армии продолжается процесс институциализации военных священников. На сегодняшний день штатные священнослужители - «дополнительный гражданский персонал» -есть в основных бригадах, воинских подразделениях и на военных базах по всей территории России. Создаются соответствующие управления при центральном аппарате Вооруженных сил РФ, а также отделов в военных округах и на флотах (особо хочется отметить, что в этих структурах представлены священники всех основных религий). Названые институциональные изменения являются одновременно и результатом возросшей степени религиозности личного состава, и фактором, который обусловит её дальнейший рост.

В этом контексте Социологическим центром Вооруженных Сил РФ проведено исследование по изучению религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации летом 2010 г. Исследование проводилось по всеармейской выборке, охватило военнослужащих всех округов, флотов, видов Вооружённых Сил и родов войск. Всего опрошено 599 респондентов - военнослужащих различных категорий. Достоверность результатов исследования - выше 95%. Настоящее исследование является мониторинговым и позволяет фиксировать динамику многих аспектов религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Религиозная ситуация в Вооружённых Силах РФ

Считают себя верующими (религиозными) в той или иной степени 3/4 военнослужащих (рис. 1). По сравнению с прошлым годом доля верующих Российской армии выросла на 5%. Стоит учитывать, что речь идёт об идентификации религиозности самими респондентами, без учёта проявления у них конкрет-

1 Режепо П.А. Статистика генералов. СПб., 1903. С. 19.

2 Из выступления Министра обороны РФ на совещание в подмосковной Барвихе 21 июля 2009 г., на котором обсуждались вопросы введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.eom/religy/21jul2009/soveshchanie.html#3

ных эмпирических признаков религиозности в поведении и сознании. Как показывают резуль- ^

Ш я твёрдо верю в Бога и стараюсь соблюдать все предписания своей веры Ия- скорее верующий человек, чем наоборот

я ещё не определился с верой, скорее я -колеблющийся = я - скорее неверующий, чем верующий человек

^ я - атеист, убеждён, что никакого Бога нет, и своё поведение с религией не согласую ■ не ответили

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Определите, пожалуйста, Ваше отношение к религиозной вере» (в %)

таты сравнительных исследований, военнослужащие склонны к преувеличению степени собственной религиозности по сравнению с идентификацией, которая учитывает конкретные эмпирические признаки (индикаторы) религиозного сознания и религиозного поведения.

Обычно расхождение состоит в следующем: респондент считает себя религиозным, но при этом недостаточно

осведомлен о ценностях и нормах своей веры, практически не выполняет культовых действий. Такое расхождение присутствует в ответах религиозных военнослужащих и практически отсутствует у тех, кто себя верующим не считает. Как видно из диаграммы, только 13% военнослужащих считают себя «неверующими», а 8% не смогли определить своё отношение к религии.

0 Верующие

^ Колеблющееся

Ж Неверующие

: Не ответили

1990 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2003 2004 2006 2008 2010 Рис. 2. Динамика религиозной самоидентификации военнослужащих (в %)

Верующие военнослужащие:

Все военнослужащие:

/♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦'

й: православные & протестанты & мусульмане

+1 буддисты И другое П затруднились ответить

Рис. 3. Конфессиональное распределение военнослужащих (в %)

Динамика религиозности за последние десятилетия демонстрирует стабильно продолжающуюся тенденцию к росту числа верующих военнослужащих и уменьшению доли тех, кто считает себя неверующим или колеблющимся (рис. 2).

Ниже характеристики верующих военнослужащих рассматривались на распределении ответов военнослужащих, которые признали себя религиозными в большей или меньшей степени (упомянутые выше 75%).

В распределении верующих военнослужащих по конфессиям по-прежнему отмечается преобладание православного христианства - 85% (рис. 3).

Динамика конфессионального распределения военнослужащих за последние годы не обнаруживает никаких изменений в том, с какой религией идентифицируют себя респонденты. За последнее десятилетие конфессиональное распределение верующих военнослужащих (и не только верующих) не изменялось больше чем на

1% респондентов.

Структура религиозности военнослужащих

Религиозность сознания военнослужащих характеризуется неполным представлением о содержании и структуре книг Священного писания (каждый шестой верующий ничего об этом не знает), а также завышенной самооценкой собственных знаний о ценностях и нормах поведения своей религии (почти 40% верующих заявили, что знают их отлично). Суеверными (верующими в приметы, магию, гадания...) считают себя 17% военнослужащих; для сравнения: в прошлом году суеверных военнослужащих было лишь 10%.

Мотивацию религиозности верующих военнослужащих можно представить в пользе религии и религиозной веры для себя:

• поддерживает в трудные минуты, оказывает духовную помощь - 68%

• способствует духовному развитию и самосовершенствованию - 28%

• даёт ощущение надёжной защиты в этом мире - 24%

• даёт новые знания, учит добру и любви - 23%

• способствует добрым отношениям с людьми и природой - 23%

• позволяет понять окружающих, собственную жизнь - 18%

Верующие военнослужащие меньше всего склонны ожидать от религии следующее:

• получить поддержку единоверцев - 8%

• получить надежду на спасение в ином мире - 12%.

Таким образом, откровенно эгоистические мотивы религиозной веры у верующих военнослужащих очень слабо выражены, преобладают альтруистические: духовное самосовершенствование для построения лучших отношений с окружающим миром, людьми и с самим собой.

Здесь важно понимать, что весомость мотива определялась тем, как часто военнослужащие указывали на него в своём выборе, при определении того, что они сами важным. Из восьми предложенных вариантов «полезности» для себя религии, военнослужащие могли выбрать только три - пять.

Жизненные ситуации, переживания в них, тот опыт, который побудил военнослужащих приобщиться к религиозной вере, тесно связаны с факторами религиозности. Но все же мы решили отдельно рассмотреть то, что могло послужить побудительным мотивом, подтолкнувшим личность к религиозной вере.

В ранжировании этих ситуаций, как и в предыдущем случае, при общей схожести рангов наблюдаются некоторые особенности. Опыт спасения из опасной ситуации - наиболее весомый повод, способствовавший приобщению к вере военнослужащих (табл. 1). Однако верующие военнослужащие указали его лишь третьим, после таких ситуаций как соблюдение национальной традиции и посещение храма, мечети. Неверующие военнослужащие склонны к некоторому преувеличению силы такого повода, как неспособность науки ответить на все вопросы и, напротив, недооценивают силу такого повода, как посещение религиозного храма в приобщении к религиозной вере людей.

Таблица1

Ранжирование ситуаций, приведших к религиозной вере военнослужащих

с учетом их религиозности

Что способствовало обращению к религии Все опрошенные Верующие Неверующие

спасение в опасной ситуации 1 3 1

соблюдение национальной традиции 2 1 2

посещение храма, мечети и т.п. 3 2 6

уклад жизни в семье 4 4 3

личное несчастье 5 7 4

общение с верующими 6 5 7

чтение религиозной литературы 7 6 8

неспособность науки ответить на все вопросы 8 8 5

конфликты с ровесниками 9 9 10

материальные трудности 10 10 9

Важной составляющей религиозного сознания является осведомленность об основах своей религии. Если оценить знания или степень осведомленности о своей религии верующих военнослужащих по привычной «школьной» 5-балльной шкале, то можно остановиться на следующих усредненных оценках:

• знание основных ценностей своей религии (что такое хорошо, что такое плохо) - 4 (хорошо)

• знание основных норм (правил) поведения (как следует поступать, а как нельзя) - 4 (хорошо)

• знание состава и структуры Священного писания

(из скольких частей и каких глав оно состоит) - 3 (удовлетворительно)

• знание содержания книг Священного писания

(об историях и назиданиях, изложенных в этих книгах) - 3 (удовлетворительно)

Очевидно, что нормы и ценности своей религии верующие военнослужащие знают лучше, чем структуру и содержание священных книг. Можно предположить, что верующие военнослужащие пополняют собственные знания о нормах и ценностях своей религии в основном не читая священные книги, а из других источников: от священнослужителей, от других верующих, из СМИ. Стоит учесть, что эти показатели - результат самооценки каждого респондента. Учитывая отмеченную склонность респондентов к завышению самооценок

собственной религиозности, стоило бы уменьшить каждую оценку на один балл, тогда оценка информированности респондентов об основных положениях своей веры была бы более объективной.

Отмечается одинаковое отношение к общечеловеческим, религиозным ценностям (например: добро, любовь, родители и др.) и нормам поведения (например: любовь к людям, смирение, сострадание и др.) у верующих и неверующих военнослужащих. То есть плохой поступок (например, кража, злые помыслы, прелюбодеяние и др.) оценивается негативно и верующими, и неверующими одинаково, а хорошее человеческое качество единодушно оценивается положительно.

Религиозное поведение верующих военнослужащих можно охарактеризовать как редкое выполнение предписанных религией действий. Самая распространённая форма религиозного поведения военнослужащих (и верующих, и неверующих) - отмечать религиозные праздники. Самыми популярными являются Рождество Христово и Пасха (в 20 раз больше военнослужащих отмечает именно эти праздники, чем другие). У верующих мусульман самый «отмечаемый» праздник - Ураза-Байрам.

Следующим по распространенности среди военнослужащих религиозным действием является исполнение молитвы; молятся каждый день или почти каждый день 15% верующих военнослужащих. Примечательно, что 28% верующих не молятся никогда, а каждый третий (34% респондентов) затруднился с выбором ответа на вопрос о том, как часто он совершает молитву. Главным побудительным мотивом «обращения к Богу» выступает потребность поддержки в трудную минуту. Этот мотив в два-три раза весомее любого другого мотива побуждающего военнослужащего к молитве, например таких как: беспокойство за судьбу близких или потребность постоянного духовного общения с Создателем.

Больше половины всех военнослужащих (61%) носят с собой или хранят у себя символы веры - крестики, иконки, суры и т.п. (рис. 4), а ещё 20% всех опрошенных хотели бы иметь при себе (носить с собой) такие символы.

Среди верующих доля военнослужащих, хранящих у себя символы веры, составляет 69%. То, что более трети (36%) неверующих военнослужащих имеют при себе символы конкретной религии, говорит о том, что такое поведение можно считать религиозным не больше, чем проявлением традиции, культуры, дани моде. Ни одна религия не обязывает верующих всегда иметь при себе какие-либо символы религиозной веры.

Проходили обряд посвящения (крещение, обрезание) 70% всех опрошенных военнослужащих. Подавляющее большинство из них (95%) прошли

Все опрошенные Т Верующие

у/ Неверующие

Нет, не имеют

Затруднипись ответить

Да, имеют

Рис. 4. Наличие у респондентов символов религиозной веры (в %)

этот обряд ещё до военной службы, но многие при случае (накануне выполнения боевых задач, в боевом походе) повторно проходят обряды посвящения или участвуют в обрядах освящения, даже не своей веры. Только 12% верующих военнослужащих не проходили обряд посвящения в исповедуемую ими религию.

Больше половины военнослужащих (около 60%) одобряют проведение в воинских частях обрядов освящения личного состава, вооружения, военных объектов, и около 9% респондентов осуждают это. Больше всего противников у обрядов освящения оружия и вооружения (10%) и боевой техники (9%), кстати, их количество уменьшилось на 2% по сравнению с прошлым годом. Чаще находит поддержку и понимание освящение личного состава (69% - «за» и 6% - «против») и казарм, помещений (63% - «за» и 8% - «против»). Почти треть опрошенных относятся к обрядам освящения нейтрально или равнодушно.

Институциализация военных священнослужителей

Потребность в общении со священнослужителем на территории воинской части испытывает лишь каждый пятый военнослужащий (и каждый четвёртый верующий военнослужащий). Около трети из них могут регулярно обращаться к священнику в своей части. И столько же военнослужащих - 1/3 -не могут встретить священника на территории своей части для общения. Остальные, тоже 1/3, говорят, что имеют редкую возможность обратиться к священнослужителю на территории части, что сделать это непросто и сопряжено со значительными проблемами.

Скоре против Совершенно не одобряю, точно против

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к введению должности помощника командира части по работе с верующими военнослужащими» (в %)

Фото с сайта http://www.pravoslavie. ru/news/ 20638.htm

Большая часть военнослужащих поддерживает введение в воинских частях и подразделениях штатной должности священнослужителя. Среди верующих военнослужащих эта поддержка больше (рис. 5). Около трети военнослужащих затруднились определить своё отношение к введению такой должности. Среди неверующих военнослужащих около половины тех, кто не определился, а также 18% противников нововведения.

Об отсутствии в армейской среде фактов ущемления прав верующих военнослужащих заявляет подавляющее большинство военнослужащих. Тем не менее, 10% верующих военнослужащих признали, что им известны факты, когда оскорблялись религиозные чувства верующих военнослужащих. Наиболее распространёнными являются такие формы оскорбления, как: срывание нательных крестиков, словесные оскорбления верующих. В три-четыре раза реже военнослужащие, встречавшиеся с оскорблениями религиозных чувств, называют такие формы, как: запрет молиться, принуждение к исполнению ритуалов чужой религии.

Чаще всего, почти в 2/3 случаев, оскорбление исходило от офицеров и прапорщиков подразделения, части. От сержантов, старослужащих, военнослужащих другого вероисповедания, просто сослуживцев оскорбления религиозных чувств исходят в три-четыре раза реже.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Религиозность военнослужащих в своих чертах отражает религиозность всего российского общества: большая часть респондентов считают себя религиозными хотя в меньшей степени знакомы с религиозными ценностями и редко следуют нормам своей религии. На сегодняшний день в армии и на флоте практически нет конфликтов на религиозной почве (зачастую эту основу ошибочно приписывают межнациональным конфликтам и конфликтам на основе землячества). Религиозные ценности и нормы интериоризованные индивидом, а также уровень и конфессиональные характеристики религиозности очень слабо влияют на основные сферы деятельности военнослужащего, хотя это влияние всегда имеет положительную направленность.

Можно прогнозировать, что в ближайшее время (5-10 лет): будет продолжаться динамика незначительного роста степени религиозности личного состава ВС РФ; сохранится фрагментарность1 в структуре религиозности военнослужащих; возможна тенденция незначительного (на 2-3%) увеличения доли мусульман в Вооружённых силах России за счёт представителей других конфессий.

Исследования религиозной ситуации в войсках ежегодно проводит Социологический центр ВС РФ. Компетентность специалистов, высокий уровень организации этих исследований, а также отсутствие какой-либо предвзятости позволяет говорить о высокой степени достоверности получаемой социологической информации.

В условиях продолжающегося процесса институциализации «войсковых священников» командованию необходимо помнить о том, что интересы службы всегда выше интересов любых религиозных сил -организаций, деятелей, традиций. Имеет смысл сформировать кодекс «военного священника», в котором бы нашли своё отражение интересы как службы, так и самих военнослужащих, и ревностно следить за его выполнением со стороны помощников командира по работе с религиозными военнослужащими. В случаях, когда деятельность штатных представителей религиозных организаций вредит интересам службы (выполнению боевых и служебных задач, сплочённости подразделений, морально-психологической устойчивости личного состава, отдельного солдата и т.п.) немедленно принимать меры к кадровой ротации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Министра обороны РФ на совещании в Барвихе 21 июля 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.eom/religy/21jul2009/soveshchanie.html#3

2. Режепо П.А. Статистика генералов. СПб., 1903.

Фото с сайта http://kapellan. ru/page/10/

Фото с сайта http://www.zdorovprizyvnik.ru/vo enny_ravvin. Шш[

1 Когда религиозные ценности и нормы не составляют целостную систему религиозного мировоззрения в сознании личности, военнослужащего и его поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.