Научная статья на тему 'Религиозность современной молодежи: основные социальные причины возрождения'

Религиозность современной молодежи: основные социальные причины возрождения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1997
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ВОСПРОИЗВОДСТВО РЕЛИГИОЗНОСТИ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блягоз Замира Нурбиевна

В статье рассматриваются процессы воспроизводства религиозности в современном российском обществе. Анализируются социальные причины возрождения религиозности, особенности религиозного сознания молодежи на современном этапе. Приводятся некоторые результаты авторского социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary religious youth: major social causes of revival

The article examines the processes of reproduction of religiosity in contemporary Russian society. Social causes of the revival of religion, especially of the religious consciousness of young people at present stage have been analyzed. Some results of the author’s survey have been given.

Текст научной работы на тему «Религиозность современной молодежи: основные социальные причины возрождения»

УДК 316.74:2 ББК 86.3 Б-71

Блягоз Замира Нурбиевна, соискатель Адыгейского государственного университета, т.:8(918)1812727.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ:

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(рецензирована)

В статье рассматриваются процессы воспроизводства религиозности в современном российском обществе. Анализируются социальные причины возрождения религиозности, особенности религиозного сознания молодежи на современном этапе. Приводятся некоторые результаты авторского социологического исследования.

Ключевые слова: религиозность, воспроизводство религиозности, религиозное сознание

Blyagoz Zamira Nurbievna, competitor of Adygh State University, tel.: 8 (918) 1812727.

CONTEMPORARY RELIGIOUS YOUTH:

MAJOR SOCIAL CAUSES OF REVIVAL

(reviewed)

The article examines the processes of reproduction of religiosity in contemporary Russian society. Social causes of the revival of religion, especially of the religious consciousness of young people at present stage have been analyzed. Some results of the author’s survey have been given.

Keywords: religion, reproduction of religiosity, religious consciousness.

В комплексе причин воспроизводства религиозности большой удельный вес имеют социально-психологические причины. К ним относятся те чувства, настроения, эмоции, которые способствуют обращению человека к религии. Это, прежде всего продолжительные отрицательные эмоциональные состояния человека: страх, отчаяние, горе, несчастье, одиночество и т.д. Это также непосредственное воздействие религиозных представлений на чувства и настроения людей.

Среди социально-психологических причин особое место занимает чувство страха, в частности, страха смерти. Этот страх преодолевается верой в бессмертие в потустороннем мире. Страх перед болезнью, за судьбы детей, родных, близких, «господнего наказания», перед стихийными бедствиями поддерживают и оживляют религиозность в различных формах. Сохранению или оживлению религиозности может способствовать одиночество, полный или частичный разрыв (или ослабление) социальных связей. Одиночество, особенно в пожилом возрасте или во время тяжёлой болезни, усугубляет чувство страха смерти.

Социально-психологическими условиями воспроизводства религиозности для некоторых социальных и возрастных групп (и отдельных людей) являются нерешённые проблемы личной жизни. Важнейшим социально-психологическим фактором сохранения и воспроизводства религиозности является способность религии удовлетворять потребность в общении и самовыражении личности. Следует также учитывать, что верующий испытывает не только отрицательные, но и положительные эмоции. И.Н. Букина отмечает, что одной из важнейших особенностей религиозной психологии является её «способность приносить утешение, давать разрядку, снимать напряжение» [1].

Определённые предпосылки возрождения религиозности молодежи складываются в религиозной микросреде. В условиях религиозного окружения индивид усваивает стереотипы религиозного поведения, которое превращается в привычку. В распространении и закреплении религиозных идей и представлений важнейшая роль принадлежит

психологическому механизму внушения и самовнушения. Именно под их влиянием у верующих с детских лет начинает формироваться религиозный динамический стереотип поведения. По мнению Е.К. Дулумана, религиозному внушению легче поддаются дети. Наибольшая степень внушения и самовнушения достигается в ходе выполнения религиозного культа, в частности, - молитвы и религиозных таинств. С точки зрения психологии, молитва в совокупности с теми обрядами, которые её сопровождают, является не чем иным, как самовнушением религиозности.

В ходе социологического исследования, проведенного в Республике Адыгея, трем тысячам школьникам старших классов и студентам было предложено оценить наиболее важные факторы, способствующих возрождению религиозного сознания среди молодежи. Факторы по программе исследования были отобраны двух основных признаков по одинаковому количеству.

В первую группу были включены четыре фактора, имеющие по отношению к личности внешнее значение (нормальное отношение государства к религии, усиление религиозной пропаганды, углубление религиозности населения, отсутствие атеистического воспитания); во вторую группу были включены также четыре фактора, имеющие в основном внутреннюю по отношению к личности природу (отсутствие веры в нормальное будущее, жестокость, отчуждение людей друг от друга, уход молодежи от действительности, чувство отчуждения личности от общества).

Приведем оценки респондентов по ранжиру с указанием их принадлежности к указанным выше группам.

Первое место среди факторов возрождения религиозного сознания молодежи отвели фактору «нормальное отношение государства к религии» (35,93%). Власть - в общем смысле способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия. Если рассматривать власть как систему, в объеме ее составляющих и связей между ними, то общество пронизано множеством властных отношений - родительских, служебных, административных и прочих. Отношения власти нуждаются в обосновании, как для властвующего, так и для подчиняющегося, которое не всегда осознается, но постоянно востребуется на уровне морали и права, подкрепляются ощущением ответственности, зависимости, страха, благоговения, любви, стыда и так далее. Немалое значение в отношениях власти и механизмов ее действия имеют мировоззренческие, идеологические обоснования власти, в том числе религиозные.

На втором месте позиция «отсутствие веры в нормальное будущее» (32,98%,). Усиление интереса к религии и мистике, резкое повышение активности религиозных организаций произошло в результате действия объективной закономерности: всякий раз, когда в истории какого-либо государства происходит смена общественной формации, сопровождающаяся политическими, экономическими и социальными потрясениями, отмечается всплеск религиозности, в том числе религиозного фанатизма и мистицизма.

Третье место заняла позиция «жестокость, отчуждение людей друг от друга» (29,80%). Одной из основных социальных форм, отчуждающих человеческую сущность, выступает «человеком» же созданное социальное явление - религия, религиозность вообще и существование различных направлений религии в частности. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далекие времена, первобытная религия - порождение мифологического этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных, семейных и производственных отношений, начального состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире... Религия не могла не появиться у «человека разумного» уже на самой первой ступени формирования его разумности. Ни один из известных науке народов не миновал этой обязательной стадии становления духовной культуры». Однако эта духовная культура с момента начала формирования своей непосредственной сущности стала приобретать отрицательную социальную нагрузку, которая в дальнейшем выросла в существенную преграду

действительному становлению человеческой культуры, процессу социализации, то есть процессу очеловечивания животной сущности человекоподобного существа. Религия всегда была одновременным проявлением силы и слабости, прогресса и отсталости. «Христианству нужна не радость, а страдание, ибо если в мире все хорошо, то зачем тогда Бог. Фактически, несмотря на высокие слова о любви, прощении и доброте, дискурс религии направлен на производство страдания». Сегодня религия снова принялась ограничивать человеческую и без того одностороннюю цивилизацию, замораживая потенциальный интеллект общества (особенно его будущего - молодежи). Она отчуждает человека и все более отдаляет от своей потенциальной сути: отнимает свободу мышления, свободу действия (свободу проявления действительно-человеческой воли) и соответственно мешает утверждению трудового человека. Сторонники религии искусственно поддерживают насилие в товарно-денежном обществе, покровительствуют власть имущим. И только тогда, когда частнособственнические совокупные социальные отношения пройдут полное опосредствование и самоотрицание, религия начнет сходить на нет.

Четвертое место - «усиление религиозной пропаганды» (29,42%,). Религиозная пропаганда занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Разновидностями являются производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах.

Пятое место - «уход молодежи от действительности» (29,02%). В современных условиях российского общества, вследствие политических и социально-экономических изменений, значительного социального расслоения, молодежь оказывается в зоне риска, прежде всего, с точки зрения реализации выбора и возможностей - как личностных, так и профессиональных. С одной стороны, молодежь представляет собой наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления социальной и профессиональной восходящей социальной мобильности. С другой стороны, из-за сильного социального, материального, территориального неравенства возможностей получения образования и самореализации такие перспективы имеют далеко не все молодые люди. В отношении молодежи также следует отметить, что состояние социальной эксклюзии влечет отчуждение, уход от действительности, разнообразные формы девиантного поведения. Таким образом, возникает цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений, когда социальное бессилие определенных категорий молодежи является одновременным следствием трансформации и причиной, продуцирующей новые фазы социальной эксклюзии. Так появляются различные социальные категории молодых людей - группы с низким социальным статусом, депривилегированные, социально-отверженные группы - оказавшиеся жертвами системного кризиса. Значительная часть их, повинуясь чувству социального протеста или в поисках смысла жизни, попадает в экстремистские организации, тоталитарные секты.

Следующая позиция - «углубление религиозности населения» (25,98%). Называя углубление религиозности позитивной религиозной поляризацией, а возрастание нерелигиозности и упадка институциональных религий - негативной религиозной поляризацией, П. Сорокин полагает, что она осуществляется за счет привычной, рутинной, несколько поверхностной религиозности большинства [2] Одна часть этого большинства уступает давлению гигантского пресса антирелигиозных сил, другая -благодаря чрезвычайному усилию очищается и одухотворяется. Полярности нейтрализуют друг друга, предотвращая или отвращая на неизвестный срок кремацию человечества [3].

Седьмое место занимает позиция «чувство отчуждения личности от общества» (16,88%). Отчуждение понимается как абсурдность и произвол, а к его жертвам в равной мере относят представителей самых различных слоев общества, переживающих

отчужденное состояние как бессмысленность собственного бытия. Очень часто отчуждением объясняются утрата человеком себя, веры, ценностей, отчаяние, страх, дезорганизация.

Далее идет позиция «отсутствие атеистического воспитания» (15,73%). Атеистическое воспитание - целенаправленное, планомерно организованное воздействие на отдельного человека или на группу людей, обеспечивающее формирование у них научного мировоззрения и коммунистической морали, глубокой коммунистической убежденности и высокой социальной активности.

Таким образом, внешние государственные, общественные факторы, как свидетельствует молодежь, синхронно отразились на пробуждении внутренних установок религиозности.

Литература:

1. Шудрик И.А. Социально-психологическая детерминация религиозности. Харьков, 2006. С. 119-120.

2. Сорокин П. Тенденции нашего времени. М., 1997. С. 198.

3. Сорокин П. Тенденции нашего времени. М., 1997. С. 214.

References:

1. Shudrik I.A. Social-psychological determination of religiosity. Kharkov, 2006. P. 119120.

2. Sorokin P. Trends of our time. M., 1997. P. 198.

3. Sorokin P. Trends of our time. M., 1997. P. 214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.